Hǫkunótt - скандинавский языческий праздник Йоль
Древнейшее свидетельство о возможном скандинавском святочном празднике, которое мы имеем, было описано византийским хронистом VI века Прокопием, который упомянул, что жители Скандинавии (называемой “Туле”) праздновали праздник возвращения солнца, спустя некоторое время после зимнего солнцестояния (Nordberg 2006: 156). Самое раннее древнескандинавское упоминание о Йоле, однако, относится к 9 веку Харальдскведи, который представляет собой хвалебную поэму, составленную в честь победы Гарольда Фейрхайра в битве при Хафрсфьорде, и последующее объединение Королевства Норвегия. Чтобы похвалиться неприхотливостью короля и пренебрежением к мягким удобствам, поэт заявляет о намерении короля пить Йоль (Йоль дрекка) в море, а не в мягком уюте отапливаемого дома. Хотя в ней ничего не говорится, кроме того, что это произошло зимой , она показывает, что Йоль, как и многие другие скандинавские религиозные и общественные события, вращался вокруг демонстративного потребления алкоголя.
В "саге о Святом Олафе" Снорри упоминает Блот в середине зимы (miðsvetrarblót), называя его также йолабод и йолавейзла, что означает праздник Йоля. Опять же подразумевается, что главное языческое религиозное событие Йоля произошло позже Рождества, через несколько недель после солнцестояния. Сага о Херворе заходит так далеко, что помещает Йоля в феврале, еще дальше от зимнего солнцестояния. Летописец Тьетмар Мерзебургский, умерший в 1018 году, утверждал, что великий Блот в Лейре, Дания, праздновался в январе, спустя некоторое время после Крещения (ср. Нордберг 2006: 106).
Снорри утверждает в Саге о Хаконе добром, что Йол был трехдневным событием, начинающимся в ночь под названием Хекунотт которую он воспринимал как ночь середины зимы. Это распространенное заблуждение, что середина зимы и астрономическое зимнее солнцестояние-это одно и то же, но в скандинавской традиции, в которой год делится на четыре четверти, такие сезонные вехи начинались примерно на месяц позже солнцестояний и равноденствий. Это, вероятно, связано с климатическими условиями севера, так что середина зимы и середина лета приходились на более или менее пиковые времена года. Согласно юлианскому календарю и обычаям времени Снорри, это было около 14 января. Согласно нашему современному григорианскому календарю, это будет 20 января (Nordberg 2006: 150).
Другими словами, зимнее солнцестояние, которое происходит 21 или 22 декабря по “нашему” Григорианскому календарю, на самом деле должно было произойти 14-15 декабря по юлианскому календарю, то есть тогда, когда латинский календарь пришел в Скандинавию. Таким образом, по мнению Снорри Стурлуссона, астрономическое зимнее солнцестояние приблизительно совпало бы с праздником Святой Люсии, который должен был произойти примерно за неделю до Рождества по юлианскому календарю, который был заменен нашим нынешним, Григорианским календарем в 18 веке (Nordberg 2006: 148). Другими словами, Санта-Лючия / Люсси до недавнего времени это праздновалось в день солнцестояния, примерно за десять дней до Рождества. Это также объясняет, почему канун Святой Люси до сих пор считается самой длинной и темной ночью в скандинавском фольклоре.
DÍSABLÓT АВГУСТА МАЛЬМСТРЕМА
Скандинавский лунно-солнечный календарь
Хотя для всего есть свое время и место, похоже, что солнцестояние не было временем Йольского блота. До сих пор все источники помещают это событие между январем и февралем, но мы еще не пришли к объяснению шаткой и непоследовательной датировки самого Йоля. Почему источники дают разные даты для фестиваля, в такие противоречивые сроки, как январь - февраль? Вот тут-то и вступает в игру дохристианская календарная система.
Праздник Йоля проходил в определенные сроки по норвежскому календарю, который включал в себя не менее двух месяцев Йоля, называемых соответственно Йолир и Йольманудр. Йоль является общегерманским праздником, и традиция двух Йольских месяцев засвидетельствована еще в готских текстах 4-го века, что подтверждается англосаксонскими источниками, где хронист 8-го века беда пишет, что языческие углы следовали календарю, основанному на лунных циклах. Однако он также утверждает, что этот лунный год был определен по условиям солнечного года: он был лунно-солнечным . Что это значит? Приготовьтесь удивляться!
Эта система существовала и в Скандинавии. Как следует из названия, месяцы определялись лунными фазами, от новой (nýr) до убывающей (né) луна. В солнечном году есть 12 месяцев, которые длятся 365 дней. Однако для завершения 12 лунных циклов требуется всего 354 дня. Поэтому определенное новолуние произойдет на 11 дней раньше, чем это было в предыдущем году. Лунный календарь не будет "стоять на месте", а будет вращаться в обратном направлении. Каждый месяц, по-видимому, начинается на 11 дней раньше, чем в предыдущем году, если только нет системы, чтобы остановить его. В некоторых системах, таких как исламский календарь, месяцы меняются из года в год. Мусульмане могут отмечать священный месяц Рамадан в середине лета один год, а поздней осенью через дюжину или около того лет.
Это не так важно в климате, близком к экватору, где за один солнечный год происходит несколько урожаев. Это большая проблема в Северной Европе, где календарь помогает определить единственный раз в году, когда ожидается урожай, требуя, чтобы календарь возвращался примерно к одной и той же точке астрономического года каждый цикл. Один из способов убедиться, что месяцы не вращаются вспять, - сделать исключение в лунном календаре, где зимнее солнцестояние всегда отмечает точку, где заканчивается первый месяц Йоля, так что второй Йольский месяц начинается со следующего новолуния, несмотря ни на что. Другими словами, норвежский месяц Эли всегда содержал солнцестояние, но второй месяц содержал йольскую Луну, которое происходит в первое полнолуние после новолуния после солнцестояния. Это, друзья мои, было, вероятно, тогда, когда должны были состояться настоящие и главные пиры. Следствием этой системы является тот факт, что лунные фазы “отскакивали” назад и вперед в течение определенного интервала, но, по крайней мере, она была фиксированной и не вращалась назад до бесконечности.
Все еще со мной? Хорошо. Чтобы компенсировать 11 дней, потерянных в лунном году, германский лунно-солнечный календарь, по-видимому, использовал систему високосного года, где к лету добавлялся тринадцатый межкалярный месяц. Но почему именно лето? Никто толком не знает. И как мы узнаем, что это високосный год, если мы только начинаем? Ну, Нордберг дает отличное эмпирическое правило: если новолуние наступает через 11 дней или меньше после солнцестояния, то интеркалярный месяц вставляется примерно во время летнего солнцестояния (по какой-либо причине), чтобы остановить начало второго святочного месяца раньше солнцестояние в следующем году. В этом отношении солнцестояние служит регулятором, если не объектом празднования само по себе.
Интересно, что это, кажется, напоминает великого блота проводился в Упсале и Лейре, что происходило каждый девятый год. Это, вероятно, не случайно (Nordberg 2006: 154). Древнескандинавская религия, как известно, зациклена на умножении числа три. Здесь кажется, что это также было включено в культовые практики через соблюдение священного времени. Этот цикл, по-видимому, был основан на “инклюзивном” счете, в котором последний год также является первым годом цикла, поэтому каждый восьмой год в соответствии с нашим обычным способом мышления числится. Самое интересное в этом то, что вы можете легко сделать математику самостоятельно и фактически привязаться к “девятилетнему циклу” великих блотов, подробнее об этом ниже.
Словарь показывает, что скандинавские народы были хорошо осведомлены об астрономических солнцестояниях и равноденствиях, но основные языческие религиозные праздники, по-видимому, отмечались в каждой четверти календарного года. Они, как уже упоминалось, не совпадали непосредственно с солнцестояниями и равноденствиями и, по-видимому, определялись лунными фазами. Поскольку солнечный и лунный год встречаются в зимнее солнцестояние, месяцы года будут отскакивать назад и вперед между двумя точками в течение определенного интервала ~28 дней. Как Снорри, так и другие источники помещают зимний Блот через месяц (или больше) после солнцестояния, кажется наиболее вероятным, что Йоль праздновался в полнолуние второго месяца Йоля. То есть полнолуние после новолуния, следующего за зимним солнцестоянием. В таком случае это всегда произойдет не ранее 5 января и 2 февраля по современному григорианскому календарю, то есть в пределах интервала, указанного в скандинавских текстах.