Рунные амулеты в Восточной Евроме
Добавлено: Вс фев 04, 2018 7:09 am
Среди находок предметов со скандинавскими руническими надписями в Восточной
Европе наиболее интересную группу, без сомнения, происходящую из скандинавской
культурной среды, составляют амулеты с руническими надписями-заклинаниями. К на-
стоящему времени их обнаружено три. Все они принадлежат к наиболее ранним млад-
шеруническим надписям на территории Восточной Европы, датируемым временем до
конца X в., и найдены при археологических изысканиях в двух древнейших центрах Се-
веро-Западной Руси, где имелось скандинавское население, – в Старой Ладоге и на Го-
родище около Новгорода (ныне в черте г. Новгород).
Амулеты с руническими надписями широко распространены в древнегерманской и
древнескандинавской культурах (Nordén 1943. S. 186-188; Fuglesang 1989). Вера в
сверхъестественные силы, оказывающие воздействие на природу и жизнь людей, и в
возможность влиять на судьбу с помощью словесной магии была неотъемлемой частью
верований и до, и после принятия христианства (см.: Lid; Gering; Linderholm; Brix). B
сагах, рунических надписях, средневековых книгах, посвященных черной и белой магии
(Daviðsson), сохранилось большое число магических формул: охранительных (например,
от дурного глаза: Bang), запретительных (от повреждения памятников, от мертвецов и их
дурного влияния на живых: Jacobsen 1935), от кражи (см., например, Б-III.7.18), лечебных
(кровоостанавливающих, от лихорадки и других болезней; см., например: Runmärkt.
№ 66, 67), любовных (Runmärkt. № 64) и т.д. (Moltke 1976а. S. 180-188; Grambo).
Руническое письмо, как и другие виды письменности, с самого момента его возник-
новения использовалось в магических целях (Düwel 1992а; Düwel 1995; Düwel 1997b):
письменные знаки в бесписьменном до того обществе казались исполненными силы,
дающей возможность оказывать воздействие на настоящее и будущее, а люди, владевшие
руническим письмом, видимо, занимали особое положение (ср. надписи с формулой
ek erilaz: Hultgård. S. 716-725). Не случайно, подавляющее большинство наименований
рунических знаков отражает ключевые мифологемы и понятия, связанные с верованиями
а также их хтонические противники (þurs), явления природы (sól, hagal, íss), животные и
растения (*ūruz, *algiz, *ehwaz; *īwaz, *perþo, *birkanan, *laukaz), важнейшие социаль-
ные понятия (ár, óðal). Наделение рун символическим содержанием (в дополнение к фо-
нетическому) делало их пригодными для широкого употребления в ритуалах, в первую
очередь в гадании, о чем писал Тацит, а также в качестве идеограмм (Düwel 1992a).
Возможно, магическое значение придавалось не только отдельным знакам, но и всему
алфавиту, древнейшее изображение которого на каменной плите от саркофага из Kylver
(Готланд, вторая половина IV–V в.) сопровождается руной t (Тýr) с шестикратным на-
бором ветвей и палиндромом sueus, которые, по общему мнению, имеют магический
смысл (Jansson 1987. Р. 13-14).
Магические надписи-заклинания появляются в старшерунический период (Flowers).
Они наносились на предметы (например, на рукоять ножа из Kragehul, ок. 300 г.: KrauseJankuhn.
№ 28, DR. 196; на скребок из Fløksand, Норвегия, ок. 350 г.: Krause-Jankuhn.
№ 37), на специально изготовленные амулеты (например, в форме рыбы – Lindholm,
ок. 300 г., Krause-Jankuhn. № 29), на брактеаты (Düwel 1988). В целях благопожелания
употреблялись отдельные руны: s (sól «солнце»), a (áss «ас»), f (fé «скот, имущество»)
(Nordén 1937. S. 180-181). Заклинания могли быть представлены отдельными словами:
alu (вероятно, от глагола *alan «расти») и laukaR «лук» (DR. В. I. Sp. 629-630),
и формулами auja gibu «приношу удачу» (на брактеате № 2 с о. Зеландия: DR. Вг. 61; так
же интерпретируется надпись gaŎна древке копья из Kragehul: Krause-Jankuhn. № 28, DR.
196, и на брактеате из Сконе: DR. Вг. 67) и просто auja «удача» (Olsen 1907. S. 34-37; ср.
надписи на ряде брактеатов: DR. Вг. № 8 и др., а также NlyR. № 21), выражением ek
erilaz (см. выше). Много реже, но встречаются и индивидуальные заклинания, как,
например, на оселке из Strøm (Южный Трёнделаг, Норвегия, вторая половина V в.):
«Намочи этот камень, рог! Губи, коса! Лежи то, что скошено!» (Antonsen 1975. Р. 55.
№ 45).
В переходный период значительно увеличивается количество пространных заклина-
ний, прежде всего охранительных («запретительных») на рунических камнях: «Да будет
беззащитен от (или: из-за) злобы и [от] насильственной смерти (или: Да будет во власти
беспокойства и злобы) тот, кто разрушит это (т.е. камень)» (Stentoften, Блекинге, Шве-
ция, первая половина VII в.: Antonsen 1975. Р. 85-87. № 119; Makaev. P. 89. № 87); «Да
будет вне дома беззащитен от злобы, [обречен] на насильственную смерть тот, кто раз-
рушит это (т.е. камень). Дурное предзнаменование» (Björketorp, Блекинге, Швеция, вто-
рая половина VII в.: Jacobsen 1935).
С VIII в. появляется особый вид амулетов, который продолжает существовать – ви-
доизменяясь по форме и содержанию – вплоть до XV в. Это металлические пластинки
прямоугольной, подтрапециеаидной или овальной формы, которые, как правило, исполь-
зовались в качестве подвесок и потому имели ушки или отверстия для привешивания.
Надпись – заклинание – располагалась вдоль пластинки в один или два ряда, реже – на
полосе, окаймляющей пластину (Vassunda I).
Древнейший амулет подобного рода – медная прямоугольная пластинка длиной 41 и
шириной 104 мм со сдвинутым к краю отверстием датируется началом VIII в. и проис-
ходит из погребения (Hallbjäns, Готланд: Gustavson // Runfynd 1980. S. 186-191). Надпись
располагается на одной стороне подвески (полноветвистые руны прочерчены от края до
края) и состоит из двух частей, вторая из которых была написана после поворота
пластинки на 180°. Надпись А отчетливо читается þunurþurus, но ее интерпретация не-
ясна: слово þurus, вероятно, передает др.-исл. þurs «туре, великан», первое же, возможно
и ритуальной практикой германцев: среди них человек (maðr) и боги (áss, Тýr, Yngvi),
определение к þurs, убедительному толкованию не поддается. Надпись В читается не
полностью: ---hatrn---. Х.Густавсон, публикатор находки, отмечает, что рунические над-
писи, встречающиеся в захоронениях, как правило, связаны с погребальной магией
(Gustavson // Runfynd 1980. S. 188).
От IX в. тоже сохранилось несколько подвесок: из погребения в Ulvsunda (Швеция)
с заклинанием покойного не тревожить живых (Nordén 1943. S. 146-154; Johnsen 1968. S.
128-129), из погребения в Бирке (серебряная округлая пластинка: Nordén 1937. S. 160-
168; Johnsen 1968. S. 127). Но особое распространение этот тип амулетов получил в XIXII
вв., причем не только в Швеции (например, амулет I из Сигтуны, середина XI в., из
Högstena, Вестеръётланд, XII в.; см.: Olsen 1940; Nordén 1943. S. 175-177; Svärdström
1967), но и в Дании (например, амулеты из Роскилле, XI в.: DR. 246, Оденсе и др.; см.:
Stoklund 1986. S. 198-208). Однако наибольшее их число происходит из Восточной
Швеции, включая о. Эланд.
Наряду с металлическими пластинками, для записи магических заклинаний исполь-
зовались деревянные стержни (значительное количество их было найдено в Бергене,
Норвегия: Liestøl 1963. S. 15-24, 37-40), а также фрагменты костей животных. Очевидно,
они служили амулетами, хотя и не предназначались для ношения в качестве подвесок.
Интерпретация значительной части текстов на амулетах вызывает большие трудно-
сти, в первую очередь потому, что во многих случаях надписи выполнены не обычными
полно- или коротковетвистыми рунами, а рунами, усложненными различными способа-
ми. В надписях на амулетах широко используются зеркальные руны, разнообразные уд-
воения или утроения знаков: например, руны þ, n и о в надписи из Лёдёсе (Швеция,
XII в.), повторены три раза, а руна þ соединяет в себе все три руны; содержание же
магической формулы, видимо, вытекает из понятийного значения каждой из рун:
þ «турc», n «нужда», о «ас» (Svärdström // Runfynd 1974. S. 172-173), На амулете из Рос-
килле представлены утроенные руны u в форме и þ в форме (DR. 243).
Широко применялись «тайные» руны (lönrunor), особенно один их тип – ветвистые
(kvistrunor) (Moltke E. Lønruner // DR. B. I. Sp. 847-848; Arntz. 1944. S. 233-248; Düwel
1997a). Система ветвистых рун основывалась на обозначении порядкового номера
изображаемой руны в соответствующем разделе (ætt) алфавита, обычно справа от ствола,
и номера раздела (ætt) – обычно слева, причем отсчет велся от конца. Таким образом,
руна 3/1, например, с тремя ветвями, обозначающими ætt, слева и с одной ветвью,
обозначающей порядковый номер руны в нем, справа соответствует f. Весьма частым
способом обозначения номеров были ветви (собственно ветвистые руны) или точки,
заключенные в петлю.
Наиболее широко и последовательно ветвистые руны использовались в средневеко-
вье: именно к этому времени относятся надписи, полностью выполненные этим видом
рун, как, например, на фрагменте ребра из Сигтуны, XIII в. (состоит из 12 знаков: Strid //
Runfynd 1982. S. 231-232), на стержне из Бергена (Liestøl 1963. S. 16). Чаще же они со-
ставляли часть текста: например, на ножнах меча из Лунда (XII в.; Strid // Runfynd 1981.
S. 244-249; на камнях из неолитической камерной гробницы в Maeshowe, Оркнейские о-
ва (середина XII в.: Barnes 1994a. Р. 95-102. № 9) и др. Иногда одна ветвистая руна
включалась в надпись обычными рунами, как в надписи 20 из Maeshowe (Barnes 1994a. Р.
144-158). Обычно тайными рунами зашифровывалась наиболее важная часть сообщения:
так, в надписи 9 из Maeshowe (Barnes 1994а. Р. 95-102) тайнописью выполнена часть
имени Эрлинг (rlingr), возможно, автора надписи. Впрочем, иногда зашифровыва-
лась часть текста, представляющаяся нам несущественной: надпись 20 из Maeshowe
(Barnes 1994а. Р. 144-158) открывается десятью тайными рунами, читающимися þesar
runar «эти руны»; далее следует пространное сообщение, в котором в слове maþr
«человек» руна m ветвистая.
Употребление же ветвистых рун началось значительно раньше: уже в первой поло-
вине IX в. часть рёкской надписи (Ög. 136) выполнена ими. В XI в. они встречаются на
амулете из Роскилле (DR. 246), на руническом камне из Rotbrunna (Up. 1145). Однако,
очевидно, что до XII в. их употребление было редким (в старшерунических и переходных
надписях они не встречаются) и не столь последовательным, как в средневековье. Надо
отметить и то, что в младшерунический период большинство надписей, где употреблены
ветвистые руны, происходят из Дании и Восточной Швеции, тогда как в средневековье
они распространены во всех Скандинавских странах.
В XII–XIII вв. становятся популярны амулеты в виде удлиненных и свернутых или
сложенных в несколько раз металлических пластинок или крестов с христианскими
формулами, часто латиноязычными: начальные слова молитв Pater noster и Ave Maria,
например, на пластинах из Скары (Вестеръётланд, Швеция: Svärdström // Runfynd 1972. S.
201), из Даларна, Швеция (Gustavson // Runfynd 1979. S. 229-231). Подавляющее
большинство текстов этого типа содержат благопожелания и являются формульными
(так, например, многократно встречена формула agla, аббревиатура др.-евр. Attah Gibbor
Leolam Adonaf). Появляются благопожелательные надписи и на древнескандинавских
языках, как, например, надпись из Orrestad (Рогаланд, Норвегия): likimunulifa . hnia «Да
будешь ты долго жить hnia» (Johnsen 1968. № 45).
Таким образом, амулеты из Старой Ладоги и из Городища имеют многочисленные
параллели в собственно скандинавском материале. Вместе с тем они обнаруживают не-
которые черты сходства между собой, которые, возможно, позволяют предполагать либо
их создание в рамках единой, довольно узкой традиции, либо их взаимозависимость.
В Старой Ладоге амулет был найден в остатках большого дома, разрушенного в
конце X в. На Городище амулеты находились вместе с другими предметами и фрагмен-
тами лепной керамики, что дало основание Е.Н.Носову датировать их концом X в. Таким
образом, все амулеты имеют археологические (стратиграфические) датировки, которые,
однако, являются не более чем terminus ante quem, поскольку указывают лишь на время,
когда амулеты попали в землю, т.е. вышли из употребления, а отнюдь не на время их
изготовления и функционирования. Справедливость этого соображения подтверждается
внешним видом двух из трех амулетов, которые явно существенно старше, нежели пред-
полагает их археологическая датировка. Староладожский амулет имеет следы починки:
имеющееся ушко было либо заменено, либо припаяно наново, закрыв несколько знаков
надписи. На амулете 1 с Городища края отверстия для подвешивания амулета сильно
потерты. Оба обстоятельства указывают на длительность использования амулетов. По-
этому вопрос о времени их изготовления может быть решен только на основании графи-
ческих и языковых особенностей самих надписей.
По своей форме, размерам, материалу все амулеты принадлежат к описанному выше
типу металлических подвесок-пластинок, широко распространенному в Восточной
Скандинавии с VIII по XII в. Ближайшие аналогии им – амулеты-подвески VIII–X вв. из
Hallbjäns, Готланд (начало VIII в.: Gustavson // Runfynd 1980. S. 186-191), из Ulvsunda
(Швеция, начало IX в.: Nordén 1943. S. 146-154; Johnsen 1968. S. 128-129), а также из
Ingelstad (Эстеръётланд, Швеция, середина - вторая половина X в.: Johnsen 1968. S. 134-
136), из Järfälla (Упланд, Швеция, ок. 1000 г.: Gustavson 1969) и др. Их размеры
колеблются в сравнительно небольших пределах. Одинаково на них и размещение над-
писей: вдоль пластинки на одной (городищенский 2) или на обеих сторонах, причем ру-
ны занимают все пространство от одного края пластины до другого.
Древнейшим среди трех был, очевидно, городищенский амулет 1, который первона-
чально нес только одну надпись – на стороне А. Об этом свидетельствует использование
в ней старших рун. Более того, многочисленные соответствия надписи А на амулете 1
надписи на Рёкском камне в выборе старших рун, их аллографов, использовании корот-
коветвистых и тайных рун позволяют допустить, что амулет 1 был изготовлен в тради-
циях «рёкских» рун, т.е. в тех традициях рунической письменности, которые сложились в
Восточной Швеции (Эстеръётланде) в IX в. (Loman). Предположительное же содержание
надписи говорит о том, что амулет, предназначенный для человека, отправлявшегося в
дальнее и опасное путешествие, был сделан непосредственно в Швеции (Эстеръётланде?)
и вместе со своим владельцем оказался на Северо-Западе Руси.
Позднее, и, видимо, много позднее, когда употребление старших рун прекратилось,
и надпись, быть может, стала непонятна, на другой стороне амулета (Б) была сделана
новая надпись, по содержанию не имеющая никакого отношения к первой. Однако мас-
тер, вырезавший ее, взял надпись на стороне А за образец. Он заимствовал общее распо-
ложение надписи, сохранил то же количество знаков, использовал тайную ветвистую
руну в завершении текста для обозначения центрального понятия формулы, наконец,
руна Тюра на стороне А могла дать ему идею «избыточного» элемента, с одной стороны,
усложняющего чтение надписи, с другой – усиливающего ее магическую силу. Ни время,
ни место создания этой надписи достоверно установлено быть не может, но вряд ли аму-
лет покидал пределы Приладожья (Старой Ладоги?), поскольку в конце X в. он оказыва-
ется на Городище. Можно предполагать также, что формула на стороне Б была написана
за некоторое время до того, как амулет был утерян. Об этом свидетельствует старола-
дожский амулет.
Европе наиболее интересную группу, без сомнения, происходящую из скандинавской
культурной среды, составляют амулеты с руническими надписями-заклинаниями. К на-
стоящему времени их обнаружено три. Все они принадлежат к наиболее ранним млад-
шеруническим надписям на территории Восточной Европы, датируемым временем до
конца X в., и найдены при археологических изысканиях в двух древнейших центрах Се-
веро-Западной Руси, где имелось скандинавское население, – в Старой Ладоге и на Го-
родище около Новгорода (ныне в черте г. Новгород).
Амулеты с руническими надписями широко распространены в древнегерманской и
древнескандинавской культурах (Nordén 1943. S. 186-188; Fuglesang 1989). Вера в
сверхъестественные силы, оказывающие воздействие на природу и жизнь людей, и в
возможность влиять на судьбу с помощью словесной магии была неотъемлемой частью
верований и до, и после принятия христианства (см.: Lid; Gering; Linderholm; Brix). B
сагах, рунических надписях, средневековых книгах, посвященных черной и белой магии
(Daviðsson), сохранилось большое число магических формул: охранительных (например,
от дурного глаза: Bang), запретительных (от повреждения памятников, от мертвецов и их
дурного влияния на живых: Jacobsen 1935), от кражи (см., например, Б-III.7.18), лечебных
(кровоостанавливающих, от лихорадки и других болезней; см., например: Runmärkt.
№ 66, 67), любовных (Runmärkt. № 64) и т.д. (Moltke 1976а. S. 180-188; Grambo).
Руническое письмо, как и другие виды письменности, с самого момента его возник-
новения использовалось в магических целях (Düwel 1992а; Düwel 1995; Düwel 1997b):
письменные знаки в бесписьменном до того обществе казались исполненными силы,
дающей возможность оказывать воздействие на настоящее и будущее, а люди, владевшие
руническим письмом, видимо, занимали особое положение (ср. надписи с формулой
ek erilaz: Hultgård. S. 716-725). Не случайно, подавляющее большинство наименований
рунических знаков отражает ключевые мифологемы и понятия, связанные с верованиями
а также их хтонические противники (þurs), явления природы (sól, hagal, íss), животные и
растения (*ūruz, *algiz, *ehwaz; *īwaz, *perþo, *birkanan, *laukaz), важнейшие социаль-
ные понятия (ár, óðal). Наделение рун символическим содержанием (в дополнение к фо-
нетическому) делало их пригодными для широкого употребления в ритуалах, в первую
очередь в гадании, о чем писал Тацит, а также в качестве идеограмм (Düwel 1992a).
Возможно, магическое значение придавалось не только отдельным знакам, но и всему
алфавиту, древнейшее изображение которого на каменной плите от саркофага из Kylver
(Готланд, вторая половина IV–V в.) сопровождается руной t (Тýr) с шестикратным на-
бором ветвей и палиндромом sueus, которые, по общему мнению, имеют магический
смысл (Jansson 1987. Р. 13-14).
Магические надписи-заклинания появляются в старшерунический период (Flowers).
Они наносились на предметы (например, на рукоять ножа из Kragehul, ок. 300 г.: KrauseJankuhn.
№ 28, DR. 196; на скребок из Fløksand, Норвегия, ок. 350 г.: Krause-Jankuhn.
№ 37), на специально изготовленные амулеты (например, в форме рыбы – Lindholm,
ок. 300 г., Krause-Jankuhn. № 29), на брактеаты (Düwel 1988). В целях благопожелания
употреблялись отдельные руны: s (sól «солнце»), a (áss «ас»), f (fé «скот, имущество»)
(Nordén 1937. S. 180-181). Заклинания могли быть представлены отдельными словами:
alu (вероятно, от глагола *alan «расти») и laukaR «лук» (DR. В. I. Sp. 629-630),
и формулами auja gibu «приношу удачу» (на брактеате № 2 с о. Зеландия: DR. Вг. 61; так
же интерпретируется надпись gaŎна древке копья из Kragehul: Krause-Jankuhn. № 28, DR.
196, и на брактеате из Сконе: DR. Вг. 67) и просто auja «удача» (Olsen 1907. S. 34-37; ср.
надписи на ряде брактеатов: DR. Вг. № 8 и др., а также NlyR. № 21), выражением ek
erilaz (см. выше). Много реже, но встречаются и индивидуальные заклинания, как,
например, на оселке из Strøm (Южный Трёнделаг, Норвегия, вторая половина V в.):
«Намочи этот камень, рог! Губи, коса! Лежи то, что скошено!» (Antonsen 1975. Р. 55.
№ 45).
В переходный период значительно увеличивается количество пространных заклина-
ний, прежде всего охранительных («запретительных») на рунических камнях: «Да будет
беззащитен от (или: из-за) злобы и [от] насильственной смерти (или: Да будет во власти
беспокойства и злобы) тот, кто разрушит это (т.е. камень)» (Stentoften, Блекинге, Шве-
ция, первая половина VII в.: Antonsen 1975. Р. 85-87. № 119; Makaev. P. 89. № 87); «Да
будет вне дома беззащитен от злобы, [обречен] на насильственную смерть тот, кто раз-
рушит это (т.е. камень). Дурное предзнаменование» (Björketorp, Блекинге, Швеция, вто-
рая половина VII в.: Jacobsen 1935).
С VIII в. появляется особый вид амулетов, который продолжает существовать – ви-
доизменяясь по форме и содержанию – вплоть до XV в. Это металлические пластинки
прямоугольной, подтрапециеаидной или овальной формы, которые, как правило, исполь-
зовались в качестве подвесок и потому имели ушки или отверстия для привешивания.
Надпись – заклинание – располагалась вдоль пластинки в один или два ряда, реже – на
полосе, окаймляющей пластину (Vassunda I).
Древнейший амулет подобного рода – медная прямоугольная пластинка длиной 41 и
шириной 104 мм со сдвинутым к краю отверстием датируется началом VIII в. и проис-
ходит из погребения (Hallbjäns, Готланд: Gustavson // Runfynd 1980. S. 186-191). Надпись
располагается на одной стороне подвески (полноветвистые руны прочерчены от края до
края) и состоит из двух частей, вторая из которых была написана после поворота
пластинки на 180°. Надпись А отчетливо читается þunurþurus, но ее интерпретация не-
ясна: слово þurus, вероятно, передает др.-исл. þurs «туре, великан», первое же, возможно
и ритуальной практикой германцев: среди них человек (maðr) и боги (áss, Тýr, Yngvi),
определение к þurs, убедительному толкованию не поддается. Надпись В читается не
полностью: ---hatrn---. Х.Густавсон, публикатор находки, отмечает, что рунические над-
писи, встречающиеся в захоронениях, как правило, связаны с погребальной магией
(Gustavson // Runfynd 1980. S. 188).
От IX в. тоже сохранилось несколько подвесок: из погребения в Ulvsunda (Швеция)
с заклинанием покойного не тревожить живых (Nordén 1943. S. 146-154; Johnsen 1968. S.
128-129), из погребения в Бирке (серебряная округлая пластинка: Nordén 1937. S. 160-
168; Johnsen 1968. S. 127). Но особое распространение этот тип амулетов получил в XIXII
вв., причем не только в Швеции (например, амулет I из Сигтуны, середина XI в., из
Högstena, Вестеръётланд, XII в.; см.: Olsen 1940; Nordén 1943. S. 175-177; Svärdström
1967), но и в Дании (например, амулеты из Роскилле, XI в.: DR. 246, Оденсе и др.; см.:
Stoklund 1986. S. 198-208). Однако наибольшее их число происходит из Восточной
Швеции, включая о. Эланд.
Наряду с металлическими пластинками, для записи магических заклинаний исполь-
зовались деревянные стержни (значительное количество их было найдено в Бергене,
Норвегия: Liestøl 1963. S. 15-24, 37-40), а также фрагменты костей животных. Очевидно,
они служили амулетами, хотя и не предназначались для ношения в качестве подвесок.
Интерпретация значительной части текстов на амулетах вызывает большие трудно-
сти, в первую очередь потому, что во многих случаях надписи выполнены не обычными
полно- или коротковетвистыми рунами, а рунами, усложненными различными способа-
ми. В надписях на амулетах широко используются зеркальные руны, разнообразные уд-
воения или утроения знаков: например, руны þ, n и о в надписи из Лёдёсе (Швеция,
XII в.), повторены три раза, а руна þ соединяет в себе все три руны; содержание же
магической формулы, видимо, вытекает из понятийного значения каждой из рун:
þ «турc», n «нужда», о «ас» (Svärdström // Runfynd 1974. S. 172-173), На амулете из Рос-
килле представлены утроенные руны u в форме и þ в форме (DR. 243).
Широко применялись «тайные» руны (lönrunor), особенно один их тип – ветвистые
(kvistrunor) (Moltke E. Lønruner // DR. B. I. Sp. 847-848; Arntz. 1944. S. 233-248; Düwel
1997a). Система ветвистых рун основывалась на обозначении порядкового номера
изображаемой руны в соответствующем разделе (ætt) алфавита, обычно справа от ствола,
и номера раздела (ætt) – обычно слева, причем отсчет велся от конца. Таким образом,
руна 3/1, например, с тремя ветвями, обозначающими ætt, слева и с одной ветвью,
обозначающей порядковый номер руны в нем, справа соответствует f. Весьма частым
способом обозначения номеров были ветви (собственно ветвистые руны) или точки,
заключенные в петлю.
Наиболее широко и последовательно ветвистые руны использовались в средневеко-
вье: именно к этому времени относятся надписи, полностью выполненные этим видом
рун, как, например, на фрагменте ребра из Сигтуны, XIII в. (состоит из 12 знаков: Strid //
Runfynd 1982. S. 231-232), на стержне из Бергена (Liestøl 1963. S. 16). Чаще же они со-
ставляли часть текста: например, на ножнах меча из Лунда (XII в.; Strid // Runfynd 1981.
S. 244-249; на камнях из неолитической камерной гробницы в Maeshowe, Оркнейские о-
ва (середина XII в.: Barnes 1994a. Р. 95-102. № 9) и др. Иногда одна ветвистая руна
включалась в надпись обычными рунами, как в надписи 20 из Maeshowe (Barnes 1994a. Р.
144-158). Обычно тайными рунами зашифровывалась наиболее важная часть сообщения:
так, в надписи 9 из Maeshowe (Barnes 1994а. Р. 95-102) тайнописью выполнена часть
имени Эрлинг (rlingr), возможно, автора надписи. Впрочем, иногда зашифровыва-
лась часть текста, представляющаяся нам несущественной: надпись 20 из Maeshowe
(Barnes 1994а. Р. 144-158) открывается десятью тайными рунами, читающимися þesar
runar «эти руны»; далее следует пространное сообщение, в котором в слове maþr
«человек» руна m ветвистая.
Употребление же ветвистых рун началось значительно раньше: уже в первой поло-
вине IX в. часть рёкской надписи (Ög. 136) выполнена ими. В XI в. они встречаются на
амулете из Роскилле (DR. 246), на руническом камне из Rotbrunna (Up. 1145). Однако,
очевидно, что до XII в. их употребление было редким (в старшерунических и переходных
надписях они не встречаются) и не столь последовательным, как в средневековье. Надо
отметить и то, что в младшерунический период большинство надписей, где употреблены
ветвистые руны, происходят из Дании и Восточной Швеции, тогда как в средневековье
они распространены во всех Скандинавских странах.
В XII–XIII вв. становятся популярны амулеты в виде удлиненных и свернутых или
сложенных в несколько раз металлических пластинок или крестов с христианскими
формулами, часто латиноязычными: начальные слова молитв Pater noster и Ave Maria,
например, на пластинах из Скары (Вестеръётланд, Швеция: Svärdström // Runfynd 1972. S.
201), из Даларна, Швеция (Gustavson // Runfynd 1979. S. 229-231). Подавляющее
большинство текстов этого типа содержат благопожелания и являются формульными
(так, например, многократно встречена формула agla, аббревиатура др.-евр. Attah Gibbor
Leolam Adonaf). Появляются благопожелательные надписи и на древнескандинавских
языках, как, например, надпись из Orrestad (Рогаланд, Норвегия): likimunulifa . hnia «Да
будешь ты долго жить hnia» (Johnsen 1968. № 45).
Таким образом, амулеты из Старой Ладоги и из Городища имеют многочисленные
параллели в собственно скандинавском материале. Вместе с тем они обнаруживают не-
которые черты сходства между собой, которые, возможно, позволяют предполагать либо
их создание в рамках единой, довольно узкой традиции, либо их взаимозависимость.
В Старой Ладоге амулет был найден в остатках большого дома, разрушенного в
конце X в. На Городище амулеты находились вместе с другими предметами и фрагмен-
тами лепной керамики, что дало основание Е.Н.Носову датировать их концом X в. Таким
образом, все амулеты имеют археологические (стратиграфические) датировки, которые,
однако, являются не более чем terminus ante quem, поскольку указывают лишь на время,
когда амулеты попали в землю, т.е. вышли из употребления, а отнюдь не на время их
изготовления и функционирования. Справедливость этого соображения подтверждается
внешним видом двух из трех амулетов, которые явно существенно старше, нежели пред-
полагает их археологическая датировка. Староладожский амулет имеет следы починки:
имеющееся ушко было либо заменено, либо припаяно наново, закрыв несколько знаков
надписи. На амулете 1 с Городища края отверстия для подвешивания амулета сильно
потерты. Оба обстоятельства указывают на длительность использования амулетов. По-
этому вопрос о времени их изготовления может быть решен только на основании графи-
ческих и языковых особенностей самих надписей.
По своей форме, размерам, материалу все амулеты принадлежат к описанному выше
типу металлических подвесок-пластинок, широко распространенному в Восточной
Скандинавии с VIII по XII в. Ближайшие аналогии им – амулеты-подвески VIII–X вв. из
Hallbjäns, Готланд (начало VIII в.: Gustavson // Runfynd 1980. S. 186-191), из Ulvsunda
(Швеция, начало IX в.: Nordén 1943. S. 146-154; Johnsen 1968. S. 128-129), а также из
Ingelstad (Эстеръётланд, Швеция, середина - вторая половина X в.: Johnsen 1968. S. 134-
136), из Järfälla (Упланд, Швеция, ок. 1000 г.: Gustavson 1969) и др. Их размеры
колеблются в сравнительно небольших пределах. Одинаково на них и размещение над-
писей: вдоль пластинки на одной (городищенский 2) или на обеих сторонах, причем ру-
ны занимают все пространство от одного края пластины до другого.
Древнейшим среди трех был, очевидно, городищенский амулет 1, который первона-
чально нес только одну надпись – на стороне А. Об этом свидетельствует использование
в ней старших рун. Более того, многочисленные соответствия надписи А на амулете 1
надписи на Рёкском камне в выборе старших рун, их аллографов, использовании корот-
коветвистых и тайных рун позволяют допустить, что амулет 1 был изготовлен в тради-
циях «рёкских» рун, т.е. в тех традициях рунической письменности, которые сложились в
Восточной Швеции (Эстеръётланде) в IX в. (Loman). Предположительное же содержание
надписи говорит о том, что амулет, предназначенный для человека, отправлявшегося в
дальнее и опасное путешествие, был сделан непосредственно в Швеции (Эстеръётланде?)
и вместе со своим владельцем оказался на Северо-Западе Руси.
Позднее, и, видимо, много позднее, когда употребление старших рун прекратилось,
и надпись, быть может, стала непонятна, на другой стороне амулета (Б) была сделана
новая надпись, по содержанию не имеющая никакого отношения к первой. Однако мас-
тер, вырезавший ее, взял надпись на стороне А за образец. Он заимствовал общее распо-
ложение надписи, сохранил то же количество знаков, использовал тайную ветвистую
руну в завершении текста для обозначения центрального понятия формулы, наконец,
руна Тюра на стороне А могла дать ему идею «избыточного» элемента, с одной стороны,
усложняющего чтение надписи, с другой – усиливающего ее магическую силу. Ни время,
ни место создания этой надписи достоверно установлено быть не может, но вряд ли аму-
лет покидал пределы Приладожья (Старой Ладоги?), поскольку в конце X в. он оказыва-
ется на Городище. Можно предполагать также, что формула на стороне Б была написана
за некоторое время до того, как амулет был утерян. Об этом свидетельствует старола-
дожский амулет.