Непрочитанное сообщение
Сармат » Чт май 24, 2018 2:58 pm
Знакомство людей с полынью состоялось очень давно.
Уже древние египтяне знали об этом растении. Оно упоминается в так называемом «папирусе Эберса», составленном в 1550 году до н. э.
Символом горечи и печали называли полынь греческие врачи Теофраст и Диоскорид. Ей приписывали также много необыкновенных свойств. Плиний Старший, например, вполне серьезно заверял, что если путник привяжет к ноге пучок полыни, то не почувствует усталости. А если положить траву под голову, то можно, оказывается, быстрее уснуть.
Диоскорид добавлял сок полыни к чернилам – таким оригинальным способом пытались уберечь записи от мышей и крыс.
Римляне верили, что с помощью горькой полыни можно усмирять строптивых женщин.
А мореплаватели брали с собой полынь, чтобы избежать морской болезни
Латинское название полыни – Artemisia absinthium L. Считают, что оно происходит от имени греческой богини Артемиды. Средневековый поэт Псевдо-Макр (его настоящее имя и время жизни не установлены) в приписываемой ему медико-ботанической поэме «О свойствах трав» не случайно начал свой рассказ о целебных свойствах растений с полыни, называя ее «матерью многочисленных трав»:
Свойства различных трав я в поэме воспеть собираюсь
И справедливым считай начать с Артемизии; это
Мать многочисленных трав, нареченная греческим словом.
Действие этой травы, говорят, открыла Диана,
Что Артемидой зовется у греков; отсюда названье
Эта имеет трава, получив открывателя имя.
Вторая часть названия растения «абсинтиум» в переводе с греческого означает «горькое, но целебное средство». Врачи Древней Греции и Рима применяли полынь для лечения различных заболеваний. Квинт Серен Самоник, описывая средства для желудка и пищеварения, называет и это растение:
Или берут две части полыни, третью же – руты
С влажной селиквой, и все выпивают с водой кипяченой.
Иль молоко от носящей козы с семенами укропа;
Также вареный полей по-дружески помощь окажет.
В виде питья и припарок и уксус полезен желудку.
Авл Корнелий Цельс в книге «О медицине» при воспалениях печени советовал наложить на больное место «припарки, прежде всего успокаивающие боли, затем горячие, рассасывающие; хорошо к ним добавить ирис или полынь... Полезно также принимать пилюли, составленные из растертых в порошок и смешанных с медом полыни и перца». Полынь также принадлежала к средствам, которые рассеивали «то, что скопилось в какой-либо части тела».
В античные времена полынь лечила женские болезни, применялась как мочегонное средство и при почечнокаменной болезни, с вином ее давали пить при «царской болезни» (желтухе), отравлениях опием, плохом аппетите. Плиний Старший рекомендовал при заболеваниях щитовидной железы прикладывать к зобу растертую и смешанную с салом полынь. Плиний сообщает и такое: «Если на праздниках латинян состязаются квадриги и победитель на Капитолии выпивает полынь, - я полагаю, что по решению старших в качестве почетной награды ему достается здоровье». Заметим, что в празднества римляне устраивали состязания в беге колесниц, запряженных четверкой лошадей. Победителя сажали в кресло, установленное в древнейшем святилище Рима – храме Юпитера Капитолийского (он стоял на одном из семи холмов города), и подносили ему кубок с вином, настоянным на полыни. «И аромат, и букет у такого вина превосходны», - считали в старину и рекомендовали пить это целебное средство при многих болезнях. Потому и достойной наградой победителю был чудо-напиток, ибо он дарил здоровье, которое, как верно заметили древние, «и целого мира дороже». Именно это обстоятельство и имел в виду Плиний Старший.
Секрет полынного вина дошел и до наших дней. Кстати, вина типа вермут получают настаиванием на полыни и некоторых других травах, а само слово «вермут» переводится с немецкого как «полынь».
В средние века многие врачи широко пользовались этим популярнейшим средством. Полынь горькую еще в XI веке разводили в монастырских садах Западной Европы - листья травы использовали для приготовления горькой настойки – абсента, а также в лечебных целях. Одо из Мена пишет, что растение гонит глистов и смягчает желудок, вместе с ирисом «грудь удивительно лечат полынью», а выпитая с уксусом, она помогает селезенке.
Применяли полынь при отравлении грибами, цикутой, ядовитых укусах животных. Есть в поэме «О свойствах трав» и такие сведения о ней:
Если же с медом намазать, глазам возвращается зоркость.
Тем же путем наложить, - синяки извести помотает;
Если заложены уши, - очистятся паром полынным;
Если же сукровица в них, - наложи ее тертую с медом.
С медом и содой она помогает всегда при ангине.
Тертая, славно она помогает при свежих раненьях;
Лечит и язвы она, коль вершки ее сверху наложишь;
Также при зуде отвар помогает, ее согревая;
Муки болезни морской никого не заставит терзаться,
Заблаговременно если полынь и вино принимают.
Живший на три столетия раньше, чем Одо, Валафрид Страбон из Рейхенау сочинил поэму «О культуре садов», в которой описал свойства 23 лекарственных растений из фармацевтического сада аббатства Рейхенау. Поэма была написана на основе античных источников, однако не лишена и личного опыта автора, который посчитал нужным зафиксировать это в своем сочинении: «Это не только молва мне открыла, что всюду известно, и не одно лишь богатство, из книг извлеченное древних, но прилежание и труд...»
О полыни горькой Страбон говорит:
Жажды пожар унимает и гонит она лихорадку
Также еще, заслужив одобренье за качество это,
Если же, кроме того, у тебя заболит нестерпимо
Вдруг голова иль совсем истерзает головокруженье,
Силу ее испытай; отварив зеленые листья
Горькой полыни, затем это средство из емкой посуды
Вылей и тем же отваром облей высокое темя.
«Полынь – лекарство открывающее и вяжущее, и вяжущее свойство сильнее ее горечи», - писал об этом растении Авиценна, советуя применять ее в различных случаях, особенно при расстройствах органов пищеварения. «Горькая полынь восстанавливает аппетит, это прекрасное, удивительное лекарство для аппетита, если пить ее отвар и выжатый сок десять дней, каждый день по три обола (обол – мера веса в 0,708 грамма). Полынное вино укрепляет желудок и оказывает другие полезные действия, а полынь сама по себе, особенно если пить ее выжатый сок десять дней, каждый день по три укийи (укийя - 29,75 грамма), помогает от желтухи и от водянки».
Из полыни горькой Авиценна и его современники готовили тесто с водой, - оно помогало от крапивницы. В виде лекарственной повязки или питья ее давали при «внутренних затвердениях». Лекарственные повязки из полыни кладут на печень, желудок и бок, и они помогают от боли в этих органах. Что касается печени и бока, то здесь полынь применяют в виде восковой мази с маслом хны, а для желудка – с розовым маслом или в смеси с розой». Считали, что пары полыни полезны при боли в ушах, из травы делали повязку при застарелом воспалении глаз, кровоизлияниях в глазное яблоко. Ее выжатый сок давали пить при лихорадке. Между прочим, давали и такой совет: если отвар полыни выпить перед тем, как пить вино, то он «поможет от похмелья».
Полынь входила в состав многих лекарственных прописей. Она являлась непременным компонентом сложнейшего состава – шалиссы, который применялся при параличе, эпилепсии, отравлениях, нарушениях деятельности сердца и других заболеваниях. Сам Авиценна изобрел немало лекарств, в том числе так называемую «лекарственную кашку большого терьяка», в которую, помимо горечавки, мелиссы, корицы, аира, шафрана и добрых полутора десятков других компонентов, входила и горькая полынь. Такое снадобье, как утверждал его автор, «веселит душу и укрепляет ее, бодрит и укрепляет тело». Добавляли полынь и в «индийское лекарство, помогающее от холодного расстройства натуры и слабости желудка» - большой замихран. Входило растение в состав различных лепешечек, пилюль, глазных мазей, лекарственных повязок. Из полыни горькой готовили и сироп. Брали травы сто весовых частей, вина – триста и выжатого сока айвы – триста частей, полынь размачивали в вине и соке в течение трех дней, добавляли сто частей меда и сгущали на огне. По другим источникам, полынь настаивали в виноградном соке два-три месяца, предварительно завязав ее в тряпицу. Такое средство давали для укрепления желудка, при заболеваниях печени и почек, при желтухе, плохом аппетите, медленном переваривании пищи.
Восточная медицина знала и полынное масло, которое рекомендовали для согревания и укрепления «холодных органов». Брали примерно килограмм кунжутного масла, наливали его в стеклянную посуду, клали туда две укийи полыни и выставляли на 40 дней на солнце.
Авиценна и другие врачи его времени в своей практике, как уже отмечалось, широко использовали достижения античной медицины. Поэтому во многих случаях и европейские медики, и представители арабских школ повторяли прописи Гиппократа, Теофраста, Диоскорида, Галена, Плиния Старшего, добавляя собственные наблюдения и приемы лечения заболеваний, обогащая опыт предшественников.
Человечеству были известны и другие способы борьбы с недугами. Родились они в древнем Китае. Еще в VIII веке до нашей эры, задолго до рождения «отца медицины» Гиппократа, в одном из трактатов говорилось: «В настоящее время болезни излечиваются двумя способами – внутренним (прием лекарств) и наружным (применение каменных игл)». Более трех тысячелетий китайцы используют метод иглоукалывания и прижигания, названный чжень-цзютерапией. Китайская медицина считает, что на теле человека насчитывается около 600 особых жизненных точек, воздействием на которые древние врачи направленно влияли на отдельный орган или весь организм. В период правления династии Сун (960-1279 гг.) в качестве пособия были отлиты две медные фигуры человека в натуральную величину, на поверхности которых были высверлены отверстия, соответствующие «жизненным точкам».
Первоначально для иглоукалывания применялись каменные иглы, затем их начали делать из золота и серебра. Китайцы также установили, что воздействовать на точки можно не только при помощи игл, но и нагреванием их. А чем нагревать тело? Для этого начали делать специальные «сигареты». Наиболее подходящим наполнителем для них оказалась полынь – она тлеет очень медленно, долго сохраняет тепло. Кроме того, китайские медики полагали, что полынь и другие травы при сгорании выделяют божественные силы, сжигающие саму болезнь. Современные исследования показали, что при сжигании полынной «сигареты» длиной около 20 сантиметров и диаметром один-полтора сантиметра возникает инфракрасное излучение и температура достигает 550 градусов по Цельсию. Сегодня разгаданы также многие «секреты» чжень-цзю-терапии, хотя механизм такого многогранного действия иглоукалывания и прижигания окончательно не выяснен.
"Успехи будущего лежат в неудачах прошлого"