
Один. Иллюстрация работы Якоба Сигурдссона из исландской рукописи SÁM 66 77r (1765-1766)
Один (др.-сканд. Óðinn): в скандинавской мифологии (основном источнике наших сведений об этом божестве) — бог мудрости и знания, смерти, битв и боевого неистовства, королевской власти, магии, врачевания, виселиц и повешенных, поэзии, вдохновения и рунического алфавита; муж богини Фригг. Одина почитали и другие германские племена — под именами «Воден» (др.-англ. Wōden), «Водан» (др.-сакс. Wōdan), «Вуотан» или «Вотан» (др.-верх.-нем. Wuotan, Wōtan), восходящими к реконструированному протогерманскому теониму *wōđanaz.
Один часто упоминается в письменных источниках на протяжении всей документированной истории германских народов — со времен римской оккупации некоторых германских земель и до эпохи викингов. Имя Одина по сей день фигурирует в деревенском фольклоре некоторых регионов Европы и входит в состав многих топонимов в областях исторического расселения германских народов. Кроме того, имя Одина в том или ином варианте сохраняется в названии среды (дня недели) во многих германских языках, включая английский.
В древнеанглийских письменных памятниках Один занимает особое место как эвгемеризованный предок королей. У других германских народов, в том числе у лангобардов, он тоже нередко выступает основателем королевских династий. Различные формы его имени часто встречаются в германских хрониках, хотя основные мифологические сюжеты с участием Одина содержатся лишь в древнескандинавских источниках, записанных в Исландии около XIII века.
В древнескандинавских текстах Один изображается одноглазым и длиннобородым. Его излюбленное оружие — копье по имени Гунгнир. Он носит плащ и широкополую шляпу и ездит верхом на восьминогом жеребце Слейпнире, который способен нести седока по небу и спускаться в подземный мир. Нередко Одина сопровождают животные-спутники: волки (Гери и Фреки) и вороны (Хугин и Мунин), которые приносят ему вести со всего света. Один — сын Бестлы и Бора; у него двое братьев — Вили и Ве. Он — отец многочисленных сыновей, самые знаменитые из которых — Тор (рожденный от Одина великаншей Йорд) и Бальдр (сын Одина и Фригг). У Одина много десятков имен и кеннингов. В мифах он нередко выступает как искатель мудрости и тайного знания, принося ради этого великие жертвы и нередко скрываясь под чужим обличьем (как в сюжете о похищении меда поэзии). Он бьется об заклад со своей женой Фригг о том, чем закончатся те или иные его похождения. Он обращается за советами к отрубленной голове мудреца Мимира, поддерживая в ней жизнь при помощи магии и волшебных трав. Он принимает участие в сотворении мира, вместе со своими братьями убивая первозданного исполина Имира и наделяя жизнью первых людей (Аска и Эмблу). Он же подарил человечеству руны и поэзию (и на этом основании исследователи приписывают ему черты культурного героя).
С Одином ассоциируются валькирии — женские духи, витающие над полем битвы и прислуживающие в чертоге Одина, Вальгалле, куда он забирает половину всех воинов павших в бою (эйнхериев). Другая половина достается Фрейе и обитает в ее чертоге Фолькванг. В день Рагнарёка Один поведет эйнхериев в битву против сил тьмы и погибнет в пасти чудовищного волка Фенрира.
В более позднем фольклоре Один ассоциируется с праздником Йоль и выступает как предводитель Дикой Охоты — призрачной кавалькады мертвых всадников, мчащейся по зимнему небу. Кроме того, он тесно связывается с магическими заговорами и прочими разновидностями колдовства (особенно в древнеанглийских и древнескандинавских источниках).
Одину посвящено множество научных исследований, в которых выдвигались различные теории его происхождения. Некоторые исследователи сосредоточиваются на особых связях между Одином и другими персонажами мифов: одни отмечают этимологическое тождество имен Одина и Ода (Óðr), мужа Фрейи (и то обстоятельство, что жена Одина, Фригг, во многом схожа с Фрейей); другие рассматривают взаимосвязи между Одином и Локи. Нередко задаются вопросом о месте Одина на хронологической шкале: следует ли искать истоки этого божества в протоиндоевропейской религии или же культ Одина возник позднее, в древнегерманском контексте?
В Новое и Новейшее время образом Одина вдохновлялись многие поэты, писатели, музыканты и художники. В современном северном язычестве его почитают наряду с другими божествами древнегерманских народов; существуют также религиозные течения, сосредоточенные почти исключительно на культе Одина.
Этимология, варианты имени и название среды (дня недели)
Древнескандинавский теоним Óðinn и родственные ему имена, такие как древнеанглийское Wōden, древнесаксонское Wōdan и древневерхненемецкое Wuotan, происходят от реконструированного протогерманского теонима *wōđanaz. Это имя существительное мужского рода, в свою очередь, восходит к протогерманскому прилагательному *wōđaz, родственному латинскому vātēs и древнеирландскому fáith (оба эти слова означают «прорицатель, провидец»). В числе имен прилагательных, произошедших от *wōđaz — готское woþs («одержимый»), древнескандинавское óðr («безумный, неистовый, яростный») и древнеанглийское wōd («безумный»)[1].
Прилагательное *wōđaz (или *wōđō) впоследствии подверглось субстантивации и стало источником древнескандинавского имени существительного óðr («ум, разум, душа»)[2], древнеанглийского ellen-wōd («рвение, пылкость»), средненидерландского woet («безумие»; ср. современное нидерландское woede, «гнев») и древневерхненемецкого wuot («сильное волнение, возбуждение»). Кроме того, от *wōđaz произошло имя существительное женского рода *wōđīn, а от него, в свою очередь, — древнескандинавское существительное æði («ярость, гнев») и древневерхненемецкое wuotī («безумие»). Слабый глагол *wōđjanan, также восходящий к прилагательному *wōđaz, породил в германских языках такие глаголы, как древнескандинавский æða («бушевать, яриться»), древнеанглийский wēdan («безумствовать, неистовствовать»), древнесаксонский wōdian («бушевать, яриться») и древневерхненемецкий wuoten («безумствовать, бушевать, яриться»)[3].
В источниках зафиксировано более 170 имен и прозваний Одина. Одни из них описывают атрибуты этого бога, другие отсылают к мифам с его участием, третьи — к связанным с ним религиозным практикам. По количеству имен Один превосходит всех богов, известных германских народам[4].
Современное английское название среды (дня недели), Wednesday, происходит от древнеанглийского wōdnesdæg («день Водена»). Родственные этому названия среды обнаруживаются и в других германских языках, например, средненижненемецкое wōdensdach (современное нидерландское — woensdag) и древнескандинавское Óðinsdagr (современное датское, норвежское и шведское — Onsdag). Все эти слова происходят от протогерманского *Wodensdag — германской интерпретации латинского Dies Mercurii («День Меркурия»). В древневерхненемецком название, произведенное от имени Одина, было замещено переводом церковно-латинского media hebdomas («середина недели»); отсюда — современное немецкое название среды, Mittwoch[5].
Один в источниках
От эпохи Римской империи до Великого переселения народов
Древнейшие письменные сведения о германских народах сохранились в трудах римских авторов, нередко упоминающих Одина под именем римского бога Меркурия (следствие процесса, известного как interpretatio romana: на основании сходства некоторых характеристик и функций боги других народов отождествлялись с божествами римского пантеона). Первое определенное упоминание такого рода мы находим у римского историка Тацита, в трактате конце I века н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии». Рассказывая о религии свевов (союза восточногерманских племен), он сообщает:
Из богов они больше всего чтят Меркурия и считают должным приносить ему по известным дням в жертву также людей. Геркулеса и Марса они умилостивляют закланиями обрекаемых им в жертву животных[6].
К этому Тацит добавляет, что некоторые свевы также поклоняются «Изиде». Под «Меркурием» здесь следует понимать Одина, а под «Геркулесом» и «Марсом» — Тора и Тюра соответственно. По вопросу о том, кто такая свевская «Изида», до сих пор ведутся споры[7].
Энтони Бирли отмечает, что это поверхностное отождествление Одина с Меркурием не имеет отношения к классической роли Меркурия как вестника богов, но, вероятно, связано с ролью Меркурия как психопомпа. Однако это отождествление могло объясняться и другими причинами: возможно, уже в тот период Одина, как и Меркурия, изображали с посохом и в шляпе, а потому его могли принять за бога торговцев. Так или иначе, оба они представлялись божествами-странниками и могли восприниматься как схожие по своим функциям, хотя Один в германском пантеоне обладал более высоким статусом, чем Меркурий — в римском[8].
Фраза Тацита «Из богов они больше всего чтят Меркурия…» — точная цитата из «Записок о галльской войне» Юлия Цезаря (I век до н.э.), однако Цезарь писал о галлах, не принадлежавших к числу германских племен:
Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств; он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам[9].
По поводу германцев Цезарь заявляет: «Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, — именно: в солнце. Вулкана и луну; об остальных богах они не знают и по слуху»[10]. Однако современные исследователи отвергают это мнение как очевидно ошибочное[11].
Несмотря на то, что английские королевства подверглись христианизации уже к VII веку, Один часто фигурирует в родословных древнеанглийских королей как основатель династии[12]. Кроме того, несколько раз он упоминается, прямо или косвенно, в дошедших до нас памятниках древнеанглийской поэзии: в «Заговоре девяти трав» и, возможно, в древнеанглийской рунической поэме. Предполагают, что упоминание об Одине содержится в одной из загадок в древнеанглийской поэме «Соломон и Сатурн». Кроме того, Один (Воден) упоминается в древнеанглийской гномической поэме «Максимы I», в аллитерационной фразе «Woden worhte weos» («Воден творил кумиров»), где он противопоставляется христианскому Богу[13].
В «Заговоре девяти трав» Один предстаёт как убийца змея, или дракона (wyrm), сражающий его девятью «побегами славы». Это стихотворение, дошедшее до нас в составе рукописи XI века, называют «одним из самых загадочных древнеанглийских текстов»[14]. В строфе, содержащей упоминание Одина (Водена), говорится:
Wyrm com snican, toslat he man;
ða genam Woden VIIII wuldortanas,
Sloh ða þa næddran, heo on VIIII tofleah.
Крадучись червь пришел, но не сгубил никого он,
Воден взял эти стебли, девять побегов славы,
И от удара аспид на девять [частей] распался.
В следующей строфе говорится о сотворении двух целебных трав — кервеля и фенхеля: утверждается, что некий «мудрый владыка» (witig drihten) создал их, когда висел в небесах, а затем ниспослал человечеству. Билл Гриффит отмечает по этому поводу: «В христианском контексте под “висением на небесах” должно подразумеваться распятие; но памятуя о том, что всего несколькими строчками выше упоминался Воден, здесь есть и параллель с Одином — возможно, более точная, потому что его повешение ассоциируется с обретением знаний»[15].