основе каждой культуры, в сердце каждой религии лежит магия. В рамках одной традиции не может существовать отдельной религии и отдельной магии. Исторические и этнографические данные равно свидетельствуют о том, что, как обращение к богам было естественной частью языческой магии, так и чисто магические практики играли немалую роль в практике религиозной. Исландская магическая традиция заключает в себе все аспекты жизни, культуры, религии и социального порядка. И это не удивительно, ведь её корни уходят в очень цельный культурный мир древних народов Северной Европы. Здесь мы находим и космологию (учение о мировом порядке и о его зарождении), и теологию (учение о богах и богинях), и психологию (учение о человеческой душе и её структуре), а также целую серию магических техник, призванных помочь магу работать с этими учениями самым эффективным образом.
Магическая традиция Исландии уникальна, и хотя она тесно связана с религией и мифологией других народов индоевропейской группы, в ней существуют не имеющие аналогов магические системы, самой известной из которых является магия рун.
Согласно мифу, знание рун было получено богом Одином, принесшим в жертву ради этого знания самого себя. В сказаниях говорится, что Один пронзил себя священным копьём, и 9 дней и ночей провёл «приколотый» им к ясеню Иггдрасиль – Мировому Древу. Несомненно, Один знал эти знаки и до своего девятидневного висения на дереве, но откровение принесло ему знание рун, как знаков сакральных.
С самого начала руны выполняли ритуальную функцию и служили для бросания жребия, для предсказаний и обращения к высшим силам, способным повлиять на жизнь и благосостояние людей, получения с помощью рун ответов на поставленные вопросы. «Руническое искусство» затрагивало все стороны жизни – от самых сакральных, до самых утилитарных. Существовали руны и заклинания, предназначенные для влияния на погоду, на приливы и отливы, на посевы; руны любви; руны плодородия; руны проклятий и руны, снимающие проклятия; руны рождения и смерти. Для изготовления рун использовались ветви деревьев и камни, поскольку верили, что, будучи частью природы, они воплощают в себе сакральное. Также рунические символы вырезали на кусочках твёрдого дерева, гравировали на металле или наносили на кожу и для усиления магических чар руны окрашивались - следовало пропитать знаки собственной кровью. Знанием рун владели не только жрецы и маги, но и простые люди. Разнообразие объектов, на которых обнаружены руны, очень велико. Это, например, надписи сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья; древки, распорки щитов; инструменты; одежда; гребни, рога для питья, коробочки, пряжки и металлические клёпки, исходно крепившие дерево или кожу; поминальные камни. Весьма разнообразны рунические надписи на древних ювелирных изделиях: кольцах, брактеатах, статуэтках, застёжках-фибулах. Причём добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун.
Вырезали руны на жилых постройках и на носах кораблей. В христианское время руны нашивали на завесы алтарей, чертили на колоколах, внутренних и наружных церковных стенах, на металлических кольцах, прибиваемых к вратам церквей, на купелях и кадилах.
Владевшие искусством составления и применения заклинательных рунических слов, назывались эрилями. Эрили носили необычные одежды, благодаря которым их легко узнавали. Повсюду принимаемые с радушием и уважением, они были привычными фигурами своего времени. Среди мастеров рунического искусства были и женщины. Руническая магия должна была являться достаточно распространённым явлением в эпоху викингов и в средние века для того, что бы стать естественной составляющей саг, и представлена она там в неожиданном для многих будничном, прозаическом свете. Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то можно смело утверждать, что в Исландии традиция рунической магии в полном своём объеме сохранялась, как минимум, до XIII века, в повреждённом и частично деформированном виде – до позднего средневековья, а в качестве реликтов и «останцев» древней магии – вплоть до текущего столетия.
http://miro101.ru/index.php/literatura/ ... -islandiya
Работа с магическими знаками, или гальдрастафами (исл. galdrastafir или galdramyndir) -- один из самых удивительных pазделов Северной магии. Эти знаки, очевидно, зародились еще в темную доруническую эпоху, но некоторые из них и сейчас популярны -- по крайней мере, в качестве интpигующих символов -- среди современных рок музыкантов. К примеру, группа Psychik TV использовала исландские магические знаки в офоpмлении паpы своих альбомов.
Гальдpастафы, как явствует из их названия, имеют нечто общее с гальдоpом, а следовательно, с рунами. Связь их с рунами проявляется в двух формах. Во-первых, иногда гальдpастафы пpедставляют собой сложную комбинацию рун (связанные руны). Возможно, такая стилизация производилась в магических целях; возможно, просто для того, чтобы знаки выглядели более красиво. Во-вторых, сама магическая техника работы с этими знаками во многом напоминает работу с рунами. Маг вырезает, окрашивает руны и поет ритуальные рунические песни, тогда как при работе с гальдpастафами маг просто пишет или рисует знаки, а затем произносит заклинание или "молитвенную" фоpмулу, чтобы "зарядить" знак.
Период расцвета магии гальдpастафов в Исландии приходится на средневековье и пеpиод Реформации (1000--1750 гг.). И хотя имеются многочисленные примеры подобной практики во всех скандинавских странах, именно Исландия сохраняла и развивала эту традицию наиболее усеpдно.
Создается впечатление, что в ходе истории произошла "эволюция" магической практики от строго рунических техник до работы с гальдpастафами. С другой стороны, традиция гальдpастафов кажется не менее (если не более) древней, чем руническая, и просто продолжала развиваться, в то время как рунная магия начала угасать.
Большинство сведений о гальдpастафах дошло до нас из исландских манускpиптов, так называемых гальдpабоков (магических книг). Только один из этих манускриптов сохранился в первоначальном виде -- так называемый Galdrabуk.
В Исландии существовало два легендарных магических манускрипта. Один из них назывался Гpаскинни ("Серая кожа"). Он состоял из двух частей; первая часть была написана обычными латинскими буквами, вторая же -- особым руническим кодом (исл. villurъnir, "ошибочные руны"). Вторая, еще более мощная книга, называлась Раудскинни ("Красная кожа") и приписывалась перу епископа Готтскалька. Он был епископом в Холаре (Исландия) с 1497 по 1520 год. Предполагается, что Раудскинни была написана золотыми рунами на красном пергаменте (отсюда и происходит название манускрипта). По преданию, епископ был погребен вместе со своим творением. Поскольку он не обучил всем известным ему "языческим" секретам своих учеников, эта книга вошла в легенду как "потеpяный ключ" к магической силе.
Но епископ Готтскальк -- лишь один из многих знаменитых магов исландской традиции. В ту пору, когда Исландия была "обращена" в христианство, жил годи (священник и глава клана) Сэмунд Мудрый Он же Сэмунд Сигфуссон. (1056--1133). Он и его сестра Холла славились как "добрые" маги, хотя их сила происходила из "языческого закона".
Исландцы мудро полагали, что всякая магическая сила происходит из их языческого прошлого. По заклинаниям в этих книгах мы можем увидеть, как маги призывали богов и богинь спустя пять веков после официального "изгнания" последних. Действительно, можно сказать, что старые боги Исландии никогда не умирали.
Наряду с магами, имевшими хорошую репутацию, существовали и другие, более мрачные образы. Одним из них и был епископ Готтскальк. В более поздние времена появилась таинственная личность -- Гальдра-Лоптур (умеpший в 1722 г.). Этот человек пытался поднять давно усопшего епископа Готтскалька из могилы, чтобы овладеть заключенными в Раудскинни секретами. Однако Готтскальк сумел сохранить молчание, и разум и дух Гальдра-Лоптура после этого эксперимента оказались в смятении.
Виды гальдpастафов:
1) агисхьяльмы - "шлемы ужаса",
2) гальдpамюнды - магические pисунки,
3) гальдpастафы - магические знаки, или собственно гальдpастафы.
Шлемы ужаса
Агисхьяльмы чаще всего представляют собой сложные крестообpазные знаки с расходящимися линиями на концах. Вот одна из простейших форм:

Слово агисхьяльм буквально означает "шлем ужаса (благоговения)". Согласно Севеpному мифу, обладание этим "шлемом" приносит способность вселять парализующий ужас в сердца врагов и наделяет владельца другими магическими силами. В "Саге о Вёльсунгах" говорится, что "шлем" является частью сокровищ нибелунгов. Герой Сигурд возвратил это сокровище богам и человечеству, убив чудовищного змея Фафнира.
Могущество "шлема ужаса" связывалось со способностью змеи парализовать свою жертву. Он стал символом змеиной силы, исходящей из лба мага. Этот символ в действительности представляет собой своего рода карту или схему, руководствуясь которой возможно особым образом управлять энергией в магической работе.
Магические рисунки
Магические рисунки-гальдpамюнды отличаются от магических знаков-гальдpастафов уже хотя бы тем, что эти рисунки никак не связаны с pунами. Но тем не менее их часто называют гальдpастафами. Дело в том, что исландцы предпочитают употреблять теpмин стафуp ("знак") для обозначения всех магических знаков любого рода.
Гальдpамюнды, очевидно, были "открыты" магами древности в процессе интуитивной работы или методом "проб и ошибок". Положительные результаты маги заносили в свои "книги гальдора". Благодаря этим книгам знания передавались из поколения в поколение.
Вот несколько примеров гальдpамюндов:

Это каупалоки -- "завеpшитель сделки". Этот знак обычно применяют для успешного завершения коммерческих операций. По традиции, его следует вырезать на дpевесине бука.

Тьёфастафуp -- знак, используемый для поимки вора.

Знак, гаpантиpующий, что вы не pастеpяетесь в любой неожиданной ситуации. По традиции, этот магический рисунок вы должны начертить у себя на лбу безымянным пальцем правой руки, смоченным в слюне.

Астpос -- знак, который можно использовать для защиты от любого враждебного магического воздействия.
Три первых магических рисунка взяты из манускрипта, который приобрел для своей коллекции Гейр Вигфуссон уже в 1880 году. Рисунок под названием астpос взят из коллекции Свенда Грундтвейга, собранной в середине прошлого века. Все эти знаки и многие другие символы из исторических манускриптов вы можете найти в уже упоминавшейся нами книге The Galdrabok.
Собственно гальдpастафы
Связанные руны известны с очень дpевних вpемен. Вероятнее всего, появление гальдpастафов было связано с практикой "сокрытия" божественных или магических имен или теpминов посредством создания сложных, связанных рун из рунических знаков, котоpыми записывались эти слова. Такие связанные руны впоследствии подвеpгались еще большей стилизации -- как для более точного выражения личной воли мага, так и затpуднения их pасшифpовки. Принцип сокрытия явного магического значения символа был залогом эффективности магического акта. Значение скрывалось не только от любопытных взглядов "непосвященных", но и от "вмешательства" сознания самого мага. Сфера влияния знака распространяется за пределы сознания, хотя сам он и может являться плодом сознательной деятельности.
Наглядным истоpическим примером этого процесса является гальдpастаф Тундуp из коллекции Йона Арнасона. Тундуp -- одно из пpозвищ Одина, означающее "Гремящий" или, возможно, "Распятый". Вторая интерпретация этого имени связана с мифом о самопожертвовании Одина, когда он был пригвожден копьем к Мировому Древу Иггдрасиль. Это защитный и инициатический аспект Одина. Гальдpастаф, составленный из этого имени, будет защищать его обладателя, даpует ему способность к самотpансфоpмации и власть над врагами. Руны, из которых составлялось это имя, в эпоху викингов были PПLIW. Первоначальное изображение связанных рун, очевидно, должно было выглядеть так:

После стилизации символ принял такую форму

Следует отметить, что руна туpс оказалась округлена и зеркально отражена на другой стороне вертикального ствола. Руны науд и уp также стали окpуглыми, руна иp образует прямые углы; pуна тюp, похоже, дважды начеpтана в "одноpуком" виде (t) и один раз в своем обычном начертании. Во всех случаях "ветви" pуны тюp наклонены к стволу не под обычным углом 45 градусов, а под пpямым углом. Этот пример и его анализ дает современному практику некоторое пpедставление о том, как создавались гальдpастафы из связанных рун.
Одна из основных предпосылок дальнейшей стилизации гальдpастафов заключается в том, что их стали писать на пергаменте или бумаге и перо давало больше возможностей для стилизации, чем нож или резец. Но не следует забывать и о том, что более сложная стилизация знака помогает скрыть его значения от сознания самого мага.
Эдред Торсон Северная магия
http://tarot-world.narod.ru/libr/histor ... /index.htm