Ирландия и колдовство

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 13126
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Ирландия и колдовство

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Пн апр 22, 2019 1:18 am

Колдовская истерия практически миновала Ирландию. Относительная изоляция страны, отсутствие контакта между правящим протестантским меньшинством и местным католическим большинством, полное отсутствие сочинений или дискуссий по поводу колдовства - вот некоторые из обстоятельств, обусловивших специфику Ирландии. Всего известно не более полдюжины судов над ведьмами, состоявшихся между 1324 и 1711 гг. Любопытно, что, за исключением первого, и обвиняемые, и судьи на всех этих судах были протестантами.

В 1317 г. епископ Ричард де Ледреде из Оссори, которого сенешаль Килкенни назвал "грубым, порочным монахом, сующим нос не в свои дела [trutannus]", обнаружил в своей епархии "совершенно новую и зловредную секту, ...пытавшуюся препятствовать спасению душ". Около 1324г. он обвинил леди Алису Кайтелер в еретическом чародействе. После продолжительного законодательного и физического сражения, где знать противостояла клирикам, леди Алиса бежала в Англию, а ее служанка и несколько других "сообщников" были сожжены, остальные подвергнуты бичеванию, сосланы или отлучены от церкви. Этот процесс широко обсуждался, за ним последовали еще несколько сожжений за ересь (например, в 1327 и 1353 гг.). Епископ тоже не избежал обвинения в ереси, но смог оправдаться и вернуться к управлению своей епархией. Дело Кайтелер на два года опередило буллу против чародейства папы Иоанна XXII, всегда опасавшегося покушений на свою жизнь с помощью восковых подобий или дьявольских колец.

Следующее упоминание о колдовстве относится к 1347 г., когда парламент выступил перед королем с протестом, заявив, что "повреждение или уничтожение человека с помощью чародейства или некромантии... они [Палата лордов и Палата общин] полагают и считают практически неосуществимым", более того, "ни одно подобное действие никогда не осуществлялось на этой земле".

Даже в течение XVIe., когда колдовская истерия свирепствовала повсеместно, в Ирландии было спокойно. В ноябре 1578 г. (снова в Килкенни) состоялся странный суд, в результате которого две ведьмы и "арап" были казнены в соответствии с "естественным правом, поскольку в нашем королевстве мы не обнаружили ни одного закона, чтобы судить их". Негр-колдун стал уникальным явлением на Британских островах. Его казнь, возможно, стала следствием неправильной этимологии: некромантию (вызывание духов умерших) спутали с "негромантией" - гаданием негров! Естественное право было вскоре заменено законом, и в 1586г. ирландский парламент принял закон королевы Елизаветы от 1563г., не отменявшийся до 1821г.

И в XVIIfl. случаи преследования ведьм немногочисленны и относятся к чародейству. В 1606г. священник вызывал "нечистых и лживых духов", чтобы установить местонахождение "коварного предателя Хью из Тайрона". В 1609г. одержимая девушка была излечена освященным поясом из монастыря Святого Креста около Тарла. Однажды некая служанка с помощью магических трудов и чтения задом наперед отрывков из Священного Писания предсказала, где находится украденное столовое серебро. Полтергейст близ Лимерика 1644г. на 18 лет обогнал "барабанщика" из Тедворта; другой случай произошел спустя 16 лет (в 1678г.) в Дублине. И в самом деле, сведений маловато. С 1324 до 1661 гг., когда Флоренс Ньютон, ведьма из Юхола, была обвинена в околдовывании юной служанки, в Ирландии не произошло ничего заслуживающего нашего внимания.

Еще один примечательный случай, происшедший до 1711 г. (когда в Ирландии состоялся последний ведьмовской процесс), описан в памфлете того времени "The Bewitching of a Child in Ireland" (1609), позднее пересказанном Гланвилем. Подав милостыню нищенке, 19-летняя девушка получила от нее несколько листьев щавеля. Едва она проглотила лист, "как почувствовала сильные боли в желудке, урчание во всех местах тела, забилась в конвульсиях и наконец упала в обморок, как мертвая". Врач в отчаянии послал за священником, чье присутствие только усилило истерию.

Она сперва начала кататься по земле, затем ее стошнило иголками, булавками, волосами, перьями, пучками ниток, кусками стекла, оконными гвоздями, втулкой, гвоздями из колес тележки или повозки, стальным ножом длиной примерно в пядь, яйцами и рыбными чешуйками".

Предположили, что старая нищенка околдовала девушку, она был арестована, осуждена, и, как утверждает Гланвиль (пересказывая памфлет), сожжена.

См.: Мегги-Айлендский суд над ведьмами; Кайтелер, Алиса; Ньютон, Флоренс.

Рассел Хоуп Роббинс. Энциклопедия колдовства и демонологии. Ирландия, колдовство

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя