Происхождение Таро. Натан Бьорг
Добавлено: Пт фев 02, 2018 1:20 am
Nathan Bjorg (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Как и когда возникли карты Таро — эти таинственные изображения, играющие столь важную роль в традиции Телемы? Алистер Кроули почерпнул первые свои познания в Таро из документа под названием «Книга Т», который предоставлялся посвященным Второго ордена, то есть внутреннего круга адептов Герметического ордена Золотой Зари. В этой работе, написанной С.Л. Макгрегором Мазерсом, приводится система соответствий Таро, использовавшаяся в Золотой Заре и представленная как своего рода реставрация эзотерических соответствий, якобы подразумевавшихся создателями «изначального Таро» — так называемого «прото-Таро», гипотетического прототипа самых ранних известных колод, относящихся к XV веку.
Смутные истоки
Любопытно, что в период возникновения Таро, в XV столетии, никто не строил догадок о его возможном смысле и значении. Соответственно, можно предположить, что эти смысл и значение были общеизвестны и не нуждались в объяснениях.
Нередко утверждают, что колода игральных карт (состоящая из четырех мастей и не содержащая Старших арканов) произошла от Таро, но в действительности верно обратное. Игральные карты, как шахматы, были изобретены в Индии, а в Европу попали, по-видимому, не ранее XIV века, к которому относятся первые упоминания о них в письменных источниках. При этом Старшие арканы не упоминаются; речь идет лишь об игральных картах вообще. Первые письменные упоминания о Старших арканах появляются лишь после 1445 года, которым приблизительно датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод. Все эти ранние колоды были изготовлены в Италии, из чего можно заключить, что родиной Таро является именно Италия начала XV века. Следовательно, любые рассуждения о гипотетическом «изначальном Таро» должны исходить из этого установленного факта, а не из романтических легенд о тайной мудрости Древнего Египта.
Самые ранние из сохранившихся колод Таро — так называемые колоды Висконти-Сфорца, созданные около 1445 года. Эти крупноформатные карты, раскрашенные вручную искусным художником, представляли собой произведения искусства и, вполне вероятно, не предназначались для игры. Художником был Бонифацио Бембо из Кремоны, которому покровительствовал герцогский дом Висконти — правителей Милана. Колоды Таро, из которых до наших дней частично сохранились три, вероятно, предназначались в качестве свадебного подарка Франческо Сфорце, который в 1441 году женился на Бьянке-Марии Висконти, дочери герцога Филиппо-Марии Висконти. В декоре этих карт присутствуют геральдические символы обоих семейств — и Висконти, и Сфорца.
Старшие арканы в этих колодах не пронумерованы, и точно установить, в каком порядке они следовали, невозможно, поскольку более ранними колодами Таро мы не располагаем. Но можно предположить, что порядок этот был аналогичен или близок последовательности Старших арканов в более поздних колодах, содержащих нумерацию.
От Таро Висконти-Сфорца не сохранились «Дьявол», «Башня» и две карты Младших арканов. Кроме того, шесть Старших арканов («Сила», «Умеренность», «Звезда», «Луна», «Солнце» и «Мир») сохранились только в более поздних вариантах, созданных около 1480—1490 гг. мастерами миниатюры из Феррарской школы живописи.
«I Trionfi»
Одна из наиболее убедительных гипотез о том, какой смысл изначально вкладывался в Таро Висконти (вне зависимости от того, была ли эта колода действительно самой первой в истории или нет), принадлежит историку искусства Гертруде Моукли. Эта гипотеза, которую мы далее будем называть тезисом Моукли, состоит в том, что ранние колоды Таро представляли собой иллюстрации к известной поэме средневекового поэта Петрарки, носившей название «I Trionfi» («Триумфы» или «Триумфальные колесницы»)[1]. «I Trionfi» — это куртуазная любовная поэма в традиции трубадуров, обнаруживающая многие черты сходства с «Божественной комедией» и «Новой жизнью» Данте. В частности, общей для всех этих произведений является тема путника, странствующего с проводником в поисках идеализированного предмета своей любви.
Поэма написана около 1340 года и состоит из шести частей:
1. «Триумф Любви». Поэт странствует в поисках Лауры, своей возлюбленной. Он встречает проводника, вместе с которым наблюдает триумфальное шествие Купидона, ведущего за собой пленников любви — великих героев и государей.
Триумф Любви", Якопо дель Селлайо
2. «Триумф Целомудрия». Появляется Лаура, едущая на колеснице. Она объясняет, что поэт вырвался из плена, претворив свою страсть в более возвышенную платоническую любовь. "Триумф Целомудрия", Якопо дель Селлайо
3. «Триумф Смерти». Поэма становится более абстрактной. Лаура умирает, лишая поэта возможности лицезреть ее во плоти. "Триумф смерти", Лоренцо Коста
Перевод: Анна Блейз (с)
Как и когда возникли карты Таро — эти таинственные изображения, играющие столь важную роль в традиции Телемы? Алистер Кроули почерпнул первые свои познания в Таро из документа под названием «Книга Т», который предоставлялся посвященным Второго ордена, то есть внутреннего круга адептов Герметического ордена Золотой Зари. В этой работе, написанной С.Л. Макгрегором Мазерсом, приводится система соответствий Таро, использовавшаяся в Золотой Заре и представленная как своего рода реставрация эзотерических соответствий, якобы подразумевавшихся создателями «изначального Таро» — так называемого «прото-Таро», гипотетического прототипа самых ранних известных колод, относящихся к XV веку.
Смутные истоки
Любопытно, что в период возникновения Таро, в XV столетии, никто не строил догадок о его возможном смысле и значении. Соответственно, можно предположить, что эти смысл и значение были общеизвестны и не нуждались в объяснениях.
Нередко утверждают, что колода игральных карт (состоящая из четырех мастей и не содержащая Старших арканов) произошла от Таро, но в действительности верно обратное. Игральные карты, как шахматы, были изобретены в Индии, а в Европу попали, по-видимому, не ранее XIV века, к которому относятся первые упоминания о них в письменных источниках. При этом Старшие арканы не упоминаются; речь идет лишь об игральных картах вообще. Первые письменные упоминания о Старших арканах появляются лишь после 1445 года, которым приблизительно датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод. Все эти ранние колоды были изготовлены в Италии, из чего можно заключить, что родиной Таро является именно Италия начала XV века. Следовательно, любые рассуждения о гипотетическом «изначальном Таро» должны исходить из этого установленного факта, а не из романтических легенд о тайной мудрости Древнего Египта.
Самые ранние из сохранившихся колод Таро — так называемые колоды Висконти-Сфорца, созданные около 1445 года. Эти крупноформатные карты, раскрашенные вручную искусным художником, представляли собой произведения искусства и, вполне вероятно, не предназначались для игры. Художником был Бонифацио Бембо из Кремоны, которому покровительствовал герцогский дом Висконти — правителей Милана. Колоды Таро, из которых до наших дней частично сохранились три, вероятно, предназначались в качестве свадебного подарка Франческо Сфорце, который в 1441 году женился на Бьянке-Марии Висконти, дочери герцога Филиппо-Марии Висконти. В декоре этих карт присутствуют геральдические символы обоих семейств — и Висконти, и Сфорца.
Старшие арканы в этих колодах не пронумерованы, и точно установить, в каком порядке они следовали, невозможно, поскольку более ранними колодами Таро мы не располагаем. Но можно предположить, что порядок этот был аналогичен или близок последовательности Старших арканов в более поздних колодах, содержащих нумерацию.
От Таро Висконти-Сфорца не сохранились «Дьявол», «Башня» и две карты Младших арканов. Кроме того, шесть Старших арканов («Сила», «Умеренность», «Звезда», «Луна», «Солнце» и «Мир») сохранились только в более поздних вариантах, созданных около 1480—1490 гг. мастерами миниатюры из Феррарской школы живописи.
«I Trionfi»
Одна из наиболее убедительных гипотез о том, какой смысл изначально вкладывался в Таро Висконти (вне зависимости от того, была ли эта колода действительно самой первой в истории или нет), принадлежит историку искусства Гертруде Моукли. Эта гипотеза, которую мы далее будем называть тезисом Моукли, состоит в том, что ранние колоды Таро представляли собой иллюстрации к известной поэме средневекового поэта Петрарки, носившей название «I Trionfi» («Триумфы» или «Триумфальные колесницы»)[1]. «I Trionfi» — это куртуазная любовная поэма в традиции трубадуров, обнаруживающая многие черты сходства с «Божественной комедией» и «Новой жизнью» Данте. В частности, общей для всех этих произведений является тема путника, странствующего с проводником в поисках идеализированного предмета своей любви.
Поэма написана около 1340 года и состоит из шести частей:
1. «Триумф Любви». Поэт странствует в поисках Лауры, своей возлюбленной. Он встречает проводника, вместе с которым наблюдает триумфальное шествие Купидона, ведущего за собой пленников любви — великих героев и государей.
Триумф Любви", Якопо дель Селлайо
2. «Триумф Целомудрия». Появляется Лаура, едущая на колеснице. Она объясняет, что поэт вырвался из плена, претворив свою страсть в более возвышенную платоническую любовь. "Триумф Целомудрия", Якопо дель Селлайо
3. «Триумф Смерти». Поэма становится более абстрактной. Лаура умирает, лишая поэта возможности лицезреть ее во плоти. "Триумф смерти", Лоренцо Коста