В старшерунический период текст размещался на горизонтальных или вертикаль-
ных прямых полосах (например, A-I.1), изредка отграниченных прямыми линиями. По
мере удлинения текста преобладающим становилось вертикальное – по длине камня –
или горизонтальное расположение строк. Такое размещение текста было типично до на-
чала XI в. (см., например, Б-III.9.4), а в Дании сохранилось и в XI в. (Б-I.1). Превали-
рующее в ранних надписях направление письма справа налево (например, A-I.1) посте-
пенно сменялось направлением слева направо. Иногда, вплоть до XI в., употреблялся
бустрофедон (Б-I.2; Б-III.5.12).
Изменение принципов расположения надписи на камне на протяжении X в. отража-
ет стремление приспособить форму надписи к конфигурации камня и максимально ис-
пользовать его поверхность. Отклоняясь от строго вертикального направления, строки
начинают следовать контуру камня, соединяясь вверху и образуя плавно изогнутые дуги
(Б-III.1.1). Увеличивается пространство между сторонами дуги – бывшими строками. Это
пространство используется для изображения креста или орнамента. Концы дуги иногда
соединялись прямой горизонтальной полосой (Б-III.5.14). Если же дуга не замыкалась, то
ее концы могли изгибаться и, переплетаясь, образовывать различные петли и узлы.
В дальнейшем в Швеции происходит трансформация полосы в так называемого ру-
нического змея (Friesen 1913; Friesen 1933b). Развитие мотива рунического змея, хотя оно
в определенной степени согласуется с формированием таких орнаментальных стилей
XI в., как стили Рингерике и Урнес, создает особый среднешведский рунический стиль,
который распространяется по всей территории Швеции и проникает в Норвегию
(Christiansson). На основе форм изображения змея, в первую очередь его головы,
О.ф.Фрисен разработал хронологическую последовательность типов рунической орна-
ментики: 1) неорнаментированные камни; 2) творчество Асмунда Карасона (ок. 1025-
1050-е годы); 3) памятники в честь участников похода Ингвара (1040-е годы); 4) группа
памятников Фота и Балли (ок. 1060-1075 гг.); 5) памятники Висете и памятники, упоми-
нающие фризскую гильдию (ок. 1060-1075 гг.); 6) памятники Эпира (ок. 1070-1100 гг.).
Хронология О.ф.Фрисена была принята большинством исследователей, хотя в последние
годы высказывались сомнения, можно ли датировать рунические камни более узко, не-
жели вообще XI в.
Исходя из стилистики памятника, иконографии самого змея (его головы, рта, нали-
чия или отсутствия ног), композиции, характера линий, А.-С.Грэслунд предприняла по-
пытку новой типологии рунической орнаментики (Fuglesang 1978; Gräslund 1991-1992;
Gräslund 1994а, 1994b). Она полагает, что при сопоставлении с генеалогическими дан-
ными (упоминаниями на нескольких камнях представителей ряда поколений одной се-
мьи) представляется возможным установить относительную хронологию типов, хотя нет
сомнения, что они следовали не строго один за другим, а временами сосуществовали.
Краеугольным камнем относительной и в еще большей степени абсолютной хронологии
в ее построении, как и в шкале О.ф.Фрисена, является комплекс памятников, посвящен-
ных участникам похода шведского хёвдинга Ингвара и установленных в 1040-е годы (о
походе Ингвара см. ниже). Ею учитываются и другие надписи, содержащие упоминания
известных и датируемых по другим источникам событий (например, получение «датских
денег» при Кнуте Великом), а также сопоставимый археологический материал.
А.-С.Грэслунд полагает – в противоположность предшествующим исследователям,
– что создание стел с младшеруническими надписями в Швеции не ограничивалось
только XI в., а началось не позднее второй половины X в. и продолжалось, по крайней
мере, до второй четверти XII в. (Gräslund 1994a. Р. 126. Fig. 23). В этих хронологических
рамках она выделяет шесть основных типов орнаментики.
Древнейший, существовавший на протяжении всей первой половины XI в. тип име-
ет наиболее характерной приметой изображенную сверху (bird-eye-view) голову змея, т.е.
круглые глаза змея располагаются по бокам треугольной головы. Голова и хвост (чаще в
виде завитка) присоединяются к концам бывшей полосы.
В типе 1 голова змея изображается в профиль и имеет круглый глаз, толстую верх-
нюю губу и округлые, стоящие торчком уши. Хвост – волютообразной формы. Руниче-
ский змей (в редких случаях два) располагается по контуру камня. Как правило, голова и
хвост змея не пересекаются, а соединены бантом (Gräslund 1994a. Р. 119-120. Ср.:
Thompson 1975. Р. 22 ff. - типы A1 и В1). Датировка – примерно первые сорок лет XI в.
Голова змея типа 2 образована вогнутой линией, идущей от уха до кончика носа, и имеет
глаза округлой или каплевидной формы, высоко посаженные уши, открытый рот иногда
с вытянутым языком, загнутыми вверх носом и верхней губой. Хвост – волютообразной
формы. Иногда появляются слегка округленные лапы. Один, реже два змея расположены
по контуру камня (Gräslund 1994а. Р. 120-121. Ср.: Thompson 1975 – типы Al, Bl и С).
Датируется примерно 1020-1050-ми годами. Голова змея типа 3 очерчена выпуклой ли-
нией от ушей до кончика носа, глаз имеет миндалевидную форму и его размер пропор-
ционален голове, ухо невелико, округло и отклонено назад, рот открыт. Хвост раздвоен.
Наиболее обычно изображение одного змея по контуру камня. Головы и хвосты соеди-
нены бантом. Возможны включения дополнительных тонких змей или лент (Gräslund
1994а. Р. 121. Ср.: Thompson 1975 – типы Al, A2, Bl, B2). Датируется примерно 1050-
1080-ми годами. В типе 4 голова сильно удлинена, отчетливо выражен переход от головы
к шее, миндалевидный глаз занимает почти всю голову, небольшое ухо сильно отклонено
назад, рот закрыт. Хвост волютообразен на конце, имеются удлиненные лапки, пе-
реплетающиеся с туловищем. В переплетение включаются тонкие змеи или ленты. Есть
перекличка со стилем Урнес. Змей чаще располагается по контуру камня, но может и
образовывать восьмерку (Gräslund 1994а. Р. 122-123. Ср.: Thompson 1975 – типы А2, A3 и
С). Датируется примерно 1075-1100-ми годами. Тип 5 представлен двумя видами голов:
треугольной, восходящей к типу 4, и округлой с круглым или миндалевидным глазом, с
полуоткрытым ртом и низко посаженным ухом. Туловище, лапы, хвост образуют
сложное переплетение с угловатыми переходами. Расположенный по центру камня змей
имеет пересекающиеся голову и хвост (Gräslund 1994a. Р. 123-124. Ср.: Thompson 1975 –
типы A3 b-с). Датируется примерно 1100-1130-ми годами.
Поскольку почти все типы памятников возникли и развивались уже после принятия
христианства, в композицию большинства из них введены различного вида кресты – от
простого мальтийского (наиболее популярная разновидность) до сложных форм пальме-
точного креста с многочисленными украшениями (Gardell; Stille 1999. S. 96-103). Надо
отметить, что в композицию наиболее ранней категории памятников (змей с головой,
изображенной сверху) также более или менее регулярно включаются кресты.
Кроме рунического змея и крестов на многих камнях встречаются изображения лю-
дей, животных, птиц, кораблей, иногда образующие сцены (Jansson 1987). Для датских
рунических камней характерны маски с круглыми глазами и длинными усами. В Швеции
приобрел распространение мотив большого шагающего зверя (Б-III.1.3), восходящий,
видимо, к фигуре каролингского льва (Rehn). Сюжетные изображения связаны, как пра-
вило, с мифологическими и героическими преданиями (Bergman). Так, например, на двух
камнях представлены сцены из сказания о Сигурде Убийце Фафнира (Б-III.5.5 и Söd. 101.
См.: Säve 1869;Liepe).
Орнаментика рунических памятников
- Цила
- Сообщения: 5058
- Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
- Откуда: Россия
- Род занятий: Некромагия, магия Хаоса
Орнаментика рунических памятников
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©
- Цила
- Сообщения: 5058
- Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
- Откуда: Россия
- Род занятий: Некромагия, магия Хаоса
Re: Орнаментика рунических памятников
Рунические памятники в большинстве случаев высекались профессионалами, мно-
гие из которых ставили в конце текста свое имя в качестве подписи. Камни, сделанные
дилетантами, заметно отличаются техникой и качеством исполнения, ошибками в тексте
(см.: Plutzar. S. 11-12). В настоящее время установлено с большей или меньшей досто-
верностью около 140 мастеров-рунографов (Axelson), работавших в Средней Швеции
(Э.Брате выделял около 60 мастеров: Brate 1925. Об атрибуции публикуемых надписей
см.: Б-Приложение 2).
Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (kunar), создавший два под-
писанных (Up. 225, Up. 226) памятника; еще 42 памятника атрибутируются ему на осно-
вании стилистических, палеографических и языковых особенностей (Axelson. S. 41-47;
по мнению Э.Брате, – более 20: Brate 1925. S. 14-27). Они находятся главным образом в
Упланде. Надписи, выполненные Гуннаром, архаичны и по языку, и по орнаментике.
Текст располагается, как правило, на замкнутой дважды изогнутой полосе. На обоих
подписанных и на подавляющем большинстве приписываемых ему памятников имеются
кресты; он часто использует формулу «Бог да поможет его душе». Творчество Гуннара,
видимо, может датироваться первой четвертью XI в. (Stille 1992).
Асмунд Карасон (asmuntr karasun) был одним из создателей собственно средне-
шведского стиля в орнаментике рунических камней (Brate 1925. S. 27-42; Friesen 1920a;
Friesen 1933b. S. 206-210; Plutzar. S. 68-70; Thompson 1975). Известно 22 подписанных им
памятника (Axelson. S. 86-88), из которых 18 находятся в Упланде. Кроме того, Э.Брате
указывает, что по орфографическим, палеографическим и изобразительным осо-
бенностям еще 24 упландских памятника могут принадлежать резцу этого мастера; по
сводке Я.Аксельсона, Асмунду можно атрибутировать 54 камня (Axelson. S. 88-96).
О.ф.Фрисен относит работу Асмунда к 1025-1050-м годам, находя в одном из его памят-
ников упоминание упсальского конунга Эмунда Старого (умер ок. 1060 г.). По изобрази-
тельным особенностям А.-С.Грэслунд относит его памятники к типу 4, датируемому ею
1075-1100 гг. (Gräslund 1994a, Р. 122-123); по более распространенному мнению, Асмунд
работал во второй четверти XI в.
Деятельность Асмунда, как считается, была тесно связана с Упсалой и другими ко-
ролевскими владениями в Средней Швеции. Предполагается, что Асмунд находился в
близких (может быть, даже родственных) отношениях со шведскими конунгами. Пола-
гая, что в его памятниках присутствуют некоторые специфически английские черты в
начертании ряда рун, написании слов и в орнаментике (форма креста), О.ф.Фрисен счи-
тал, что мастер Асмунд идентичен клирику Осмунду (Osmundus), упомянутому Адамом
Бременским (1070-е годы), который был отправлен норвежским епископом Сигфридом в
Бремен для получения образования, побывал в Риме и был посвящен в епископы в Пола-
нии (Польше), а затем оказался у шведского конунга Эмунда Старого (Adam. III, 16).
О.ф.Фрисен предполагал, что Асмунд был родственником английского епископа-
миссионера Сигфрида, провел юность в Англии и приехал в Швецию в 1018 г. при воз-
вращении на родину войска Кнута Великого. Некоторое время Осмунд находился при
дворе Эмунда Старого в Упсале, после смерти которого, вероятно, вернулся в Англию и
скончался между 1066 и 1071 годами (Friesen 1920a). Предположение О.ф.Фрисена от-
талкивается прежде всего от тождества имен и близости времени деятельности руногра-
фа и епископа. Однако широкое распространение имени Асмунд как в Скандинавских
странах, так и в Англии, отсутствие хоть каких-либо сведений о мастере Асмунде, а так-
же невозможность, как показал К.Томпсон (Thompson 1975), выявить английские влия-
ния в его творчестве делает предположение О.ф.Фрисена крайне маловероятным (см.:
Рыбаков В.В.).
Влияние творчества Асмунда заметно у большинства последующих мастеров. Од-
ним из его учеников можно считать мастера Фота (fotr), работавшего также по большей
части в Упланде (Brate 1925. S. 79-83; Friesen 1933b. S. 217-219; Crocker). Подписанных
им памятников насчитывается 9 (Axelson. S. 28). Э.Брате считал, что Фот создал до 40
рунических камней (Brate 1925. S. 79-83). По сводке Я.Аксельсона, Фоту можно
атрибутировать около 70 памятников (Axelson. S. 28-38; П.Стилле добавляет к этому
числу еще несколько камней: Stille 1999. S. 175). Большинство созданных им памятников
расположено вдоль пути из Упсалы на юг – в тех же местах, где работал Асмунд. Можно
найти много общего в орфографии их надписей и в способах начертания знаков. Однако
орнаментика памятников, созданных Фотом, самостоятельна и оригинальна. Некоторые
его стелы могут быть названы в числе лучших образцов рунических орнаментированных
камней. Композиции Фота довольно часто включают крест. В связи с большим числом
созданных им памятников О.ф.Фрисен считал, что Фот работал длительное время, и
датировал его творчество 1050 (конец деятельности Асмунда) – 1070-ми годами.
Представителем иной школы был мастер Балли (bali) – автор 20 подписанных и, по
мнению Э.Брате, 17 неподписанных памятников, по преимуществу из Упланда (Brate
1925. S. 51-59; Philippa). Я.Аксельсон насчитывает 23 подписанных и 53 атрибутирован-
ных ему памятника (Axelson. S. 12-22). Вероятно, Балли был родом из области Вестман-
ланд. В наиболее ранних работах Балли выступает как ученик мастера Ливстейна (Stille
1999. S. 161-162), заимствуя ряд орфографических особенностей последнего. Балли часто
обращался к мотиву «большого шагающего зверя»: его композиции во многих случаях
состоят из двух шагающих навстречу друг другу зверей со схематично обрисованными
головами и ногами. Для его работ характерно симметричное расположение петель. Балли
нередко заканчивает надпись стихотворными строками. Все эти особенности, вместе с
орфографией и начертанием знаков, указывают, по мнению О.ф.Фрисена (Friesen 1933b.
S. 212-215) и Э.Брате, на 1050-1060-е годы, но не ранее 1050 г. По мнению А.-С.Грэс-
лунд, поддержанному П.Стилле, орнаментика Балле соответствует типу 3, датируемому
1050-1075 гг. (Gräslund 1994а. Р. 121; Stille 1999. S. 158-160).
Искусство вырезания рунических камней достигло вершины в творчестве мастера
Эпира (ubiR, ybiR; о возможных формах имени см.: Åhlén 1997. S. 27-37), создавшего, по
мнению Э.Брате, 43 подписанных и 25 неподписанных памятников (Brate 1925. S. 97-
112). Я.Аксельсон указывает 51 подписанный и около 70 атрибутированных Эпиру па-
мятников (Axelson. S. 100-113). М.Олен исключает из рассмотрения 5 из отмеченных
Э.Брате камней, подпись в которых плохо сохранилась (Åhlén 1997. S. 37-61). 40 из них
находятся в Упланде, 2 – в Сёдерманланде и 1 – в Гестрикланде (Brate 1925. S. 97-112;
Friesen 1933b. S. 221-225). Вероятно, Эпир учился искусству рунографа у мастера
Игульфаста (igulfastr), вместе с которым подписал рунический камень Up. 961. Эпир
создал собственный стиль композиции и графики, отличающийся редкой гармонично-
стью и изяществом. Сложный и причудливый орнамент состоит из многочисленных пе-
реплетений узких и широких полос, заполняющих почти все пространство внутри петли.
В центре Эпир помещает простой крест. Композиция выглядит продуманно и хорошо
приспособлена к форме камня. Руны вырезаны четко и ясно, надписи почти не содержат
ошибок. Орфография последовательно выдержана (Quak 1978). Как правило, его тексты
кратки и содержат только обязательную мемориальную формулу и подпись: ubir (или
ybiR) risti (runaR) «Эпир высек (руны)». Лишь в 13 подписанных текстах он сообщил
дополнительные сведения о погибшем. Он никогда не использовал стихотворную форму
и ни разу не включил инвокационные формулы (Åhlén 1997). Многочисленность
памятников и особенности орфографии Эпира позволяют считать, что он работал по
меньшей мере до 1100 г., а может быть, и дольше.
Шведский славист А.Шёберг высказал предположение, что рунограф Эпир
идентичен древнерусскому писцу, назвавшему себя ïîï 1óïèðü Ëèõûè (Sjöberg 1982;
Sjöberg 1985а; Sjöberg 1985b; Sjöberg 1993). Записи Упыря – две, содержащие его имя, и
две не подписанные, но, вероятно, принадлежащие ему, – датируются 1047 г. (Столярова.
№ 1-4. С. 10-13). А.Шёберг исходил из созвучия имен ubiR – Øpir и Упырь и с большим
количеством натяжек пытался показать, что др.-рус. лихой может быть синонимично
прозвищу Эпира ofaigR – Ófœigr «не обреченный на смерть», встречающееся в надписи
Up. 485. Никаких сколько-нибудь существенных доказательств тождественности
русского писца и шведского рунографа нет (критику предположения А.Шёберга см.:
Поппэ. С. 321-322; Quak 1985).
Источник Е.А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи.
МОСКВА
Издательская фирма
«ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН
2001
гие из которых ставили в конце текста свое имя в качестве подписи. Камни, сделанные
дилетантами, заметно отличаются техникой и качеством исполнения, ошибками в тексте
(см.: Plutzar. S. 11-12). В настоящее время установлено с большей или меньшей досто-
верностью около 140 мастеров-рунографов (Axelson), работавших в Средней Швеции
(Э.Брате выделял около 60 мастеров: Brate 1925. Об атрибуции публикуемых надписей
см.: Б-Приложение 2).
Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (kunar), создавший два под-
писанных (Up. 225, Up. 226) памятника; еще 42 памятника атрибутируются ему на осно-
вании стилистических, палеографических и языковых особенностей (Axelson. S. 41-47;
по мнению Э.Брате, – более 20: Brate 1925. S. 14-27). Они находятся главным образом в
Упланде. Надписи, выполненные Гуннаром, архаичны и по языку, и по орнаментике.
Текст располагается, как правило, на замкнутой дважды изогнутой полосе. На обоих
подписанных и на подавляющем большинстве приписываемых ему памятников имеются
кресты; он часто использует формулу «Бог да поможет его душе». Творчество Гуннара,
видимо, может датироваться первой четвертью XI в. (Stille 1992).
Асмунд Карасон (asmuntr karasun) был одним из создателей собственно средне-
шведского стиля в орнаментике рунических камней (Brate 1925. S. 27-42; Friesen 1920a;
Friesen 1933b. S. 206-210; Plutzar. S. 68-70; Thompson 1975). Известно 22 подписанных им
памятника (Axelson. S. 86-88), из которых 18 находятся в Упланде. Кроме того, Э.Брате
указывает, что по орфографическим, палеографическим и изобразительным осо-
бенностям еще 24 упландских памятника могут принадлежать резцу этого мастера; по
сводке Я.Аксельсона, Асмунду можно атрибутировать 54 камня (Axelson. S. 88-96).
О.ф.Фрисен относит работу Асмунда к 1025-1050-м годам, находя в одном из его памят-
ников упоминание упсальского конунга Эмунда Старого (умер ок. 1060 г.). По изобрази-
тельным особенностям А.-С.Грэслунд относит его памятники к типу 4, датируемому ею
1075-1100 гг. (Gräslund 1994a, Р. 122-123); по более распространенному мнению, Асмунд
работал во второй четверти XI в.
Деятельность Асмунда, как считается, была тесно связана с Упсалой и другими ко-
ролевскими владениями в Средней Швеции. Предполагается, что Асмунд находился в
близких (может быть, даже родственных) отношениях со шведскими конунгами. Пола-
гая, что в его памятниках присутствуют некоторые специфически английские черты в
начертании ряда рун, написании слов и в орнаментике (форма креста), О.ф.Фрисен счи-
тал, что мастер Асмунд идентичен клирику Осмунду (Osmundus), упомянутому Адамом
Бременским (1070-е годы), который был отправлен норвежским епископом Сигфридом в
Бремен для получения образования, побывал в Риме и был посвящен в епископы в Пола-
нии (Польше), а затем оказался у шведского конунга Эмунда Старого (Adam. III, 16).
О.ф.Фрисен предполагал, что Асмунд был родственником английского епископа-
миссионера Сигфрида, провел юность в Англии и приехал в Швецию в 1018 г. при воз-
вращении на родину войска Кнута Великого. Некоторое время Осмунд находился при
дворе Эмунда Старого в Упсале, после смерти которого, вероятно, вернулся в Англию и
скончался между 1066 и 1071 годами (Friesen 1920a). Предположение О.ф.Фрисена от-
талкивается прежде всего от тождества имен и близости времени деятельности руногра-
фа и епископа. Однако широкое распространение имени Асмунд как в Скандинавских
странах, так и в Англии, отсутствие хоть каких-либо сведений о мастере Асмунде, а так-
же невозможность, как показал К.Томпсон (Thompson 1975), выявить английские влия-
ния в его творчестве делает предположение О.ф.Фрисена крайне маловероятным (см.:
Рыбаков В.В.).
Влияние творчества Асмунда заметно у большинства последующих мастеров. Од-
ним из его учеников можно считать мастера Фота (fotr), работавшего также по большей
части в Упланде (Brate 1925. S. 79-83; Friesen 1933b. S. 217-219; Crocker). Подписанных
им памятников насчитывается 9 (Axelson. S. 28). Э.Брате считал, что Фот создал до 40
рунических камней (Brate 1925. S. 79-83). По сводке Я.Аксельсона, Фоту можно
атрибутировать около 70 памятников (Axelson. S. 28-38; П.Стилле добавляет к этому
числу еще несколько камней: Stille 1999. S. 175). Большинство созданных им памятников
расположено вдоль пути из Упсалы на юг – в тех же местах, где работал Асмунд. Можно
найти много общего в орфографии их надписей и в способах начертания знаков. Однако
орнаментика памятников, созданных Фотом, самостоятельна и оригинальна. Некоторые
его стелы могут быть названы в числе лучших образцов рунических орнаментированных
камней. Композиции Фота довольно часто включают крест. В связи с большим числом
созданных им памятников О.ф.Фрисен считал, что Фот работал длительное время, и
датировал его творчество 1050 (конец деятельности Асмунда) – 1070-ми годами.
Представителем иной школы был мастер Балли (bali) – автор 20 подписанных и, по
мнению Э.Брате, 17 неподписанных памятников, по преимуществу из Упланда (Brate
1925. S. 51-59; Philippa). Я.Аксельсон насчитывает 23 подписанных и 53 атрибутирован-
ных ему памятника (Axelson. S. 12-22). Вероятно, Балли был родом из области Вестман-
ланд. В наиболее ранних работах Балли выступает как ученик мастера Ливстейна (Stille
1999. S. 161-162), заимствуя ряд орфографических особенностей последнего. Балли часто
обращался к мотиву «большого шагающего зверя»: его композиции во многих случаях
состоят из двух шагающих навстречу друг другу зверей со схематично обрисованными
головами и ногами. Для его работ характерно симметричное расположение петель. Балли
нередко заканчивает надпись стихотворными строками. Все эти особенности, вместе с
орфографией и начертанием знаков, указывают, по мнению О.ф.Фрисена (Friesen 1933b.
S. 212-215) и Э.Брате, на 1050-1060-е годы, но не ранее 1050 г. По мнению А.-С.Грэс-
лунд, поддержанному П.Стилле, орнаментика Балле соответствует типу 3, датируемому
1050-1075 гг. (Gräslund 1994а. Р. 121; Stille 1999. S. 158-160).
Искусство вырезания рунических камней достигло вершины в творчестве мастера
Эпира (ubiR, ybiR; о возможных формах имени см.: Åhlén 1997. S. 27-37), создавшего, по
мнению Э.Брате, 43 подписанных и 25 неподписанных памятников (Brate 1925. S. 97-
112). Я.Аксельсон указывает 51 подписанный и около 70 атрибутированных Эпиру па-
мятников (Axelson. S. 100-113). М.Олен исключает из рассмотрения 5 из отмеченных
Э.Брате камней, подпись в которых плохо сохранилась (Åhlén 1997. S. 37-61). 40 из них
находятся в Упланде, 2 – в Сёдерманланде и 1 – в Гестрикланде (Brate 1925. S. 97-112;
Friesen 1933b. S. 221-225). Вероятно, Эпир учился искусству рунографа у мастера
Игульфаста (igulfastr), вместе с которым подписал рунический камень Up. 961. Эпир
создал собственный стиль композиции и графики, отличающийся редкой гармонично-
стью и изяществом. Сложный и причудливый орнамент состоит из многочисленных пе-
реплетений узких и широких полос, заполняющих почти все пространство внутри петли.
В центре Эпир помещает простой крест. Композиция выглядит продуманно и хорошо
приспособлена к форме камня. Руны вырезаны четко и ясно, надписи почти не содержат
ошибок. Орфография последовательно выдержана (Quak 1978). Как правило, его тексты
кратки и содержат только обязательную мемориальную формулу и подпись: ubir (или
ybiR) risti (runaR) «Эпир высек (руны)». Лишь в 13 подписанных текстах он сообщил
дополнительные сведения о погибшем. Он никогда не использовал стихотворную форму
и ни разу не включил инвокационные формулы (Åhlén 1997). Многочисленность
памятников и особенности орфографии Эпира позволяют считать, что он работал по
меньшей мере до 1100 г., а может быть, и дольше.
Шведский славист А.Шёберг высказал предположение, что рунограф Эпир
идентичен древнерусскому писцу, назвавшему себя ïîï 1óïèðü Ëèõûè (Sjöberg 1982;
Sjöberg 1985а; Sjöberg 1985b; Sjöberg 1993). Записи Упыря – две, содержащие его имя, и
две не подписанные, но, вероятно, принадлежащие ему, – датируются 1047 г. (Столярова.
№ 1-4. С. 10-13). А.Шёберг исходил из созвучия имен ubiR – Øpir и Упырь и с большим
количеством натяжек пытался показать, что др.-рус. лихой может быть синонимично
прозвищу Эпира ofaigR – Ófœigr «не обреченный на смерть», встречающееся в надписи
Up. 485. Никаких сколько-нибудь существенных доказательств тождественности
русского писца и шведского рунографа нет (критику предположения А.Шёберга см.:
Поппэ. С. 321-322; Quak 1985).
Источник Е.А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи.
МОСКВА
Издательская фирма
«ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН
2001
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость