Аудумла – мать всех

Аватара пользователя
Thorkild
Сообщения: 521
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 9:26 pm

Аудумла – мать всех

Непрочитанное сообщение Thorkild » Пн янв 29, 2018 6:46 am

В древнескандинавской мифологии корова Аудумла – одно из первых живых существ, появившихся в мире. При этом более корректный вариант произношения ее имени, транскрибированный на русский язык, звучит как Аудумбла, потому что оригинальное написание слова выглядит следующим образом – «Audhumbla». Однако нужно учитывать, что это вовсе не древнескандинавский вариант (хотя именно так утверждают многие «источники»), слово «Audhumbla» сохранилось лишь в шведском, причем его этимология не имеет общепринятой трактовки.
Изображение
Главная Боги Ангрбода Бальдр Велунд Вили и Ве Имир Квасир Локи Мимир Норны Один Сиф Тор Тюр Утгарда-Локи Фарбаути Фрейр Фрейя Фригг Хёд Хеймдалль Хермод Храбрый Эгир Бестиарий Аудумла Белка Рататоск Валькирии Вафтруднир Гери и Фреки Ермунганд Ётуны Инеистые великаны Нидхёгг Пес Гарм Свадильфари Слейпнир Сурт Фенрир Хугин и Мунин Эйнхерии Символика Агисхьяльм Валькнут Вегвизир Гальдраставы Трискелион Трикветр Эпос Младшая Эдда Старшая Эдда Песнь валькирий Перебранка Локи Прорицание вёльвы Пророчество Грипира Рагнарек Речи Гримнира Речи Фафнира Фимбульвинтер Артефакты Глейпнир Гуллинбурсти Гунгнир Гьяллархорн Драупнир Мьельнир Нагльфар Миры Биврест Вальхалла Иггдрасиль Асгард Альвхейм Ванахейм Свартальвхейм Мидгард Муспельхейм Нифльхейм Ётунхейм Хельхейм Утгард Руны Руны. История и применение Рунескрипты Рунические атты Футарк Банд-руны Альгиз Ансуз (Асс) Виньо Беркана Гебо Дагаз Ингуз Иса Йера Кано Лагуз Манназ Наутиз Одал Перт Райдо Руна Одина Соулу Тейваз Турисаз Уруз Феху Хагалаз Культура Асатру Берсерк Блот Гокстадский корабль Драккар Лейф Счастливый Кровавый орел Нитсшест Норвежский язык Один - бог повешенных Рогатые шлемы викингов Сейд Скидбладнир Тинг и альтинг Харальд Прекрасноволосый Хирд Хольмганг Хускарлы Аудумла – мать всех В древнескандинавской мифологии корова Аудумла – одно из первых живых существ, появившихся в мире. При этом более корректный вариант произношения ее имени, транскрибированный на русский язык, звучит как Аудумбла, потому что оригинальное написание слова выглядит следующим образом – «Audhumbla». Однако нужно учитывать, что это вовсе не древнескандинавский вариант (хотя именно так утверждают многие «источники»), слово «Audhumbla» сохранилось лишь в шведском, причем его этимология не имеет общепринятой трактовки. Согласно наиболее популярной версии слово «Аудумбла» происходит от древнескандинавских основ «audr», что значит «богатство» и «humala», что можно перевести как «безрогая». При этом понятие «богатство» в древнескандинавском языке действительно семантически взаимозаменяемо с понятием «корова» (очевидно потому, что скот являлся признаком достатка). Факт «безрогоски» скота подтверждается тем, что в работе «О происхождении германцев» римский историк Тацит пишет, что у племен Северной Европы домашний скот действительно лишен рогов (вероятно, речь здесь идет об Аурохе, предположительно безрогом крупном животном, напоминавшем быка, которое было истреблено в Позднем Средневековье). И хотя версия выглядит правдоподобной, не стоит забывать, что в плане перевода оригинальной формы «Audhumbla» это всего лишь гипотеза. Корова Аудумбла в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона упоминается лишь единожды, практически в самом начале части «Видение Гюльви». На вопрос Ганглери о том, где жил первый инеистый великан Имир и чем он питался, Высокий (Один) ответил, что «когда растаял иней» (причем неясно, о каком именно явлении идет речь, вероятно – имеется в виду Эливагар, где родился и сам Имир), из оттаявшей воды появилась корова Аудумла. Далее Высокий поясняет, что из вымени коровы текли четыре молочные реки, из которых и питался великан Имир. На последующий вопрос Ганглери о том, чем же питалась сама Аудумла, Высокий отвечает, что корова лизала покрытые именем куски соли (многие исследователи склонны полагать, что данная метафора обозначает звезды). В итоге, к концу первого дня (вероятно, речь идет вовсе не о земных сутках) корова Аудумла «вылизала» из куска соли волосы. На второй день кроме волос появилась голова, а на третий день из соляного куска возник «человек», великан Бури, дед трех первых асов – Одина, Вили и Вё. Неизвестно, что стал с Аудумлой впоследствии. Теоретически она погибла в крови Имира, ведь, как сказано в эддических текстах, тогда погибли все, кроме Одина, Вили, Ве и прародителя ётунов Бергельмир. Любопытно отметить, что в «Старшей Эдде» этого эпизода нет, и Аудумбла больше не появляется ни в одном эддическом тексте. То есть нужно понимать, что любые сторонние сведения об этом мифологическом персонаже являются надуманными. Некоторые исследователи полагают, что в образе коровы Аудумлы скрыт архетип матери-земли, который отчасти прослеживается в описании западногерманской богини Нерта (ее повозка запряжена коровами). Однако данная гипотеза не имеет достаточно обоснования, как и аналогии с другими культурами, где коровы почитались как священные животные. Гораздо вероятнее, что Аудумбла – не архетип, а метафорическая модель мироздания. Ведь четыре молочные реки, вытекающие из ее вымени, вполне могут быть четырьмя рукавами галактики Млечный Путь (как минимум, это наиболее очевидная и адекватная аналогия). И хотя существовали попытки «увязать» корову Аудумлу с различными созвездиями, это уже область сугубых предположений. Тем не менее, важность этого образа очевидна, ведь Аудумбла фактически вскормила Имира собственным молоком, подобна матери. А так как Имир фактически есть все сущее (так как из его тела был построен мир), то корову Аудумлу справедливо назвать прародительницей, матерью всего и всех. Данная версия является, в частности, доминирующей среди современных направлений асатру.

Источник: http://runarium.ru/audumla
© runarium.ru

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость