Все ивановские травы можно условно поделить на вполне известные и изученные, и на необычные магические растения, которые упоминаются в старых травниках, в заговорах, в сказках и быличках но идентификация которых по описаниям затруднена: либо какие-то признаки не сходятся, либо под описание, наоборот, подходит слишком много растений, либо этими "волшебными" названиями называли в разных местностях разные травы.
К известным и определяемым купальским травам относятся заячья кровь (зверобой), чернобыльник (полынь обыкновенная), душица, земляника, трипутник (подорожник), иван-да-марья (марьянник), петров крест, папоротник, крапива, купаленка (нимфея), дурман-трава; собирают также иван-чай, тысячелистник, репешок, пастушью сумку, богородицкую траву (тимьян), клевер, таволгу, вику. К волшебным и плохо идентифицируемым травам относятся разрыв-трава, одолень-трава, тирлич-трава, трава адамова голова, трава плакун, трава-сон и многие другие растения из старых травников и заговоров.
Купальские травы собирали и в целительных, и в магических целях. Целебные травы собирали отдельно, а вот в обережных целях травы и цветы Купальского дня собирали охапками, почти без разбору: такие травы кидали на порогах, клали на окна, у божниц, оставляли в домах и в хлевах; зелень этого времени служила универсальным оберегом и защищала от всякого зла: от сглаза, порчи и прочих колдовских воздействий, от болезней, от молнии, от пожара и "вихоря" (урагана), от змей и хищных зверей, от ходячих покойников и русалок и от самых разных прочих угроз. Любопытно, что сбор трав на Иванов день преследовался, особенно в 16 и 17 веках, и пойманных за сбором травников наказывали как преступников. Но, как и многие другие народные традиции, купальский сбор трав пережил и эти черные времена, и мы собираем в это священное время травы до сих пор.
Купальские травы собирали в разное время. Особенно сильным считалось время перед рассветом Иванова дня - говорили, что в эту пору каждая травинка просит, чтобы её сорвали, ибо полна она силы. Утренняя заря, время между ночью и днем, время росы вообще считалось важным для нашей целительской традиции, и в заговорах часто обращались к Зорям за исцелением, так что "зоревые травы" - скорее те, которые берутся для исцеления. Для защиты же чаще брали "полуденные травы", впитавшие в себя солнечную силу самого длинного дня. В вечерних же сумерках брали травы колдовские и некоторые травы, защищающие от водной нечисти.
текст: © Shellir - проект Огам