Пивная магия, поклонение домашним змеям и вервольфы на страже церкви: каким было балтийское колдовство
Добавлено: Вс янв 12, 2025 6:05 pm
Пивная магия, поклонение домашним змеям и вервольфы на страже церкви: каким было балтийское колдовство
Мы уже писали про процессы против ведьмодетей и ведьмаков, и даже упоминали ведьмозверей. Теперь, двигаясь вслед за неутомимой Ксенией Чепиковой в изучении различной магии и колдовства, мы путешествуем по средневековой Ливонии и Восточной Пруссии — областям, включавшим нынешнюю Латвию, Литву, Эстонию и Калининградскую область.
Именно там мы обнаружили удивительную и отличную от западноевропейской ситуацию с колдовством, где крепкие языческие традиции лишь поверхностно прикрыты налетом христианства. Отвратительные мужики в очередной раз отложили «Malleus Maleficārum» Генриха Крамера, чтобы рассказать вам историю о балтийском колдовстве.
Предыстория: насаждение христианства Тевтонским орденом
Для того, чтобы понять особенности балтийской магии, стоит слегка пробежаться по истории региона. Изначально на территории Ливонии и Восточной Пруссии жили различные балтские племена со своим укладом и языческими верованиями.
Все было неплохо — дружили, воевали — пока в 1206 году не вышла булла Папы Иннокентия III о христианизации пруссов и не начались крестовые походы, по итогу которых земли язычников были захвачены Тевтонским орденом. В процессе этих завоеваний насильственно насаждалось христианство и постепенно верхушка балтских племен переходила в веру завоевателей. Но среди простого народа язычество, конечно, продолжало процветать.
Священные рощи и домашние змеи — особенности балтийской магии
Как пишет историк Владимир Перцев в статье «Культура и религия древних пруссов», многие немецкие хронисты сообщали, что пруссы, самаиты, литовцы, русины и ливы, несмотря на христианизацию, тайно почитают языческих богов и проводят обряды на похоронах, свадьбах и при поминовении усопших. Даже в XVI веке пруссы считали, что жертвоприношения козлов и быков, а также походы в священные рощи и почитание змей являются нормальной частью христианства.
Священные рощи были важной частью культа балтских племен, причем входить туда чужому было смертельно опасно. Например, в 997 году Адальберт Пражский, решивший первым христианизировать пруссов, получил копьем в бок за святотатство — он по незнанию вошел в священную рощу.
Еще в XVI веке имело место почитание священных деревьев. Как рассказывает историк Ксения Чепикова в лекции «Балтийское колдовство: ведьмы и вервольфы», в 1541 году епископ Тидеман Гизе приказал срубить священный дуб, которому местные до сих пор поклонялись.
Не менее ярким и живучим у балтийских народов было поклонение змеям. Доктор исторических наук Фрида Гуревич в статье «Древние верования народов Прибалтики по данным «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского» пишет, что еще в конце XVI века народ в Литве боготворил черных ужей. По ее словам, там до сих пор считается грехом убить ужа, а сказки тех мест описывают красоту ужиного царя, его переливчатую чешую и алмазный гребешок, а также умение жутко свистеть.
Мы уже писали про процессы против ведьмодетей и ведьмаков, и даже упоминали ведьмозверей. Теперь, двигаясь вслед за неутомимой Ксенией Чепиковой в изучении различной магии и колдовства, мы путешествуем по средневековой Ливонии и Восточной Пруссии — областям, включавшим нынешнюю Латвию, Литву, Эстонию и Калининградскую область.
Именно там мы обнаружили удивительную и отличную от западноевропейской ситуацию с колдовством, где крепкие языческие традиции лишь поверхностно прикрыты налетом христианства. Отвратительные мужики в очередной раз отложили «Malleus Maleficārum» Генриха Крамера, чтобы рассказать вам историю о балтийском колдовстве.
Предыстория: насаждение христианства Тевтонским орденом
Для того, чтобы понять особенности балтийской магии, стоит слегка пробежаться по истории региона. Изначально на территории Ливонии и Восточной Пруссии жили различные балтские племена со своим укладом и языческими верованиями.
Все было неплохо — дружили, воевали — пока в 1206 году не вышла булла Папы Иннокентия III о христианизации пруссов и не начались крестовые походы, по итогу которых земли язычников были захвачены Тевтонским орденом. В процессе этих завоеваний насильственно насаждалось христианство и постепенно верхушка балтских племен переходила в веру завоевателей. Но среди простого народа язычество, конечно, продолжало процветать.
Священные рощи и домашние змеи — особенности балтийской магии
Как пишет историк Владимир Перцев в статье «Культура и религия древних пруссов», многие немецкие хронисты сообщали, что пруссы, самаиты, литовцы, русины и ливы, несмотря на христианизацию, тайно почитают языческих богов и проводят обряды на похоронах, свадьбах и при поминовении усопших. Даже в XVI веке пруссы считали, что жертвоприношения козлов и быков, а также походы в священные рощи и почитание змей являются нормальной частью христианства.
Священные рощи были важной частью культа балтских племен, причем входить туда чужому было смертельно опасно. Например, в 997 году Адальберт Пражский, решивший первым христианизировать пруссов, получил копьем в бок за святотатство — он по незнанию вошел в священную рощу.
Еще в XVI веке имело место почитание священных деревьев. Как рассказывает историк Ксения Чепикова в лекции «Балтийское колдовство: ведьмы и вервольфы», в 1541 году епископ Тидеман Гизе приказал срубить священный дуб, которому местные до сих пор поклонялись.
Не менее ярким и живучим у балтийских народов было поклонение змеям. Доктор исторических наук Фрида Гуревич в статье «Древние верования народов Прибалтики по данным «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского» пишет, что еще в конце XVI века народ в Литве боготворил черных ужей. По ее словам, там до сих пор считается грехом убить ужа, а сказки тех мест описывают красоту ужиного царя, его переливчатую чешую и алмазный гребешок, а также умение жутко свистеть.