Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. С конца ХIХ века кукла как культурное явление находилась в центре внимания искусствоведов, философов, культурологов, этнографов, историков, педагогов, коллекционеров, специалистов по детской игрушке. Поэтому и определения кукле давали самые разнообразные. Но мы с вами остановимся на том, которое еще в 19 веке дал составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даль Подробнее о его биографии и трудах см. здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0% ... 0%B8%D1%87
Народные традиционные игрушки (илл. из книги Г.Дайн «Русская народная игрушка», 1981 г.)
Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). Классифицировать кукол тоже пытались неоднократно, но наиболее органичной и всеохватывающей типологией кукол и по сей день остается система, разработанная знаменитым философом и культурологом Ю.М. Лотманом Юрий Михайлович Лотман: (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии (до 1991 Эстония входила в состав СССР). Прочитать статью Ю.М.Лотмана «Куклы в системе культуры» можно здесь http://ec-dejavu.ru/d/Doll.html
Исходя из принципа "мобильности" кукол, он предложил разделить их на две основные группы: кукла-игрушка и кукла-модель.
К первой группе, по Лотману, относятся куклы-игрушки, или куклы для игры.
К ней же причисляются театральные куклы и детские игрушки, основным отличием которых является способность двигаться или быть объектом игр либо манипуляций. В эту группы входят обрядовые куклы (самые древние куклы),

Кукла. Африка. 1880-1925 гг., дерево.
Такую стилизованную куклу до замужества девочки носили на спине как амулет от сглаза куклы для шествий,