(c) Wedma, 2019
Иллюстрации:
(1) Paul Fleet, Impossible circus
(2) карикатура Джеймса Гилрея о вакцинации из журнала "Панч"
(3) Renate Koblinger
Иные иллюстрации - взяты из открытых источников в сети Интернет.
(1) "- Моя возлюбленная Эвридика потеряла память...
Она пошла на стройку и упала со второго этажа.
- Кой черт ее понес на стройку?
- Да, дура баба, чо там петь..."
КВН МАГМА "Древнегреческая трагедия" (1994)
В последнее время много думаю о социальных типологиях. Почему они привлекательны - вполне понятно. Кто же не любит карнавал? Люди любят рядиться в разные типажи, искать среди нарядных костюмов свой. Нарядятся, покрутятся, повертятся, понравится им, примут - это я такой. Лев по гороскопу, Эльф по Княжне, Гамлет по соционике, Правитель по системе архетипов. Звучит гордо. Или, ой..."Клетчатый зеленый опоссум". Вы уверены, что я вот на семь вопросов ответил - и вот он мой новый жизненный путь? Дао Клетчатого Зеленого Опоссума?! Прямо вот так? И прямо навсегда? А можно я обратно буду Король? Можно.


Типологии обещают нам быстрорастворимые чудеса - сделать жизнь понятнее и приятнее, лучше понять себя и других, "завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", как старый добрый Дейл Карнеги заповедал всем, кто его читал и не читал. И они по определению упрощают и унифицируют - любая типология по сути очередная "решетка" для восприятия себя и других людей. Она разделяет людей на несколько категорий, прописывает варианты удачных и неудачных взаимодействий между ним, и дает рекомендации.
Часто для того чтобы понять сгодится нам эта конкретная типология или нет можно попробовать ответить на три вопроса:
1) для каких ситуаций и взаимодействий она изначально предназначена?
2) что эта типология для человека легализует?
3) что вы намерены из нее для себя получить?
Например, соционика изначально создавалась для решения проблем совместимости в рабочих коллективах, система архетипов Кэрол Пирсон и Маргарет Марк расписывалась в том числе для целей разработки рекламы (брендирования, выдачи бренда вовне и привлечения целевой аудитории). Есть типологии, которые легализуют детские травмы (например по-моему типология Княжны), некоторые дают лицензию на бунт - востребованная штука для многих хороших мальчиков и девочек разного паспортного возраста. Есть типологии по внешнему виду по сути близкие к театральным амплуа, как у Мейерхольда, где героине положен "рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук и большие миндалевидные глаза", а злодейке и интриганке "низкий голос, большие глаза (допустимо косоглазие) и крайняя худоба или костлявость". Иногда внешние характеристики так или иначе пытаются связать с внутренними свойствами (идея не новая - это еще в физиогномике по Ломброзо пытались делать).

Но самый интересный вопрос - зачем вам результаты.
Намерены вы ими украситься и покарнавалить - вполне честная задача. Потешить внутреннее Дитя, повеселиться, распустить узел галстука и пару пуговиц... Почему бы и нет, давно пора!
Намерены вы найти себе куда расти и двигаться, взять тип как папин пиджак навырост? Привет вашему Родителю. Только пиджачок должен хотя бы отчасти быть впору, подходить по фасону и по цвету, должны, должны быть у вас предпосылки к росту в этом направлении - иначе надорветесь в него врастать.
Намерены вы взять типологию в руки как инструмент и с помощью нее работать, побольше мочь и уметь? Вот и вашего Взрослого есть чем занять. Ужасно он любит во всем разбираться.
