CАКРАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ ЭСТОНИИ
Добавлено: Вт фев 13, 2018 11:34 pm

В продолжение публикаций о символизме вышивок и народном орнаменте - сегодня мы попадем в Прибалтику. Жаль, картинок нашлось очень мало для наглядности..( Каргопольских вышивок или примеров браного шитья было намного больше. Но, думаю, с воображением у всех все в порядке, сможем визуализировать описанное. Тем более, что основные мотивы вышивок просты, как небо и земля, и ощераспространены, как наскальные рисунки - D.W.
"Мотивы орнамента
Вышивка Южной Эстонии XIX в. очень пестра, многообразна и богата. Наряду с геометрическими узорами здесь имеются и своеобразные растительные орнаменты, а также геометрические орнаменты с элементами растительных. При их углубленном исследовании можно заметить несколько качественно различающихся напластований (элементы древнего дохристианского, средневекового христианского, профессионального искусства Ренессанса, народного искусства соседних этносов и др.). При их различении следует учитывать как присущие народному искусству нормативную систему, генетическую преемственность, былую коммуникативность мотивов, так и внешние (других народов и стилей) художественно-выразительные влияния.

В данной статье, продолжая уже опубликованные исследования X. Юпруса А. Вийреса и автора статьи по выявлению происхождения эстонского орнамента, внимание сосредоточивается именно на происхождении мотивов орнамента южноэстонской народной вышивки. Особое внимание уделяется средневековым элементам в этих вышивках, ввиду того что влияние средневековья в развитии всего народного искусства до сих пор недооценивалось.
При анализе технических приемов, цветовых и орнаментальных решений сложного конгломерата южноэстонских вышивок XIX в. можно выделить наряду с некоторыми простыми изначальными мотивами ясные мотивы четырехугольника с перевитыми углами, треугольника, четырехугольника, ромба, круга, креста, двойного креста, восьмиугольника, розы и древа жизни. Чтобы дать наглядное представление об этих мотивах, составлена условная таблица. На основе смысловых и орнаментальных признаков схемы мотивов орнамента на ней сгруппированы так, что первая колонка показывает в основном возможные варианты значений первоначальных мотивов, вторая - сложно комбинированные значимые или чисто орнаментальные решения. Нет сомнения, что большая часть этих основных мотивов относится к хронологически древним явлениям южноэстонской вышивки. Многие из указанных мотивов можно увидеть на наших древнеисторических археологических предметах, другие - на средневековых украшениях одежды, церковных росписях, миниатюрах, монетах, резном камне и т.д., третьи - в орнаментальных альбомах эпохи Ренессанса. К тому же у многих этносов большинство этих мотивов были в свое время широко распространенными символами или магическими знаками. Надо полагать, что так было и в Эстонии.

Значение вышивки
Определение значения орнаментальных мотивов у эстонцев весьма сложно и в то же время относительно (гипотетично) ввиду того, что 1) перечисленные мотивы, известные практически во всей Европе, имели у разных этносов различное содержание, т. е. были полисемантичны, 2) у нас отсутствуют древние и древнейшие сведения об их значении у эстонцев, 3) граница между символикой и орнаментом без значения всегда была расплывчатой и подвижной. Например, для народного искусства совершенно закономерно, что древнейшие языческие знаки, христианские символы и редуцировавшиеся в орнамент знаки-символы сосуществуют или тесно переплетаются с модными мотивами разных времен. К тому же те или иные магические знаки со временем теряют свое символическое значение и превращаются в чисто орнаментальные мотивы. В простых изначальных мотивах орнамента южноэстонских вышивок XIX века, таких, как черточка, столбики, узлы, зигзаги, пуговки, могут скрываться: многозначные древние понятия; 4) воспроизведение какой-либо старинной техники украшения (металлическая вышивка); 5) в вышивке, а также повторение, исходящее скорее всего из простоты примитивных форм. Часть этих фигур имела когда-то несомненно культовое значение.
Среди широко распространенных древних дохристианских символов были известны различные узлы и переплетения, Узлы, подчеркивающие единство природы и сложность ее надстройки, всегда были знаками - магическими охранителями от зла. С простыми узлами, известными повсеместно в Эстонии, связывается четырехугольник с перевитыми углами, чьи узлы, создавая замкнутый круг, обозначающий бесконечность, имели в народе смысл охранительной силы. Мотивы четырехугольника с перевитыми углами многочисленны на эстонских археологических предметах XI-XII вв. (рис. З)8. В XIX в. этот мотив встречается в вышивках Вильяндимаа, в приходе Харглаиусету.

Общеэстонским является мотив треугольника, который можно найти на эстонских археологических предметах из кости и на керамике уже со времен каменного века. Но мотив треугольника известен и древним культурам других народов Северной Европы. Треугольник повсеместно обозначал стремление к высшему единству и победу единства над дуализмом. Но в неолите, а также в античности лобок на женских фигурах часто изображается треугольником. В народе его раньше знали как знак огня и символ, внушающий чувство уверенности. Вместе с тем он всегда имел и значение знака несчастья. Показательны при этом и народные названия треугольника в Эстонии: «деревня» (kiila), «дом» (koda) и «башня» (torn). В Эстонии и Латвии этот мотив часто связывается с весьма старинной техникой вышивки перевитью.
Мотивы жизни в орнаменте (древо и крест)
В мотивах можно было предполагать их древнейшее языческое или, частично, средневековое происхождение. Но в южноэстонских вышивках XIX в. имеются и мотивы, не встречающиеся в археологическом материале.
Появление их в эстонском народном искусстве можно, вероятно, связывать только со средневековым искусством Европы: таковы мотивы древа жизни, двойного креста, восьмиугольника и розы. В христианской символике все они играли, наряду с крестом и кругом, весьма существенную роль, причем древо жизни, двойной крест и восьмиугольник имеют явно ориентальное происхождение. Прежний символический смысл этих мотивов, попавших в Европу главным образом через Византию, трансформировался в христианский. И в орнаментальном смысле указанные мотивы пережили в Европе совершенно независимое от Востока развитие.
Например, древо жизни у древних германцев - мировое дерево, было известно в Европе уже в каменном веке; в Эстонии впервые зафиксировано на надгробных камнях XIII-XIV вв. и алтарном своде Карьяской церкви. И по всей Европе периодом широкого распространения древа жизни считается средневековье Широкая популярность многозначного и емкого образа древа жизни в народном искусстве Европы объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, древо жизни связывается со старым культовым почитанием: как символ центра мира, основы всех жизненных процессов, абсолютной реальности и бессмертия, со своими находящимися в сердце земли корнями и плодоносящими ветками оно символизировало силу роста, здоровье, счастье, любовь, плодородие и т. П. Во-вторых, символ этот перешел в арсенал христианства: согласно легенде, крест Христа был сделан из туи - древа жизни; древо жизни символизирует здесь связь неба и земли. О древе жизни в средневековье сложено немало легенд.
О различных оттенках его значения свидетельствуют такие названия, как «древо знаний», «древо смерти», «древо познания добра и зла» и т. д.
Древо жизни в вышивке
На южноэстонских вышивках XIX в. видны несколько упрощенные, зачастую редуцированные формы древа жизни. На них, например, нет весьма распространенного в средневековом профессиональном, а также народном искусстве Европы группового мотива - сассанидского древа жизни с парой стражей, где по обеим сторонам цветущего древа располагались птицы, грифоны, единороги и прочие фантастические животные. В растительных узорах Мульгимаа и о. Кихну древо жизни встречается преимущественно в виде трезубца (древо смерти и познания), трехлепесткового мотива (символ христианского триединства) а также в виде особенно любимого в романском искусстве дерева с корнями, стволом и ветвями, или же в виде простой ветки. В геометрических вышивках Вильяндимаа и Сетумаа широко распространены и крестообразные формы древа жизни, в которых крест состоит из симметрично ветвящихся веток древа жизни. В растительных узорах о. Кихну особенно част мотив, где из цвето- образного креста вырастает древо жизни. Подобный 8-лепестковый цветок («цветок древа жизни»), образуемый соединением веток древа жизни и цветка-креста, обозначал в христианской иконографии лунный аспект древа жизни, где луна является символом зачатия и плодородия 8-лепестковый цветок и цветок-крест часто встречаются как в средневековом европейском декоративном, так и в народном искусстве. Геометрическим вариантом мотива, вероятно, является двойной крест, который в бесчисленных вариантах присутствует не только в западноевропейском романо-готическом декоративном искусстве, но и в народных геометрических вышивках Вильяндимаа и у сету.
Возникший из соединения греческого креста с андреевским восьмиконечный двойной крест был в средневековой теологической системе еще и знаком Христа, где бог представлен восемь раз. В космогонии того времени это была еще и Вифлеемская звезда, обозначающая рождение Христа К этому же идейному кругу относится и восьмиугольник. Нарисованный единой непрерываемой линией вариант его широко известен в Европе как магический знак счастья. В христианстве он обозначал рождественскую звезду и звезду девы Марии. В узел звезды вплетены четыре буквы М или двенадцать равнобедренных треугольников (намек на двенадцать апостолов) В обоих мотивах существенна и символика числа восемь, ибо восемь обозначало возрождение (начавшийся с воскресением Христа новый восьмой день созидания), а тем самым - вечную жизнь и благодать В народе названные мотивы были все же больше известны как универсальные знаки счастья. Двойной крест и восьмиугольник известны не только в западноевропейском романо-готическом декоративном искусстве, но и в народном текстильном искусстве всей Европы, а также в Средней и Малой Азии, на Кавказе и в Сибири. Эти мотивы встречаются и в вышивках XIX в. по всей Южной Эстонии, а также в вязаных изделиях, на поясах, покрывалах, украшениях и вышивках в других регионах Эстонии. Отсутствие названных мотивов в археологическом материале должно с достаточной вероятностью указывать на их средневековое происхождение, на что было обращено внимание А. Вийресом и автором настоящей статьи.
Мотив розы на декоративной вышивке
Явно средневековое происхождение имеют и мотивы пяти-, шести- и восьмилепестковых роз, известных в мульгийских вышивках с растительным орнаментом. Как знак космического мирового порядка роза имеет достаточно выраженную связь с кругом. В христианской символике роза - мистический центр, являющийся одновременно и универсальным знаком небесного совершенства и бога Королева цветов роза была также символом девы Марии, означая покорность, терпение и молчание Количество лепестков придавало ей ряд разных значений: пятилепестковая роза была символом молчания, шестилепестковая - единства, равновесия и счастья, семилепестковая - святости и совершенства. Наиболее рас-пространенная восьмилепестковая роза означала возрождение; ее связывали также с божественным кругом.
Распространение мотивов розы в народных вышивках эстонцев XVIII-XIX вв. связано, вероятно, с позднеготическим культом девы Марии. Средневековый культ девы Марии оставил глубокие следы и в устном народном творчестве всей Эстонии. Декоративные мотивы роз на мульгийских вышивках имеют выраженное визуальное сходство с церковным декоративным искусством Западной Европы.
Теологическую символику рассмотренных мотивов народ перенес в свои украшения, очевидно, сравнительно упрощенно - одни знаки как приносящие счастье, другие как охранительные. Ведь в этих формах христианская вера, языческое суеверие, набожность, охранительная или способствующая удаче магия подчас синтезированы. Именно символический «подтекст» этих знаков зачастую способствовал их многовековой сохранности: одни из них в новой ситуации возрождались, другие же закреплялись в силу постоянного повторения. К тому же многие рассматриваемые мотивы в орнаменте переплетались, составляя не только новые комбинации, но и новые оттенки значений. До народа они доходили не только через языческие магические знаки, но и сквозь призму всего средневекового сакрального декоративного искусства - в виде местной декоративной архитектуры, изображений святых, ритуальных текстилий, резьбы на камне, настенной и потолочной росписи церквей и т. д.
Крест и круг на вышивке
Главным религиозным символом христианства стал крест, мотив которого имел значение жизни и смерти, страдания и победы, унижения и силы. В мире христианских представлений крест имел также и значение древа жизни (райского дерева, arbor vitae). Как дерево жизни, стоит он посреди мирового пространства, обозначая связь между небом и землей. Одно- или многократные контуры вокруг креста или других мотивов особенно углубляли охранительный смысл этих знаков как в дохристианской, так и в христианской символике.
В южноэстонских вышивках XIX в. как освятительный крест божий знак и символ мощи Христовой встречается прежде всего греческий крест. Нередко можно встретить и андреевский (наклонный) крест в качестве охранительного и предохранительного символа, а также в качестве грекоязычного инициала Христа. Распространены и символически-орнаментальные решения на кресте в виде древа жизни или зубчиков, что прямо указывает на связь креста и древа жизни. Наряду с декоративным крестом, характерным для готики четырехлепестковым цветком, в южноэстонских вышивках встречаются и отдельные средневековые формы перечеркнутого, антониевского, латинского, а также многих других крестов. Различных крестов особенно много в сетус- ких вышивках, а также в Вильяндимаа. Многочисленность крестообразных подвесок в археологическом материале рубежа I--II тысячелетия н. э. археологи связывают с ранними влияниями христианства в Эстонии. Многие атрибуты средневекового искусства Эстонии (росписи церквей, резные камни, металлические предметы, монеты и т. д.) хранят изображения символических и орнаментальных крестов. Поскольку множество известных в средневековье форм крестов можно найти и в вышивках Южной Эстонии, их широкую распространенность здесь можно, вероятно, связывать с влиянием средневекового церковного искусства, особенно потому, что именно средневековью было свойственно создание из мотивов креста столь многообразных композиций.
Сюда же относится, по-видимому, и мотив круга, который встречается лишь в растительно-геометрических вышивках Мульгимаа и о. Кихну. Принадлежность к средневековью простых кругов, известных в эстонском орнаменте гораздо раньше, или кругов с двойной структурой подтверждена автором статьи в печати.
В дополнение к этому приведем лишь несколько уточнений. В христианстве, как и в язычестве, круг символизировал, среди прочего, также гармонию, бесконечность, совершенство, круговорот жизни, небесных тел и времени, но все эти качества приписывались теперь богу как созидателю. Круги с крестом в виде святительских крестов или круги с шести- и восьмиконечными монограммами Христа в виде колес со спицами символизировали весь сакральный мир, в котором место пересечения спиц считалось его сакральным центром, вокруг которого совершалось круговое движение всего живого как в пространственном (зодиак), так и временном (циклы времени) аспектах. Кресты в круге всегда считались мифологическими знаками света и жизни, а круги со звездчатой сердцевиной - знаками святости и счастья. В христианской иконографии последние отождествлялись с богом и солнцем. Встречающиеся в вышивках Вильяндимаа кольцевые мотивы нередки в почти аналогичных формах на западноевропейских средневековых сакральных предметах, особенно алтарных покрывалах и других ритуальных текстилях, в церковных росписях, на надгробных камнях. Визуально они напоминают также средневековые монеты или орнаментальные металлические пластинки на одежде, а круговые мотивы с их многими цветовыми пятнами - оконные витражи.
Знаки в орнаменте (квадрат и крест)

Одним из наиболее распространенных элементов южноэстонской вышивки является квадрат, который здесь чаще встречается на вершине угла, реже - на боку в виде квадрата. Лишь в единичных случаях мы имеем дело с ромбом, который имел во многих архаических культурах магическо-сим- волическое значение. Как ограниченное пространство и идеальная стабильная структура квадрат у многих этносов был знаком космоса. Четырехугольник, обозначающий и порядок, и гармонию, имел в зависимости от положения фигуры разное значение: квадрат на боку обозначал материальное и пассивное явление (земля); фигура на вершине угла - материальное и активное явление (солнце); ромб, олицетворяя духовное явление (небо), обозначал господство этого духовного над материальным Четырехугольные формы имели тесную связь с крестом и символикой числа «четыре», в котором четыре изначальных элемента (воздух, вода, земля, огонь), четыре стороны света и времени года имели чрезвычайное значение. В Эстонии квадрат на боку чаще всего встречается в сетуских вышивках, где создает своеобразные фигурные группы. Поставленный же на вершину угла квадрат, известный в вышивках всей Южной Эстонии, встречается с особенно многочисленными добавлениями и в разных вариантах в Вильяндимаа и у сету. Весьма частое появление этих мотивов уже с неолита и их довольно большое сходство с орнаментальными элементами многих других финно-угорских этносов связывает орнамент населения Южной Эстонии, очевидно, в некоторой степени с восточной группой прибалтийских финнов, а через них и с поволжскими финнами. Но возможна и связь некоторых форм квадратов с орнаментальными альбомами XVI века, где эти мотивы весьма обычны.
Мотив креста, известный в Эстонии с периода раннего железа, является общеизвестной древнейшей изначальной фигурой, обозначавшей ориентацию в мировом пространстве. С крестом связывается мифологическое представление о центральном пункте мироздания, связывающем материальный мир с идеальным. Кроме своей упоминавшейся выше числовой символики крест имеет и значение универсального знака счастья.
На археологических предметах Эстонии периода неолита, но особенно начиная с железного века, находим и мотив круга у который был прежде всего знаком земного шара и солнца, а также признаком кругового движения, всеобщности, ограниченности, синонимом порядка и универсальной гармонии, знаком жизни, времени и кругового движения небесных тел.
Все эти известные еще в дохристианские времена знаки-символы перешли затем в символику христианства. На стенах храмов и на многих сакральных предметах появились изображения языческих узлов, четырехугольников с перевитыми углами и другие мотивы: знаки эти использовались по принципу «зло изгоняй злом». Упоминание об этом находим уже в переписке папы Григория I Великого (540-604), который прямо заявляет, что поскольку языческие знаки трудно искоренить, их следует поставить на службу церкви. Этому обстоятельству народное искусство обязано тем, что в орнаментике многих европейских народов сохранилось множество дохристианских, в том числе и магических мотивов. Возрождению некоторых древних мотивов способствовало, видимо, и то, что такие древнейшие космогонические знаки, как треугольник, крест и круг, христианство непосредственно позаимствовало у дохристианских религий. Например, мотив треугольника символизировал троицу, в средневековой демонологии и высшую идею, причем бога изображали в виде равностороннего, демонов - равнобедренного и человека - неравнобедренного треугольника. В народе было широко распространено представление о треугольнике как божьем глазе.
http://iskusstvo-narodnoe.ru/ornament/