По работе Н.Е.Мазалова
"Возобновление магической силы у русских ритуальных специалистов"
Магическая сила колдуна не раз становилась предметом исследования в науке (Малиновский 1988; Эванс-Причард 1994).
Вместе с тем до сих пор в русской этнологии не существует определения магической силы, способов ее существования и возобновления.
Магическая сила, полученная от природы, имеет вечный характер, а колдун выступает как его носитель на протяжении собственной жизни. Магическая сила должна остаться на Земле.
Передачу магической силы старым колдуном неофиту можно рассматривать как ее возобновление в новом носителе. Как известно,
человек получает магическую силу по наследству или в результате прохождения обряда посвящения. Одна из форм обряда посвящения — поглощение неофита огромным животным: собакой, змеей, лягушкой, которое затем выплевывает его. Перед нами архаический обряд посвящения, во время которого неофит переживает «временную смерть», отправляясь в царство мертвых, а затем возрождается, наделенный колдовской силой, и получает власть над помощниками. «А вот, — говорит [старый колдун. — Н. М.], — в двенадцать часов ночи иди в баню, ежели ты хочешь быть колдуном, и там будет собака, и ты ей в рот-то влезь. Тогда будешь все знать» (Востриков 2000, с. 43). Обычно после посвящения колдун получал помощников. По севернорусским пред-
ставлениям, у слабого колдуна было по два-три помощника (черта), у сильного колдуна — множество.
Представляется, что можно выделить два вида существования
магической силы. Магическая сила может быть материализована в помощниках или заключена в чудесном (магическом) предмете или субстанции, которая «внедряется» (помещается) в тело неофита. Например, человек наделяется магическими способностями, когда в его ладонь зашивается цветок папоротника или когда неофит поглощает некую субстанцию (слюну, рвоту, мочу и др.) старого колдуна или мифического существа. Посвящаемый поглощает «тайное» знание вместе с какой-либо субстанцией животного или колдуна. Одно из определений восприятия «тайного» знания — «понять» в значении «взять». Он «внутренне усваивает» это знание (Топоров 1993, с. 17), и теперь оно «вложено» в него.
После прохождения обряда инициации посвящаемый получал не только магическую силу, но и некое «высшее» знание, «понимание», «видение», иначе — «силу» (вопрос колдуньи посвящаемой, побывавшей в утробе лягушки: «Все ли ты видела, все ли теперь знаешь?» Та сразу же все поняла и стала с тех пор колдовать (Никитина 1994, с. 186)), которая может быть материализована в его помощниках — чертях и т. п. Представление о «тайном» знании-силе многогранно и всеобъемлюще: оно охватывает различные сферы природы. В архаическом значении сакральное знание — это понимание языка птиц, зверей, растений, способность управлять ими. Прежде всего «тайное» знание — это знание слова. Во многих регионах России слова — это заговоры. В них сконцентрирована сила знахаря.
Кроме того, существует категория «природных», «урожденных» ритуальных специалистов, магическая сила которых представляется как некая субстанция, локализованная в их теле. По мнению
Б. Малиновского, «магия есть уникальная и специфическая сила, присущая исключительно человеку и высвобождаемая только его искусством, оживляемая его голосом, выбрасываемая во вне лишь пусковым механизмом его обряда <…> магия не просто является принадлежностью человека, она буквально и фактически заключена в самом человеке и может быть передана только от человека к человеку, согласно очень строгим правилам наследования магического искусства, посвящения и обучения. Таким образом, она никогда не воспринимается как природная сила, которая пребывает в вещах, действует независимо от человека и подлежит выявлению и познанию с помощью тех же процедур, которые человек использует, приобретая обычные знания о природе» (Малиновский 1988, с. 76–77). Таким образом, сила, получаемая из мира природы, трансформируется в принадлежность человека.
Слово «сила» происходит от праславянской формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. сила, укр. сила, белор. сіла; праслав. silа, родственно лит. síela «душа, дух, чувство», др.-прусск. nosēilis «дух», др.-исл. seilask «протягиваться, гнуться; стараться» (Фасмер 1986, т. 3, с. 556). Важный момент — сила является синонимом души.
Таким образом, сила колдуна сравнима со второй «душой» и способна оказывать физическое воздействие на людей и животных: причинять вред их здоровью, отнимать жизнь и так далее, а также на предметы и объекты, например отнимать спорынью у растений.
С магической силой колдуна, полученной во время прохождения обряда посвящения, происходит то, что и с другими явлениями и объектами: она постепенно «истощается», «ветшает» и требует «обновления» в ритуале (Байбурин 1993, с. 123), а именно — в ритуале наведения порчи.
Магическая сила меняется в зависимости от годичного цикла: уменьшается к концу года, в канун праздников. Так, колдуньи наиболее активны в период расцвета природы — Иванов день — и особенно опасны для людей именно в это время, потому что они в ритуалах наведения
порчи должны восполнить свою силу. Как известно, в Чистый четверг, который в древности совпадал с началом года, проводились многие обряды, направленные на обеспечение благополучия в новом году, в частности, обряды посвящения колдуна приурочивались к этому дню. «Колдуны в этот день [Чистый четверг. — Н. М.] вступают в союз с чертом. Для этого они во время утрени влезают на дерево и становятся головой вниз. К ним является черт и обязуется помогать тому ворожить, обманывать, играть в карты и давать денег на вино» (Русские крестьяне 2005, т. 5, ч. 3, с. 91). Современная «знающая» из Карелии в качестве важ-
нейшего ритуала обновления силы своих магических заговоров
рассматривает ежегодные повторения их на заре в день Великого
четверга, непременно натощак, не сполоснув рта, не почистив зубы1.
Магическая сила колдуна изменяется также в зависимости от фазы луны; по некоторым представлениям, «знающие» в новолуние обладают незначительной жизненной силой, так, помощники могут лишить колдуна бороды, а ведьму — зубов: «В новолуние колдуны и ведьмы подвязывают зубы, чтобы у колдуна борода не отвалилась, а у ведьмы зубы не вывалились, так как в новолуние черти у колдуна тянут бороду, а у ведьм стараются вышибить зубы вместе с салазками [скулами. — Н. М.]» (Архив Российского этнографического музея (АРЭМ). Ф. 7. Оп. 1. № 31.
Л. 80. Владимирская губ. Меленковский у.). Зубы и волосы связаны с жизненной и магической силой, их утрата приводит к уменьшению магической силы.
_____________
Магическая сила колдунов
- Улио
- Сообщения: 688
- Зарегистрирован: Чт окт 19, 2017 6:09 pm
- Откуда: Казахстан
- Интересы в магии: Стихийная магия, знаки и символы
- Контактная информация:
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя