РИТУАЛЬНЫЕ САМОУБИЙСТВА СТАРООБРЯДЦЕВ В РОССИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
Добавлено: Чт ноя 14, 2024 4:58 pm
РИТУАЛЬНЫЕ САМОУБИЙСТВА СТАРООБРЯДЦЕВ В РОССИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
(автор статьи Ирина Витальевна Лысак - доктор философских наук, профессор. Заведующая кафедрой философии ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».Ростов-на-Дону)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: "Одной из проблем, с которой сталкивается любой исследователь, занимающийся изучением массовых самосожжений старообрядцев, является сложность объяснения того, как в их умах совмещались представление о том, что они исповедуют истинное, не искажённое реформами Никона православие, и готовность лишить себя жизни во имя веры, совершив тем самым смертный грех. В тот временной период народная религиозность была основана не на следовании религиозным догматам, а на обобщённом восприятии религиозного опыта своего социального окружения, она была далека от канонических практик, ей было присуще скорее эмоциональное отношение к религии. Массовая неграмотность населения, в том числе и многих священнослужителей, неразвитость догматики в православии, сохранение архаических представлений об очищающей и спасающей силе огня привели к тому, что суицид стал рассматриваться старообрядцами как путь к достижению личного спасения и обретения жизни вечной. Для самих старообрядцев самосожжение становится, прежде всего, ритуалом, которому должен следовать истинно верующий. О значимости ритуальной составляющей для староверов свидетельствуют тщательная подготовка к самосожжению: строительство специальных, предназначенных только для этой цели, сооружений, изготовление особых «смертных рубах», использование восьмиконечного креста как символа истинного христианства, стремление приурочить суицид к значимым религиозным праздникам, почитание мест самосожжения.
Проблема старообрядческих самоубийств в течение нескольких веков привлекает внимание исследователей, однако и в настоящее время не выработана единая точка зрения на причины распространения данного явления. Традиционно старообрядческие самоубийства рассматривались как проявления религиозного фанатизма, либо как результат преследования властями, не оставлявшего староверам иной, кроме суицида, возможности сохранить преданность своей вере. Однако практически без внимания исследователей долгое время оставался вопрос о том, почему именно среди старообрядцев самосожжения приобрели такой массовый характер, несмотря на то, что христианство, поборниками которого они себя объявляли, осуждает самоубийства и рассматривает их как грех.
Учёных, анализирующих самоубийства старообрядцев, можно условно разделить на три основных группы:
К первой следует отнести тех, кто рассматривает суицид, совершаемый старообрядцами, как религиозный и социальный протест, объясняет его социально - политическими факторами: гонениями на старообрядцев со стороны государства и церкви, а также действиями старообрядческих проповедников, которые склоняли неповинных жертв к суициду, а сами оставались в живых.
Во вторую группу можно включить сторонников догматического объяснения суицида, связывавших его с особенностями представлений старообрядцев о загробной жизни человека, с учением о все очищающей, спасающей силе огня.
Исследователи, входящие в третью группу, рассматривают самоубийства старообрядцев, прежде всего, как разновидность обрядовой практики.
Представляется, однако, что ни один из указанных подходов не следует абсолютизировать. Старообрядческий суицид - явление, прошедшее определённую трансформацию в течение времени, и понять его можно только рассмотрев в единстве вероучения и обрядности в рамках концепции народной религиозности, основывающейся на архаических пластах мировоззрения и синкретичной по своей сущности.
Ритуальные самоубийства старообрядцев, практиковавшиеся с XVII по XIX вв., представляют собой сложное явление, претерпевшее ряд изменений с течением времени. Эти идеи получили распространение в старообрядчестве уже в первые десятилетия его существования. Первоначально среди раскольников было распространено «запащивание» - отказ принимать пищу, приводящий к смерти верующего, затем перешли к самоутоплению, однако впоследствии получили распространение «гари» - массовые самосожжения. Наряду с ними существовали и иные формы самоистребления: самозаклания, самопогребения, самоудушения дымом в пещере, самоподрыв при помощи порохового заряда и поочередное отрубание голов всем собравшимся, однако они носили одиночный характер, тогда как самосожжения приобрели массовое распространение среди последователей старой веры. Большинство исследователей полагают, что истоки старообрядческих «гарей» восходят к самосожжению в вязниковских лесах Владимирского уезда последователей старца Капитона Колесникова. Именно после этого события число самосожжений возрастает.
Старообрядческий суицид был достаточно распространён вплоть до конца XIX в. Причём если самоубийства XVII - первой половины XVIII вв. ещё можно объяснить преследованиями со стороны властей, то в 1762 году Сенатом был издан указ «О прекращении изследований о самосжигателях». Согласно этому указу, если старообрядцы подтвердят, что причиной их решений о самосожжении стали «причиняемые им по одному их расколу притеснения и забирания под караул, то их уверить, что производимыя об них следствия уже уничтожить повелено, которыя и действительно ныне оставить, и содержащихся под караулом тотчас в домы отпустить да и вновь никого не забирать...». Преследование старообрядцев возобновилось только при Николае I. В 1831 году в Москве был создан Секретный совещательный комитет, который должен был направлять «разномыслящих» к сближению с церковью и «не давать способов распространяться вредным учениям. Однако, несмотря на отсутствие преследований, в период с 1762 по 1825 годы было совершено не менее 23 массовых самосожжений, что не позволяет рассматривать их только как протест против действий властей.
В пользу того, что самосожжения старообрядцев не связаны с их преследованием властями, говорит и тот факт, что массовые самоубийства происходили в тех губерниях, где старообрядцы не подвергались преследованиям. Часто суициды совершались верующими не в ситуации отчаяния, не под влиянием нужды или преследований со стороны властей, а являлись следствием целенаправленной подготовки к важнейшему, с их точки зрения, обряду. Так, по данным из одного из дел о старообрядческих суицидах, обнаруженному И.А.Черняковой, в лесу близ деревни Насоновской Андомского погоста, совершили массовый суицид жители 15 дворов, которые были обеспечены «всем необходимым для жизни крестьянской семьи», неподалеку от деревни находилось пристанище, в котором раскольники могли укрыться и в случае необходимости выдержать продолжительную осаду. Там имелись запасы, позволяющие жить «в течение длительного времени без контактов с внешним миром». Однако они предпочли массовый суицид, а не уединенную жизнь вдали от властей и никонианских священнослужителей. Хотя доподлинно их мотивы неизвестны, можно с определённостью сказать, что этот суицид нельзя объяснить преследованием со стороны властей.
Анализируя причины самосожжений старообрядцев и их эволюцию, Е.Р.Романова предлагает выделить четыре типа самоубийств:
Первый из них практиковался сразу после раскола и был связан с ожиданием старообрядцами конца света. Самосожжение рассматривалось ими как единственный способ спасения от Антихриста.
Второй тип самоубийств возник тогда, когда старообрядчество стало самостоятельным, оформившимся движением. К самосожжению старообрядцы прибегали как к мере защиты от преследователей, рассматривая его как подвиг мученичества.
Третий тип самоубийств возник с середины XVIII века в условиях, когда власти смягчают политику по отношению к старообрядцам, однако те сами начинают провоцировать конфликты с властями, рассматривая самоубийство как самоцель и единственный надёжный путь к спасению.
Четвертый тип самоубийств, характерный для XIX века, связан с укоренением данной практики в старообрядческой культуре. Решение о суициде принималось старообрядцами в силу традиции. К самоубийствам начали прибегать для решения конфликтов, возникавших между крестьянами и местной властью.
Однако, несмотря на имевшиеся различия, можно выделить то, что объединяет старообрядческий суицид в разные исторические периоды, - это его распространённость в крестьянской среде и ярко выраженная ритуальная составляющая. Хотя традиционное христианство осуждает суицид, в старообрядчестве он получил распространение, став, в XVII-XIX вв. фактически частью обрядности. Попытки найти догматическое объяснение суициду старообрядцев в отрыве от его ритуальной составляющей свидетельствуют о непонимании специфики народной религиозности с присущим ей приоритетом обряда над догматом. Именно рассмотрение старообрядческого суицида в контексте синкретизма архаического мышления, сохранившегося в крестьянской среде России XVII в. и даже в более поздние периоды, позволяет понять данное явление и объяснить его распространение.
В любой развитой религиозной системе наряду с официальной теологией можно выделить так называемую «народную религиозность» или «народную веру». Народная религиозность представляет собой «статическую веру» в терминологии А.Бергсона, которая защищает традиционное общество от новшеств и интеллектуальных исканий современников. Концепция народной религиозности находится в стадии становления, однако общеизвестно, что верования, бытующие в народной, прежде всего крестьянской среде, отличаются от канонических практик, признаваемых и распространяемых официальной церковью. Народная религиозность включает в себя те практики, которые не кодифицированы, а связаны с народными обычаями, включены в повседневную жизнь. Особенностью народной религиозности является отсутствие в ней чётких, точных формулировок и некое обобщенное восприятие религиозного опыта своего социального окружения. Для народной религиозности характерно доминирование эмоционального восприятия религии. По мнению Ю.Арнаутовой, народная религиозность бытует в пространстве устной культуры, за которой стоит мифологический (архаический) тип мышления. Анализируя народную религиозность, польский учёный Е.Бартминьский отмечал, что она включает в себя элементы древних культурных традиций, восходящих к славянскому и даже индоевропейскому наследию. Таким образом, народная религиозность синкретична. Одним из проявлений синкретизма архаического мышления является игнорирование причинно-следственных связей между явлениями и вера в эффективность ритуала.
Как известно, традиционное крестьянское мировоззрение архаично и крайне медленно подвергается трансформации. Долгое время в русской деревне христианство сочеталось с языческими верованиями. Как писал Е.В.Аничков, «христианизация деревни - дело не XI и XII вв., а XV и XVI, даже XVII вв.». Вплоть до XVIII в. значительная часть русского народа продолжала придерживаться различных языческих обрядов, сочетавшихся с христианством. В народном сознании XVII в. христианство рассматривалось «не как религия, претендующая на духовную монополию, оно принималось сообразно не с христианской, а с языческой традицией, согласно которой "новое не вытесняет старого, а наслаивается на него, добавляется к старому"». Реформы патриарха Никона, вызванные стремлением церковных иерархов к приведению обрядности в соответствие каноническому вероучению, стали для крестьянского населения, с присущим его мировоззрению сложным сплавом христианской традиции и архаических представлений об устройстве мира, крайне болезненным изменением вековых традиций.
Следует также учитывать, что в период становления старообрядчества, большинство населения, особенно сельского, были неграмотны, они знакомились с основами вероучения на основе устного рассказа священника, зачастую тоже не очень образованного и сведущего в тонкостях доктрины. Кроме того, среди самих вероучителей в XVII и даже в XVIII в. было немало неграмотных. Христианское вероучение воспринималось старообрядцами весьма условно, на него наслаивались положения, изначально весьма далёкие от христианской религии. Народ воспринимал его в контексте магической, мифологической картины мира, присущей традиционному обществу. Таким образом, старообрядчество представляет собой неинституционализированную форму религии, своего рода народную религию, в которой христианские догматы сочетались с дохристианскими, архаическими воззрениями.
Одной из особенностей народной религиозности является обрядоверие, подмена догмата и обряда. Исторически на Руси была неразвита богословская наука, и обряд всегда имел первостепенное значение, церковная проповедь часто замещалась чётким следованием ритуалу, на основании которого и отличали верующего от неверующего. Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 30-х гг. XVII века, отмечал, что в московских церквях не слышно библейских текстов, нет проповедей, «большинство, в особенности - простонародье, немного могли бы объяснить и ответить о догматах своей веры». Верующие рассматривали обряд не просто как особый способ поклонения высшим силам, а как «целый образ жизни». Ритуал для старообрядцев - это не визуализация веры, он и есть сама вера, сама религия. В.П.Рябушинский, сам являющийся выходцем из семьи староверов, в своей книге «Старообрядчество и русской религиозное чувство» объясняет приверженность староверов обрядам следующим образом: «В религиозной жизни человека дух и интеллектуальная часть души находят себе выражение в догмате, а дух и сторона души, образующая область чувства, создают то, что называется религиозным чувством. Через догмат и религиозное чувство в материальную оболочку обряда входят элементы духа и обеих сторон души, как рассудочной, так и области чувства - поэтому в обряде соединяются свойства всех трёх ликов человеческого естества». Именно поэтому нарушение ритуала рассматривалось противниками реформы Никона как отступление от истинной веры.
В условиях раскола происходит отделение богословски образованной части общества от неграмотной и незнакомой с христианской догматикой массой. Именно представители этой, второй части, пополняют ряды старообрядцев. Неудивительно, что в этих условиях усиливается значение ещё дохристианских воззрений, бытовавших в народной среде. Распространение самосожжений у старообрядцев восходит ещё к праславянским представлениям о роли огня в жизни человека. А.С.Ахиезер полагал, что самосожжения есть одно из проявлений «манихейского сознания», присущего старообрядцам, которые считали, что предание себя огню «есть очищение от скверны». Согласно славянской мифологии, огонь очищал душу покойника от грехов. У славян существовал обычай сожжения умерших, также подтверждающий, что огонь есть очистительная стихия. Причём с умершими часто сжигали не только их вещи, но и принадлежавших им животных, и людей (жён, рабов), что связано с идеей бессмертия души. Как писал И.И.Срезневский, огонь воспринимался древними славянами как первородная стихия, сила которой участвовала в сотворении мира.
Самосожжение таким образом связано с традиционными представлениями об «огненной смерти», базирующимися на «очищающей и воскресающей силе пламени». М.Б.Плюханова, изучавшая фольклорные памятники, указывает, что тема огня и перехода через огненную реку широко распространена в духовных стихах, на основе анализа которых можно прийти к выводу о том, что за самосожжением стоит образ самовольно творимого Страшного Суда. Например, в стихе «Милостивая жена» мать бросает в раскаленную печь собственного младенца ради спасения Христа. Таким образом, старообрядцы как искренне верующие люди, совершая суицид, руководствовались стремлением достичь личного спасения. Они полагали, что, предав себя очищающей силе огня, смогут обрести жизнь вечную..."
(автор статьи Ирина Витальевна Лысак - доктор философских наук, профессор. Заведующая кафедрой философии ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».Ростов-на-Дону)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: "Одной из проблем, с которой сталкивается любой исследователь, занимающийся изучением массовых самосожжений старообрядцев, является сложность объяснения того, как в их умах совмещались представление о том, что они исповедуют истинное, не искажённое реформами Никона православие, и готовность лишить себя жизни во имя веры, совершив тем самым смертный грех. В тот временной период народная религиозность была основана не на следовании религиозным догматам, а на обобщённом восприятии религиозного опыта своего социального окружения, она была далека от канонических практик, ей было присуще скорее эмоциональное отношение к религии. Массовая неграмотность населения, в том числе и многих священнослужителей, неразвитость догматики в православии, сохранение архаических представлений об очищающей и спасающей силе огня привели к тому, что суицид стал рассматриваться старообрядцами как путь к достижению личного спасения и обретения жизни вечной. Для самих старообрядцев самосожжение становится, прежде всего, ритуалом, которому должен следовать истинно верующий. О значимости ритуальной составляющей для староверов свидетельствуют тщательная подготовка к самосожжению: строительство специальных, предназначенных только для этой цели, сооружений, изготовление особых «смертных рубах», использование восьмиконечного креста как символа истинного христианства, стремление приурочить суицид к значимым религиозным праздникам, почитание мест самосожжения.
Проблема старообрядческих самоубийств в течение нескольких веков привлекает внимание исследователей, однако и в настоящее время не выработана единая точка зрения на причины распространения данного явления. Традиционно старообрядческие самоубийства рассматривались как проявления религиозного фанатизма, либо как результат преследования властями, не оставлявшего староверам иной, кроме суицида, возможности сохранить преданность своей вере. Однако практически без внимания исследователей долгое время оставался вопрос о том, почему именно среди старообрядцев самосожжения приобрели такой массовый характер, несмотря на то, что христианство, поборниками которого они себя объявляли, осуждает самоубийства и рассматривает их как грех.
Учёных, анализирующих самоубийства старообрядцев, можно условно разделить на три основных группы:
К первой следует отнести тех, кто рассматривает суицид, совершаемый старообрядцами, как религиозный и социальный протест, объясняет его социально - политическими факторами: гонениями на старообрядцев со стороны государства и церкви, а также действиями старообрядческих проповедников, которые склоняли неповинных жертв к суициду, а сами оставались в живых.
Во вторую группу можно включить сторонников догматического объяснения суицида, связывавших его с особенностями представлений старообрядцев о загробной жизни человека, с учением о все очищающей, спасающей силе огня.
Исследователи, входящие в третью группу, рассматривают самоубийства старообрядцев, прежде всего, как разновидность обрядовой практики.
Представляется, однако, что ни один из указанных подходов не следует абсолютизировать. Старообрядческий суицид - явление, прошедшее определённую трансформацию в течение времени, и понять его можно только рассмотрев в единстве вероучения и обрядности в рамках концепции народной религиозности, основывающейся на архаических пластах мировоззрения и синкретичной по своей сущности.
Ритуальные самоубийства старообрядцев, практиковавшиеся с XVII по XIX вв., представляют собой сложное явление, претерпевшее ряд изменений с течением времени. Эти идеи получили распространение в старообрядчестве уже в первые десятилетия его существования. Первоначально среди раскольников было распространено «запащивание» - отказ принимать пищу, приводящий к смерти верующего, затем перешли к самоутоплению, однако впоследствии получили распространение «гари» - массовые самосожжения. Наряду с ними существовали и иные формы самоистребления: самозаклания, самопогребения, самоудушения дымом в пещере, самоподрыв при помощи порохового заряда и поочередное отрубание голов всем собравшимся, однако они носили одиночный характер, тогда как самосожжения приобрели массовое распространение среди последователей старой веры. Большинство исследователей полагают, что истоки старообрядческих «гарей» восходят к самосожжению в вязниковских лесах Владимирского уезда последователей старца Капитона Колесникова. Именно после этого события число самосожжений возрастает.
Старообрядческий суицид был достаточно распространён вплоть до конца XIX в. Причём если самоубийства XVII - первой половины XVIII вв. ещё можно объяснить преследованиями со стороны властей, то в 1762 году Сенатом был издан указ «О прекращении изследований о самосжигателях». Согласно этому указу, если старообрядцы подтвердят, что причиной их решений о самосожжении стали «причиняемые им по одному их расколу притеснения и забирания под караул, то их уверить, что производимыя об них следствия уже уничтожить повелено, которыя и действительно ныне оставить, и содержащихся под караулом тотчас в домы отпустить да и вновь никого не забирать...». Преследование старообрядцев возобновилось только при Николае I. В 1831 году в Москве был создан Секретный совещательный комитет, который должен был направлять «разномыслящих» к сближению с церковью и «не давать способов распространяться вредным учениям. Однако, несмотря на отсутствие преследований, в период с 1762 по 1825 годы было совершено не менее 23 массовых самосожжений, что не позволяет рассматривать их только как протест против действий властей.
В пользу того, что самосожжения старообрядцев не связаны с их преследованием властями, говорит и тот факт, что массовые самоубийства происходили в тех губерниях, где старообрядцы не подвергались преследованиям. Часто суициды совершались верующими не в ситуации отчаяния, не под влиянием нужды или преследований со стороны властей, а являлись следствием целенаправленной подготовки к важнейшему, с их точки зрения, обряду. Так, по данным из одного из дел о старообрядческих суицидах, обнаруженному И.А.Черняковой, в лесу близ деревни Насоновской Андомского погоста, совершили массовый суицид жители 15 дворов, которые были обеспечены «всем необходимым для жизни крестьянской семьи», неподалеку от деревни находилось пристанище, в котором раскольники могли укрыться и в случае необходимости выдержать продолжительную осаду. Там имелись запасы, позволяющие жить «в течение длительного времени без контактов с внешним миром». Однако они предпочли массовый суицид, а не уединенную жизнь вдали от властей и никонианских священнослужителей. Хотя доподлинно их мотивы неизвестны, можно с определённостью сказать, что этот суицид нельзя объяснить преследованием со стороны властей.
Анализируя причины самосожжений старообрядцев и их эволюцию, Е.Р.Романова предлагает выделить четыре типа самоубийств:
Первый из них практиковался сразу после раскола и был связан с ожиданием старообрядцами конца света. Самосожжение рассматривалось ими как единственный способ спасения от Антихриста.
Второй тип самоубийств возник тогда, когда старообрядчество стало самостоятельным, оформившимся движением. К самосожжению старообрядцы прибегали как к мере защиты от преследователей, рассматривая его как подвиг мученичества.
Третий тип самоубийств возник с середины XVIII века в условиях, когда власти смягчают политику по отношению к старообрядцам, однако те сами начинают провоцировать конфликты с властями, рассматривая самоубийство как самоцель и единственный надёжный путь к спасению.
Четвертый тип самоубийств, характерный для XIX века, связан с укоренением данной практики в старообрядческой культуре. Решение о суициде принималось старообрядцами в силу традиции. К самоубийствам начали прибегать для решения конфликтов, возникавших между крестьянами и местной властью.
Однако, несмотря на имевшиеся различия, можно выделить то, что объединяет старообрядческий суицид в разные исторические периоды, - это его распространённость в крестьянской среде и ярко выраженная ритуальная составляющая. Хотя традиционное христианство осуждает суицид, в старообрядчестве он получил распространение, став, в XVII-XIX вв. фактически частью обрядности. Попытки найти догматическое объяснение суициду старообрядцев в отрыве от его ритуальной составляющей свидетельствуют о непонимании специфики народной религиозности с присущим ей приоритетом обряда над догматом. Именно рассмотрение старообрядческого суицида в контексте синкретизма архаического мышления, сохранившегося в крестьянской среде России XVII в. и даже в более поздние периоды, позволяет понять данное явление и объяснить его распространение.
В любой развитой религиозной системе наряду с официальной теологией можно выделить так называемую «народную религиозность» или «народную веру». Народная религиозность представляет собой «статическую веру» в терминологии А.Бергсона, которая защищает традиционное общество от новшеств и интеллектуальных исканий современников. Концепция народной религиозности находится в стадии становления, однако общеизвестно, что верования, бытующие в народной, прежде всего крестьянской среде, отличаются от канонических практик, признаваемых и распространяемых официальной церковью. Народная религиозность включает в себя те практики, которые не кодифицированы, а связаны с народными обычаями, включены в повседневную жизнь. Особенностью народной религиозности является отсутствие в ней чётких, точных формулировок и некое обобщенное восприятие религиозного опыта своего социального окружения. Для народной религиозности характерно доминирование эмоционального восприятия религии. По мнению Ю.Арнаутовой, народная религиозность бытует в пространстве устной культуры, за которой стоит мифологический (архаический) тип мышления. Анализируя народную религиозность, польский учёный Е.Бартминьский отмечал, что она включает в себя элементы древних культурных традиций, восходящих к славянскому и даже индоевропейскому наследию. Таким образом, народная религиозность синкретична. Одним из проявлений синкретизма архаического мышления является игнорирование причинно-следственных связей между явлениями и вера в эффективность ритуала.
Как известно, традиционное крестьянское мировоззрение архаично и крайне медленно подвергается трансформации. Долгое время в русской деревне христианство сочеталось с языческими верованиями. Как писал Е.В.Аничков, «христианизация деревни - дело не XI и XII вв., а XV и XVI, даже XVII вв.». Вплоть до XVIII в. значительная часть русского народа продолжала придерживаться различных языческих обрядов, сочетавшихся с христианством. В народном сознании XVII в. христианство рассматривалось «не как религия, претендующая на духовную монополию, оно принималось сообразно не с христианской, а с языческой традицией, согласно которой "новое не вытесняет старого, а наслаивается на него, добавляется к старому"». Реформы патриарха Никона, вызванные стремлением церковных иерархов к приведению обрядности в соответствие каноническому вероучению, стали для крестьянского населения, с присущим его мировоззрению сложным сплавом христианской традиции и архаических представлений об устройстве мира, крайне болезненным изменением вековых традиций.
Следует также учитывать, что в период становления старообрядчества, большинство населения, особенно сельского, были неграмотны, они знакомились с основами вероучения на основе устного рассказа священника, зачастую тоже не очень образованного и сведущего в тонкостях доктрины. Кроме того, среди самих вероучителей в XVII и даже в XVIII в. было немало неграмотных. Христианское вероучение воспринималось старообрядцами весьма условно, на него наслаивались положения, изначально весьма далёкие от христианской религии. Народ воспринимал его в контексте магической, мифологической картины мира, присущей традиционному обществу. Таким образом, старообрядчество представляет собой неинституционализированную форму религии, своего рода народную религию, в которой христианские догматы сочетались с дохристианскими, архаическими воззрениями.
Одной из особенностей народной религиозности является обрядоверие, подмена догмата и обряда. Исторически на Руси была неразвита богословская наука, и обряд всегда имел первостепенное значение, церковная проповедь часто замещалась чётким следованием ритуалу, на основании которого и отличали верующего от неверующего. Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 30-х гг. XVII века, отмечал, что в московских церквях не слышно библейских текстов, нет проповедей, «большинство, в особенности - простонародье, немного могли бы объяснить и ответить о догматах своей веры». Верующие рассматривали обряд не просто как особый способ поклонения высшим силам, а как «целый образ жизни». Ритуал для старообрядцев - это не визуализация веры, он и есть сама вера, сама религия. В.П.Рябушинский, сам являющийся выходцем из семьи староверов, в своей книге «Старообрядчество и русской религиозное чувство» объясняет приверженность староверов обрядам следующим образом: «В религиозной жизни человека дух и интеллектуальная часть души находят себе выражение в догмате, а дух и сторона души, образующая область чувства, создают то, что называется религиозным чувством. Через догмат и религиозное чувство в материальную оболочку обряда входят элементы духа и обеих сторон души, как рассудочной, так и области чувства - поэтому в обряде соединяются свойства всех трёх ликов человеческого естества». Именно поэтому нарушение ритуала рассматривалось противниками реформы Никона как отступление от истинной веры.
В условиях раскола происходит отделение богословски образованной части общества от неграмотной и незнакомой с христианской догматикой массой. Именно представители этой, второй части, пополняют ряды старообрядцев. Неудивительно, что в этих условиях усиливается значение ещё дохристианских воззрений, бытовавших в народной среде. Распространение самосожжений у старообрядцев восходит ещё к праславянским представлениям о роли огня в жизни человека. А.С.Ахиезер полагал, что самосожжения есть одно из проявлений «манихейского сознания», присущего старообрядцам, которые считали, что предание себя огню «есть очищение от скверны». Согласно славянской мифологии, огонь очищал душу покойника от грехов. У славян существовал обычай сожжения умерших, также подтверждающий, что огонь есть очистительная стихия. Причём с умершими часто сжигали не только их вещи, но и принадлежавших им животных, и людей (жён, рабов), что связано с идеей бессмертия души. Как писал И.И.Срезневский, огонь воспринимался древними славянами как первородная стихия, сила которой участвовала в сотворении мира.
Самосожжение таким образом связано с традиционными представлениями об «огненной смерти», базирующимися на «очищающей и воскресающей силе пламени». М.Б.Плюханова, изучавшая фольклорные памятники, указывает, что тема огня и перехода через огненную реку широко распространена в духовных стихах, на основе анализа которых можно прийти к выводу о том, что за самосожжением стоит образ самовольно творимого Страшного Суда. Например, в стихе «Милостивая жена» мать бросает в раскаленную печь собственного младенца ради спасения Христа. Таким образом, старообрядцы как искренне верующие люди, совершая суицид, руководствовались стремлением достичь личного спасения. Они полагали, что, предав себя очищающей силе огня, смогут обрести жизнь вечную..."