Эльфы в именах
Добавлено: Вс июл 01, 2018 9:07 pm
Процесс мифотворчества, изменения мифов и легенд под влиянием различных обстоятельств, был рассмотрен (в общем) в статье «Причуды мифологии». Очень сложно найти то зерно истины, что лежит в основе каждого сказания или легенды по истечении множества тысячелетий. Но это не значит, что указание на изначальное отношение общества к тому или иному явлению сегодня полностью отсутствует, что ныне существующие легенды и сказки – это всё что у нас есть, и мы ничего не можем узнать о том, что забыто.
На самом деле имеется целый пласт свидетельств, в которых сохранились не только изначальные понятия как таковые, но и свидетельства о ныне утраченных сказаниях. Этот пласт – имена.
Утраченные имена – утраченные сказания
С появлением новой веры многие народы лишились большинства оригинальных имён. В скандинавских странах дело обстояло несколько иначе - скандинавы с трудом воспринимали христианские имена. Несмотря на принятие христианства, имя, данное при крещении, либо игнорировалось, либо, как на первых порах в Древней Руси, хранилось в тайне.
Особенно трудно христианские имена принимались среди воинской аристократии, где ими нарекали редко и в основном незаконнорожденных детей. «Выбор имени для легитимного наследника во многом был предопределен заранее - представитель династии должен был быть назван в честь деда, прадеда или другого близкого родича по отцовской линии, причем в интересах правящей семьи было обеспечить максимальную прозрачность своего выбора. Напротив, выбор имени для побочного сына не был в такой степени стеснен и регламентирован По использованию оригинальных древних имён впереди всех народов Европы стоят исландцы. И что касается традиций, то пожалуй именно в Исландии они сохраняются как нигде и охраняются законом. § 1 исландского закона № 54 от 27 июня 1925 г. гласит: «Каждый человек должен называться каким-либо исландским именем, либо двумя именами, и знать отца или приемного отца, мать и всегда писать имя и отчество в одном и том же виде в течение всей своей жизни». А следующий пункт, § 2 того же закона, не менее категорично устанавливает: «Никто не должен брать себе фамилию в нашей стране». Таким образом, бесфамильность исландского общества, опирающегося на тысячелетнюю традицию, консервируется, а оригинальные имена сохраняются и используются.
Пожалуй, следует дать краткое пояснение, чем же так ценно и важно имя как историческое свидетельство.
Наука антропонимика - раздел ономастики – посвящена именам собственным. Зачастую исторические процессы можно более точно прочитать по именам, чем по археологическим находкам. Проблемы теории имени разрабатывали в своих трудах представители разных наук: Флоренский П.А., Лосев А.С., Булгаков С.Н., Бондалетов В.Д., Веселовский С.Б., Степанов Ю.С., Суперанская А.В., Суслова А.В., Волкова Н.Г., Лавров Л.И., Замятин Е., Гуриев Т.А., Зухба С.Л., Хигир Б.Ю., Лахути Д. – всех не перечесть.
До принятия в различных культурах иноязычных имён процесс имянаречения был не только более прозрачен, но и более значим. Вера, Надежда, Любовь, Любомир, Ярополк… имена говорят сами за себя и не требуют расшифровки. В каких-то странах сохранилось больше древних имён, в каких-то – меньше. Какие-то имена выходят из употребления, встречаясь только в старинных текстах, какие-то существуют по сей день, сохраняя своё значение, притом, что порой сам обладатель имени не задумывается над смыслом, воспринимая имя как набор звуков.
Как встарь, так и сейчас, общество очень чутко реагирует на сочетание имени и выдающихся качеств его обладателя. Такие социальные явления как популярность имени, отражают влияние личности или личностей, его носивших. Возрастающая популярность имён ничуть не хуже социологического опроса показывает умонастроения населения.
Массовая популярность какого либо имени – не уникальное явление, и явление не только современное, когда средства массовой информации создают определенное отношение к именам «Джордж, Барак, Дженифер, Владимир, Дмитрий» и т.д. В далёком прошлом на популярность имён влияли самые различные факторы – религия, верования, мифы, легенды, встречи с удивительными явлениями, и т.д. Имена всегда обладали той или иной степенью популярности в различных культурах, теряли или обретали завоёванные позиции со сменой эпох, выходили из употребления и иногда на кратких срок возвращались. Но выживали всегда самые стойкие, самые значимые, те, которые несли в себе некий глубокий историзм, неразрывно связанный с культурой народа. Именно такие имена пережили утрату общепонятного смысла и не исчезли из ономастикона.
Сегодня, на бытовом уровне, имени уже не придаётся того значения, которое вкладывалось в процесс имянаречения тысячу, две и более лет назад. И все же, родители, выбирая имя ребенку, обращают внимание на его значение, как встарь, придерживаясь того мнения, что имя влияет на судьбу. Если не учитывать эзотерический подход, а обращаться только к строго научным фактам, то влияние имени на судьбу можно считать доказанным по крайне мере для древних культур. Так, в скандинавской культуре, ребенок, не признанный отцом, мог остаться вовсе без имени, имя следовало «подтверждать» в жизни – соответствовать ему, имя указывало на статус и несло в себе столько нюансов, что отрицать его влияние (в плане отношения общества к носителю того или иного имени) невозможно. Как раньше, так и теперь, обладателю имени со смыслом «умный», «храбрый», «красивый» предпочтительнее соответствовать ему, а не являть прямо противоположные качества, вызывая насмешки окружающих.
Поскольку речь пойдёт о скандинавских именах, перекочевавших в другие культуры, именах, которые повествуют об эльфах и отношении к эльфам, следует упомянуть традиции имянаречения в Скандинавии (в Исландии) сначала в общем, а так же пояснить на какие типы делились имена, в каких типах имён эльфы есть, а в каких никогда не встречаются, на что имена указывают, и о чём рассказывают.
Имена-обереги, имена на любовь и удачу, имена храбрых воинов, имена «ожидания»
Древние имена-обреги скандинавов не имеют отношения к эльфам и содержат в качестве непременной, чаще - единственной, составляющей название животного. Самый типичный принцип наименования – тотемическая защитная функция имени, связывающая человека и тотем. (Здесь так же не исключается и прозвище, которое могло быть дано за внешнее сходство внешности или повадок человека и зверя): Ari – Ари или Örn - Эрн (“орел”), Birnir - Бирнир (“медведь”), Bjarki - Бьярки (“медвежонок”), Björn - Бьёрн (“медведь”), Mörðr - Мёрд (“куница”), Ormr - Орм (“змей”), Refr - Рэв (“лисица”), Starri - Старри (“скворец”), Svanr - Сван (“лебедь”), Uxi - Укси (“бык”), Valr - Валь (“сокол”). Также и мужчин и женщин называли именем дерева – березы: Birkir - Биркир или Björk – Бьёрк. Разные слова для одного и того же дерева не являются чем-то исключительным. В русских поверьях также считалось, что березы бывают двух полов: береза и “березун”. Также оберегами можно считать имена Heimir - Хеймир (“тот, у кого есть дом”) и Ófeigr - Офейг (“не обреченный на смерть”).
Прозвища: Atli - Атли (“грубый”), Barði - Барди(“бородатый”), Flóki - Флоки (“кудрявый”), Forni - Форни (“древний”), Fróði - Фроди (“мудрый, ученый”), Grani - Грани (“усатый”), Greipr - Грейп (“человек с большими или крепкими руками”), Hödd - Хёдд (“женщина с красивыми волосами”), Höskuldr - Хёскульд (“седоволосый”), Hösvir - Хёсвир (“седой человек), Глум (“темноглазый”), Hrappr - Храпп (“быстрый, пылкий”), Hvati - Хвати (“пылкий, быстрый”), Snerrir - Снеррир (“трудный”), Sturla - Стурла (“нетерпеливый, беспокойный”). и т.д.
Прозвища по роду занятий, умений и стране происхождения:
Gestr - Гест (“гость”), Gauti – Гаути или Gautr - Гаут (“гаут, швед”), Hálfdan - Хальвдан (“полудан”), Höðr - Хёд (“человек из Хадаланда в Норвегии”), Hörðr - Хёрд (“человек из Хёрдаланда в Норвегии”), Skíði - Скиди (“лыжник”), Smiðr - Смид (“кузнец”), Sveinn - Свейн (“юноша, мальчик, парень; слуга”). Есть несколько имен, характерных для людей, занимавшихся колдовством: Gríma - Грима (“маска”, “шлем”, “ночь”), Gróa (Gró) - Гро (“растительница; та, что растит”, но возможно, и от кельтского слова gruach - “женщина”), Huld, Hulda - Хульд, Хульда (“тайна”, “покрывало” или “эльфийская дева”). В последнем примере значение «эльфийская дева» - лишь одно из возможных, но не чётко выраженное.
В отличие от указанной группы, в двух других эльфы присутствуют. Однако, для сравнения, следует привести и те имена, в которых эльфов нет, но имеется схожий принцип построения имени.
Любовь и удача: Birta - Бирта (“яркая”), Dalla - Далла (“яркость”), Ljót - Льот (“светлая, яркая”), Heiðr - “слава”, Fríða - Фрида (“прекрасная”), Fríðr - Фрид (“прекрасная; любимая”), Ósk - Оск (“желание”), Ölvör - Эльвёр (“счастливая”), Bjartr - Бьярт (“яркий”), Harri - Харри (“правитель”), Sindri - Синдри (“искра”),и т.д. Воинская отвага и защита: Bogi - Боги (“лук”), Brandr - Бранд (“меч”), Broddi - Бродди (“остриё”), Darri - Дарри (“метательное копье”), Egill - Эгиль (“лезвие”), Geirr - Гейр (“копье”), Gellir - Геллир (“громкий” или “меч”), Gyrðir - Гюрдир (“опоясанный мечом”), Klœngr - Клёнг (“коготь” - тоже в своем роде оружие), Naddr - Надд (“остриё, копьё”), Oddi - Одди (“острие”) или Oddr - Одд (тоже “острие”), Hjalmr - Хьяльм (“шлем”), Hjalti - Хьяльти (“рукоять меча”), Ketill - Кетиль (“шлем”), Skapti - Скафти (“рукоять оружия”), Skjöldr - Скьёльд (“щит”), Ørlygr - Эрлюг (“щит”), Brynja - Брюнья (“кольчуга”), Hlíf - Хлив (“щит”).
Ну, и конечно, имелось огромное количество имён, в которых присутствовали боги и божества: В Исландии чаще всего детей посвящали богу Тору, имен связанных с этим богом было великое множество. Мужские имена: Þóralfr (Þórolfr) – Торальв (Торольв) (“волк Тора”), Þórarinn - Торарин (“очаг Тора”), Þorbergr - Торберг (“скала Тора”), Þorbjörn - Торбьёрн (“медведь Тора”), Þorbrandr - Торбранд (“меч Тора”), Þórðr - Торд (“защищенный Тором”), Þorfinnr - Торфинн (“Торов финн”), Þorgeirr - Торгейр (“копье Тора”), Þórhaddr - Торхадд (“волосы Тора”), Þorkell - Торкель (“шлем Тора”), Þorleifr - Торлейв (“наследник Тора”), Þormóðr – Тормод (“храбрость Тора”), Þóroddr - Тородд (“острие Тора”), Þórormr - Торорм (“змей Тора”), Þorsteinn - Торстейн (“камень Тора”), Þorvarðr - Торвард (“страж Торов”), Þorviðr - Торвид (“дерево Тора”) и другие. Богу Ингви – Фрейру, женские имена: : Inga – Инга, Freydís - Фрейдис (“диса Фрейра или Фрейи), Ingigerðr – Ингигерд (“защита Ингви”), Ingileif - Ингилейв (“наследница Ингви”), Ingunn - Ингунн (“довольная, подруга Ингви”). Мужские: Ingi – Инги, Freysteinn - Фрейстейн (“камень Фрейра”), Ingimarr - Ингимар (“славный Ингви” – в тв. падеже), Ingimundr - Ингимунд (“рука Ингви”), Ingjaldr - Ингьяльд (“правитель (помощью) Ингви”), Ingolfr - Ингольв (“волк Ингви”), Ingvarr (Yngvarr) - Ингвар (“воин Ингви”).
Все примеры указывают на то, что при имянаречении было из чего выбирать. Вот, и выбирали…
У эльфа и ветра не спрашивай совета…
"У эльфа и ветра не спрашивай совета: оба скажут в ответ - что да, то и нет", (с) J.R.R. Tolkien, – хоббитская пословица. В этой удивительной фразе непостижимым образом сочетаются эльфы Толкина, которых знали хоббиты (эльфы без крыльев, не мелкого размера) и влияние «фэйерично-спрайтовой» английской традиции, которую Толкин отрицал, и с которой боролся, но превозмочь, похоже, не смог. Конечно, в советах мелких шаловливых духов – фейри, спрайтов, писки, ошибочно именуемых эльфами – вряд ли есть некая мудрость или ценность. А вот в советах эльфов первоначального облика, таковая мудрость определенно была. Имея широчайший выбор имён (обратитесь к ранее перечисленным именам для сравнения), имена Альфред и Альфреда (особенно мужское имя), как были чрезвычайно популярны в древности, так и остались в употреблении доныне.
Alfred (уменьшительные: Al, Alf, Alfie, Fred, Freddy, Freddie), происходит от др.-англ. имени Ælfræd: ælf (эльф) + ræd (совет), и восходит к древнескандинавскому имени Álfráðr, имеющему то же значение. Имя относится к группе имён-пожеланий (на удачу, лучшую судьбу) и означает «мудр, как совет эльфа». В принципе, можно вывести и другие значения, но с некоторым допущением: «по совету эльфа», «советующийся с эльфами» и т.д. Из Скандинавии это имя разошлось по разным странам, посетив не только Британию: Alfred немецкий и французский, польский, чешский, и т.д.; испанский, португальский, итальянский Alfred; ирландский Ailfrid (Алфрид); бретонский Aofred (Аофред, Офред); мэнский Alured (Алеред) и прочие вариации восходят всё к тому же древнескандинавскому Алфреду.
Все английские имена, в состав которых входит «эльф», происходят из древнескандинавского корня. Наиболее ярко это происхождение выражено в женском варианте Alfred - Alfredа. В указанном написании значение дублируется, но в варианте написания Elfreda, Elfrieda (уменьшительное в обоих случаях Freda (Фрэда), для последнего Frieda (Фрида), появляется значение др.-англ. ælf (эльф) + þryð (сила). И таковая сила имеет прямое отношение к «прекрасной Фриде».
При наличии в ономастиконе имени Адальрад (Aðalráðr - от древнесканд. aðal (благородный) + ráðr (совет) «благородным советчикам» или «благородным советам» история всё-таки предпочла «совет эльфа». То же имя (Альфред) существует и в форме RagnalfR, Ragnælf - от древнесканд. regin (совет) + alfr (альв, эльф) – Рагнальв, Рагнельв.
Молот Тора, копьё Одина… и копья эльфов
Перед тем как использовать оружие в имени, следует разобраться с его наличием, происхождением и свойствами. В сохранившейся мифологии имеется не такой уж обширный арсенал.
Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) — бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн) - рыжебородый богатырь, вооружённый боевым молотом Мьелльниром. Молот, изначально каменное оружие, в «Младшей Эдде» оказывается выкован карликами-цвергами. В мифах Тор вооружён боевым топором, который возвращается к нему как бумеранг. (Тор – типичный громовержец. Имена, связанные с Тором, были приведены ранее, равно как и имена несущие в себе значения "оружие Тора").
Копьё Одина — Гунгнир (датск., норв., швед., Gungner) было изготовлено двумя гномами братьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается Первоцверг Двалин), чтобы показать асам мастерство подземного народа. Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири, разбивая на куски самые закаленные мечи. После броска, возвращалось к своему владельцу.
Мечи занимают почётное место в скандинавской мифологии. Меч выступает в роли живого существа, наделенного собственным именем и неповторимой судьбой. Однако, меч Тюра кое в чём повторяет судьбу копья Одина – он был выкован всё теми же братьями Ивальди (цвергами) и фактически является его (копья) поздним аналогом в сказаниях.
Вроде бы с оружием всё ясно - оно само по себе замечательное и может служить признаком особой силы, знаком воинской доблести или (в имени) её пожелания. Поэтому в древних скандинавских именах так много «мечей Тора», «рукоятей меча Тора» и прочих замечательных воинских атрибутов богов. Однако, несмотря на то, что в более поздних сказаниях (в Эддах) оружие богам куют «свартальвы» отождествленные с цвергами, или просто цверги, в именах-пожеланиях силы и доблести нет ни оружия свартальвов, ни оружия цвергов.
А вот оружие эльфов, наряду с оружием Тора, (Одина, Тюра, которые в сущности дублируют друг-друга) присутствует как в большом количестве, так и в различных вариантах. Следует так же обратить внимание на следующий факт: в скандинавской ранней мифологии сами цверги, дверги, сверги присутствуют (равно как и в общей лексике: «горное эхо» - двергамал (свергамал) – голос цверга). Но в именах, история которых более древняя и протяжённая, чем история легенд и мифов, нет не только оружия цвергов, но и их самих, а также - деления «альвов-альфар» на неких светлых (верхних) и тёмных (нижних). Свартальвы и цверги, по сравнению с древними традициями – более поздний фольклор, как и измельчавший в британской мифологии народ пиктов, объединенный с пикси.
На самом деле имеется целый пласт свидетельств, в которых сохранились не только изначальные понятия как таковые, но и свидетельства о ныне утраченных сказаниях. Этот пласт – имена.
Утраченные имена – утраченные сказания
С появлением новой веры многие народы лишились большинства оригинальных имён. В скандинавских странах дело обстояло несколько иначе - скандинавы с трудом воспринимали христианские имена. Несмотря на принятие христианства, имя, данное при крещении, либо игнорировалось, либо, как на первых порах в Древней Руси, хранилось в тайне.
Особенно трудно христианские имена принимались среди воинской аристократии, где ими нарекали редко и в основном незаконнорожденных детей. «Выбор имени для легитимного наследника во многом был предопределен заранее - представитель династии должен был быть назван в честь деда, прадеда или другого близкого родича по отцовской линии, причем в интересах правящей семьи было обеспечить максимальную прозрачность своего выбора. Напротив, выбор имени для побочного сына не был в такой степени стеснен и регламентирован По использованию оригинальных древних имён впереди всех народов Европы стоят исландцы. И что касается традиций, то пожалуй именно в Исландии они сохраняются как нигде и охраняются законом. § 1 исландского закона № 54 от 27 июня 1925 г. гласит: «Каждый человек должен называться каким-либо исландским именем, либо двумя именами, и знать отца или приемного отца, мать и всегда писать имя и отчество в одном и том же виде в течение всей своей жизни». А следующий пункт, § 2 того же закона, не менее категорично устанавливает: «Никто не должен брать себе фамилию в нашей стране». Таким образом, бесфамильность исландского общества, опирающегося на тысячелетнюю традицию, консервируется, а оригинальные имена сохраняются и используются.
Пожалуй, следует дать краткое пояснение, чем же так ценно и важно имя как историческое свидетельство.
Наука антропонимика - раздел ономастики – посвящена именам собственным. Зачастую исторические процессы можно более точно прочитать по именам, чем по археологическим находкам. Проблемы теории имени разрабатывали в своих трудах представители разных наук: Флоренский П.А., Лосев А.С., Булгаков С.Н., Бондалетов В.Д., Веселовский С.Б., Степанов Ю.С., Суперанская А.В., Суслова А.В., Волкова Н.Г., Лавров Л.И., Замятин Е., Гуриев Т.А., Зухба С.Л., Хигир Б.Ю., Лахути Д. – всех не перечесть.
До принятия в различных культурах иноязычных имён процесс имянаречения был не только более прозрачен, но и более значим. Вера, Надежда, Любовь, Любомир, Ярополк… имена говорят сами за себя и не требуют расшифровки. В каких-то странах сохранилось больше древних имён, в каких-то – меньше. Какие-то имена выходят из употребления, встречаясь только в старинных текстах, какие-то существуют по сей день, сохраняя своё значение, притом, что порой сам обладатель имени не задумывается над смыслом, воспринимая имя как набор звуков.
Как встарь, так и сейчас, общество очень чутко реагирует на сочетание имени и выдающихся качеств его обладателя. Такие социальные явления как популярность имени, отражают влияние личности или личностей, его носивших. Возрастающая популярность имён ничуть не хуже социологического опроса показывает умонастроения населения.
Массовая популярность какого либо имени – не уникальное явление, и явление не только современное, когда средства массовой информации создают определенное отношение к именам «Джордж, Барак, Дженифер, Владимир, Дмитрий» и т.д. В далёком прошлом на популярность имён влияли самые различные факторы – религия, верования, мифы, легенды, встречи с удивительными явлениями, и т.д. Имена всегда обладали той или иной степенью популярности в различных культурах, теряли или обретали завоёванные позиции со сменой эпох, выходили из употребления и иногда на кратких срок возвращались. Но выживали всегда самые стойкие, самые значимые, те, которые несли в себе некий глубокий историзм, неразрывно связанный с культурой народа. Именно такие имена пережили утрату общепонятного смысла и не исчезли из ономастикона.
Сегодня, на бытовом уровне, имени уже не придаётся того значения, которое вкладывалось в процесс имянаречения тысячу, две и более лет назад. И все же, родители, выбирая имя ребенку, обращают внимание на его значение, как встарь, придерживаясь того мнения, что имя влияет на судьбу. Если не учитывать эзотерический подход, а обращаться только к строго научным фактам, то влияние имени на судьбу можно считать доказанным по крайне мере для древних культур. Так, в скандинавской культуре, ребенок, не признанный отцом, мог остаться вовсе без имени, имя следовало «подтверждать» в жизни – соответствовать ему, имя указывало на статус и несло в себе столько нюансов, что отрицать его влияние (в плане отношения общества к носителю того или иного имени) невозможно. Как раньше, так и теперь, обладателю имени со смыслом «умный», «храбрый», «красивый» предпочтительнее соответствовать ему, а не являть прямо противоположные качества, вызывая насмешки окружающих.
Поскольку речь пойдёт о скандинавских именах, перекочевавших в другие культуры, именах, которые повествуют об эльфах и отношении к эльфам, следует упомянуть традиции имянаречения в Скандинавии (в Исландии) сначала в общем, а так же пояснить на какие типы делились имена, в каких типах имён эльфы есть, а в каких никогда не встречаются, на что имена указывают, и о чём рассказывают.
Имена-обереги, имена на любовь и удачу, имена храбрых воинов, имена «ожидания»
Древние имена-обреги скандинавов не имеют отношения к эльфам и содержат в качестве непременной, чаще - единственной, составляющей название животного. Самый типичный принцип наименования – тотемическая защитная функция имени, связывающая человека и тотем. (Здесь так же не исключается и прозвище, которое могло быть дано за внешнее сходство внешности или повадок человека и зверя): Ari – Ари или Örn - Эрн (“орел”), Birnir - Бирнир (“медведь”), Bjarki - Бьярки (“медвежонок”), Björn - Бьёрн (“медведь”), Mörðr - Мёрд (“куница”), Ormr - Орм (“змей”), Refr - Рэв (“лисица”), Starri - Старри (“скворец”), Svanr - Сван (“лебедь”), Uxi - Укси (“бык”), Valr - Валь (“сокол”). Также и мужчин и женщин называли именем дерева – березы: Birkir - Биркир или Björk – Бьёрк. Разные слова для одного и того же дерева не являются чем-то исключительным. В русских поверьях также считалось, что березы бывают двух полов: береза и “березун”. Также оберегами можно считать имена Heimir - Хеймир (“тот, у кого есть дом”) и Ófeigr - Офейг (“не обреченный на смерть”).
Прозвища: Atli - Атли (“грубый”), Barði - Барди(“бородатый”), Flóki - Флоки (“кудрявый”), Forni - Форни (“древний”), Fróði - Фроди (“мудрый, ученый”), Grani - Грани (“усатый”), Greipr - Грейп (“человек с большими или крепкими руками”), Hödd - Хёдд (“женщина с красивыми волосами”), Höskuldr - Хёскульд (“седоволосый”), Hösvir - Хёсвир (“седой человек), Глум (“темноглазый”), Hrappr - Храпп (“быстрый, пылкий”), Hvati - Хвати (“пылкий, быстрый”), Snerrir - Снеррир (“трудный”), Sturla - Стурла (“нетерпеливый, беспокойный”). и т.д.
Прозвища по роду занятий, умений и стране происхождения:
Gestr - Гест (“гость”), Gauti – Гаути или Gautr - Гаут (“гаут, швед”), Hálfdan - Хальвдан (“полудан”), Höðr - Хёд (“человек из Хадаланда в Норвегии”), Hörðr - Хёрд (“человек из Хёрдаланда в Норвегии”), Skíði - Скиди (“лыжник”), Smiðr - Смид (“кузнец”), Sveinn - Свейн (“юноша, мальчик, парень; слуга”). Есть несколько имен, характерных для людей, занимавшихся колдовством: Gríma - Грима (“маска”, “шлем”, “ночь”), Gróa (Gró) - Гро (“растительница; та, что растит”, но возможно, и от кельтского слова gruach - “женщина”), Huld, Hulda - Хульд, Хульда (“тайна”, “покрывало” или “эльфийская дева”). В последнем примере значение «эльфийская дева» - лишь одно из возможных, но не чётко выраженное.
В отличие от указанной группы, в двух других эльфы присутствуют. Однако, для сравнения, следует привести и те имена, в которых эльфов нет, но имеется схожий принцип построения имени.
Любовь и удача: Birta - Бирта (“яркая”), Dalla - Далла (“яркость”), Ljót - Льот (“светлая, яркая”), Heiðr - “слава”, Fríða - Фрида (“прекрасная”), Fríðr - Фрид (“прекрасная; любимая”), Ósk - Оск (“желание”), Ölvör - Эльвёр (“счастливая”), Bjartr - Бьярт (“яркий”), Harri - Харри (“правитель”), Sindri - Синдри (“искра”),и т.д. Воинская отвага и защита: Bogi - Боги (“лук”), Brandr - Бранд (“меч”), Broddi - Бродди (“остриё”), Darri - Дарри (“метательное копье”), Egill - Эгиль (“лезвие”), Geirr - Гейр (“копье”), Gellir - Геллир (“громкий” или “меч”), Gyrðir - Гюрдир (“опоясанный мечом”), Klœngr - Клёнг (“коготь” - тоже в своем роде оружие), Naddr - Надд (“остриё, копьё”), Oddi - Одди (“острие”) или Oddr - Одд (тоже “острие”), Hjalmr - Хьяльм (“шлем”), Hjalti - Хьяльти (“рукоять меча”), Ketill - Кетиль (“шлем”), Skapti - Скафти (“рукоять оружия”), Skjöldr - Скьёльд (“щит”), Ørlygr - Эрлюг (“щит”), Brynja - Брюнья (“кольчуга”), Hlíf - Хлив (“щит”).
Ну, и конечно, имелось огромное количество имён, в которых присутствовали боги и божества: В Исландии чаще всего детей посвящали богу Тору, имен связанных с этим богом было великое множество. Мужские имена: Þóralfr (Þórolfr) – Торальв (Торольв) (“волк Тора”), Þórarinn - Торарин (“очаг Тора”), Þorbergr - Торберг (“скала Тора”), Þorbjörn - Торбьёрн (“медведь Тора”), Þorbrandr - Торбранд (“меч Тора”), Þórðr - Торд (“защищенный Тором”), Þorfinnr - Торфинн (“Торов финн”), Þorgeirr - Торгейр (“копье Тора”), Þórhaddr - Торхадд (“волосы Тора”), Þorkell - Торкель (“шлем Тора”), Þorleifr - Торлейв (“наследник Тора”), Þormóðr – Тормод (“храбрость Тора”), Þóroddr - Тородд (“острие Тора”), Þórormr - Торорм (“змей Тора”), Þorsteinn - Торстейн (“камень Тора”), Þorvarðr - Торвард (“страж Торов”), Þorviðr - Торвид (“дерево Тора”) и другие. Богу Ингви – Фрейру, женские имена: : Inga – Инга, Freydís - Фрейдис (“диса Фрейра или Фрейи), Ingigerðr – Ингигерд (“защита Ингви”), Ingileif - Ингилейв (“наследница Ингви”), Ingunn - Ингунн (“довольная, подруга Ингви”). Мужские: Ingi – Инги, Freysteinn - Фрейстейн (“камень Фрейра”), Ingimarr - Ингимар (“славный Ингви” – в тв. падеже), Ingimundr - Ингимунд (“рука Ингви”), Ingjaldr - Ингьяльд (“правитель (помощью) Ингви”), Ingolfr - Ингольв (“волк Ингви”), Ingvarr (Yngvarr) - Ингвар (“воин Ингви”).
Все примеры указывают на то, что при имянаречении было из чего выбирать. Вот, и выбирали…
У эльфа и ветра не спрашивай совета…
"У эльфа и ветра не спрашивай совета: оба скажут в ответ - что да, то и нет", (с) J.R.R. Tolkien, – хоббитская пословица. В этой удивительной фразе непостижимым образом сочетаются эльфы Толкина, которых знали хоббиты (эльфы без крыльев, не мелкого размера) и влияние «фэйерично-спрайтовой» английской традиции, которую Толкин отрицал, и с которой боролся, но превозмочь, похоже, не смог. Конечно, в советах мелких шаловливых духов – фейри, спрайтов, писки, ошибочно именуемых эльфами – вряд ли есть некая мудрость или ценность. А вот в советах эльфов первоначального облика, таковая мудрость определенно была. Имея широчайший выбор имён (обратитесь к ранее перечисленным именам для сравнения), имена Альфред и Альфреда (особенно мужское имя), как были чрезвычайно популярны в древности, так и остались в употреблении доныне.
Alfred (уменьшительные: Al, Alf, Alfie, Fred, Freddy, Freddie), происходит от др.-англ. имени Ælfræd: ælf (эльф) + ræd (совет), и восходит к древнескандинавскому имени Álfráðr, имеющему то же значение. Имя относится к группе имён-пожеланий (на удачу, лучшую судьбу) и означает «мудр, как совет эльфа». В принципе, можно вывести и другие значения, но с некоторым допущением: «по совету эльфа», «советующийся с эльфами» и т.д. Из Скандинавии это имя разошлось по разным странам, посетив не только Британию: Alfred немецкий и французский, польский, чешский, и т.д.; испанский, португальский, итальянский Alfred; ирландский Ailfrid (Алфрид); бретонский Aofred (Аофред, Офред); мэнский Alured (Алеред) и прочие вариации восходят всё к тому же древнескандинавскому Алфреду.
Все английские имена, в состав которых входит «эльф», происходят из древнескандинавского корня. Наиболее ярко это происхождение выражено в женском варианте Alfred - Alfredа. В указанном написании значение дублируется, но в варианте написания Elfreda, Elfrieda (уменьшительное в обоих случаях Freda (Фрэда), для последнего Frieda (Фрида), появляется значение др.-англ. ælf (эльф) + þryð (сила). И таковая сила имеет прямое отношение к «прекрасной Фриде».
При наличии в ономастиконе имени Адальрад (Aðalráðr - от древнесканд. aðal (благородный) + ráðr (совет) «благородным советчикам» или «благородным советам» история всё-таки предпочла «совет эльфа». То же имя (Альфред) существует и в форме RagnalfR, Ragnælf - от древнесканд. regin (совет) + alfr (альв, эльф) – Рагнальв, Рагнельв.
Молот Тора, копьё Одина… и копья эльфов
Перед тем как использовать оружие в имени, следует разобраться с его наличием, происхождением и свойствами. В сохранившейся мифологии имеется не такой уж обширный арсенал.
Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) — бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн) - рыжебородый богатырь, вооружённый боевым молотом Мьелльниром. Молот, изначально каменное оружие, в «Младшей Эдде» оказывается выкован карликами-цвергами. В мифах Тор вооружён боевым топором, который возвращается к нему как бумеранг. (Тор – типичный громовержец. Имена, связанные с Тором, были приведены ранее, равно как и имена несущие в себе значения "оружие Тора").
Копьё Одина — Гунгнир (датск., норв., швед., Gungner) было изготовлено двумя гномами братьями Ивальди (в некоторых источниках упоминается Первоцверг Двалин), чтобы показать асам мастерство подземного народа. Оно обладало волшебным свойством поражать любую цель, пробивая самые толстые щиты и панцири, разбивая на куски самые закаленные мечи. После броска, возвращалось к своему владельцу.
Мечи занимают почётное место в скандинавской мифологии. Меч выступает в роли живого существа, наделенного собственным именем и неповторимой судьбой. Однако, меч Тюра кое в чём повторяет судьбу копья Одина – он был выкован всё теми же братьями Ивальди (цвергами) и фактически является его (копья) поздним аналогом в сказаниях.
Вроде бы с оружием всё ясно - оно само по себе замечательное и может служить признаком особой силы, знаком воинской доблести или (в имени) её пожелания. Поэтому в древних скандинавских именах так много «мечей Тора», «рукоятей меча Тора» и прочих замечательных воинских атрибутов богов. Однако, несмотря на то, что в более поздних сказаниях (в Эддах) оружие богам куют «свартальвы» отождествленные с цвергами, или просто цверги, в именах-пожеланиях силы и доблести нет ни оружия свартальвов, ни оружия цвергов.
А вот оружие эльфов, наряду с оружием Тора, (Одина, Тюра, которые в сущности дублируют друг-друга) присутствует как в большом количестве, так и в различных вариантах. Следует так же обратить внимание на следующий факт: в скандинавской ранней мифологии сами цверги, дверги, сверги присутствуют (равно как и в общей лексике: «горное эхо» - двергамал (свергамал) – голос цверга). Но в именах, история которых более древняя и протяжённая, чем история легенд и мифов, нет не только оружия цвергов, но и их самих, а также - деления «альвов-альфар» на неких светлых (верхних) и тёмных (нижних). Свартальвы и цверги, по сравнению с древними традициями – более поздний фольклор, как и измельчавший в британской мифологии народ пиктов, объединенный с пикси.