Православная традиция освящения и защиты жилища
Добавлено: Пт фев 23, 2018 1:21 am
Православная традиция освящения и защиты жилища в русских семьях конца XX - начала XXI века
Сохранившиеся и восстановленные православные традиции освящения дома и формирование современного религиозного мышления.
Институт этнологии и антропологии РАН. С начала 1990-х годов в секторе русских и других восточных славян (сейчас отдел русского народа) ведутся исследования православной религиозности как в исторической ретроспективе, так и сегодня. Интерес к данной проблематике отражает общую тенденцию развития отечественной этнологии, приоритеты которой сегодня перенесены на духовную культуру в ее личностных и коллективных проявлениях. Обращение к изучению православия у русских логично объясняется тем, что в течение тысячи лет оно являлось официальной религией народа и потому не могло не повлиять на его культуру. Внимание к православной проблематике обусловлено и появившейся в последнее десятилетие возможностью наблюдать расширение сферы влияния церкви (открытие храмов в городах и селах, монастырей, создание разветвленной сети паломнических маршрутов, появление новых периодических изданий, выпуск литературы соответствующего содержания), а также постепенное восстановление механизмов межпоколенной передачи религиозной традиции (прежде всего за счет снятия государством запретов на внешние проявления веры). Изучение религиозности ведется учеными в отдельных регионах и по отдельным тематическим блокам – обрядность и представления, связанные с началом и концом жизни человека; обеты; паломничества; хозяйственная деятельность и т.д.
Для сбора полевого материала в 2000–2003 гг. совершены экспедиционные выезды в г. Воронеж, Воронежский (пос. Углянец), Эртильский (г. Эртиль, с. Ячейка), Терновской (пос. Терновка, с. Дубровка), Таловский (пос. Таловая, с. Верхняя Тишанка, с. Новая Чегла), Острогожский (с. Терновое и с. Солдатское), Аннинский (г. Анна, с. Садовое), Новохоперский (г. Новохоперск, с. Варварино) районы Воронежской области; г. Курск, г. Фатеж и Горшеченский (пос. Горшечное, с. Болото) районы Курской области; г. Старый Оскол и Старооскольский район Белгородской области; г. Липецк, Тербунский и Задонский районы Липецкой области. Полевая работа велась и в столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге.
Работа в селах, малых областных и столичных городах позволила констатировать существование структурно однородной для русских культуры оформления и освящения дома, содержания и почитания домашних святынь, достаточно единообразной системы связанных с ними представлений. Однако на состояние этой традиции значительное влияние оказала политика активного атеизма советского времени, а также миграции населения, связанные с индустриализацией, войной, принудительными переселениями, репрессиями и, как следствие, разрывом духовной связи между поколениями, а также значительным сокращением влияния церкви на повседневную жизнь верующих. Можно сказать, что существовавшая ранее до советского времени культура оформления и освящения жилища сохранилась к началу 1990-х годов большей частью фрагментарно: то есть в одном и том же районе в одних семьях лучше знают традиции освящения дома, в других хранили духовную литературу, в третьих сохранили в доме святыни и соблюдают обычаи их почитания. (Лишь в немногих семьях, где передача веры из поколения в поколение и связь с церковью не прерывались, она представлена цельно.)
Таким образом, носителем традиции оформления и освящения дома в ее многообразии и многоплановости сегодня являются не отдельные семьи, а все православные в целом, благодаря чему сохраняется возможность перенимать друг у друга различные элементы, сопоставлять их и таким образом постепенно восстанавливать традицию. И уже с начала 1990-х годов мы наблюдаем, как фрагментарно сохранившаяся традиция развивается в сторону целостности и полноты. Это обусловлено желанием обратившихся к вере людей воспроизвести православный уклад в своей жизни.
Изучая православную традицию оформления и освящения дома, мы фиксируем и этапы формирования и развития религиозного сознания его хозяев. Методика свободной беседы позволяет информатору неформально подходить к ответам на вопросы, отвлекаться на пояснения, объяснять свою позицию, делиться жизненным и духовным опытом. Подробная запись религиозных мотиваций обустройства дома, изложения информаторами их православного мировоззрения, выявление, изучение и введение в научный оборот религиозных представлений чрезвычайно важны для современного исследователя религиозности православного русского населения. Во-первых, это дает возможность выяснить степень усвоения православного вероучения и в целом православную основу традиции. Во-вторых, выясняется, что различные варианты оформления дома могут иметь одинаковую мотивацию, свидетельствующую о единстве традиции, ее истоков. Рассказы людей об их личном пути к вере в Бога дают уникальную возможность выявить такой фактор воспроизводства традиции, как духовное развитие личности, – постепенное осознание законов духовной жизни, усвоение трепетного отношения к святыне (что в православии называется страхом Божиим), приобретение опыта защиты дома через молитву.
Анализ собранного полевого материала показывает, что в жилище религиозность хозяев находит отражение в наличии предметов, непосредственно связанных с верой, обрядностью (икон, крестов, освященных в храме воды и масла; предметов, привезенных из паломнических поездок), в особенностях планировки (например, обязательном устройстве иконного угла, а в некоторых случаях – отдельной молельной комнаты); методах формирования благоприятной духовной атмосферы в доме, а также в такой характеристике, как поведение человека в доме. Данная статья посвящена лишь одной составляющей православной культуры оформления жилища – вопросам его освящения и защиты.
Восприятие мира, отношений между людьми с точки зрения взаимодействия и проявления разных духовных сил породило в православии особую религиозную культуру охраны жилища. Дом – место, где происходят важнейшие процессы в жизни человека, семьи. Здесь люди строят семью, воспитывают детей, здесь в значительной степени воспроизводится этническая и религиозная культура. Православные верующие считают, что эти процессы нуждаются в Божьей помощи, а отрицательные духовные силы стараются им помешать – отвратить от веры, семьи, служения ближнему – через воздействие на внутренний мир человека (склонение к греху – эгоизму, унынию, лени, ссорам) и через физическое воздействие (порчи, болезни). В связи с этим на основе духовного опыта многих поколений создана традиция противодействия негативным духовным силам, призывания Божьего заступления, создания благоприятных условий для духовного, нравственного и физического развития человека в доме. Охранные, защитные функции приписываются прежде всего иконам и объясняются верующими тем, что святость чужда и опасна для злых сил, злых людей, разрушает их намерения, с одной стороны, и притягивает в дом милость Божию для его обитателей – с другой. Роль святого образа в организации жилого пространства у православных русских раскрывается в дошедшей до нас традиции, согласно которой дом вообще не мыслится без иконы, в связи с чем живет обычай, когда хозяин, продавая дом, оставляет в нем один или два образа. Эта традиция и связанные с ней представления зафиксированы нами, например, в Терновском, Таловском районах Воронежской, в Фатежском районе Курской области.
Где и в каком количестве располагают иконы сегодня? Типичным можно считать описание, приведенное женой священника из г. Воронежа:
«Икона обязательно должна быть на кухне – где трапеза. Потом в детской, где детишки играют. И в спальне. В коридоре – при входе и выходе. В красном углу все праздничные иконы собраны, всех святых, крест лежит, Евангелие, молитвословы, лампадочка. Там вечером все собираемся и молимся».
Действительно, в православных семьях принято не только собирать иконы в угол, называемый святым, Божьим (божницей), красным, но и располагать часть икон по всей квартире (или дому). Это делается для освящения каждой части жилого пространства и для охраны от злых сил, а также для того, чтобы молиться. Так, молодой мужчина из г. Новохоперска Воронежской области рассказывает:
«Приходил иногда сосед. Он как бесноватый – всегда сделает так, что ты раздражишься. То есть бес его ведет так, что он наперед видит, когда надо подойти и что сказать. Так я над дверью поставил икону Святой Троицы – и все, он больше не хочет приходить».
Икона над входом, по представлениям верующих, несет и охранную функцию, и нужна для молитвы перед выходом из дома. Это может быть любой образ. Но иногда люди стремятся подчеркнуть значение иконы на этом месте и помещают образ Матери Божией «Вратарница» или икону почитаемого в семье праздника, либо святого. Сегодня иконы над входом располагают внутри дома. Нам встретился лишь один случай, когда икона находилась над входной дверью частного дома со стороны улицы (икона архангела Михаила). Иногда небольшие иконы вешают над входом в каждую комнату.
Иконы над детской кроваткой и в детской комнате вешают для охраны, а также чтобы ребенок видел лики святых, размышлял о них, привыкал обращаться к ним с молитвой. Некоторые образы размещают над детской кроватью для призывания на ребенка определенных милостей Божиих – например, образ Матери Божией «Прибавление ума» (для дарования разумения) или образ Богородицы «Достойно есть» (для дарования духовного и телесного целомудрия)
Не случаен и подбор икон на кухне. В Москве на кухнях часто встречаются образы святого пророка Илии, которому молятся от голода и засухи; широко распространены и иконы Матери Божией «Спорительница хлебов» (мы встречали их в Москве, Санкт-Петербурге, в Воронежской, Курской областях)
Расположение икон по всему дому и отношение к ним (молитвы и осенение себя перед ними крестным знамением) показывают, что они воспринимаются не как украшение интерьера, а как формирующие особое духовное пространство, придающие дому иное качество. Становится очевидным мистическое отношение к образам святых. Следовательно, и размещение их в жилище не может быть случайным. Чаще всего речь идет именно об угловом размещении. И люди, никогда не имевшие икон, все-таки знают, что должен быть святой угол. И с приходом к вере начинают оформление дома именно с него. Так, молодые супруги из Санкт-Петербурга говорят:
«У нас не было примеров, как расположить иконы, потому что круг общения – неверующие. Скорее всего, как видели мы в городке, откуда родом, как оформлен красный угол, так и себе сделали».
В современных городских квартирах – например, в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Липецке – основные иконы часто помещают в мебельной стенке или на книжных полках. При этом название «святой угол», «красный угол» остается. Таким образом, при незначительном изменении формы (новое местоположение) остается суть традиции – наличие в доме специального места молитвы, где собраны святыни.
Сохранившиеся и восстановленные православные традиции освящения дома и формирование современного религиозного мышления.
Институт этнологии и антропологии РАН. С начала 1990-х годов в секторе русских и других восточных славян (сейчас отдел русского народа) ведутся исследования православной религиозности как в исторической ретроспективе, так и сегодня. Интерес к данной проблематике отражает общую тенденцию развития отечественной этнологии, приоритеты которой сегодня перенесены на духовную культуру в ее личностных и коллективных проявлениях. Обращение к изучению православия у русских логично объясняется тем, что в течение тысячи лет оно являлось официальной религией народа и потому не могло не повлиять на его культуру. Внимание к православной проблематике обусловлено и появившейся в последнее десятилетие возможностью наблюдать расширение сферы влияния церкви (открытие храмов в городах и селах, монастырей, создание разветвленной сети паломнических маршрутов, появление новых периодических изданий, выпуск литературы соответствующего содержания), а также постепенное восстановление механизмов межпоколенной передачи религиозной традиции (прежде всего за счет снятия государством запретов на внешние проявления веры). Изучение религиозности ведется учеными в отдельных регионах и по отдельным тематическим блокам – обрядность и представления, связанные с началом и концом жизни человека; обеты; паломничества; хозяйственная деятельность и т.д.
Для сбора полевого материала в 2000–2003 гг. совершены экспедиционные выезды в г. Воронеж, Воронежский (пос. Углянец), Эртильский (г. Эртиль, с. Ячейка), Терновской (пос. Терновка, с. Дубровка), Таловский (пос. Таловая, с. Верхняя Тишанка, с. Новая Чегла), Острогожский (с. Терновое и с. Солдатское), Аннинский (г. Анна, с. Садовое), Новохоперский (г. Новохоперск, с. Варварино) районы Воронежской области; г. Курск, г. Фатеж и Горшеченский (пос. Горшечное, с. Болото) районы Курской области; г. Старый Оскол и Старооскольский район Белгородской области; г. Липецк, Тербунский и Задонский районы Липецкой области. Полевая работа велась и в столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге.
Работа в селах, малых областных и столичных городах позволила констатировать существование структурно однородной для русских культуры оформления и освящения дома, содержания и почитания домашних святынь, достаточно единообразной системы связанных с ними представлений. Однако на состояние этой традиции значительное влияние оказала политика активного атеизма советского времени, а также миграции населения, связанные с индустриализацией, войной, принудительными переселениями, репрессиями и, как следствие, разрывом духовной связи между поколениями, а также значительным сокращением влияния церкви на повседневную жизнь верующих. Можно сказать, что существовавшая ранее до советского времени культура оформления и освящения жилища сохранилась к началу 1990-х годов большей частью фрагментарно: то есть в одном и том же районе в одних семьях лучше знают традиции освящения дома, в других хранили духовную литературу, в третьих сохранили в доме святыни и соблюдают обычаи их почитания. (Лишь в немногих семьях, где передача веры из поколения в поколение и связь с церковью не прерывались, она представлена цельно.)
Таким образом, носителем традиции оформления и освящения дома в ее многообразии и многоплановости сегодня являются не отдельные семьи, а все православные в целом, благодаря чему сохраняется возможность перенимать друг у друга различные элементы, сопоставлять их и таким образом постепенно восстанавливать традицию. И уже с начала 1990-х годов мы наблюдаем, как фрагментарно сохранившаяся традиция развивается в сторону целостности и полноты. Это обусловлено желанием обратившихся к вере людей воспроизвести православный уклад в своей жизни.
Изучая православную традицию оформления и освящения дома, мы фиксируем и этапы формирования и развития религиозного сознания его хозяев. Методика свободной беседы позволяет информатору неформально подходить к ответам на вопросы, отвлекаться на пояснения, объяснять свою позицию, делиться жизненным и духовным опытом. Подробная запись религиозных мотиваций обустройства дома, изложения информаторами их православного мировоззрения, выявление, изучение и введение в научный оборот религиозных представлений чрезвычайно важны для современного исследователя религиозности православного русского населения. Во-первых, это дает возможность выяснить степень усвоения православного вероучения и в целом православную основу традиции. Во-вторых, выясняется, что различные варианты оформления дома могут иметь одинаковую мотивацию, свидетельствующую о единстве традиции, ее истоков. Рассказы людей об их личном пути к вере в Бога дают уникальную возможность выявить такой фактор воспроизводства традиции, как духовное развитие личности, – постепенное осознание законов духовной жизни, усвоение трепетного отношения к святыне (что в православии называется страхом Божиим), приобретение опыта защиты дома через молитву.
Анализ собранного полевого материала показывает, что в жилище религиозность хозяев находит отражение в наличии предметов, непосредственно связанных с верой, обрядностью (икон, крестов, освященных в храме воды и масла; предметов, привезенных из паломнических поездок), в особенностях планировки (например, обязательном устройстве иконного угла, а в некоторых случаях – отдельной молельной комнаты); методах формирования благоприятной духовной атмосферы в доме, а также в такой характеристике, как поведение человека в доме. Данная статья посвящена лишь одной составляющей православной культуры оформления жилища – вопросам его освящения и защиты.
Восприятие мира, отношений между людьми с точки зрения взаимодействия и проявления разных духовных сил породило в православии особую религиозную культуру охраны жилища. Дом – место, где происходят важнейшие процессы в жизни человека, семьи. Здесь люди строят семью, воспитывают детей, здесь в значительной степени воспроизводится этническая и религиозная культура. Православные верующие считают, что эти процессы нуждаются в Божьей помощи, а отрицательные духовные силы стараются им помешать – отвратить от веры, семьи, служения ближнему – через воздействие на внутренний мир человека (склонение к греху – эгоизму, унынию, лени, ссорам) и через физическое воздействие (порчи, болезни). В связи с этим на основе духовного опыта многих поколений создана традиция противодействия негативным духовным силам, призывания Божьего заступления, создания благоприятных условий для духовного, нравственного и физического развития человека в доме. Охранные, защитные функции приписываются прежде всего иконам и объясняются верующими тем, что святость чужда и опасна для злых сил, злых людей, разрушает их намерения, с одной стороны, и притягивает в дом милость Божию для его обитателей – с другой. Роль святого образа в организации жилого пространства у православных русских раскрывается в дошедшей до нас традиции, согласно которой дом вообще не мыслится без иконы, в связи с чем живет обычай, когда хозяин, продавая дом, оставляет в нем один или два образа. Эта традиция и связанные с ней представления зафиксированы нами, например, в Терновском, Таловском районах Воронежской, в Фатежском районе Курской области.
Где и в каком количестве располагают иконы сегодня? Типичным можно считать описание, приведенное женой священника из г. Воронежа:
«Икона обязательно должна быть на кухне – где трапеза. Потом в детской, где детишки играют. И в спальне. В коридоре – при входе и выходе. В красном углу все праздничные иконы собраны, всех святых, крест лежит, Евангелие, молитвословы, лампадочка. Там вечером все собираемся и молимся».
Действительно, в православных семьях принято не только собирать иконы в угол, называемый святым, Божьим (божницей), красным, но и располагать часть икон по всей квартире (или дому). Это делается для освящения каждой части жилого пространства и для охраны от злых сил, а также для того, чтобы молиться. Так, молодой мужчина из г. Новохоперска Воронежской области рассказывает:
«Приходил иногда сосед. Он как бесноватый – всегда сделает так, что ты раздражишься. То есть бес его ведет так, что он наперед видит, когда надо подойти и что сказать. Так я над дверью поставил икону Святой Троицы – и все, он больше не хочет приходить».
Икона над входом, по представлениям верующих, несет и охранную функцию, и нужна для молитвы перед выходом из дома. Это может быть любой образ. Но иногда люди стремятся подчеркнуть значение иконы на этом месте и помещают образ Матери Божией «Вратарница» или икону почитаемого в семье праздника, либо святого. Сегодня иконы над входом располагают внутри дома. Нам встретился лишь один случай, когда икона находилась над входной дверью частного дома со стороны улицы (икона архангела Михаила). Иногда небольшие иконы вешают над входом в каждую комнату.
Иконы над детской кроваткой и в детской комнате вешают для охраны, а также чтобы ребенок видел лики святых, размышлял о них, привыкал обращаться к ним с молитвой. Некоторые образы размещают над детской кроватью для призывания на ребенка определенных милостей Божиих – например, образ Матери Божией «Прибавление ума» (для дарования разумения) или образ Богородицы «Достойно есть» (для дарования духовного и телесного целомудрия)
Не случаен и подбор икон на кухне. В Москве на кухнях часто встречаются образы святого пророка Илии, которому молятся от голода и засухи; широко распространены и иконы Матери Божией «Спорительница хлебов» (мы встречали их в Москве, Санкт-Петербурге, в Воронежской, Курской областях)
Расположение икон по всему дому и отношение к ним (молитвы и осенение себя перед ними крестным знамением) показывают, что они воспринимаются не как украшение интерьера, а как формирующие особое духовное пространство, придающие дому иное качество. Становится очевидным мистическое отношение к образам святых. Следовательно, и размещение их в жилище не может быть случайным. Чаще всего речь идет именно об угловом размещении. И люди, никогда не имевшие икон, все-таки знают, что должен быть святой угол. И с приходом к вере начинают оформление дома именно с него. Так, молодые супруги из Санкт-Петербурга говорят:
«У нас не было примеров, как расположить иконы, потому что круг общения – неверующие. Скорее всего, как видели мы в городке, откуда родом, как оформлен красный угол, так и себе сделали».
В современных городских квартирах – например, в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Липецке – основные иконы часто помещают в мебельной стенке или на книжных полках. При этом название «святой угол», «красный угол» остается. Таким образом, при незначительном изменении формы (новое местоположение) остается суть традиции – наличие в доме специального места молитвы, где собраны святыни.