История развития и виды Магии в эпоху Средневековья
Добавлено: Вт сен 25, 2018 4:18 pm
История развития и виды Магии в эпоху Средневековья
A. История
1. Понимание Магии в ранний период эпохи Средневековья. 2. Понимание Магии в поздний период эпохи Средневековья: Естественная Философия. 3. Более позднее понимание в эпоху Средневековья: Ритуальная Магия.
B. Литература
1. Основные подразделения. 2. Изменения, произошедшие с течением времени. 3. Передача и сохранение 4. Жанры (a. Дивинация b. Эксперименты, Книга Тайн, а также Рецепты c. Заклинания d. Астрологическая, или Астральная Магия e. Церемониальная Магия).
A. История
Несмотря на то, что термин «магия» использовался в качестве осуждения со времен Античности, впоследствии, в Средние века, интеллектуалы стали приводить доказательства относительно того, что можно найти нечто полезное в некоторых видах теории и практики, которая связана с идеей магии (несмотря на то, что использования самого слова «магия» некоторые авторы, заинтересованные в практике, избегали, и негативный контекст данного термина все также продолжал существовать). Чуть позже мы разберем основные элементы анти-магической аргументации раннего средневековья и подчеркнем те интеллектуальные прозрения, которые привели к началу позитивного восприятия определенных идей, связанных с магией, в XII и XIII веках. Следует принять как аксиому, что в любую эру помимо позитивных воззрений на магию будут и негативные, и что позитивные и негативные воззрения, составляемые попеременно, могут сосуществовать в один и тот же исторический период, в одних и тех же социальных кругах и даже в одном и том же человеке. Так, в ранний современный период, когда аргументы в пользу различных форм магии были более общепринятыми, нежели когда-либо ранее, осуждение магии (как «maleficium» - лат. злые чары, злодеяние, преступление, насилие, нанесение ущерба, вред) было столь же резким, нежели ранее: в сочинениях Аббата Тритемия обе противоположных точки зрения выражены с равносильной риторической силой, а в самом «Malleus Maleficarum» форма «естественной магии» тщательно определяется как не тождественная колдовству. Подчеркивая возрастание позитивного отношения к магии в поздний период эпохи Средневековья, мы, таким образом, будем описывать процесс пересмотра старой проблемы, а не процесс ее устранения. Несмотря на то, что осуждающий глас зачастую звучит громче, интеллектуальный климат в поздний период Средневековья все же изменил это обыкновение.
1. Раннее Средневековье: Формирование Магии
В эпоху Средневековья главным основанием для анти-магической позиции являлись сочинения Отцов Церкви, в частности Тертуллиана и Августина. В ранних сочинениях Отцов Церкви анти-магическая полемика обычно была связана с обличительными речами против язычников. Следует отметить, что это осуждение язычества обладало сильным интеллектуальным основанием, и Отцы Церкви зачастую выкраивали больше места в своих сочинениях для описания поразительных аспектов языческой литературы и философии, а не для описания языческих ритуальных практик. Первоочередной заботой христианских писателей в этот исторический период было скорее не прекратить существование язычества, а предотвратить вероятность появления ересей, они беспокоились о том, что недопустимые формы языческой практики могут быть введены в христианство, или о том, что христиане прочитают зараженные языческим влиянием тексты и воспримут их всерьез. Это беспокойство не было безосновательным, поскольку в то время, как Отцы Церкви старались очистить христианство от языческих суеверий, очевидно, появлялась синкретическая система церемониальной практики (которая представлена, например, в Коптских текстах, собранных Майером (Meyer) и Смитом), которая не устраивала христианских теологов, поскольку в ней имена Христа, апостолов и святых использовались в заклинаниях и амулетах. Августин, пожалуй, был наиболее сильным проповедником анти-магических идей, и, хотя многие отрывки из его сочинений, посвященные магии, использовались более поздними авторами, две его работы имеют наибольшую важность для настоящей дискуссии. В «De civitate Dei», Книге X, Августин резко критикует теургию, осуждая ее в том, что она не лучше, чем замаскированная форма некромантии. Его аргументация основывается на том, что неоплатоническая традиция вообще, как форма языческой мудрости, приближена к божественной истине Христианства, однако он выставляет на обозрение читателя неустойчивость мнения Порфирия в отношении Теургии, поддерживая анти-теургические высказывания последнего в его сочинениях собственными аргументами, и, в конечном итоге, обвиняя теургию как занятие несовместимое с христианской практикой и с неоплатонической мыслью. В «De doctrina christiana» Августин подобным же образом рассуждает о том, насколько сильно предчувствие истины в языческой литературе. Рассуждение о необходимости христианского обучения в языческой философии (утверждая, что где бы ни проявилась истина, она принадлежит Богу) приводит к рассмотрению темы суеверий; под этим заглавием он говорит о том, что следует избегать магии, астрологии, использования лигатур в медицине, а также целого списка суеверных практик. Магия связана с идололатрией и демонолатрией через теорию знака: из-за использования неоднозначно направленных, по доброй воле совершаемых знаков, которыми могут манипулировать и использовать демоны для того, чтобы обманывать людей, и потому в магии можно увидеть особый язык, который является общим для людей и для демонов. Это рассуждение в сочинении Августина стало весьма значимым для последующих авторов, вплоть до раннего современного периода. Это было использовано не только для осуждения суеверной и магической практики, но также и для составления представления о том, чем, по сути, является «естественная» магия (эта концепция самому Августину была несвойственна), и отделения ее от демонической магии, в которой использовались знаки, призывающие демонов. В иных истолкованиях магии она осуждается более красочно, литературно, с примесью мифологии. В ранних средневековых энциклопедических текстах, в которых говорилось о магии, главным образом о ее истолковании, авторы опираются на описание Магии, которое находится в «Этимологии» Исидора Севильского (ок. 560-636). В этом же тексте сказано, что магические искусства были переданы человеку падшими ангелами. Первым из людей магию получил Зороастр. В текст Исидора Севильского, посвященный «магам», включен список магических искусств, который станет повсеместно встречаться в средневековых сочинениях, включая даже и те практики, которые уже перестали использоваться, или же значение которых изменилось. В этот список были включены некромантия, гидромантия, пиромантия, аэромантия, геомантия, а также различные иные методы классической дивинации, кроме того – астрология. Список Исидора основывается на сочинениях различных классических авторов (Виргилия, Лукана, Варрона), а также на Библии и сочинениях Отцов Церкви. Он цитирует запрещение Августина на использование лигатур («привязок») в медицине, приписывая их действенность, подобно самому Августину, действу демоническому. В целом, в изложении своего негативного отношении к магии, он склонен детально разбирать и мифологизировать то, что являлось метафорическим, теоретическим и абстрактным в сочинении Августина.
Среди других источников, в которых осуждается магия, присутствуют юридические трактаты и различные покаянные сочинения, в которых проявляется непосредственно обеспокоенность теми народными практиками, которые пользовались популярностью в течение этого периода. В этих сочинениях не так много новых теоретических оснований, которые можно почерпнуть для подавления и запрещения тех практик, которые характеризовались как магические, или же для определения некоторых особенных форм магии как законных, хотя, с дугой стороны, Валери Флинт писала о том, что большая часть таковых практик, в действительности, применялась и адаптировалась в форме «Христианской Магии», без которой Церковь не смогла бы успешно конкурировать с языческими религиями. Однако приспособление новых ритуальных форм не входило в понятие «магии», если ориентироваться на слова христианских представителей этого вида магической практики. Все еще нет никаких оснований для того, чтобы использовать термин «магия» или родственные ему слова в позитивном смысле, который подразумевается, тем не менее, в понятии «естественной магии».
2. Понимание Магии в поздний период эпохи Средневековья: Естественная Философия.
После того, как немало арабских философских текстов были переведены на латынь, которая была достаточно популярна в XII и XIII веках, появилось несколько текстов, обладающих магической направленностью, включая работы по астрологии, алхимии и магии, в которой задействуются образы. В связи с появлением подобных интересов в обществе, также появились классификации или схемы познания, тоже имеющие свой исток в арабских источниках, и в эти классификации, помимо стандартных областей знания, были включены и магические искусства. Доминик Гундиссалинус (Dominic Gundissalinus) (ок. середины XII века) составил работу под названием «De divisione scienciarum» (лат. - «О разделах наук»), в котором раздел физики (почерпнутый из сочинений Аль-Фараби [?-950], которые он сам переводил) включает в себя астрологию, медицину, естественную некромантию, магию, в которой задействуются образы, сельское хозяйство, судоходство, алхимию и оптику. Эта попытка включить магические искусства в ряд законных наук едва ли могла бы остаться без критики. В тот же самый период Гуго Сен-Викторский (?-1142) написал о магии только для того, чтобы решительно исключить ее из сферы законного знания как вид знания ложного.
Несмотря на несогласие Гуго Сен-Викторского, а также и других теологов, с замыслом включить любой вид магии в список законного знания, все же влияние арабских трактатов в области естественной философии позволило «естественной магии» внедриться в научный дискурс.
В этот период явным образом более отчетливое внимание уделялось различию между отдельными практиками, которые могли быть расценены как магические (и незаконные), без должного о них знания. Майкл Скот (Michael Scot) различал допустимые и недопустимые категории астрологии и магии подобно тому, как поступал и автор труда «Speculum Astronomiae», акцентируя свое внимание на специфических текстах, которые в то время были популярны, и тщательно определял существующие между ними различия. Он защищал от клейма незаконности только некоторые виды магии, осуществляемой посредством образов, и геомантию, которые, как предполагалась, осуществляются исключительно благодаря оккультным силам природы. Альберт Великий, Роджер Бэкон, а также иные авторы выражали свою обеспокоенность тем фактом, что огромное количество демонических или испорченных трудов, которые были в обращении в то время, могли побудить власти к тому, чтобы обвинять другие книги в том, будто бы они также содержат в себе незаконную демоническую магию, в то время как на самом деле в них заключается законное и полезное естественное знание. Этот аргумент уже представлял собой нечто вроде тщательно спланированного риторического приема, и он также будет появляться во множестве сочинений о магии апологетического характера, которые будут создаваться в ранний современный период. Даже более консервативный последователь Августина, Фома Аквинский (1225-1274), когда осуждал Талисманную Магию, в своем сочинении «Summa contra gentiles» (лат. «Сумма против язычников») (III, 105), допускает использовать изображения, которые способны приобретать силу от звезд, но только при том условии, что они не будут включать в себя буквы или символы. Своим запретом на использование символов он показывает внимательное отношение к осуждению коммуникации с демонами, которое было изложено Августином в его сочинении «De doctrina christiana». Однако, позволяя использовать искусственные образы без начертания каких-либо букв, он показывает как повышенный интерес к идее о звездных влияниях, так и свободное владение информацией о том, из чего может быть составлен знак. В этом он был осведомлен более, чем Августин.
A. История
1. Понимание Магии в ранний период эпохи Средневековья. 2. Понимание Магии в поздний период эпохи Средневековья: Естественная Философия. 3. Более позднее понимание в эпоху Средневековья: Ритуальная Магия.
B. Литература
1. Основные подразделения. 2. Изменения, произошедшие с течением времени. 3. Передача и сохранение 4. Жанры (a. Дивинация b. Эксперименты, Книга Тайн, а также Рецепты c. Заклинания d. Астрологическая, или Астральная Магия e. Церемониальная Магия).
A. История
Несмотря на то, что термин «магия» использовался в качестве осуждения со времен Античности, впоследствии, в Средние века, интеллектуалы стали приводить доказательства относительно того, что можно найти нечто полезное в некоторых видах теории и практики, которая связана с идеей магии (несмотря на то, что использования самого слова «магия» некоторые авторы, заинтересованные в практике, избегали, и негативный контекст данного термина все также продолжал существовать). Чуть позже мы разберем основные элементы анти-магической аргументации раннего средневековья и подчеркнем те интеллектуальные прозрения, которые привели к началу позитивного восприятия определенных идей, связанных с магией, в XII и XIII веках. Следует принять как аксиому, что в любую эру помимо позитивных воззрений на магию будут и негативные, и что позитивные и негативные воззрения, составляемые попеременно, могут сосуществовать в один и тот же исторический период, в одних и тех же социальных кругах и даже в одном и том же человеке. Так, в ранний современный период, когда аргументы в пользу различных форм магии были более общепринятыми, нежели когда-либо ранее, осуждение магии (как «maleficium» - лат. злые чары, злодеяние, преступление, насилие, нанесение ущерба, вред) было столь же резким, нежели ранее: в сочинениях Аббата Тритемия обе противоположных точки зрения выражены с равносильной риторической силой, а в самом «Malleus Maleficarum» форма «естественной магии» тщательно определяется как не тождественная колдовству. Подчеркивая возрастание позитивного отношения к магии в поздний период эпохи Средневековья, мы, таким образом, будем описывать процесс пересмотра старой проблемы, а не процесс ее устранения. Несмотря на то, что осуждающий глас зачастую звучит громче, интеллектуальный климат в поздний период Средневековья все же изменил это обыкновение.
1. Раннее Средневековье: Формирование Магии
В эпоху Средневековья главным основанием для анти-магической позиции являлись сочинения Отцов Церкви, в частности Тертуллиана и Августина. В ранних сочинениях Отцов Церкви анти-магическая полемика обычно была связана с обличительными речами против язычников. Следует отметить, что это осуждение язычества обладало сильным интеллектуальным основанием, и Отцы Церкви зачастую выкраивали больше места в своих сочинениях для описания поразительных аспектов языческой литературы и философии, а не для описания языческих ритуальных практик. Первоочередной заботой христианских писателей в этот исторический период было скорее не прекратить существование язычества, а предотвратить вероятность появления ересей, они беспокоились о том, что недопустимые формы языческой практики могут быть введены в христианство, или о том, что христиане прочитают зараженные языческим влиянием тексты и воспримут их всерьез. Это беспокойство не было безосновательным, поскольку в то время, как Отцы Церкви старались очистить христианство от языческих суеверий, очевидно, появлялась синкретическая система церемониальной практики (которая представлена, например, в Коптских текстах, собранных Майером (Meyer) и Смитом), которая не устраивала христианских теологов, поскольку в ней имена Христа, апостолов и святых использовались в заклинаниях и амулетах. Августин, пожалуй, был наиболее сильным проповедником анти-магических идей, и, хотя многие отрывки из его сочинений, посвященные магии, использовались более поздними авторами, две его работы имеют наибольшую важность для настоящей дискуссии. В «De civitate Dei», Книге X, Августин резко критикует теургию, осуждая ее в том, что она не лучше, чем замаскированная форма некромантии. Его аргументация основывается на том, что неоплатоническая традиция вообще, как форма языческой мудрости, приближена к божественной истине Христианства, однако он выставляет на обозрение читателя неустойчивость мнения Порфирия в отношении Теургии, поддерживая анти-теургические высказывания последнего в его сочинениях собственными аргументами, и, в конечном итоге, обвиняя теургию как занятие несовместимое с христианской практикой и с неоплатонической мыслью. В «De doctrina christiana» Августин подобным же образом рассуждает о том, насколько сильно предчувствие истины в языческой литературе. Рассуждение о необходимости христианского обучения в языческой философии (утверждая, что где бы ни проявилась истина, она принадлежит Богу) приводит к рассмотрению темы суеверий; под этим заглавием он говорит о том, что следует избегать магии, астрологии, использования лигатур в медицине, а также целого списка суеверных практик. Магия связана с идололатрией и демонолатрией через теорию знака: из-за использования неоднозначно направленных, по доброй воле совершаемых знаков, которыми могут манипулировать и использовать демоны для того, чтобы обманывать людей, и потому в магии можно увидеть особый язык, который является общим для людей и для демонов. Это рассуждение в сочинении Августина стало весьма значимым для последующих авторов, вплоть до раннего современного периода. Это было использовано не только для осуждения суеверной и магической практики, но также и для составления представления о том, чем, по сути, является «естественная» магия (эта концепция самому Августину была несвойственна), и отделения ее от демонической магии, в которой использовались знаки, призывающие демонов. В иных истолкованиях магии она осуждается более красочно, литературно, с примесью мифологии. В ранних средневековых энциклопедических текстах, в которых говорилось о магии, главным образом о ее истолковании, авторы опираются на описание Магии, которое находится в «Этимологии» Исидора Севильского (ок. 560-636). В этом же тексте сказано, что магические искусства были переданы человеку падшими ангелами. Первым из людей магию получил Зороастр. В текст Исидора Севильского, посвященный «магам», включен список магических искусств, который станет повсеместно встречаться в средневековых сочинениях, включая даже и те практики, которые уже перестали использоваться, или же значение которых изменилось. В этот список были включены некромантия, гидромантия, пиромантия, аэромантия, геомантия, а также различные иные методы классической дивинации, кроме того – астрология. Список Исидора основывается на сочинениях различных классических авторов (Виргилия, Лукана, Варрона), а также на Библии и сочинениях Отцов Церкви. Он цитирует запрещение Августина на использование лигатур («привязок») в медицине, приписывая их действенность, подобно самому Августину, действу демоническому. В целом, в изложении своего негативного отношении к магии, он склонен детально разбирать и мифологизировать то, что являлось метафорическим, теоретическим и абстрактным в сочинении Августина.
Среди других источников, в которых осуждается магия, присутствуют юридические трактаты и различные покаянные сочинения, в которых проявляется непосредственно обеспокоенность теми народными практиками, которые пользовались популярностью в течение этого периода. В этих сочинениях не так много новых теоретических оснований, которые можно почерпнуть для подавления и запрещения тех практик, которые характеризовались как магические, или же для определения некоторых особенных форм магии как законных, хотя, с дугой стороны, Валери Флинт писала о том, что большая часть таковых практик, в действительности, применялась и адаптировалась в форме «Христианской Магии», без которой Церковь не смогла бы успешно конкурировать с языческими религиями. Однако приспособление новых ритуальных форм не входило в понятие «магии», если ориентироваться на слова христианских представителей этого вида магической практики. Все еще нет никаких оснований для того, чтобы использовать термин «магия» или родственные ему слова в позитивном смысле, который подразумевается, тем не менее, в понятии «естественной магии».
2. Понимание Магии в поздний период эпохи Средневековья: Естественная Философия.
После того, как немало арабских философских текстов были переведены на латынь, которая была достаточно популярна в XII и XIII веках, появилось несколько текстов, обладающих магической направленностью, включая работы по астрологии, алхимии и магии, в которой задействуются образы. В связи с появлением подобных интересов в обществе, также появились классификации или схемы познания, тоже имеющие свой исток в арабских источниках, и в эти классификации, помимо стандартных областей знания, были включены и магические искусства. Доминик Гундиссалинус (Dominic Gundissalinus) (ок. середины XII века) составил работу под названием «De divisione scienciarum» (лат. - «О разделах наук»), в котором раздел физики (почерпнутый из сочинений Аль-Фараби [?-950], которые он сам переводил) включает в себя астрологию, медицину, естественную некромантию, магию, в которой задействуются образы, сельское хозяйство, судоходство, алхимию и оптику. Эта попытка включить магические искусства в ряд законных наук едва ли могла бы остаться без критики. В тот же самый период Гуго Сен-Викторский (?-1142) написал о магии только для того, чтобы решительно исключить ее из сферы законного знания как вид знания ложного.
Несмотря на несогласие Гуго Сен-Викторского, а также и других теологов, с замыслом включить любой вид магии в список законного знания, все же влияние арабских трактатов в области естественной философии позволило «естественной магии» внедриться в научный дискурс.
В этот период явным образом более отчетливое внимание уделялось различию между отдельными практиками, которые могли быть расценены как магические (и незаконные), без должного о них знания. Майкл Скот (Michael Scot) различал допустимые и недопустимые категории астрологии и магии подобно тому, как поступал и автор труда «Speculum Astronomiae», акцентируя свое внимание на специфических текстах, которые в то время были популярны, и тщательно определял существующие между ними различия. Он защищал от клейма незаконности только некоторые виды магии, осуществляемой посредством образов, и геомантию, которые, как предполагалась, осуществляются исключительно благодаря оккультным силам природы. Альберт Великий, Роджер Бэкон, а также иные авторы выражали свою обеспокоенность тем фактом, что огромное количество демонических или испорченных трудов, которые были в обращении в то время, могли побудить власти к тому, чтобы обвинять другие книги в том, будто бы они также содержат в себе незаконную демоническую магию, в то время как на самом деле в них заключается законное и полезное естественное знание. Этот аргумент уже представлял собой нечто вроде тщательно спланированного риторического приема, и он также будет появляться во множестве сочинений о магии апологетического характера, которые будут создаваться в ранний современный период. Даже более консервативный последователь Августина, Фома Аквинский (1225-1274), когда осуждал Талисманную Магию, в своем сочинении «Summa contra gentiles» (лат. «Сумма против язычников») (III, 105), допускает использовать изображения, которые способны приобретать силу от звезд, но только при том условии, что они не будут включать в себя буквы или символы. Своим запретом на использование символов он показывает внимательное отношение к осуждению коммуникации с демонами, которое было изложено Августином в его сочинении «De doctrina christiana». Однако, позволяя использовать искусственные образы без начертания каких-либо букв, он показывает как повышенный интерес к идее о звездных влияниях, так и свободное владение информацией о том, из чего может быть составлен знак. В этом он был осведомлен более, чем Августин.