Святой Вольфганг. Витраж, Pfarrkirche Liesing
Он решил привлечь Сатану к строительству новой церкви, пообещав ему кота в мешке — душу первого существа, которое переступит порог этого храма. Но явившийся к нему дьявол, как выяснилось, тоже дураком не был: сообразил, что ему подсунут какую-нибудь собаку или петуха — видимо, уже обжигался на строительстве мостов и других соборов (и тех, и других, если верить легендам, он построил немало). И потому моментально возвел храм вокруг Вольфганга, предлагая ему или навечно остаться в нем, или перешагнуть порог и отправиться в преисподнюю. Но по молитве святого в церковь пришел волк. Ну а кто же ещё мог придти к будущему святому, имя которого означает "Шагом подобный волку"?
Эту церковь (перестроенную в позднеготическом стиле) до сих пор можно увидеть в австрийском городе Санкт-Вольфганг.
Святой Вольфганг на почтовой марке ФРГ
Возможно, Сатана спустя много лет все же отомстил хитроумному Вольфгангу. В Баварии, покровителем которой является этот святой, нацистами 22 марта 1933 года был открыт концлагерь Дахау, узниками которого стали около 3000 священников.
В сотрудничестве с дьяволом (а также в сожительстве с суккубом Меридианой) недоброжелатели обвиняли и римского папу Сильвестра II, но об этом я уже подробно рассказал в статье Маг и чернокнижник Герберт Орийакский.
Но как же можно было продать дьяволу свою душу? Ведь в городах средневековой Европы у него не было контор с вывесками "Скупка душ оптом и в розницу".
В выигрышном положении были люди учёные и образованные, которые могли не только найти трактат с описанием магических формул вызова дьявола, но и разобраться в тонкостях процесса. Ведь демонов было вокруг великое множество, отвечали они за разные сферы деятельности и могли даровать разные блага. У каждой группы демонов были месяцы, дни недели и даже часы, в которые они были наиболее могущественными и могли принести наибольшую пользу.
Заклинание вызова должно было точно описать свойства нужного демона и содержать "убедительный призыв" явиться и исполнить требуемое, подкрепленный властью тайных божественных имен. Ну и, разумеется, следовало позаботиться о своей безопасности, правильно начертав пресловутый магический круг — на это, кстати, уходило очень много времени. Позволю себе небольшую цитату из главы "Мефистофель и Фауст" романа "Три мира одиночества" (поскольку здесь все уже скомпилировано и скомпоновано):
"Магический круг, состоящий из четырех концентрических окружностей, был начерчен им углем, а не мелом. Углем же были тщательно прописаны имена демонов часа, дня, времени года, а также тайные названия времени года и земли того времени года, имена Солнца и Луны. Не забыл он записать также характеристики демонов и имена их слуг. А во внутреннем круге были начертаны тайные имена Бога – Adonay, Eloy, Agla, Tetragrammaton. Две восковые свечи и четыре лампады с оливковым маслом слабо освещали комнату. Заперев выход из магического круга знаком пентаграммы, он открыл заранее приготовленный конспект, и по-латински призвал двадцать четыре демона охраняющих этот день недели, семь демонов управляющих днями недели и семь – управляющих известными средневековым астрологам планетами. Потом – семь демонов металлов алхимиков и семь демонов цветов радуги. Дальше читать не понадобилось: в разных углах комнаты вдруг стали слышны слабые постукивания, призрачные огоньки оторвались от пола и поднялись на уровень глаз, свечи и лампады вдруг погасли, и комната погрузилась в полную темноту. Впрочем, уже через несколько секунд в комнате зажегся обыденный электрический свет и, не обращая внимания на знаки пентаграммы, из круга вышел русоволосый юноша без рогов и хвоста, а также – без усов и бороды. Одет он был скромно и довольно консервативно".
(К силам ада этот юноша никакого отношения не имел.)
А мистики уровня Фауста или Агриппы Нестгеймского могли вывести и собственные формулы вызова нужных им бесов.
Люди малограмотные и вовсе необразованные самостоятельно вызвать демона, конечно, не могли. А его внимание им ещё следовало заслужить. Способы были разные, в том числе самые изуверские. Начать нужно было с заявления о намерении: придти в церковь ранним воскресным утром и отречься там от Бога. Затем следовало возносить молитвы дьяволу, а ещё лучше — совершать черные мессы с жертвоприношениями. В молитвах нужно было ясно выражать волю к сделке с нечистым и четко формулировать условия: например, молодость и красота, богатство, титул и так далее.
Если верить показаниям дочери знаменитой парижской колдуньи Екатерины Лавуазен (сожжённой на Гревской площади в 1680 г.), фаворитка Людовика XIV мадам де Монтеспан на черных мессах, которые проводил для нее расстриженный аббат Гибур, говорила:
"Хочу, чтобы король не лишил меня своей дружбы, чтобы принцы и принцессы при дворе воздавали мне почести, чтобы король никогда не отказывал мне".
А Этьенн Гибур, проткнув ножом горло купленного у бедняков младенца, произносил:
"Астарот, Асмодей, князь согласия, молю вас принять в жертву этого младенца, а взамен исполнить то, о чем прошу. Молю вас, духи, чьи имена записаны на этом свитке, содействовать желаниям и намерениям особы, ради которой была отслужена месса".
Согласно показаниям самого Гибура, для маркизы де Монтеспан он провел три черные мессы.
Любопытно, что во время черных месс ассистентами Гибура выступали другие духовные лица: аббаты Мариэтт, Леменьян и Турне, а четвертый, Даво, поставлял человеческий жир для изготовления свечей, необходимых для этого ритуала.