Перевод: Анна Блейз (с)
Куклы, фетиши и ритуальные изваяния известны с древнейших времен. Еще в эпоху раннего палеолита люди мастерили из глины, камня, кожи, воска, кореньев и древесины человекоподобные фигурки — сосуды для силы или самой сущности тех или иных духов.
Археологические данные свидетельствуют, что самыми древними игрушками в истории человечества были именно куклы. В египетских захоронениях находят куклы, изготовленные за две тысячи лет до нашей эры. Не только в Египте, но и в Древней Греции и Риме куклы нередко клали в могилы детей. Обычно это были деревянные фигурки, но более зажиточные семьи могли себе позволить и куклы из керамики. Первые куклы с подвижными руками и ногами и съемной одеждой появились примерно за двести лет до н.э.
В древние времена кукла могла служить олицетворением божества или духа и играть центральную роль в религиозных церемониях. Например, в ходе некоторых ритуалов сжигали чучело, символизирующее нежелательного человека или духа. В традиционных языческих культурах Европы в обрядах сбора урожая важное место занимали соломенные куклы. У индейцев качина раскрашенные куклы, старательно вырезанные из корней тополя, олицетворяли различных мифологических персонажей. Для африканских рабов, как мы уже знаем, куклы были духовными орудиями, дарующими силу и защиту. Во многих древних культурах куклы использовали в обрядах плодородия. И в наши дни куклы вуду по-прежнему находят применение в магических и религиозных ритуалах.
Изготавливать на продажу куклы, изображающие чернокожих, начали в Германии в 20-е годы XIX века. Они делались из папье-маше и предназначались для белых детей, а потому были одеты в костюмы слуг. В числе таких кукол, выпускавшихся вплоть до 60-х годов XX века, были Тетушка Джемайма и Маленький Черный Самбо[1], а также всевозможные чернокожие нянюшки и мамушки, негритята и дворецкие. Эти куклы наглядно свидетельствуют о том чувстве превосходства, которое белые питали по отношению к афроамериканцам, и об уверенности в том, что последние смиренно принимали свой приниженный социальный статус. Подобные расистские куклы прочно вошли в массовую культуру и оказывали глубокое влияние на умы детей и взрослых.
Новоорлеанская кукла «Черная мамушка»
В США промышленное производство кукол началось в 60-е годы XIX века, после Гражданской войны. В XX веке некоторые куклы, изображающие людей, животных, мифических существ и абстрактные предметы, стали считаться произведениями искусства. Высокохудожественные куклы обосновались в галереях и музеях наряду с картинами и фотографиями современных художников.
Куклы вуду в привычном нам виде происходят не из какого-либо одного конкретного источника: они возникли в результате смешения различных культурных течений. В следующих разделах мы поговорим о некоторых канонических, архетипических куклах, оставивших яркий след в истории и оказавших то или иное влияние на современные куклы вуду.
Венера Виллендорфская
Из древнейших человекоподобных изваяний более всего известна, пожалуй, Венера Виллендорфская (см. илл. 3), ставшая символом всего доисторического искусства. Это статуэтка в виде женской фигуры, созданная, как полагают, за двадцать четыре — двадцать два тысячелетия до нашей эры. В 1908 году археолог Йозеф Сомбати обнаружил ее в одном из захоронений эпохи палеолита близ Виллендорфа — местечка неподалеку от города Кремс в Нижней Австрии. Статуэтка высотой 11 см вырезана из оолитового известняка, в данной местности не встречающегося, и окрашена красной охрой. Поскольку ноги у Венеры Виллендорфской отсутствуют и стоять без опоры она не может, иногда предполагают, что она предназначалась для ношения в руке. Гипертрофированные половые органы, грудь и живот этой фигурки многие интерпретируют как указания на связь с идеей плодородия.
Венера Виллендорфская
Венера Виллендорфская имеет прямое отношение к теме нашей книги, поскольку некоторые современные куклы вуду схожи с ней по строению. Так, например, у этой палеолитической Венеры не проработаны черты лица. Это важная особенность, поскольку лицо считается определяющим показателем личности. Почему же у Венеры Виллендорфской нет лица? Если эта статуэтка и впрямь задумывалась как олицетворение плодородия, то главным в ней было не лицо, а те части тела, которые связаны с зачатием, вынашиванием и кормлением ребенка.
Схожим образом, у некоторых кукол вуду черты лица не проработаны вовсе или представлены очень обобщенно. Благодаря этому человек, работающий с куклой, полностью сосредоточивается на ее предназначении, уже не отвлекаясь на мысли о том, на кого она может быть похожа. Кроме того, «пустое» лицо позволяет персонализировать куклу, вклеив фотографию или другое изображение человека, которого она должна олицетворять.
Еще одна важная особенность палеолитической Венеры — отсутствие ног. Согласно одной из гипотез, за этим стояла вера в то, что безногая фигурка не сможет уйти оттуда, куда ее поставят. Но даже если бы у нее имелись ноги, остается сомнительным, что она была задумана как стоячая статуэтка: слишком уж невелика она по размеру и слишком удобно ложится в руку.
У кукол вуду, изготовленных по новоорлеанской традиции, тоже нет ног — равно как и у некоторых кукол вуду, предназначавшихся для проклятий, хотя причины безногости в этих двух случаях различны. Новоорлеанские куклы слишком примитивны по устройству: их изготавливают из двух скрещенных палочек, обмотанных испанским мхом. Такая конструкция попросту не предусматривает ног. Что касается кукол вуду, предназначенных для проклятия, то их нередко делают безногими или лишают ног в ходе магической работы, чтобы символически обездвижить жертву.
И, наконец, у Венеры Виллендорфской необыкновенно тщательно для своего времени проработаны волосы. Они уложены в завитки, окружающие голову семью концентрическими кольцами (центральное кольцо выполнено в форме розетки). Еще два ряда завитков, похожих на косы, спускаются на затылок. О значении этих элементов в контексте палеолитической культуры почти ничего не известно, однако в более поздних традициях (и, в частности, в новоорлеанском вуду) число семь считалось священным, а волосы понимались как источник силы и вместилище души.
Образцы безногих кукол вуду и Венера Виллендорфская. Куклы на первых двух фотографиях, считая слева, предназначались для проклятий и были лишены ног преднамеренно; на третьей фотографии представлена палеолитическая Венера, а на четвертой — нижняя часть новоорлеанской куклы вуду
Хлебные куклы
В традиционной европейской языческой культуре обряды сбора урожая включали в себя изготовление хлебной куклы из колосьев или соломы. Куклу делали из последних сжатых колосков, а весной, в первый день сева, запахивали обратно в землю. Считалось, что в колосьях живет дух зерна, а когда урожай снимают, этот дух остается бездомным. Поэтому и делали хлебную куклу, в которой дух зерна может переждать зиму.
Обряды сбора урожая, связанные с Матерью Хлеба и Хлебной Девой, описывает Джеймс Джордж Фрэзер (1922):
В окрестностях города Данцига крестьянин, срезав последние колосья, делает из них куклу, которую называет Матерью Хлеба или Старухой и привозит в родное селение на последней телеге. В некоторых областях земли Шлезвиг-Гольштейн последний сноп обряжают в женское платье и называют Матерью Хлеба. Его привозят домой на последнем возу и вымачивают в воде, что, несомненно, представляет собой дождевые чары. В районе Брука, в Штирип, из последнего снопа — его называют Матерью Хлеба — фигурку женщины делает пожилая замужняя женщина в возрасте от пятидесяти до пятидесяти пяти лет. От снопа отрывают самые красивые колосья и сплетают из них вперемежку с цветами венок, который самая красивая девушка в селении песет местному фермеру или помещику. Саму Мать Хлеба кладут в амбар для того, чтобы она отгоняла мышей. В других деревнях того же района два парня в конце жатвы уносят с поля Мать Хлеба (то есть последний сноп) на острие шеста. Они шествуют за девушкой, увенчанной венком, к помещичьему лому. Помещик принимает венок и вешает его у себя в зале, а Мать Хлеба кладут на кучу поленьев, так что во время ужина и танцев, посвященных окончанию жатвы, она оказывается в центре внимания[2].
В Великобритании хлебных кукол обычно делали из пшеницы, ржи, ячменя и овса, в Ирландии — из тростника, а в Южной Франции — из пальмовых листьев. В Новом Орлеане кукол вуду старого образца мастерили из соломы. Утверждают, что еще древние римляне изготавливали изображения богини Цереры из целого снопа пшеницы. Церера почиталась как богиня растений (в особенности злаков) и материнской любви. В наши дни ее культ возродили последователи неоязыческой традиции Religio Romana.