Гадания в Древнем Шумере
Добавлено: Вс фев 26, 2017 1:03 am
Темой нашей статьи является описание гадательных практик в древнем Шумере. Также важно
отметить то, что в самом Шумерском государстве, а затем и Вавилонском, существовало различие
между научным и религиозным гаданием.
Под «научным» понимали прогнозы относительно жизни, быта, поведения и некоторых физических
явлений, основанные на наблюдении за звездами.
Как пишет В.В. Емельянов «Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся
копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области.
Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные
периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Шумеры
заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие,
и связали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние
фиксировалось традицией в ритуально-мифологической форме».
Звездочеты - астрологи, ученые-жрецы, занимавшиеся предсказаниями на основе расположения на
небе светил и планет, делали прогнозы на каждый день года. По их расчетам следовало, что в
“несчастные дни” нужно остерегаться начинаний и предаваться молитве. “Несчастными” в расчетах
оказались суббота и число 13. Поэтому год в Шумере был разделен на 12 частей, хотя 365 дней года
удобнее делить на 13 месяцев по 28 дней лунного цикла.
Традиция посвящения субботы Богу была воспринята в Вавилоне, а затем - в древнем Израиле.
Также у древних Шумеров было развито и «религиозное» гадание.
Как отмечает портал Relig.info: «В Месопотамии гадали по облакам, по струйке дыма из курильницы
(либаномантия), по пятнам масла, вылитого в воду (леканомантия), по поведению животных и птиц,
бросая жребий, толкуя сны, наблюдая за небесными телами и атмосферными явлениями, наконец,
по внутренностям жертвенных животных. Кроме того, создавались огромные сборники примет, куда
заносили всевозможные странные факты (необычное поведение животных, рождение уродов и т. п.)
и последовавшие за ними происшествия. Такие сборники служили будущим поколениям
предсказателей.
Гадательная практика изменялась с течением времени; зависела она и от общественного положения
того, кто обращался за предсказанием: одни способы использовались для царских гаданий, другие —
в гаданиях простолюдинов.
Контакт с божествами мог устанавливаться различными путями, но в основном общение строилось по
двум схемам: божество отвечало на сформулированный вопрос «да» или «нет», либо же сообщало
гадателю нечто на понятном ему языке знамений и примет (схватка орлов, появление красных
муравьев и т. п.).
Простейшее древне-шумерское гадание (кстати, практикуемое на Среднем Востоке и в наше время)
заключалось в следующем: человек, задумав какое-либо дело, выходил во двор или поднимался на
плоскую крышу своего дома и «слушал улицу». Первые услышанные им слова и были ответом
божества на заданный вопрос. Если прохожие говорили что-то приятное, значит, дело обещало быть
успешным; если же они ссорились или речь шла о каких-то потерях, неудачах, значит, на успех
рассчитывать не приходилось. Гадание такого рода каждый мог совершить сам, но в более
ответственных случаях следовало обращаться к специалистам. Недостатка в них не было.
Предсказатель (бару) наливал масло в чашу с водой, держа её на коленях. Растекание масляной
плёнки по поверхности воды, форма масляных пятен, прилипание масла к стенке чаши — всё это
было исполнено глубокого значения и истолковывалось в положительном или отрицательном для
заказчика гадания смысле.
Любопытны древние сонники — сборники толкований снов. Один такой сонник был найден в
царской библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии. Текст сонника разбит на разделы, в которых
рассматриваются определённые действия, совершаемые во сне: еда, питьё, путешествия...
Упоминаются даже людоедство и поедание нечистот, а в разделе о путешествиях — сны о полётах,
восхождении на небеса или посещении подземного царства.
Но, пожалуй, самые важные гадания совершались по внутренностям жертвенных животных. Здесь
существовало два «направления»: гадание по печени (гепатоскопия) и почти по всем внутренностям
— дыхательным путям, лёгким, желчному пузырю, кишкам. Гадатель призывал богов «написать»
ответ на его вопрос на внутренностях жертвенного животного. Затем после соответствующих
ритуальных действий животное убивали и начинали изучать внутренности, тщательно отмечая
состояние органов. Всякого рода смещения, уменьшенные или увеличенные размеры органов,
изъяны и аномалии составляли основу для заключений о положительном или отрицательном ответе
на заданный вопрос. Система признаков была детально разработана, а их значение известно
специалистам. Сохранилось много глиняных моделей печени и других внутренних органов, на
которых обучали начинающих предсказателей.
Внимательно рассмотрев все знаки, учитывая значение каждого из них, гадатели подводили баланс и
давали общее заключение — какой ответ начертало божество. В сомнительных случаях гадание
приходилось повторять, иногда не один раз.
Найденные таблички с предзнаменованиями свидетельствуют о том, что к гаданию по печени овец
прибегал Саргон Аккадский (Шаррумкен), первый царь Аккадской династии (2637—2582 гг. до н.э.) и
Нарам-Син, сын Маништусу (2557—2520 гг. до н.э.). Вероятно, в Южной Вавилонии всегда было
достаточно прорицателей по внутренним органам.
По-видимому, самым показательным гаданием по печени является запрос, сделанный по повелению
ассирийского царя Асархаддона (VII в.до н. э.): «Шамаш, великий владыка, на то, о чём я тебя
спрашиваю, правдиво ответь мне...
Я спрашиваю тебя, Шамаш, великий владыка, что с этого дня, с третьего дня месяца айара, до
одиннадцатого дня месяца аба этого года пусть будет то Каштариту со своим войском, будь то войско
киммерийцев... будь то кой бы то ни было враг, этот город Кишассу они возьмут?».
Текст кончается описанием знаков, найденных в печени ягнёнка. Ни заключение гадателей, ни
судьба города Кишассу в указанные 100 дней, к сожалению, не известны...»
Также божеству Шамаш обращался с просьбой предсказательства Гильгамеш, о чем есть
свидетельства в литературном памятнике «Эпос о Гильгамеше».
Таким образом, можно сделать вывод, что гадательные практики были довольно распространены и
разнообразны в Древнем Шумере. Однако они очень редко упоминаются в письменных источниках,
дошедших до нас.
Горевой Дмитрий
отметить то, что в самом Шумерском государстве, а затем и Вавилонском, существовало различие
между научным и религиозным гаданием.
Под «научным» понимали прогнозы относительно жизни, быта, поведения и некоторых физических
явлений, основанные на наблюдении за звездами.
Как пишет В.В. Емельянов «Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся
копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области.
Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные
периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Шумеры
заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие,
и связали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние
фиксировалось традицией в ритуально-мифологической форме».
Звездочеты - астрологи, ученые-жрецы, занимавшиеся предсказаниями на основе расположения на
небе светил и планет, делали прогнозы на каждый день года. По их расчетам следовало, что в
“несчастные дни” нужно остерегаться начинаний и предаваться молитве. “Несчастными” в расчетах
оказались суббота и число 13. Поэтому год в Шумере был разделен на 12 частей, хотя 365 дней года
удобнее делить на 13 месяцев по 28 дней лунного цикла.
Традиция посвящения субботы Богу была воспринята в Вавилоне, а затем - в древнем Израиле.
Также у древних Шумеров было развито и «религиозное» гадание.
Как отмечает портал Relig.info: «В Месопотамии гадали по облакам, по струйке дыма из курильницы
(либаномантия), по пятнам масла, вылитого в воду (леканомантия), по поведению животных и птиц,
бросая жребий, толкуя сны, наблюдая за небесными телами и атмосферными явлениями, наконец,
по внутренностям жертвенных животных. Кроме того, создавались огромные сборники примет, куда
заносили всевозможные странные факты (необычное поведение животных, рождение уродов и т. п.)
и последовавшие за ними происшествия. Такие сборники служили будущим поколениям
предсказателей.
Гадательная практика изменялась с течением времени; зависела она и от общественного положения
того, кто обращался за предсказанием: одни способы использовались для царских гаданий, другие —
в гаданиях простолюдинов.
Контакт с божествами мог устанавливаться различными путями, но в основном общение строилось по
двум схемам: божество отвечало на сформулированный вопрос «да» или «нет», либо же сообщало
гадателю нечто на понятном ему языке знамений и примет (схватка орлов, появление красных
муравьев и т. п.).
Простейшее древне-шумерское гадание (кстати, практикуемое на Среднем Востоке и в наше время)
заключалось в следующем: человек, задумав какое-либо дело, выходил во двор или поднимался на
плоскую крышу своего дома и «слушал улицу». Первые услышанные им слова и были ответом
божества на заданный вопрос. Если прохожие говорили что-то приятное, значит, дело обещало быть
успешным; если же они ссорились или речь шла о каких-то потерях, неудачах, значит, на успех
рассчитывать не приходилось. Гадание такого рода каждый мог совершить сам, но в более
ответственных случаях следовало обращаться к специалистам. Недостатка в них не было.
Предсказатель (бару) наливал масло в чашу с водой, держа её на коленях. Растекание масляной
плёнки по поверхности воды, форма масляных пятен, прилипание масла к стенке чаши — всё это
было исполнено глубокого значения и истолковывалось в положительном или отрицательном для
заказчика гадания смысле.
Любопытны древние сонники — сборники толкований снов. Один такой сонник был найден в
царской библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии. Текст сонника разбит на разделы, в которых
рассматриваются определённые действия, совершаемые во сне: еда, питьё, путешествия...
Упоминаются даже людоедство и поедание нечистот, а в разделе о путешествиях — сны о полётах,
восхождении на небеса или посещении подземного царства.
Но, пожалуй, самые важные гадания совершались по внутренностям жертвенных животных. Здесь
существовало два «направления»: гадание по печени (гепатоскопия) и почти по всем внутренностям
— дыхательным путям, лёгким, желчному пузырю, кишкам. Гадатель призывал богов «написать»
ответ на его вопрос на внутренностях жертвенного животного. Затем после соответствующих
ритуальных действий животное убивали и начинали изучать внутренности, тщательно отмечая
состояние органов. Всякого рода смещения, уменьшенные или увеличенные размеры органов,
изъяны и аномалии составляли основу для заключений о положительном или отрицательном ответе
на заданный вопрос. Система признаков была детально разработана, а их значение известно
специалистам. Сохранилось много глиняных моделей печени и других внутренних органов, на
которых обучали начинающих предсказателей.
Внимательно рассмотрев все знаки, учитывая значение каждого из них, гадатели подводили баланс и
давали общее заключение — какой ответ начертало божество. В сомнительных случаях гадание
приходилось повторять, иногда не один раз.
Найденные таблички с предзнаменованиями свидетельствуют о том, что к гаданию по печени овец
прибегал Саргон Аккадский (Шаррумкен), первый царь Аккадской династии (2637—2582 гг. до н.э.) и
Нарам-Син, сын Маништусу (2557—2520 гг. до н.э.). Вероятно, в Южной Вавилонии всегда было
достаточно прорицателей по внутренним органам.
По-видимому, самым показательным гаданием по печени является запрос, сделанный по повелению
ассирийского царя Асархаддона (VII в.до н. э.): «Шамаш, великий владыка, на то, о чём я тебя
спрашиваю, правдиво ответь мне...
Я спрашиваю тебя, Шамаш, великий владыка, что с этого дня, с третьего дня месяца айара, до
одиннадцатого дня месяца аба этого года пусть будет то Каштариту со своим войском, будь то войско
киммерийцев... будь то кой бы то ни было враг, этот город Кишассу они возьмут?».
Текст кончается описанием знаков, найденных в печени ягнёнка. Ни заключение гадателей, ни
судьба города Кишассу в указанные 100 дней, к сожалению, не известны...»
Также божеству Шамаш обращался с просьбой предсказательства Гильгамеш, о чем есть
свидетельства в литературном памятнике «Эпос о Гильгамеше».
Таким образом, можно сделать вывод, что гадательные практики были довольно распространены и
разнообразны в Древнем Шумере. Однако они очень редко упоминаются в письменных источниках,
дошедших до нас.
Горевой Дмитрий