

Как и праздник Мая, с которым у него вообще много сходства, Мидсаммер был днём общинных шествий. В Сконе (Швеция) плели венок Мидсаммера изо всех цветов и побегов, что росли в округе. Связанный, его подвешивали на шест, который два мужчины или мальчика несли на плечах. Снизу шеста было бумажное изображение квочки на яйцах. Двух «веночных мальчиков» в процессии вокруг селения сопровождали от шести до двенадцати «веночных девочек». Олаус Магнус в XVIв. писал, что в Швеции народ приходил к мидсаммеровскому дереву молиться, чтобы полям была дана сила прорастать. Тогда же клали на поля кресты из листьев, чтобы посевы росли без ущерба от молний, грома или града. Ещё в Скандинавии варилась в этот день специальная каша – рёмегрот (römegrot), из цельного зерна на сметане и сливках, и к ней сыр – большая голова, сделанная из собранного со всех дворов деревни молока. В Ютландии (Дания) и Сконе парни и девушки дарили друг другу
венки в знак расположения. В это время во многих областях Европы выбирали «невесту» (или «невесту» и «жениха», как на Лиго в Латвии), в отличии от Майской королевы - маленькую девочку (или детей). В скандинавских странах для такой пары устраивалась «детская свадьба», только обеты приносились не в вечной любви, а в вечной дружбе. Праздничное шествие проходило по всей деревне, раздавая благословения домам и получая за это угощения.
В Исландии Мидсумар на переломе первого тысячелетия приходился на время Альтинга. До 1000г. ( год принятия христианства) альтинг открывался в четверг между 11 и 18 июня (после 1000г. - между 18 и 24м). Продолжался же всеисландский тинг две недели, т.е. захватывал время Солнцеворота.
Огонь на Солнцестояние изначально должен был быть зажжен трением («огонь нужды»), позднее, например в некоторых местностях Скандинавии – от увеличительного стекла, в последнем случае костры получали особое название: nodild или vrideld. Кое-где для костров Солнцеворота использовались строго определённые породы деревьев или даже кустарников (в отдельных областях Франции и в Валенсии,
согласно Shellir, костры складывались из стеблей ежевики), известны костры из девяти (магическое число) пород дерева. Костры ставились либо очень высокие (на Карельском перешейке, например, высота такого сложенного башней костра могла достигать 7ми-10ти метров), либо относительно небольшие для прыжков через них и окуривания людей и животных (опять явная аналогия с обычаями Майского Дня). В
огонь могли кидаться травы - просто для дыма (солома, сушеный папоротник, трава или зеленые ветви) или с защитной целью: чеснок (чтобы весь год не подхватить лихорадку), тмин или белую полынь (чтобы поясница во время жатвы не болела) и т.д.
Бросали в пламя и сено, пучки колосьев и ржи, ветки плодовых деревьев и т.д., вероятно, как приношение и просьбу о добром урожае.
смертью Бальдра и его похоронами на пылающем корабле (обычай, символически воспроизводимый сегодня частью асатруа именно из-за этой ассоциативной цепочки).
И стоит вспомнить ещё, что историю гибели Бальдра считают поздним
переосмыслением Воданического жертвоприношения, самим же Одином и инспирированного. Жертвоприношения самого лучшего, достойнейшего из воинов на вершине силы и мощи...подобным вершине сил природы в ночь Солнцеворота.
(называется kall или kjerring), тот же обычай есть у венгров и части народностей бывшей Югославии (распространён он был и в Белоруссии, о чём будет сказано далее).
В Тюрингии ребята обходят дворы, собирая солому, делают из неё чучело, которое привязывают к колесу, поджигают и спускают с горы. Обряд сожжения чучела (часто - с деревцем Солнцестояния) не везде распространён, но всё же устойчиво фиксируется, нередко кукла изображает некое вредоносное существо, например ведьму. В Швеции
был способ обнаружения ведьм в это время: надо взять так называемое «масло ведьм» (либо сок растений, либо роса, что встречается на кукурузе и цветах), сложить костёр из девяти пород дерева и кинуть в костёр немного этого масла, тогда ведьма не сможет не прийти, и обязательно выдаст себя. В Дании к ведьмам, которые ночью в канун дня
св. Иоанна танцуют «у Старого Эрика» (т.е. Дьявола), отдельные смельчаки рисковали подобраться с куском зелёного дёрна на голове - для невидимости (но вот ронять защиту очень не рекомендовалось!).
заходом солнца на Мидсаммер была традиция украшать поля льна, раскладывая сверху зеленые ветки (в основном тополиные). Промежуток времени, в течение которого листья остаются зелёными был признаком жизни льна, тополь также должен был отвадить ведьм, что бы не вредили урожаю. Норвежцы, шведы и шведские финны развешивали листья и цветы всех видов (особенно рябину) для защиты в эту ночь по
всему дому. В Швеции плели Midsommarsqvastar - цветочный венок середины лета - из всех видов цветов и растений в округе. Среди цветов обязательно должен был быть зверобой, как обладающий особой силой. Такие венки висели в каждом доме, особенно в конюшнях и хлевах до следующего года, этим скот был надежно защищен от колдовства. Во многих странах в эту ночь девушки собирали девять (или семь, или
двенадцать) трав, которые, если их положить под подушку, позволяли увидеть суженого. В Швеции в канун 24 июня некоторые, завернувшись в белые простыни, поднимались на крышу своего дома. Чтобы они не услышали, чьё бы лицо не увидели - это не будет случайным и может быть истолковано (...а ещё это напоминает о развлечениях одного шведского подданного, «который живёт на крыше»...) В Дании у
девушек есть обычай в этот день собирать «траву святого Иоанна» (зверобой) и сажать её между балками крыши, чтобы узнать будущее: цветок за себя и цветок за милого (и если клонятся друг к другу - быть свадьбе) или по цветку за родню (узнать кому жить долго, а кому нет).
Вода и водное очищение так же присутствовали по всему ареалу праздненства, правда, если росные воды были однозначным благом, вода рек и озёр могла и очистить, и нести опасность (есть предположение даже, что водное очищение свойственно скорее
славянским землям, и было соседями заимствовано).
• Автор: Надежда (Традис) Топчий.