Давайте для начала определимся с предметом нашего изучения.
В многочисленных "школах", книгах по рунологии, на сайтах говорится о "рунах": скандинавских, норвежских, кельтских, славянских и т.д. Приводятся многочисленные примеры, и в них легко запутаться.
Давайте посмотрим, как происходило развитие рун, и определимся, что же именно мы изучаем?
А именно сейчас мы будем изучать ранние общегерманские (праскандинавские) руны.
Не "северные скандинавские", сложившиеся к началу IX века, и уж точно не «арманический футарк», который был создан аж в XIX—XX вв. немецкий исследователем рун и оккультистом Гвидо фон Листом, специально для гадания, а те самые 24 руны, которые называют старшим футарком (старшими рунами). Именно старшие руны применялись до XIII в. в магических и сакральных целях. Они и будут предметом нашего изучения.
Re: 1. История развития рун или "А что мы учим?"
Добавлено: Пн янв 22, 2018 8:01 pm
Thorkild
Теперь посмотрим на самый первый блок таблицы 1.
Ранние, общегерманские, или праскандинавские руны: из всего 24, это и есть "старший футарк" (старшие руны). Как они выглядели?
Таблица 2.
Источник: Истрин, В. А. Развитие письма. — М.: Наука, 1965. С.379
Re: 1. История развития рун или "А что мы учим?"
Добавлено: Пт фев 02, 2018 10:13 pm
Thorkild
Интересные факты.
* Исходя из исторических сведений о перемещениях германских племен в первые века нашей эры, общепризнано, что руническое письмо возникло на основе южноевропейского алфавита (или алфавитов) и зародилось в областях, где мигрирующие германские племена соприкасались с античным миром. Конкретное же определение как первого, так и второго является предметом постоянных дискуссий.
* На рубеже XIX и XX вв. и в первой половине XX в. было установлено чрезвычайное сходство рунических знаков с буквами капитального латинского письма и с греческими буквами. Поэтому исходным образцом для его создания, как считалось, послужил латинский (Wimmer 1874; Wimmer 1987) или греческий курсивный (Bugge S. // NlæR. Indledning; Friesen 1904-1906; Friesen 1933b. S. 5-12) алфавит, или оба – для разных рун. Справочно о латинском капитальном письме:
Латинское письмо. Капитальное письмо: квадратное и рустическое
Капитальное письмо было распространено в Римской империи в качестве надписей на архитектурных сооружениях.
Различают два вида капитального письма: квадратное, или монументальное, и рустическое.
Оба вида являются маюскульными.
Маюскульный (лат. majusculus – несколько увеличенный) – шрифт, не имевший снизу или сверху выходящих за строку элементов.
Капитальное квадратное письмо – монументальное, торжественное, удобочитаемое, состоящее из прописныхбукв. Это совершенной формы, строгое, геометрическое с плавным ритмом письмо и наличием в буквах плавных утолщений и засечек (серифов). Ранние капиталы близки по пропорциям к квадрату без пробелов между словами и предложениями.
Буквам квадратного письма характерно написание ширококонечной кистью, используемой в технике высекания на камне.
Рустика (лат. rusticus – крестьянский, упрощенный) – неспокойный, с напряженным ритмом, беглый, узкий, угловатый, экономичный шрифт с присущими ему тонкими длинными штамбами* и жирными горизонтальными штрихами, с декоративными, ромбовидной формы, засечками.
Прототипом современных прописных букв в первоначальном греческом, латинском, старославянском письме было маюскульное письмо.
Унциал – маюскульный книжный почерк, произошел от капитального письма и предназначен для письма ширококонечным пером.
Унциал – спокойное величественное письмо с элементами, выходящими за линии шрифта, что придает ему более сложный ритм. Округлые формы в унциале получили развитие под влиянием куполообразной архитектуры Византии. Унциал стал первым шрифтом христианства на Западе.
Римский унциал – заглавные буквы, написанные между двумя линиями шрифта. Слова и предложения писались слитно. Характерным для унциального письма являлся отказ от засечек.
Различают два вида унциального письма – старый и новый: старый (IV-VI вв.) – диагональное письмо с направлением пера в 45 градусов и отсутствием засечек; новый (VI-VIII вв.) – с углом письма 0 градусов и легкими засечками, в нем появляется раздельное написание слов. Пропорции букв унциала приближены к квадрату, применяются декоративные элементы.
*Сторонники как «латинской», так и особенно «греческой» теорий связывали возникновение рунического письма с готами и с так называемым готским культурным потоком,шедшим от берегов Черного моря на север. Сопоставление рунического алфавита с палеографией древнейшего памятника готской письменности, Библией Вульфилы (середина IV в.), показало сходство специфически «готских» букв (например, þ) с соответствующими рунами (Gendre; Hachmann 1997), однако не привело к надежным результатам. Более того, датировка новооткрытых памятников рунического письма I в. н.э. вряд ли допускает участие готов в его «создании»: в I в. н.э. готы находились еще на
берегах Балтийского моря и начали передвигаться на юг и юго-восток только с конца II в.
Поэтому зарождение рунического письма невозможно связывать с готами или вообще восточными германцами, хотя они рано овладели им, и уже от III в. известны восточногерманские рунические надписи.
* В конце 1920-х годов К.Марстрандер выдвинул предположение о связи рунического письма с какой-то разновидностью североиталийского (долатинского) алфавита, переработанного одним из южногерманских племен, возможно, маркоманами (Marstrander 1928). Эта теория получила довольно широкое распространение (см.: Arntz 1938. S. 9; Макаев 1965. С. 33; Hammarström; Morris). Время возникновения рунического письма относят тогда к началу нашей эры (Krause-Jankuhn. Bd. I. S. 48; Werner). Близка к изложенной и точка зрения немецкого рунолога В.Краузе, который полагал, что руны возникли на основе этрусского алфавита, но в отдельных случаях были переработаны под влиянием формально сходных дорунических понятийных знаков (Begriffszeichen) (см.: Krause-Jankuhn. Bd. I. S. 7).
* Наиболее последовательно соответствие графики и фонетического значения устанавливается для рун и латинского "капитального письма": они полностью совпадают у 9 рун: b, f, h, i, k, l, r, t, u. Несколько отлична, но может быть возведена к латинским буквам с соответствующим фонетическим значением графика еще 5 рун: a, d, m, o, s. Не имеют фонетического соответствия, хотя и идентичны по графике, руна w и латинская буква P, e и M, g и X. Лишь пять знаков рунического алфавита (не
считая рун, обозначающих отсутствующие в латинском языке фонемы, например, /þ/) –
n, j, ė, ŋ, p, – не могут быть возведены к латинскому алфавиту.
* Если при этом учесть основную особенность графики рун – отсутствие округлых линий, то можно с достаточной уверенностью говорить о латинском письме как прототипе рунического письма (подробный критический обзор теорий происхождения рунического письма вместе с аргументами в пользу «латинской» теории см.: Odenstedt 1990. Р. 145-173).
* Увеличивающееся число древнейших рунических надписей, относящихся к концу II – началу III в. н.э., на территории Шлезвига, Ютландского п-ова и островов Фюн, Зеландия, Лолланд (см. выше о находках в долине р. Иллеруп и в Вимозе) побудило дат-
ского рунолога Э.Мольтке выдвинуть гипотезу о происхождении рунического письма на
основе латинского алфавита – в северогерманско-датском регионе (Moltke 1976a. S. 32-
61; Moltke 1981).
* В связи с гипотезой Э.Мольтке особое внимание в последнее время привлекает роль герулов в происхождении рунического письма. Восточногерманское племя герулов (эрулов – heruli, eruli) населяло о-в Зеландия и Ютландский п-ов до II в. н.э. Около 250 г. герулы были вытеснены на юг племенами данов; одна их часть ушла в низовья Рейна, другая – в Северное Причерноморье. И те и другие активно участвовали в набегах на римские владения и служили в римских вспомогательных войсках (Lippold; Hermodsson; Буданова 2000. С. 199). Главным основанием для «герульской» теории служит совпадение их племенного названия со словом erilaz, родственным др.-исл. jarl и др.-англ. еоrl, оба – социальные термины, обозначающие лиц высокого социального статуса (Vries. S. 104; Taylor). Оно встречается не менее чем в 9 надписях. В древнейших из них (IV в.) оно образует устойчивую формулу: ek erilaz + имя собственное в притяжательной форме: «Я, эрил такого-то», за чем следует магическое заклинание (Antonsen 1975. № 15, 17, 39, 52). В более поздних – «ek erilaz сделал (написал, раскрасил) руны» (Antonsen 1975. № 48,
110, 112). После середины VI в. эти формулы, равно как и само слово erilaz, выходят из
употребления.
* Поскольку подавляющее большинство древнейших рунических надписей содержит личное имя, как правило, двухосновное, которое может быть интерпретировано и как значащее слово, и как магическое слово или формула, многие исследователи полагали, что возникновение рунического письма тесно связано с жреческой деятельностью и что на раннем этапе ему была присуща исключительно магическая функция (Bæksted 1952; Olsen 1917). Ныне вопрос о функциях рунического письма древнейшего периода, было ли оно культовым, магическим или коммуникативным средством, обсуждается широко (обзор проблемы см.: Nedoma. S. 24-54; обзор историографии, а также исследование см.: Flowers). На первый план выдвинута коммуникативная функция рунического письма, поскольку и магическое заклинание может рассматриваться как своего рода сообщение.
* Вместе с тем категорически отвергается распространенное ранее и широко эксплуатируемое ныне в «эзотерической» литературе представление о магической сущности самих рун (знаков) (см.: Düwel 1992а; Düwel 1997а; Düwel 1997b; Anderson).
Использованная литература:
Всё вышеперечисленное в тексте, а также:
Истрин, В. А. Развитие письма. — М.: Наука, 1965. С.379
Е.А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи. МОСКВА Издательская фирма «ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Российской Академии Наук. 2001
Мы разрешаем копировать и распространять информацию, но просим давать активную ссылку на наш проект https://grimoire.club, чтобы его поддержать, и чтобы мы и дальше могли радовать Вас интересными и полезными авторскими материалами.