
Выкуп места под могилу, выкуп гроба («дома» в похоронной обрядности) эквивалентен выкупу места под дом в строительном обряде настолько, что для этого используется тот же термин: окупать место .
Под угол дома будущие хозяева или строители кладут монеты:
Да, даже у хлева, у бани клали [монеты] . Не знаю для чего, но клали . Но только монеты не медные, а серебряные . Медно — будет бедно9 [Инф . 12] .
[Когда строили дом] я слыхала, что монету ложили под углы . Деньги <…> Чтобы хозяин [?] богато . [Какие?] Металлические, хоть какие сложишь . Хоть пятачок, хоть десять копеек <…> [Инф . 13] .
Ну, клали там какие-то денежки, говорят, под углы . Серебряные там что как место окупают . [У кого окупают?] Ну как, у Господа Бога, что уж Господь благословит нас, окупают . Для своё счастье уж [Инф . 14] .

Иногда эквивалентом денег в этом обряде может выступать зерно, ячмень, который в местных диалектах называется жито .
Сходным смыслом, видимо, обладает обычай оставлять монеты в культовых местах . Монета может восприниматься либо как жертва сакральному персонажу, либо как вотив10 .
У нас вот часовенка раньше была, дак на Ильинской пятнице в часовенку только ходили . Она для заветов была . Дак мы и потоперь, которые старше, дак ходим <…> Завет какой надо скласть… ну кому какой завет надо: на скотину ли, на себя ли, дак вот в эту часовенку и ходим . Там снесут хлебушка, пирогов каких-нибудь да денежек снесёшь, а там где-ка часовенка-то была, там камень большой у нас специальный такой ести, так мы на этот камень, как на престол, сположим да <…> [Инф . 15] .

Брать себе деньги, оставленные в таких местах, считается
большим грехом и сулит опасности для нарушителя запрета:
Денежки клали, нынь стали вынимать . Дак теперь что, в этот йорданчик-от11 и стали денежки кидать . Под крестик положишь, все равно выловя тут . А этими деньгами разве ты наживешься? Если чёловек принёс там, так каки-нибудь копейки, да положил, ли рубли, дак уж ты возьмёшь как эти деньги, ты не розживёшься . Оне положены как на дело, вот на того чёловека грех не пойдё, а хто возьмё, на того всё падё . Вот так (Мороз 2009: 132)

9 Интересна в этом примере и связка между фонетическим обликом слова «медно» и наличием/отсутствием богатства — «бедно» .
10 Вотивом называется предмет, приносимый в почитаемое место,
заключающий в самом себе просьбу, исполнение которой ожидается как
следствие этого подношения . Например, изображение руки, повешен-
ное к иконе, должно обеспечить исцеление больной руки просителя .

Никита Петров, Андрей Мороз
Деньги в мифологических представлениях и обрядовых практиках