Орнаментика рунических памятников
Добавлено: Сб фев 03, 2018 5:24 am
В старшерунический период текст размещался на горизонтальных или вертикаль-
ных прямых полосах (например, A-I.1), изредка отграниченных прямыми линиями. По
мере удлинения текста преобладающим становилось вертикальное – по длине камня –
или горизонтальное расположение строк. Такое размещение текста было типично до на-
чала XI в. (см., например, Б-III.9.4), а в Дании сохранилось и в XI в. (Б-I.1). Превали-
рующее в ранних надписях направление письма справа налево (например, A-I.1) посте-
пенно сменялось направлением слева направо. Иногда, вплоть до XI в., употреблялся
бустрофедон (Б-I.2; Б-III.5.12).
Изменение принципов расположения надписи на камне на протяжении X в. отража-
ет стремление приспособить форму надписи к конфигурации камня и максимально ис-
пользовать его поверхность. Отклоняясь от строго вертикального направления, строки
начинают следовать контуру камня, соединяясь вверху и образуя плавно изогнутые дуги
(Б-III.1.1). Увеличивается пространство между сторонами дуги – бывшими строками. Это
пространство используется для изображения креста или орнамента. Концы дуги иногда
соединялись прямой горизонтальной полосой (Б-III.5.14). Если же дуга не замыкалась, то
ее концы могли изгибаться и, переплетаясь, образовывать различные петли и узлы.
В дальнейшем в Швеции происходит трансформация полосы в так называемого ру-
нического змея (Friesen 1913; Friesen 1933b). Развитие мотива рунического змея, хотя оно
в определенной степени согласуется с формированием таких орнаментальных стилей
XI в., как стили Рингерике и Урнес, создает особый среднешведский рунический стиль,
который распространяется по всей территории Швеции и проникает в Норвегию
(Christiansson). На основе форм изображения змея, в первую очередь его головы,
О.ф.Фрисен разработал хронологическую последовательность типов рунической орна-
ментики: 1) неорнаментированные камни; 2) творчество Асмунда Карасона (ок. 1025-
1050-е годы); 3) памятники в честь участников похода Ингвара (1040-е годы); 4) группа
памятников Фота и Балли (ок. 1060-1075 гг.); 5) памятники Висете и памятники, упоми-
нающие фризскую гильдию (ок. 1060-1075 гг.); 6) памятники Эпира (ок. 1070-1100 гг.).
Хронология О.ф.Фрисена была принята большинством исследователей, хотя в последние
годы высказывались сомнения, можно ли датировать рунические камни более узко, не-
жели вообще XI в.
Исходя из стилистики памятника, иконографии самого змея (его головы, рта, нали-
чия или отсутствия ног), композиции, характера линий, А.-С.Грэслунд предприняла по-
пытку новой типологии рунической орнаментики (Fuglesang 1978; Gräslund 1991-1992;
Gräslund 1994а, 1994b). Она полагает, что при сопоставлении с генеалогическими дан-
ными (упоминаниями на нескольких камнях представителей ряда поколений одной се-
мьи) представляется возможным установить относительную хронологию типов, хотя нет
сомнения, что они следовали не строго один за другим, а временами сосуществовали.
Краеугольным камнем относительной и в еще большей степени абсолютной хронологии
в ее построении, как и в шкале О.ф.Фрисена, является комплекс памятников, посвящен-
ных участникам похода шведского хёвдинга Ингвара и установленных в 1040-е годы (о
походе Ингвара см. ниже). Ею учитываются и другие надписи, содержащие упоминания
известных и датируемых по другим источникам событий (например, получение «датских
денег» при Кнуте Великом), а также сопоставимый археологический материал.
А.-С.Грэслунд полагает – в противоположность предшествующим исследователям,
– что создание стел с младшеруническими надписями в Швеции не ограничивалось
только XI в., а началось не позднее второй половины X в. и продолжалось, по крайней
мере, до второй четверти XII в. (Gräslund 1994a. Р. 126. Fig. 23). В этих хронологических
рамках она выделяет шесть основных типов орнаментики.
Древнейший, существовавший на протяжении всей первой половины XI в. тип име-
ет наиболее характерной приметой изображенную сверху (bird-eye-view) голову змея, т.е.
круглые глаза змея располагаются по бокам треугольной головы. Голова и хвост (чаще в
виде завитка) присоединяются к концам бывшей полосы.
В типе 1 голова змея изображается в профиль и имеет круглый глаз, толстую верх-
нюю губу и округлые, стоящие торчком уши. Хвост – волютообразной формы. Руниче-
ский змей (в редких случаях два) располагается по контуру камня. Как правило, голова и
хвост змея не пересекаются, а соединены бантом (Gräslund 1994a. Р. 119-120. Ср.:
Thompson 1975. Р. 22 ff. - типы A1 и В1). Датировка – примерно первые сорок лет XI в.
Голова змея типа 2 образована вогнутой линией, идущей от уха до кончика носа, и имеет
глаза округлой или каплевидной формы, высоко посаженные уши, открытый рот иногда
с вытянутым языком, загнутыми вверх носом и верхней губой. Хвост – волютообразной
формы. Иногда появляются слегка округленные лапы. Один, реже два змея расположены
по контуру камня (Gräslund 1994а. Р. 120-121. Ср.: Thompson 1975 – типы Al, Bl и С).
Датируется примерно 1020-1050-ми годами. Голова змея типа 3 очерчена выпуклой ли-
нией от ушей до кончика носа, глаз имеет миндалевидную форму и его размер пропор-
ционален голове, ухо невелико, округло и отклонено назад, рот открыт. Хвост раздвоен.
Наиболее обычно изображение одного змея по контуру камня. Головы и хвосты соеди-
нены бантом. Возможны включения дополнительных тонких змей или лент (Gräslund
1994а. Р. 121. Ср.: Thompson 1975 – типы Al, A2, Bl, B2). Датируется примерно 1050-
1080-ми годами. В типе 4 голова сильно удлинена, отчетливо выражен переход от головы
к шее, миндалевидный глаз занимает почти всю голову, небольшое ухо сильно отклонено
назад, рот закрыт. Хвост волютообразен на конце, имеются удлиненные лапки, пе-
реплетающиеся с туловищем. В переплетение включаются тонкие змеи или ленты. Есть
перекличка со стилем Урнес. Змей чаще располагается по контуру камня, но может и
образовывать восьмерку (Gräslund 1994а. Р. 122-123. Ср.: Thompson 1975 – типы А2, A3 и
С). Датируется примерно 1075-1100-ми годами. Тип 5 представлен двумя видами голов:
треугольной, восходящей к типу 4, и округлой с круглым или миндалевидным глазом, с
полуоткрытым ртом и низко посаженным ухом. Туловище, лапы, хвост образуют
сложное переплетение с угловатыми переходами. Расположенный по центру камня змей
имеет пересекающиеся голову и хвост (Gräslund 1994a. Р. 123-124. Ср.: Thompson 1975 –
типы A3 b-с). Датируется примерно 1100-1130-ми годами.
Поскольку почти все типы памятников возникли и развивались уже после принятия
христианства, в композицию большинства из них введены различного вида кресты – от
простого мальтийского (наиболее популярная разновидность) до сложных форм пальме-
точного креста с многочисленными украшениями (Gardell; Stille 1999. S. 96-103). Надо
отметить, что в композицию наиболее ранней категории памятников (змей с головой,
изображенной сверху) также более или менее регулярно включаются кресты.
Кроме рунического змея и крестов на многих камнях встречаются изображения лю-
дей, животных, птиц, кораблей, иногда образующие сцены (Jansson 1987). Для датских
рунических камней характерны маски с круглыми глазами и длинными усами. В Швеции
приобрел распространение мотив большого шагающего зверя (Б-III.1.3), восходящий,
видимо, к фигуре каролингского льва (Rehn). Сюжетные изображения связаны, как пра-
вило, с мифологическими и героическими преданиями (Bergman). Так, например, на двух
камнях представлены сцены из сказания о Сигурде Убийце Фафнира (Б-III.5.5 и Söd. 101.
См.: Säve 1869;Liepe).
ных прямых полосах (например, A-I.1), изредка отграниченных прямыми линиями. По
мере удлинения текста преобладающим становилось вертикальное – по длине камня –
или горизонтальное расположение строк. Такое размещение текста было типично до на-
чала XI в. (см., например, Б-III.9.4), а в Дании сохранилось и в XI в. (Б-I.1). Превали-
рующее в ранних надписях направление письма справа налево (например, A-I.1) посте-
пенно сменялось направлением слева направо. Иногда, вплоть до XI в., употреблялся
бустрофедон (Б-I.2; Б-III.5.12).
Изменение принципов расположения надписи на камне на протяжении X в. отража-
ет стремление приспособить форму надписи к конфигурации камня и максимально ис-
пользовать его поверхность. Отклоняясь от строго вертикального направления, строки
начинают следовать контуру камня, соединяясь вверху и образуя плавно изогнутые дуги
(Б-III.1.1). Увеличивается пространство между сторонами дуги – бывшими строками. Это
пространство используется для изображения креста или орнамента. Концы дуги иногда
соединялись прямой горизонтальной полосой (Б-III.5.14). Если же дуга не замыкалась, то
ее концы могли изгибаться и, переплетаясь, образовывать различные петли и узлы.
В дальнейшем в Швеции происходит трансформация полосы в так называемого ру-
нического змея (Friesen 1913; Friesen 1933b). Развитие мотива рунического змея, хотя оно
в определенной степени согласуется с формированием таких орнаментальных стилей
XI в., как стили Рингерике и Урнес, создает особый среднешведский рунический стиль,
который распространяется по всей территории Швеции и проникает в Норвегию
(Christiansson). На основе форм изображения змея, в первую очередь его головы,
О.ф.Фрисен разработал хронологическую последовательность типов рунической орна-
ментики: 1) неорнаментированные камни; 2) творчество Асмунда Карасона (ок. 1025-
1050-е годы); 3) памятники в честь участников похода Ингвара (1040-е годы); 4) группа
памятников Фота и Балли (ок. 1060-1075 гг.); 5) памятники Висете и памятники, упоми-
нающие фризскую гильдию (ок. 1060-1075 гг.); 6) памятники Эпира (ок. 1070-1100 гг.).
Хронология О.ф.Фрисена была принята большинством исследователей, хотя в последние
годы высказывались сомнения, можно ли датировать рунические камни более узко, не-
жели вообще XI в.
Исходя из стилистики памятника, иконографии самого змея (его головы, рта, нали-
чия или отсутствия ног), композиции, характера линий, А.-С.Грэслунд предприняла по-
пытку новой типологии рунической орнаментики (Fuglesang 1978; Gräslund 1991-1992;
Gräslund 1994а, 1994b). Она полагает, что при сопоставлении с генеалогическими дан-
ными (упоминаниями на нескольких камнях представителей ряда поколений одной се-
мьи) представляется возможным установить относительную хронологию типов, хотя нет
сомнения, что они следовали не строго один за другим, а временами сосуществовали.
Краеугольным камнем относительной и в еще большей степени абсолютной хронологии
в ее построении, как и в шкале О.ф.Фрисена, является комплекс памятников, посвящен-
ных участникам похода шведского хёвдинга Ингвара и установленных в 1040-е годы (о
походе Ингвара см. ниже). Ею учитываются и другие надписи, содержащие упоминания
известных и датируемых по другим источникам событий (например, получение «датских
денег» при Кнуте Великом), а также сопоставимый археологический материал.
А.-С.Грэслунд полагает – в противоположность предшествующим исследователям,
– что создание стел с младшеруническими надписями в Швеции не ограничивалось
только XI в., а началось не позднее второй половины X в. и продолжалось, по крайней
мере, до второй четверти XII в. (Gräslund 1994a. Р. 126. Fig. 23). В этих хронологических
рамках она выделяет шесть основных типов орнаментики.
Древнейший, существовавший на протяжении всей первой половины XI в. тип име-
ет наиболее характерной приметой изображенную сверху (bird-eye-view) голову змея, т.е.
круглые глаза змея располагаются по бокам треугольной головы. Голова и хвост (чаще в
виде завитка) присоединяются к концам бывшей полосы.
В типе 1 голова змея изображается в профиль и имеет круглый глаз, толстую верх-
нюю губу и округлые, стоящие торчком уши. Хвост – волютообразной формы. Руниче-
ский змей (в редких случаях два) располагается по контуру камня. Как правило, голова и
хвост змея не пересекаются, а соединены бантом (Gräslund 1994a. Р. 119-120. Ср.:
Thompson 1975. Р. 22 ff. - типы A1 и В1). Датировка – примерно первые сорок лет XI в.
Голова змея типа 2 образована вогнутой линией, идущей от уха до кончика носа, и имеет
глаза округлой или каплевидной формы, высоко посаженные уши, открытый рот иногда
с вытянутым языком, загнутыми вверх носом и верхней губой. Хвост – волютообразной
формы. Иногда появляются слегка округленные лапы. Один, реже два змея расположены
по контуру камня (Gräslund 1994а. Р. 120-121. Ср.: Thompson 1975 – типы Al, Bl и С).
Датируется примерно 1020-1050-ми годами. Голова змея типа 3 очерчена выпуклой ли-
нией от ушей до кончика носа, глаз имеет миндалевидную форму и его размер пропор-
ционален голове, ухо невелико, округло и отклонено назад, рот открыт. Хвост раздвоен.
Наиболее обычно изображение одного змея по контуру камня. Головы и хвосты соеди-
нены бантом. Возможны включения дополнительных тонких змей или лент (Gräslund
1994а. Р. 121. Ср.: Thompson 1975 – типы Al, A2, Bl, B2). Датируется примерно 1050-
1080-ми годами. В типе 4 голова сильно удлинена, отчетливо выражен переход от головы
к шее, миндалевидный глаз занимает почти всю голову, небольшое ухо сильно отклонено
назад, рот закрыт. Хвост волютообразен на конце, имеются удлиненные лапки, пе-
реплетающиеся с туловищем. В переплетение включаются тонкие змеи или ленты. Есть
перекличка со стилем Урнес. Змей чаще располагается по контуру камня, но может и
образовывать восьмерку (Gräslund 1994а. Р. 122-123. Ср.: Thompson 1975 – типы А2, A3 и
С). Датируется примерно 1075-1100-ми годами. Тип 5 представлен двумя видами голов:
треугольной, восходящей к типу 4, и округлой с круглым или миндалевидным глазом, с
полуоткрытым ртом и низко посаженным ухом. Туловище, лапы, хвост образуют
сложное переплетение с угловатыми переходами. Расположенный по центру камня змей
имеет пересекающиеся голову и хвост (Gräslund 1994a. Р. 123-124. Ср.: Thompson 1975 –
типы A3 b-с). Датируется примерно 1100-1130-ми годами.
Поскольку почти все типы памятников возникли и развивались уже после принятия
христианства, в композицию большинства из них введены различного вида кресты – от
простого мальтийского (наиболее популярная разновидность) до сложных форм пальме-
точного креста с многочисленными украшениями (Gardell; Stille 1999. S. 96-103). Надо
отметить, что в композицию наиболее ранней категории памятников (змей с головой,
изображенной сверху) также более или менее регулярно включаются кресты.
Кроме рунического змея и крестов на многих камнях встречаются изображения лю-
дей, животных, птиц, кораблей, иногда образующие сцены (Jansson 1987). Для датских
рунических камней характерны маски с круглыми глазами и длинными усами. В Швеции
приобрел распространение мотив большого шагающего зверя (Б-III.1.3), восходящий,
видимо, к фигуре каролингского льва (Rehn). Сюжетные изображения связаны, как пра-
вило, с мифологическими и героическими преданиями (Bergman). Так, например, на двух
камнях представлены сцены из сказания о Сигурде Убийце Фафнира (Б-III.5.5 и Söd. 101.
См.: Säve 1869;Liepe).