Статья - Shellir, ведущей проекта "Огам" написана ей для журнала "Ведьмин котел" и взята для сайта с их разрешения, гимн Бригитте - Лиза Тиэль
Изображение Бригитты (1) - Susan Seddon Boulet, (2) - Laura Ramie, (3,4,5) - Helen Mask, (7) Michelle Phelan, (9) карта из Druid Plant Oracle

https://youtu.be/RXcON5cL9vw
Blessed Woman come to me
Woman of the Fires,
Woman of Poetry
Blessed Woman come to me
Woman of Healing,
Woman of Skillful Means
Blessed woman of the land
Guide my heart and guide my hand
Blessed Woman of the streams
Guide my soul and guide my dreams
Blessed Woman of the hills
Heal all wounds and heal all ills
Blessed Woman of the flame
Awaken me to renew again.
Lisa Thiel, Song to Brigid
Имболк, праздник начала февраля, праздник, обозначающий начало поворота от зимы к весне, часто связывают с именем Бригитты, или Бригг – одной из известнейших ирландских богинь. Она происходила из Туата де Даннан, Племён богини Дану, то есть из волшебного народа, из ши (sidhe).
Бригитта была одной из важнейших богинь кельтского мира, и она почиталась не только на территории Ирландии, но и у других кельтских племен, как на островах, так и на континенте – только называли ее чуть по-разному: шотландцы звали эту богиню Бриг или Брайд, валлийцы – Фрайд, англы – Бригантией, на континенте ее имя могло звучать как Брага или Брагуза, или же как Брегенц. Сейчас считается, что корень ее имени восходит к санскритскому корню bharati – «высокая», «превосходящая», «возвышающаяся», но раньше ее имя трактовали немного иначе – например, в «Глоссарии Кормака» - одном из средневековых ирландских манускриптов – говорится, что имя ее происходит от Breo Saighead – «огненная стрела». Впрочем, божественным функциям Бригитты соответствует и первый, и второй смысл имени.
В ирландских текстах Бригитту называют дочерью Дагды (хотя иногда она упоминается как его сестра), и, таким образом она является сестрой известнейших персонажей ирландского мифа, таких как Энгус мак Ок (бог юности и юношеской силы), Мидир – король Иного Мира, Бодб Дерг – правитель южных сидов и юга вообще, Кермат Медоуст – поэт и воин, которого нередко отождествляют с Огмой, изобретателем Огама – тайной ирландской друидической письменности.
Упоминается Бригитта и как супруга Бреса мак Элатана, который некоторое время был королем Туата де Даннан, - этот брачный союз был заключен для закрепления мирного договора, - и даже родила от него сына, Руадана, который позже погиб во время войн между двумя волшебными народами – детьми Дану и фоморами.
Бригитту почитают как тройственную богиню, но даже сейчас три ее лика не связаны с разными возрастами (дева – женщина – старуха), а просто отвечают за разные сферы ее деятельности, причём иногда даже считалось, что существуют не одна трехликая Бригитта, а три богини-близнеца, носящие одно и то же имя. Впрочем, как и у большинства древних божеств, функций у нее куда больше, чем три. Бригитта покровительствует поэзии, кузнечному делу, искусствам и ремёслам, является богиней зерна (любых семян и зерна) и домашних животных, огня, рассвета и весны (как начала светлого времени), животворящих сил природы и всего высокого, возвышенного – например, вершин гор и холмов, высокого пламени, высоко стоящих укреплений и крепостей, а также высокой мудрости и высокого вдохновения, высочайшего мастерства, и всего приходящего свыше: небесного вдохновения, друидического знания, мистических опытов и откровений. У разных племен ведущими могли быть разные ее функции, но почти всегда выделялись какие-то три основные. Везде Бригитту считали связанной с огнем (причем с огнем как в прямом, так и в переносном смысле этого слова), и эта связь сохранилась даже тогда, когда языческая богиня Бригитта перекочевала в христианский пантеон и превратилась в святую Бригитту, покровительницу Ирландии.



(3,4,5)
В наше время Бригитту почитают как «богиню трех огней».
Первый огонь Бригитты – это огонь кузнечного горна, огонь созидания, это огонь ремесел и искусств, и тут подразумевается и огонь, как он есть – тот огонь, на котором плавится металл или обжигается глина, - и творческий огонь, позволяющий мастерам достигать вершин в своем мастерстве и создавать прекрасные предметы искусства.
Бригитта действительно покровительствовала всем делам и ремеслам, особенно тем, что были связаны с домашним хозяйством. Её считали покровительницей любой работы с металлами (от железа до золота), прядения и ткачества, окрашивания тканей, пивоварения, сбивания масла и изготовления сыров и многих других важных домашних дел. Как это часто бывает в случае божеств (или святых), покровительствующих ремеслам, в дни, посвященные Бригитте было запрещено заниматься теми делами, которым она покровительствует – прясть, ткать и красить нити или ткани, разводить огонь в кузне, входить в сыродельню, пахать и рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса (сюда автоматически попадают перевозки, мельницы, прялки, поворотные маслобойки). Кроме всего этого, Бригитта покровительствовал домашним животным – даже в мифе говорится, что сама Бригитта владела многими чудесными зверями: был у нее великий волшебный кабан Турх Труйт, король и праотец всех кабанов, были у нее два чудесных быка Фе и Мен, и король всех баранов Кирб, и Бригитта следила за тем, чтобы с домашними животными должным образом обращались, а ее, в свою очередь, просили о хорошем приплоде и здоровье животных.
Второй огонь Бригитты – огонь сердца, который не позволяет нашим душам охладеть ко всему происходящему в мире. Это огонь помощи, огонь целительства и огонь благословения. В этой функции Бригитта сближается с Эйрмид, дочерью величайшего целителя Туата де Даннан – Диан Кехта, которая первой вырастила целебные травы и стала их использовать. К Бригитте тоже обращались как к целительнице, а кроме того, травническое мастерство – это тоже искусство, так что Бриг покровительствует и ему тоже. Огонь этой ипостаси это и огонь души, который не позволяет нам оставить без помощи того, кто в ней нуждается, и тот огонь, на котором кипятят повязки и заваривают травы. Исцеление, которое приносит Бригитта, может быть и физическим, и духовным.
Кроме того, Бригитту почитали как хозяйку целебных источников (тех вод, которых коснулось ее высокое пламя), и у источников и ручьев ей приносились жертвы.

Третий огонь Бригитты – это высокий огонь вдохновения, огонь поэтов, который позволяет духу парить, а самим поэтам создавать наилучшие свои произведения.
Бригитта была связана со Словом, словом звучащим, которое в кельтской культуре, где почти не использовалась письменность, было основой друидического обучения. Цепочка друидического посвящения начиналась с барда, с осваивания стихосложения и поэтических приёмов, продолжалась филидами (знатоками мифов и легенд) и брегонами (знатоками законов), а далее – собственно друидами (которые тоже не были однородны, и занимались разными вещами в силу природных склонностей и личного выбора), так что Бригитта почиталась всеми ими, хотя считается, что бардами, филидами и брегонами в большей степени. Слово тут – носитель божественной, потусторонней искры вдохновения, - того чистого «пламени», которое охватывает порой головы наилучших из мужей.
В Ирландской поэме «Котёл поэзии» Бригитту называют хозяйкой источника мудрости, откуда приходит «высшее вдохновение», «откровение вершин деревьев», и барды обращались к Бригитте, чтобы она позволила им испытывать это состояние, рождающее наилучшие поэтические творения.
Кроме всего вышеперечисленного, Бригитта связывалась с плодоносящими силами природы, с энергией жизни, света, тепла, со способностью растений идти в рост – от одного прикосновения приходящей с весенним солнцем Бригитты начинают зеленеть и цвести голые ветки, и часто говорится, что она «накидывает свой зеленый плащ на землю». Там же, где климат не столь мягок, и брошенный на землю «зеленый плащ богини» упорно заметает снегом в начале февраля, Бригитту связывали со способностью людей и животных зачинать и рожать, с силой продолжить свой род, с изобилием молока – как у женщин, так и у животных, со способностью накормить и благословить многих своим молоком или своим поцелуем. Бригитта при этом нередко представляется девой, но при этом изобильной молоком, но это не редкость для индоевропейского мифа; такой, например, была Артемида Многогрудая, воплощающая в себе как совершенную божественную чистоту, целомудрие и девическую силу, так и способность напитать и благословить любое количество тех, кто нуждается в пище.
Бригитту как правило связывали еще и с чистотой, как с чистотой тела, так и с чистотой помыслов и чувств, и дни, посвященные ей, считались очень плохими для зачатия, но отличными для рождения – считалось, что такие дети рождаются с благословением богини. Бригитту, кстати, почитали и как родовспомогательницу (причем как у людей, так и у животных), а кроме того, как хранительницу супружеской верности.

То, как популярна была Бригитта у кельтов в языческий период, привело к тому, что Бригитта попала в христианский пантеон, причем даже дважды: как Святая Бригитта Ирландская (Килдарская) и как Святая Брига, дева Килбрадйская.
Бригитта Ирландская – одна из самых популярных ирландских святых, сейчас она считается покровительницей и хранительницей Ирландии, но несмотря на это в ней легко угадываются черты дочери туата Дагды – бога изобилия и подателя благ. Ее христианские атрибуты, большая часть которых так или иначе связана с огнем, с полной определенностью указывают на ее языческое происхождение. Например, Святая Бригитта родилась на восходе, в тот момент, когда солнечные лучи показались из-за горизонта; в доме, в котором она родилась, сразу же вспыхнул настолько грозный пожар, что его языки достигли неба, но девочка осталась в огне невредимой; если святая не набрасывала на голову покрывало, из ее головы исходил огненный столб; дыхание ее воскрешало мертвых, и она владела даром «неистощимого сосуда», в котором легко угадывается кельтский котёл изобилия.
В ее собственном центре почитания – в монастыре в Килдаре, - на алтаре никогда не гасло священное пламя. Однажды за всю историю существования монастыря, в XIII в., пламя по недосмотру погасло, и монахини сразу стали пытаться зажечь огонь заново – но священный чистый огонь Бригитты нельзя было раздувать нечистым человеческим дыханием. Девятнадцать ночей монахини пытались раздуть пламя, а на двадцатую ночь пламя вспыхнуло само и разгорелось чудесным образом. С тех пор оно постоянно поддерживалось вплоть до самого закрытия монастыря в шестнадцатом веке: насельницы монастыря наотрез отказались принять мужчину-настоятеля, и тогда пламя Бригитты было потушено, а сам монастырь прекратил своё существование. Девятнадцать (и один) с тех пор считается священным числом Бригитты, и часто фигурирует в современных ритуалах в ее честь, например, в обрядах цепочки огней Бригитты, где в течение 19 дней участницы хранят и передают друг другу пламя, чтобы на двадцатый день Бригитта явилась в мир сама как божественное благословляющее пламя двадцатого дня.
© Shellir (Наталья Никольская) – проект Огам (https://vk.com/ogham)
Написано в январе 2017
Специально для журнала Ведьмин Котёл (https://www.witchcauldron.ru/)