Преследование иудеев
Добавлено: Вт апр 30, 2019 11:08 pm
Преследование иудеев
Трудно сказать, когда иудеи впервые появились в Испании; по крайней мере, они жили там с древних времен. С давних пор здесь распространялся иудаизм и строились синагоги.
Рассказывают, что, когда св. Яков пришел в Испанию ради обращения иберов в христианство в 37 г. н. э., там уже было значительное иудейское население. Конечно, по этому вопросу нет единого мнения среди историков, и часть из них утверждает, что иудеи появились D Испании не раньше вторжения вестготов.
Естественно, существовали и разногласия между христианами и иудеями. Христиане ненавидели иудеев за распятие Христа, а иудеи презирали секту, которая создала новую религию на базе старой религии иудеев. Они были естественными противниками, при этом иудеи готовы были жить в мире со своими оппонентами, интересуясь прежде всего своими семейными делами и накоплением богатств. Христиане же, будучи приверженцами новой религии, горели желанием обращать всех в свою веру.
К сожалению, иудеи не только любили копить богатства, но и выставлять их напоказ; они имели обыкновение носить богатые пестрые одежды и украшения из драгоценных камней. Поэтому к ненависти христиан из-за убийства Христа добавлялась и зависть тех, кто не был столь удачлив. А зависть может быть еще более опасна, чем открытая ненависть.
Преследования иудеев были всегда, но в ранний период они не отличались суровостью и носили локальный характер. Еще при короле Альфонсе VIII, во второй половине XII в., один из иудеев был королевским казначеем, и фавориткой короля также была иудейка. Иудеи делились в основном на людей, умеющих наживать деньги, и интеллектуалов, занимавшихся медициной, искусством и т. д. И те и другие умели быть полезными властям государств, где они жили, что приводило к временному забвению национальных разногласий.
Но вражда и зависть по отношению к иудеям к середине XIII в. приобрели опасные для них масштабы. Христиане утверждали, что иудеи глумятся над распятием. Появились слухи о том, что иудеи похищают и распинают христианских мальчиков. Рассказывали об одном, таком случае в Сарагосе с мальчиком Доминго.
В середине следующего века, когда свирепствовала эпидемия «черной смерти» (чумы), доминиканцы, всегда отличавшиеся нетерпимостью, стали обвинять в этом бедствии иудеев; после этого люди, и без того возбужденные и настроенные против иудеев, стали их убивать и грабить, ввели новые налоги для иудеев, а Генрих II, ставший в то время королем Кастилии и Леона, требовал таких сумм, что иудеям подчас приходилось продавать себя в рабство, чтобы заплатить и не подвергнуться казни. На такой почве появился фанатик-доминиканец Мартинес, полный решимости возбуждать христиан, против иудеев. Он также утверждал, что иудеи ответственны за «черную смерть», очевидно полагая, что люди, отрицающие Христа, вызвали его гнев. Считалось также, будто иудеи менее чистоплотны, чем христиане. Эти проповеди вызвали погромы в Каталонии, Арагоне и Кастилии. Иудеи обратились к архиепископу Севильскому за защитой, и он, очевидно понимая выгоды, связанные с деятельностью иудеев, запретил Мартинесу проповедовать. Это, однако, не произвело должного впечатления на фанатичного проповедника. Даже когда папа Бонифаций IX поддержал архиепископа, Мартинес не прекратил своей деятельности. Это был не единственный случай, когда папа римский защищал иудеев. Климент VI, ставший папой с 1342 г., защитил их, когда в Германии от них потребовали креститься под страхом казни. Александр VI, правивший в Ватикане в конце XV — начале XVI вв., разрешил иудеям жить в Риме после их изгнания из Испании, видимо подумав о выгодах, какие может принести их пребывание там (он был известен любовью к богатству не менее, чем скандальной частной жизнью).
Проповедник Мартинес заявлял, будто его устами говорит сам Бог и он, Мартинес, не может перечить воле Всевышнего. Архиепископ Севильский, который не мог допустить такого принижения авторитета папы и своего собственного, вызвал Мартинеса в церковный суд. Но случилось так, что за несколько дней до разбирательства архиепископ скончался. Суеверные люди увидели в этом совпадении знак того, что Мартинес действительно является пророком, вдохновленным свыше. Мартинес, к несчастью для иудеев, получил ответственный пост в своей провинции, и все ограничения на его проповеди были сняты.
По Севилье прокатилась волна иудейских погромов и поджогов домов и синагог. Иудеям было велено жить в гетто, отдельно от христиан. Но на этом дело не кончилось. Начались нападения на гетто, и только в Севилье, говорят, было убито до четырех тысяч человек. В других городах также начались волнения, направленные против тех, кто отрицал божественность Христа. От иудеев потребовали: «Крещение или смерть!» При таких обстоятельствах многие иудеи предпочли креститься. Крещеных называли «новообращенными», но чаще использовали термин «марраны», производный от древнееврейского «марантха» (т. е. «Господь да придет»), что христианами понималось как «заклятые».
Против иудеев были приняты и новые указы. Им следовало носить определенные опознавательные знаки на одежде, им запрещалось ездить верхом и именоваться титулом «дон», они не имели права жениться на христианках и вступать в половые связи с христианками. За все это полагались суровые наказания. Им не разрешалось занимать государственные должности, а также быть аптекарями и врачами.
Но при крещении все эти ограничения автоматически снимались. Имела значение не раса иудеев, а их религия. Неудивительно, что иудеи принимали крещение десятками тысяч. И через несколько лет после снятия всех ограничений обращенные иудеи становились обычно самой богатой частью населения и даже занимали важные государственные должности. Они проникали и в ряды духовенства.
Пусть власти и принимали марранов, но массы роптали, глядя на растущее процветание этих недавних обитателей гетто. Постепенно снова начались волнения. Теперь гнев был направлен уже не против иудеев, как таковых, а против новообращенных христиан, которые, как считалось, тайно продолжали исповедовать иудаизм.
В 1449 г., когда в Толедо стали взимать новые налоги, оказалось, что многие сборщики налогов — обращенные в христианство иудеи. Это возмутило народ, и начались беспорядки, направленные против марранов. Через три года возник слух, что в Вальядолиде иудеи похитили и распяли ребенка. Еще через два года подобные слухи возникли снова.
Затем в 1460 г. францисканец Алонсо де Спина опубликовал документ о злонравии новообращенных иудеев. Он был ревностным обличителем, возможно, потому, что сам являлся новообращенным, а может быть, опасался, что гнев народа повернется против всех новообращенных, даже францисканцев. Он потребовал (этого требовало большинство доминиканцев и францисканцев) учреждения инквизиции в Кастилии, чтобы разобраться с теми, кто, внешне принимая христианство, втайне исповедует иудаизм.
В Кастилии инквизиция не была еще учреждена, хотя папа Сикст IV в 1474 г. дал распоряжение ввести ее в Испании. Это было сделано в Каталонии, Валенсии, Арагоне и Наварре. В Кастилии обвинения в ереси были нечастыми, и считалось, что с этой проблемой вполне справятся епископы.
Но де Спина так не думал. Он написал книгу, в которой уверял читателей, что иудеи — враги христиан, что они виновники эпидемии чумы, что они отравляют колодцы, что они безнравственны и не уважают целомудрие, что они наверняка похищают и распинают христианских детей, как некогда распяли самого основателя христианства, — достаточно только вспомнить известные случаи в Вальядолиде и Саморе. Он писал, что иудеи глумятся над христианской верой и если принимают ее, то ради выгоды, оставаясь тайными приверженцами иудаизма.
Не довольствуясь своей книгой, де Спина объехал всю Испанию и повсюду требовал принятия мер против иудеев, а также введения инквизиции в Кастилии.
Инквизиция была трибуналом, направленным против еретиков, а потому могла заниматься иудеями только в том случае, если они принимали христианство, иначе их нельзя было обвинить в ереси.
В 1468 г. появился новый слух о том, что на Святой неделе в Сепулведе был похищен и распят христианский мальчик. На этот раз было следствие, нескольких человек арестовали, признали виновными и приговорили к смертной казни.
Трудно сказать, совершали ли какие-то иудейские общины подобные ритуальные убийства. Может быть, распинания, о которых идет речь, действительно произошли. Иудеи приняли от христиан много страданий и, возможно, прибегли к подобному жестокому способу мести. Во всяком случае, общественное мнение было крайне возбуждено, и какие-то действия, направленные против марранов, становились неизбежными.
Изабелла не очень стремилась учреждать инквизицию в Кастилии, так как не хотела попадать в зависимость от Рима. У нее уже были трения с папой Сикстом IV. Этот папа был сыном рыбака и, говорят, так и не смог привыкнуть к ватиканскому великолепию. Человек недюжинного ума, сумевший пробиться из низов, он был известен как прекрасный администратор. Однако как и многие другие папы, он был привержен к кумовству, что иногда вызывало проблемы.
Изабелла попросила Сикста определить своего придворного священника де Бургоса на вакантное место в одну из епархий. Папа был бы рад выполнить ее просьбу, но случилось так, что это место пожелал занять его племянник Рафаэле Риарио. Папа не мог не удовлетворить его просьбу. И это был не единственный случай подобного рода, Изабелле не удалось назначить своих протеже епископом Таррагоны и архиепископом Сарагосы, так как обе эти церковные должности заняли близкие друзья папы.
Фердинанд и Изабелла, недовольные таким оборотом дела, дважды обращались к папе с просьбами (второй раз — почти в форме требования) отменить свое последнее назначение и передать епархию де Бургосу. Сикст ответил, что его власть дана ему Богом, и никто, кроме Бога, не властен над его решениями. Изабелла и Фердинанд отозвали своего посла из Ватикана и приказали испанским подданным покинуть Рим. Сверх того, они сообщили папе о своем намерении созвать духовный совет для обсуждения папских полномочий. Сикст знал, что в Риме многие очень недовольны кумовством, которое он насаждал, и, как умный человек, решил отступить. Он отменил не только последнее, но и два предыдущих назначения, из-за которых вышел конфликт с правителями Испании, и назначил кандидатов, предложенных Фердинандом и Изабеллой.
Это была большая победа Фердинанда и Изабеллы, особенно последней, которая ревниво оберегала Кастилию от влияний извне. В королевском окружении многие убеждали Изабеллу учредить инквизицию. Королева относилась к этому без восторга, видя тут папское влияние. Но был человек, которому она доверяла, — Томас Торквемада.
Прислушиваясь к его советам, королева, однако, продолжала колебаться, опасаясь усиления влияния Ватикана в своей стране. В это время. ее аудиенции добился Охеда, доминиканский аббат из Севильи, фанатик чистоты веры. Он стал горячо убеждать Изабеллу (Фердинанд тогда уехал по делам в Эстремадуру), что без учреждения инквизиции нельзя эффективно противостоять распространению иудаизма.
Изабелла вежливо выслушала его, но он ее не убедил. При королевском дворе были несколько крещеных иудеев, и они ей импонировали. Кроме того, она, зная, что нападки на марранов нередко вызваны завистью к их богатству, хотела хранить законность в Кастилии. Не считал необходимым учреждение инквизиции и Гонсалес де Мендоса, кардинал Испании и архиепископ Севильи. Это был терпимый человек, любивший комфорт и роскошь и не возражавший, когда этим наслаждались другие. Он стал священником не столько по призванию, сколько потому, что это давало ему возможность вести жизнь аристократа-интеллектуала. Он сам был не только священником, но и литератором, и переводил латинскую поэзию. Архиепископ не советовал Изабелле вводить инквизицию в Кастилии, и она, к огорчению Охеды, решила последовать совету архиепископа.
В то время в Испанию приехал главный инквизитор Сицилии де Барберри. И он, и Охеда, убедившись, что Изабелла не поддается уговорам, решили обратиться к Фердинанду. Фердинанд, в отличие от жены, не был человеком тонких чувств. Он любил чувственные удовольствия и не хотел себе в них отказывать. Вместе с тем король стремился доказать, что он настоящий католик. Последнее слово, однако, оставалось за Изабеллой, которая хотела быть полновластной хозяйкой в Кастилии и не склонна была здесь уступать даже влиянию Фердинанда.
Она дала распоряжение архиепископу Севильскому воспрепятствовать распространению иудаизма среди новообращенных. Архиепископ составил инструкцию (что-то вроде катехизиса), которую следовало преподавать в школах и зачитывать в церквях.
На какое-то время дело этим и ограничилось. Но тут произошел инцидент, сам по себе довольно обычный, который, однако, в сложившейся ситуации изменил положение и открыл дорогу для введения инквизиции в Кастилии.
У одного молодого человека из знатной семьи была любовница из семьи новообращенных. Они, тайно от родителей девушки, встречались в ее доме в иудейском квартале. Однажды он навестил ее 18 марта 1478 г., на Святой неделе, а также накануне еврейской Пасхи. Во время любовного свидания юноша был встревожен, услышав шум в доме и голоса гостей. Девушка испугалась, что ее любовник будет обнаружен, и хотела вывести его из дома, но, услышав голоса приближающихся людей, закрыла его в чулане. Случилось так, что отец девушки и его друзья остановились неподалеку от убежища ее любовника и он подслушал их разговор. Он понял, что эти мнимые христиане собрались, чтобы отпраздновать еврейскую Пасху. Молодой человек пришел в ужас. Несмотря на то, что он был любовником дочери хозяина, этот знатный юноша сразу после того, как ему удалось ускользнуть, донес о том, что происходило в доме.
Трудно сказать, когда иудеи впервые появились в Испании; по крайней мере, они жили там с древних времен. С давних пор здесь распространялся иудаизм и строились синагоги.
Рассказывают, что, когда св. Яков пришел в Испанию ради обращения иберов в христианство в 37 г. н. э., там уже было значительное иудейское население. Конечно, по этому вопросу нет единого мнения среди историков, и часть из них утверждает, что иудеи появились D Испании не раньше вторжения вестготов.
Естественно, существовали и разногласия между христианами и иудеями. Христиане ненавидели иудеев за распятие Христа, а иудеи презирали секту, которая создала новую религию на базе старой религии иудеев. Они были естественными противниками, при этом иудеи готовы были жить в мире со своими оппонентами, интересуясь прежде всего своими семейными делами и накоплением богатств. Христиане же, будучи приверженцами новой религии, горели желанием обращать всех в свою веру.
К сожалению, иудеи не только любили копить богатства, но и выставлять их напоказ; они имели обыкновение носить богатые пестрые одежды и украшения из драгоценных камней. Поэтому к ненависти христиан из-за убийства Христа добавлялась и зависть тех, кто не был столь удачлив. А зависть может быть еще более опасна, чем открытая ненависть.
Преследования иудеев были всегда, но в ранний период они не отличались суровостью и носили локальный характер. Еще при короле Альфонсе VIII, во второй половине XII в., один из иудеев был королевским казначеем, и фавориткой короля также была иудейка. Иудеи делились в основном на людей, умеющих наживать деньги, и интеллектуалов, занимавшихся медициной, искусством и т. д. И те и другие умели быть полезными властям государств, где они жили, что приводило к временному забвению национальных разногласий.
Но вражда и зависть по отношению к иудеям к середине XIII в. приобрели опасные для них масштабы. Христиане утверждали, что иудеи глумятся над распятием. Появились слухи о том, что иудеи похищают и распинают христианских мальчиков. Рассказывали об одном, таком случае в Сарагосе с мальчиком Доминго.
В середине следующего века, когда свирепствовала эпидемия «черной смерти» (чумы), доминиканцы, всегда отличавшиеся нетерпимостью, стали обвинять в этом бедствии иудеев; после этого люди, и без того возбужденные и настроенные против иудеев, стали их убивать и грабить, ввели новые налоги для иудеев, а Генрих II, ставший в то время королем Кастилии и Леона, требовал таких сумм, что иудеям подчас приходилось продавать себя в рабство, чтобы заплатить и не подвергнуться казни. На такой почве появился фанатик-доминиканец Мартинес, полный решимости возбуждать христиан, против иудеев. Он также утверждал, что иудеи ответственны за «черную смерть», очевидно полагая, что люди, отрицающие Христа, вызвали его гнев. Считалось также, будто иудеи менее чистоплотны, чем христиане. Эти проповеди вызвали погромы в Каталонии, Арагоне и Кастилии. Иудеи обратились к архиепископу Севильскому за защитой, и он, очевидно понимая выгоды, связанные с деятельностью иудеев, запретил Мартинесу проповедовать. Это, однако, не произвело должного впечатления на фанатичного проповедника. Даже когда папа Бонифаций IX поддержал архиепископа, Мартинес не прекратил своей деятельности. Это был не единственный случай, когда папа римский защищал иудеев. Климент VI, ставший папой с 1342 г., защитил их, когда в Германии от них потребовали креститься под страхом казни. Александр VI, правивший в Ватикане в конце XV — начале XVI вв., разрешил иудеям жить в Риме после их изгнания из Испании, видимо подумав о выгодах, какие может принести их пребывание там (он был известен любовью к богатству не менее, чем скандальной частной жизнью).
Проповедник Мартинес заявлял, будто его устами говорит сам Бог и он, Мартинес, не может перечить воле Всевышнего. Архиепископ Севильский, который не мог допустить такого принижения авторитета папы и своего собственного, вызвал Мартинеса в церковный суд. Но случилось так, что за несколько дней до разбирательства архиепископ скончался. Суеверные люди увидели в этом совпадении знак того, что Мартинес действительно является пророком, вдохновленным свыше. Мартинес, к несчастью для иудеев, получил ответственный пост в своей провинции, и все ограничения на его проповеди были сняты.
По Севилье прокатилась волна иудейских погромов и поджогов домов и синагог. Иудеям было велено жить в гетто, отдельно от христиан. Но на этом дело не кончилось. Начались нападения на гетто, и только в Севилье, говорят, было убито до четырех тысяч человек. В других городах также начались волнения, направленные против тех, кто отрицал божественность Христа. От иудеев потребовали: «Крещение или смерть!» При таких обстоятельствах многие иудеи предпочли креститься. Крещеных называли «новообращенными», но чаще использовали термин «марраны», производный от древнееврейского «марантха» (т. е. «Господь да придет»), что христианами понималось как «заклятые».
Против иудеев были приняты и новые указы. Им следовало носить определенные опознавательные знаки на одежде, им запрещалось ездить верхом и именоваться титулом «дон», они не имели права жениться на христианках и вступать в половые связи с христианками. За все это полагались суровые наказания. Им не разрешалось занимать государственные должности, а также быть аптекарями и врачами.
Но при крещении все эти ограничения автоматически снимались. Имела значение не раса иудеев, а их религия. Неудивительно, что иудеи принимали крещение десятками тысяч. И через несколько лет после снятия всех ограничений обращенные иудеи становились обычно самой богатой частью населения и даже занимали важные государственные должности. Они проникали и в ряды духовенства.
Пусть власти и принимали марранов, но массы роптали, глядя на растущее процветание этих недавних обитателей гетто. Постепенно снова начались волнения. Теперь гнев был направлен уже не против иудеев, как таковых, а против новообращенных христиан, которые, как считалось, тайно продолжали исповедовать иудаизм.
В 1449 г., когда в Толедо стали взимать новые налоги, оказалось, что многие сборщики налогов — обращенные в христианство иудеи. Это возмутило народ, и начались беспорядки, направленные против марранов. Через три года возник слух, что в Вальядолиде иудеи похитили и распяли ребенка. Еще через два года подобные слухи возникли снова.
Затем в 1460 г. францисканец Алонсо де Спина опубликовал документ о злонравии новообращенных иудеев. Он был ревностным обличителем, возможно, потому, что сам являлся новообращенным, а может быть, опасался, что гнев народа повернется против всех новообращенных, даже францисканцев. Он потребовал (этого требовало большинство доминиканцев и францисканцев) учреждения инквизиции в Кастилии, чтобы разобраться с теми, кто, внешне принимая христианство, втайне исповедует иудаизм.
В Кастилии инквизиция не была еще учреждена, хотя папа Сикст IV в 1474 г. дал распоряжение ввести ее в Испании. Это было сделано в Каталонии, Валенсии, Арагоне и Наварре. В Кастилии обвинения в ереси были нечастыми, и считалось, что с этой проблемой вполне справятся епископы.
Но де Спина так не думал. Он написал книгу, в которой уверял читателей, что иудеи — враги христиан, что они виновники эпидемии чумы, что они отравляют колодцы, что они безнравственны и не уважают целомудрие, что они наверняка похищают и распинают христианских детей, как некогда распяли самого основателя христианства, — достаточно только вспомнить известные случаи в Вальядолиде и Саморе. Он писал, что иудеи глумятся над христианской верой и если принимают ее, то ради выгоды, оставаясь тайными приверженцами иудаизма.
Не довольствуясь своей книгой, де Спина объехал всю Испанию и повсюду требовал принятия мер против иудеев, а также введения инквизиции в Кастилии.
Инквизиция была трибуналом, направленным против еретиков, а потому могла заниматься иудеями только в том случае, если они принимали христианство, иначе их нельзя было обвинить в ереси.
В 1468 г. появился новый слух о том, что на Святой неделе в Сепулведе был похищен и распят христианский мальчик. На этот раз было следствие, нескольких человек арестовали, признали виновными и приговорили к смертной казни.
Трудно сказать, совершали ли какие-то иудейские общины подобные ритуальные убийства. Может быть, распинания, о которых идет речь, действительно произошли. Иудеи приняли от христиан много страданий и, возможно, прибегли к подобному жестокому способу мести. Во всяком случае, общественное мнение было крайне возбуждено, и какие-то действия, направленные против марранов, становились неизбежными.
Изабелла не очень стремилась учреждать инквизицию в Кастилии, так как не хотела попадать в зависимость от Рима. У нее уже были трения с папой Сикстом IV. Этот папа был сыном рыбака и, говорят, так и не смог привыкнуть к ватиканскому великолепию. Человек недюжинного ума, сумевший пробиться из низов, он был известен как прекрасный администратор. Однако как и многие другие папы, он был привержен к кумовству, что иногда вызывало проблемы.
Изабелла попросила Сикста определить своего придворного священника де Бургоса на вакантное место в одну из епархий. Папа был бы рад выполнить ее просьбу, но случилось так, что это место пожелал занять его племянник Рафаэле Риарио. Папа не мог не удовлетворить его просьбу. И это был не единственный случай подобного рода, Изабелле не удалось назначить своих протеже епископом Таррагоны и архиепископом Сарагосы, так как обе эти церковные должности заняли близкие друзья папы.
Фердинанд и Изабелла, недовольные таким оборотом дела, дважды обращались к папе с просьбами (второй раз — почти в форме требования) отменить свое последнее назначение и передать епархию де Бургосу. Сикст ответил, что его власть дана ему Богом, и никто, кроме Бога, не властен над его решениями. Изабелла и Фердинанд отозвали своего посла из Ватикана и приказали испанским подданным покинуть Рим. Сверх того, они сообщили папе о своем намерении созвать духовный совет для обсуждения папских полномочий. Сикст знал, что в Риме многие очень недовольны кумовством, которое он насаждал, и, как умный человек, решил отступить. Он отменил не только последнее, но и два предыдущих назначения, из-за которых вышел конфликт с правителями Испании, и назначил кандидатов, предложенных Фердинандом и Изабеллой.
Это была большая победа Фердинанда и Изабеллы, особенно последней, которая ревниво оберегала Кастилию от влияний извне. В королевском окружении многие убеждали Изабеллу учредить инквизицию. Королева относилась к этому без восторга, видя тут папское влияние. Но был человек, которому она доверяла, — Томас Торквемада.
Прислушиваясь к его советам, королева, однако, продолжала колебаться, опасаясь усиления влияния Ватикана в своей стране. В это время. ее аудиенции добился Охеда, доминиканский аббат из Севильи, фанатик чистоты веры. Он стал горячо убеждать Изабеллу (Фердинанд тогда уехал по делам в Эстремадуру), что без учреждения инквизиции нельзя эффективно противостоять распространению иудаизма.
Изабелла вежливо выслушала его, но он ее не убедил. При королевском дворе были несколько крещеных иудеев, и они ей импонировали. Кроме того, она, зная, что нападки на марранов нередко вызваны завистью к их богатству, хотела хранить законность в Кастилии. Не считал необходимым учреждение инквизиции и Гонсалес де Мендоса, кардинал Испании и архиепископ Севильи. Это был терпимый человек, любивший комфорт и роскошь и не возражавший, когда этим наслаждались другие. Он стал священником не столько по призванию, сколько потому, что это давало ему возможность вести жизнь аристократа-интеллектуала. Он сам был не только священником, но и литератором, и переводил латинскую поэзию. Архиепископ не советовал Изабелле вводить инквизицию в Кастилии, и она, к огорчению Охеды, решила последовать совету архиепископа.
В то время в Испанию приехал главный инквизитор Сицилии де Барберри. И он, и Охеда, убедившись, что Изабелла не поддается уговорам, решили обратиться к Фердинанду. Фердинанд, в отличие от жены, не был человеком тонких чувств. Он любил чувственные удовольствия и не хотел себе в них отказывать. Вместе с тем король стремился доказать, что он настоящий католик. Последнее слово, однако, оставалось за Изабеллой, которая хотела быть полновластной хозяйкой в Кастилии и не склонна была здесь уступать даже влиянию Фердинанда.
Она дала распоряжение архиепископу Севильскому воспрепятствовать распространению иудаизма среди новообращенных. Архиепископ составил инструкцию (что-то вроде катехизиса), которую следовало преподавать в школах и зачитывать в церквях.
На какое-то время дело этим и ограничилось. Но тут произошел инцидент, сам по себе довольно обычный, который, однако, в сложившейся ситуации изменил положение и открыл дорогу для введения инквизиции в Кастилии.
У одного молодого человека из знатной семьи была любовница из семьи новообращенных. Они, тайно от родителей девушки, встречались в ее доме в иудейском квартале. Однажды он навестил ее 18 марта 1478 г., на Святой неделе, а также накануне еврейской Пасхи. Во время любовного свидания юноша был встревожен, услышав шум в доме и голоса гостей. Девушка испугалась, что ее любовник будет обнаружен, и хотела вывести его из дома, но, услышав голоса приближающихся людей, закрыла его в чулане. Случилось так, что отец девушки и его друзья остановились неподалеку от убежища ее любовника и он подслушал их разговор. Он понял, что эти мнимые христиане собрались, чтобы отпраздновать еврейскую Пасху. Молодой человек пришел в ужас. Несмотря на то, что он был любовником дочери хозяина, этот знатный юноша сразу после того, как ему удалось ускользнуть, донес о том, что происходило в доме.