Австрия, колдовство
Добавлено: Сб сен 08, 2018 1:08 am
Охота на ведьм в Австрии достигла своего Пика в царствование императора Рудольфа II (1576-1612). Ее вдохновителями были иезуиты, заинтересованные в ослаблении протестантизма. Гонения повторились в конце XVIIe. в провинциях Штирия и Тироль и нашли отражение в "Уставе уголовного суда" (1701) (Halsgerichtsordnung) - - суровом законе, направленном против ведьм.
До 1570 г. судебные преследования ведьм происходили изредка, и, если не считать Каролинский кодекс 1532г., законом предусматривалось мягкое наказание за колдовство. Так, уголовные законы Тироля в 1499г. еще не затрагивали ни колдовства, ни чародейства; в 1544г. колдовство и ворожба рассматривались как заблуждения, и даже Полицейский устав 1573г., также действовавший в Тироле, приравнивал колдовство к богохульству и наказывал денежным штрафом, из которого доносчик и судья получали по четверти, а половина суммы шла на нужды благотворительности. Подобное регулирование ввел не одобрявший жестокости император Максимилиан II (1564-1576), получивший образование в Испании (где он позаимствовал в качестве образца испанскую инквизицию, не поощрявшую ложных обвинений). Максимилиан считал ведьм и тех, кто обращался к помощи гадалок, просто идиотами. Исключением из этой традиции в Австрии был Каролинский кодекс с его новой теорией о том, что обвиняемые в ереси или злонамеренном чародействе подлежат сожжению. Однако, несмотря на то, что этот кодекс был разработан для всех выборных курфюрсте империи и цитировался всеми последующими охотниками за ведьмами, его часто игнорировали, причем не только в протестантских землях, но и в католической Баварии.
После коронации в 1576 г. преемника Максимилиана число судов над ведьмами возросло. Рудольф II был суеверен, верил в колдовство и считал, что его околдовали. Он находился под влиянием иезуитов, которые приравнивали чародейство к ереси и, согласно этой теории, действовали безжалостно и с необычайным рвением. Отношение к колдовству менялось, что можно проследить на примере суда над 16-летней Анной Шлюттербауэр, из которой изгоняли дьявола в Мариацелле [см. Хайиман, Кристоф] и в 1583г. в соборе Св. Варвары в Вене при участии епископа Брейсгауского (Баден). Ее пожилая родственница, обвиненная в напущении на нее порчи, была арестована за колдовство. После того как ее несколько раз пытали, она призналась, что совокуплялась с дьяволом, пятнадцать лет вызывала бури и летала на шабаш. Пожилой муниципальный судья, назначенный во время правления скептически настроенного Максимилиана II, счел старуху безумной и отправил ее в сумасшедший дом. Вновь назначенные судьи отменили это решение и постановили протащить обвиняемую привязанной к столбу по городу и затем заживо сжечь [см. Одержимость].
Таким было отношение к колдовству на протяжении последующих 150 лет. Например, в Landgerichtsordnung (Устав земельного суда) 1656г. одним из оснований для ареста за колдовство считалось обнаружение в имуществе обвиняемого масел, притираний, горшков с паразитами или человеческими костями. Однако в 1679г. император Леопольд I запретил введение новых пыток и прежде всего ужасной Nagelbett - кровати, утыканной гвоздями. С другой стороны, возобновление преследований в Зальцбурге с 1677 по 1681г. послужило причиной строительства специализированной тюрьмы. Около ста человек подвергли пыткам ради признания вины, обезглавили, удушили или сожгли. Самому младшему из них было десять лет, старшему - восемьдесят (Rie-zler, "Hexenprozesse in Bayern"). Как только мания начала ослабевать, ее тут же стимулировали Halsgerichtsordnung (Устав уголовного суда 1707г., при императоре Иосифе I), где возродили принципы и практику "Malleus Maleficarum". Тем не менее в самой Австрии казни прекратились, и суды происходили только за ее пределами. Императрица Мария-Тереза опубликовала в 1769г. свой известный уголовный кодекс "Constitu-tio Criminalis Theresiana... peinliche Gerich-tsordnung", в котором ограничивались преследования. К примеру, ни один приговор по колдовству не вступал в силу без утверждения губернатором (ст. 58). Несмотря на подобные нововведения, полное издание кодекса содержит описание и изображение тридцати разрешенных пыток, не отмененных до 1776г. Лишь спустя одиннадцать лет, 13 января 1787г., были отменены все статьи о преследовании ведьм.
До 1570 г. судебные преследования ведьм происходили изредка, и, если не считать Каролинский кодекс 1532г., законом предусматривалось мягкое наказание за колдовство. Так, уголовные законы Тироля в 1499г. еще не затрагивали ни колдовства, ни чародейства; в 1544г. колдовство и ворожба рассматривались как заблуждения, и даже Полицейский устав 1573г., также действовавший в Тироле, приравнивал колдовство к богохульству и наказывал денежным штрафом, из которого доносчик и судья получали по четверти, а половина суммы шла на нужды благотворительности. Подобное регулирование ввел не одобрявший жестокости император Максимилиан II (1564-1576), получивший образование в Испании (где он позаимствовал в качестве образца испанскую инквизицию, не поощрявшую ложных обвинений). Максимилиан считал ведьм и тех, кто обращался к помощи гадалок, просто идиотами. Исключением из этой традиции в Австрии был Каролинский кодекс с его новой теорией о том, что обвиняемые в ереси или злонамеренном чародействе подлежат сожжению. Однако, несмотря на то, что этот кодекс был разработан для всех выборных курфюрсте империи и цитировался всеми последующими охотниками за ведьмами, его часто игнорировали, причем не только в протестантских землях, но и в католической Баварии.
После коронации в 1576 г. преемника Максимилиана число судов над ведьмами возросло. Рудольф II был суеверен, верил в колдовство и считал, что его околдовали. Он находился под влиянием иезуитов, которые приравнивали чародейство к ереси и, согласно этой теории, действовали безжалостно и с необычайным рвением. Отношение к колдовству менялось, что можно проследить на примере суда над 16-летней Анной Шлюттербауэр, из которой изгоняли дьявола в Мариацелле [см. Хайиман, Кристоф] и в 1583г. в соборе Св. Варвары в Вене при участии епископа Брейсгауского (Баден). Ее пожилая родственница, обвиненная в напущении на нее порчи, была арестована за колдовство. После того как ее несколько раз пытали, она призналась, что совокуплялась с дьяволом, пятнадцать лет вызывала бури и летала на шабаш. Пожилой муниципальный судья, назначенный во время правления скептически настроенного Максимилиана II, счел старуху безумной и отправил ее в сумасшедший дом. Вновь назначенные судьи отменили это решение и постановили протащить обвиняемую привязанной к столбу по городу и затем заживо сжечь [см. Одержимость].
Таким было отношение к колдовству на протяжении последующих 150 лет. Например, в Landgerichtsordnung (Устав земельного суда) 1656г. одним из оснований для ареста за колдовство считалось обнаружение в имуществе обвиняемого масел, притираний, горшков с паразитами или человеческими костями. Однако в 1679г. император Леопольд I запретил введение новых пыток и прежде всего ужасной Nagelbett - кровати, утыканной гвоздями. С другой стороны, возобновление преследований в Зальцбурге с 1677 по 1681г. послужило причиной строительства специализированной тюрьмы. Около ста человек подвергли пыткам ради признания вины, обезглавили, удушили или сожгли. Самому младшему из них было десять лет, старшему - восемьдесят (Rie-zler, "Hexenprozesse in Bayern"). Как только мания начала ослабевать, ее тут же стимулировали Halsgerichtsordnung (Устав уголовного суда 1707г., при императоре Иосифе I), где возродили принципы и практику "Malleus Maleficarum". Тем не менее в самой Австрии казни прекратились, и суды происходили только за ее пределами. Императрица Мария-Тереза опубликовала в 1769г. свой известный уголовный кодекс "Constitu-tio Criminalis Theresiana... peinliche Gerich-tsordnung", в котором ограничивались преследования. К примеру, ни один приговор по колдовству не вступал в силу без утверждения губернатором (ст. 58). Несмотря на подобные нововведения, полное издание кодекса содержит описание и изображение тридцати разрешенных пыток, не отмененных до 1776г. Лишь спустя одиннадцать лет, 13 января 1787г., были отменены все статьи о преследовании ведьм.