Женские архетипы аджны
Добавлено: Вс мар 18, 2018 9:37 pm
АДЖНА_ЧАКРА
Аджна чакра расположена между бровями. Ей соответствует шишковидная железа (Третий Глаз), выделяющая в наш организм гормон серотонин, который регулирует ритмы сна и бодрствования и многое другое. Известно, что у детей шишковидная железа гораздо больше, чем у взрослых. С наступлением же пубертатного периода и активацией половых гормонов она начинает усыхать, уменьшаться – серотонина в мозгу становится меньше. Интересно также, что химическим аналогом серотонина является ЛСД.
Цвет чакры – синий, сине-фиолетовый. Число аджны - 2. Ее стихия – Свет. Название чакры переводится с санскрита как «управление, приказ, руководство», или «центр управления». Это – осознанная творящая воля, воля жить как Божество, на уровне расширенного сознания.
Открытая межбровная чакра позволяет выйти за рамки обыденного восприятия, получать новые знания непосредственно из ноосферы (высшая интуиция), расширить систему жизненных ценностей и убеждений, легко менять образ жизни, обрести единство с миром. Здесь развивается сознание «наблюдателя», когда вы и вовлечены, и - осознаете свою вовлеченность одновременно. Уравновешенное состояние чакры дает знание своего пути, и проживание «недвойственности». Уровень аджны – уровень систем.
Неуравновешенное состояние аджны выражается в гордыне, искаженном и «затвердевшем» представлении о мире, зависимости от стимуляторов – наркотиков, алкоголя, секса, а также посещения всевозможных «просветляющих» семинаров. Люди, заблокировавшие свою межбровную чакру, причиняют вред себе и другим, живут в прошлом и в мечтах, не умеют прощать, тяготеют к сектантскому образу жизни.
Блокировка чакры происходит, если человек живет иллюзиями – в пространстве и во времени. Ждет чудес, замахивается на «высокое» Не нужно брать на себя больше, чем вы «можете унести». Родить ребенка невозможно за месяц, даже если собрать 9 беременных женщин. Примите свою целостность такой, как она есть. Примите реально то, что есть у вас. Не то, что имеет сосед. Не пытайтесь стать выше ближнего. Мечты сбываются, если они реальны. Чудеса надо тщательно подготавливать. Чтобы пройти путь, надо знать две вещи – где вы и куда вы хотите прийти.
Блокирующее Аджна-чакру качество - беспокойство. Оно создает напряженность во всех клетках тела и мозга. Привычка беспокоиться проистекает из эгоистичного и ошибочного представления, что мы должны думать и заботиться обо всем сами. Если аджна открыта, вы с радостью узнаете, что фактически тем, кто должен «делать всё», является Бог. Вместо того чтобы беспокоиться, вы должны переадресовать проблемы наверх, пусть Бог заботится об этом. Не уделяя беспокойного и негативного внимания проблеме, вы способствуете ее решению... и гораздо более эффективно, чем это можно было сделать с помощью эгоистичных мыслей. Для глубинной женской сути доверится Богу (миру, мужчине) естественно, потому мудрость и персонифицируется женскими божествами.
Аджна (мудрость) очень тесно связана с вишудхой (творчеством).Женщина вдыхает (воздух и вместе с ним – энергию) в вишудху – мы восхищаемся Божьим миром! Выдох же - из аджны – мудрость. Мы принимаем себя как часть мира и эту мудрость выдыхаем в пространство. Такой тип дыхание и энергообмена дает женщине активное спокойствие. Деятельная неподвижность, расслабленная концентрация – на уровне ума эти понятия парадоксальны. На уровне мудрости - они становятся естественным способом взаимодействия с жизнью.
МЫ-НЕЙРОНЫ БОГА.
«Идея отделённости вызвана нашим забытьём. Это так, словно каждый лист дерева начал считать себя отдельным, отдельным от остальных листьев... но глубоко внутри их питают одни и те же корни. Это одно дерево; листьев может быть много. Это одно существование; проявлений может быть много.»
Ошо
На уровне вишудхи речь шла об общении и воображении – о творчестве, создании образов. Границы между людьми и связи между ними – вот «тема» чакры вишудхи. На уровне аджны – скачок, количество переходит в качество! Границы становятся соединительными линиями, швами, скрепляющими бытие. Все мы связаны со всеми, мы – части системы…
Люди отличаются от других приматов способностью образовывать большие коллективы. У обезьян есть четкая корреляция между размером мозга и максимальным размером социальной группы. На основе этой корреляции можно рассчитать, что человеческий мозг в состоянии обеспечить эффективное функционирование группы из 150 индивидов, не более. Однако это не так! История и современность знают гораздо более многочисленные человеческие общности, вплоть до общности вех людей на земле – ноосферы. О ней-то и пойдет речь.
Обезьяне нужно знать каждого сородича лично, помнить историю своих взаимоотношений и знать репутацию каждого члена коллектива. Человек же может вступать в «социальные отношения» с лицами, в данный момент отсутствующими или – лично не знакомыми. То есть – воображаемыми. Связь с ними не прямая, а через «поле», следовательно, этому полю надо открыться, стать его частью.
Ноосфера – это коллективный разум земли, разум, в котором каждый из нас играет роль части, роль нейрона. Здесь, на уровне аджны, мы снова сталкиваемся с понятием синергии, нелинейном возрастании уровня энергии при усложнении системы.
Хочется немного «поиграть в математику»: Если говорить о человеческом общении, можно сказать, что связь межу элементами ноосферы (людьми)– такой же элемент системы, как и сами элементы. Качество общения с разными людьми – совершенно разное, каждый знает об этом на собственном опыте.
То есть: в группе (системе) из 2х человек – три элемента – люди и связь между ними. Соответственно, в группе из 3х человек – 6 элементов (3 чел и 3 связи). И так далее. Количество элементов (включая связи) можно высчитать по формуле:
у=(х в квадрате +х):2.
Как видите, уровень сложности возрастает нелинейно. И - дойдя до системы, включающей в себя всех людей планеты, приводит к возникновению Планетарного Сознания, то есть Бога. По сути, мы – нейроны сверхразума, нейроны Бога. Обыденным сознанием это величие охватить сложно…
Да, мало того, что личность каждого человека – сложная система, все вместе – наши личности часть большой системы, которая сложнее на несколько порядков. Это и вызывает неосознанное беспокойство, а при осознании - «экзистенциальный ужас». В этом масштабе человек так мал , ничтожен … Нет опоры, нет Эго - кто защитит? Боязнь потерять Бога в обычном понимании, Бога-родителя, запрещающего и поощряющего, указывающего пути… «Если Бога нет, то все дозволено!» - с ужасом восклицает герой Достоевского.
…Ужас. Экзистенциальный страх. Страх растворится (процесс, обратный творению)… Потеряться в космических просторах…. Поэтому и загораживаемся мы ментальными конструкциями, закрываемся. Но это, в масштабах человечества, – путь в тупик.
Закрытая система гораздо более уязвима, чем открытая. Сложная – менее уязвима, чем простая. Если система сложная и открытая, она может следовать за изменениями внешней среды при помощи положительной обратной связи. Поэтому путь Мудрости – усложнение, но продвигаться к которому надо по-женски бережно и с любовью. Так же как плод зреет в женском чреве – постепенно, постоянно приводя в соответствие внешнее и внутреннее – так и чакра аджна раскрывается и очищается в процессе ее исследования. В нашей системе – с помощью архетипов Софии, Изиды, Мнемозины и Афины.
В процессе нашей архетипической работы мы открываем в себе новые пространства. "Открывать" – значит: отпирать (двери и т. д.) и, также, – познавать новое: "научное открытие». Мы налаживаем утраченные связи между частями души. Укрепляя систему, мы расширяемся, растем, становимся все более открытыми, все более чувствительными и все менее тревожными и уязвимыми. Женская мудрость заключается в обретении чувства целого. Женщины по природе своей этой мудростью обладают. Как сказал С. Я Маршак, «возможно, это потому, что они рожают целых людей, а не их части».
СЦЕНАРНАЯ СИСТЕМА
Уровень аджны – это уровень систем. В работе с женскими архетипами аджны нам поможет знакомство с ключевым понятием из трансактного анализа (Э. Берн и его последователи) – сценарной системой. Что это такое?
С точки зрения трансактного анализа предполагается, что уже в очень раннем возрасте каждый ребенок «пишет» сценарий своей жизни. В этом сценарии есть начало и – финал. А между ними, как мост, способ взаимодействия человека с вселенной. Поэтому и наступаем мы на одни и те же грабли, потому что «решили» так, когда-то, в раннем детстве. В самом раннем детстве у нас возникают убеждения – о себе, о мире и о других. Убеждения – как убежище, убеждения, под защиту которых мы убегаем, чтобы не потерять свою самоидентификацию.
Например: ребенок замечает, что болея, он получает гораздо больше внимания родителей. А внимание родителей для маленького ребенка – это Жизнь, гарантия выживания. Чтобы не потерять этой гарантии ребенок принимает решение: «я буду больным и беспомощным»». Вот и готовы убеждения: «я - лузер» «другие – сильнее меня» «мир – опасен».
Убеждения – одна из трех частей системы. Убеждения связаны с миром символического, с личным мифом человека. Вторая часть системы – проявления в реальности. У каждого и каждой из нас есть особенности. Например – цвет волос. Особенности диктуют нам комфортное поведение. Для человека, живущего в сценарии неудачника, комфортным поведением будет избегание стрессовых ситуаций. Это поведение формирует образ жизни: «посеешь привычку, пожнешь судьбу».
Третья часть сценарной системы – мир воображения. В «воображаемом» мы вспоминаем и прогнозируем. Это царство Мнемозины, богини памяти и воображения. Возвращаясь к нашему, разумеется очень грубому, примеру: человеку, избравшему сценарий неудачника, вспоминаются обиды и промахи, подкрепляющие его убеждения и образ жизни. Думая о будущем, такой человек представляет себе возможные неудачи и окончательно «решает» ничего не предпринимать, быть пассивной жертвой обстоятельств.
Каждая часть системы связана с другой – на то она и система. Убеждения влияют на воспоминания, но и наоборот – и так далее. Как и всякая система, сценарная система человека стремится к гомеостазу (стабильности во времени) – сохраняет и защищает себя. Изменить что-либо достаточно трудно: надо работать со всеми элементами системы одновременно, бережно, с любовью. Сценарная система каждого человека не является замкнутой – человек живет в материальном мире, а душа его – является частью Мировой Души, коллективного бессознательного, ноосферы. Поэтому и Реальный мир и Коллективное Бессознательное влияют на каждого и каждую из нас.
Наше ближайшее окружение стремиться удержать нас в нашем нынешнем положении: системы «семья», «рабочий коллектив», «компания друзей» и т. д. тоже стремятся к стабильности. У кого-то роль неудачника, жертвы. Значит рядом есть и тиран, преследователь – муж, жена, начальник, мама, подруга. Им тоже придется поменяться. Меняя образ жизни, мы меняем окружение, и, в некоторой степени, меняем также и коллективное бессознательное, хотя оно весьма устойчиво к внешним воздействиям.
В своей книге «Новaя нaукa жизни: гипотезa формообрaзующей причинности"» (1981) биолог-теоретик Руперт Шелдрейк предложил теорию, объясняющую, кaк обучaются живые существa. Его теория позволяет тaкже объяснить, кaким обрaзом может обрести существовaние новый aрхетип - вслед зa чем произойдут изменения человеческой природы – и изменения во внешнем мире!
Привнести в морфическое поле (о нем подробно - в статье «что такое коллективное бессознательное» http://www.proza.ru/2013/07/09/1465) что-то новое непросто. Образно механизм этого процесса можно представить, рассматривая кривые Гаусса, так называемые «кривые Нормального распределения». Обратите, кстати говоря, внимание на слово «нормальное» - понятие нормы тесно связано с очень значимым в современном обществе архетипом Афины. Афина – «богиня без матери». Отрицание матери «прописано» в нашей культуре – есть отчество, есть фамилия (отца или мужа). А где память (один из архетипов аджны – архетип Мнемозины, богини памяти…) о матери? Ее нет – культурные нормы на сегодняшний день таковы.
Итак, кривая Гаусса. Она выглядит так: на оси Х представлена степень выраженности какого-либо признака, свойства. А на оси У – частота встречаемости именно этой степени выраженности – скажем, роста человека. Кривая имеет симметричный вид. Вершина кривой – и есть норма. Нормальный вес, нормальный рост, нормальный объем мозга, нормальный размер груди и так далее. Гауссиана широко используется в математической статистике, а пунктуальные и тяготеющие к «норме и порядку» немцы даже изображали ее на марках – до вступления в евросоюз.
Норма поведения, культурная норма… Согласно Шелдрейку, если то или иное поведение встречается (ось У) достaточно чaсто, оно зaпечaтлевaется в неком «морфическом» (или формообрaзующем) поле. Это поле облaдaет накопительной пaмятью, хрaнящей все, что происходило с дaнным видом в прошлом.Но понятие нормы со временем может меняться – если изменяются условия среды, вслед за ними изменяется степень выраженности признака. Например – после того как китайцы стали употреблять в пищу молоко, их средний рост вырос – и норма «средний рост» стала для них другой. Кривая сдвинулась….
Процесс этот, однако, происходит не плавно, а скачком. Скачкообразность его связана с инерцией – инерцией представления о мире в сценарной системе человека (или – в данном примере – целого народа). Любая система, и сценарная система человека, народа, человечества обладает двумя качествами – гомеостазисом и гомеорезисом. То есть – она стремиться сохранить целостность (гомеостазис), но, чтобы выжить, должна реагировать на изменения во внешнем мире (гомеорезис). Поэтому новые нормы принимаются бессознательным, личным и коллективным – не постепенно, а скачками.
Это похоже на процесс кристаллизации – кристалл нового смысла, нового архетипа, новой мыслеформы бросается в уже перенасыщенный раствор группового бессознательного.
По такой схеме проходят у нас семинары - выслушав групповой запрос, который образно можно представить как перенасыщенный раствор, ведущий вбрасывает в него «кристалл» соответствующего смысла.
МНЕМОЗИНА, ПАМЯТЬ.
Мнемозина. Древнегреческая богиня памяти, мать 9ти муз, рожденных ею от громовержца-Зевса, дочь Урана и Геи. Зевс соблазнил ее в образе пастуха и девять ночей восходил к ней на ложе. Слияние Энергии (Зевс) и Памяти (Мнемозина) дает начало Творчеству и Знаниям. Мнемозина обладает Всеведением: согласно Гесиоду она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевает вдохновение, он пьёт из источника Мнемозины; это значит, что он прикасается к познанию «начал». При оракуле Трофония был источник Леты, из которого пили воду намеревавшиеся вопросить бога (чтобы забыть старые обусловленности), и источник Мнемозины, из которого пили получившие ответ, чтобы удержать его в памяти.
…Если нет уникальности человека, его привязки к прожитой судьбе, то все дозволено. Нет памяти – ничего не значимо. Мнемозина ведала не только прошлое, а также и будущее, то есть, тем самым была богиней времени, но не линейного, не физического (как Кронос). Время Мнемозины – ризома, пресловутый сад расходящихся тропок. Воспоминания петляют, возвращаются назад по накатанным дорожкам, запутывают в кокон - все уже было! И это было… И это пройдет… Воображение слабеет, желания гасятся об переплетение нитей. Довольно, хватит – человек успокаивается, он доволен. В этом есть мудрость – в спокойствии, в принятии, но только ли в этом она?
Это похоже на кокон, защищающий и отделяющий от мира. Для нового шага в неведомое этот кокон надо разорвать изнутри и - улететь! Вот несколько бесед с Мнемозиной, архетип был сфокусирован на одну из участниц семинара.
Мнемозина: У меня девять взрослых дочек, и у них вечно какие-то запутки. Все время влюбляются в творческих личностей – поэтов, музыкантов, танцоров…. Я – дворничиха, а муж у меня слесарь. Но он не муж мне, впрочем. Он так. Был - и нету. Вот девок девять родила…
Вопрос: А он же был бог и ты богиня? И по мифу он был с тобой в образе пастуха. Почему?
Мнемозина: Ничего не помню. Он был слесарь, а я – дворничиха. А девки растут – надо обуть. Одеть, накормить. Других мужчин у меня и не было – не до того было. Детей надо было поднимать.
Д: Так ты забыла все? Ты, богиня памяти?
М: Надо забыть, чтобы поверить в уникальность земной жизни. Чтобы увидеть мелочи, детали и быть в них, надо забыть целое. Надо заплестись в переплетения жизни. Это заколдованный лес, который не пускает то, что сейчас не нужно. Придет срок и расступится. Что-то сработает. То, что пробудит память о моей божественной природе.
….Недвойственность восприятия – свойство аджны. Мнемозина – богиня и Мнемозина – простая, земная, мать непутевых дочерей – одно. Малое и великое – одно. Часть и целое – одно. Снова предоставим слово Мнемозине:
Мнемозина: В линейном времени нельзя быть только здесь и сейчас. Вокруг «Здесь и Сейчас», всегда есть жестко фиксированная зона Прошлого и Будущего. Мы можем, перепросматривая, менять Прошлое, но не то, что было 5 минут назад. Мы можем иметь достаточно вариативное Будущее на год вперед, но маловероятно, что через 5 минут мы окажемся в аэропорту. Вокруг, да, есть зона нелинейности и неопределенности, но не абсолютная. Но я могу открыть путь и к большей неопределенности… Сейчас это возможно….
Я ощущаю саркофаг… Когда-то, (при фараоне Тутмосе третьем?), был заключен Договор. До этого души сохраняли память при переходе в Царство Мёртвых. Договор связан с забытием перехода. Он был заключен всем человечеством. Оно получило за отказ от памяти перехода новую истину – незнание. Жизнь на земле стала ярче и плотнее. Вся эта история связана с детством. Ребенок до 4х лет ощущает себя живым богом, потом себя как бога забывает. Зато начинает помнить сложившееся у него объяснение мира. И попадает в кокон Мнемозины, в саркофаг, откуда только наблюдает.
Накопительство информации о себе. Оно сейчас раздуто – раздуто эго, и аджна блокируется. «Общество спектакля», знаковый вопрос: «как ты себя позиционируешь?» Позиция, позировать – застыть в позе, как статуя. Тут есть связь с каменным саркофагом. Каменное тело статуи – саркофаг, гроб, тюрьма. Тащим на себе истории, которые засовывают нас в тюрьму… «Помним»…. А настоящая память равна забвению. Вот если кто-то любимый уехал, а ты все на фотографию смотришь, «помнишь». А потом он приезжает и он – другой. Он изменился, его уже не засунуть в эту фотографию.
Вопрос: Как память связана с вниманием? «Имать», брать что-то внутрь…
Мнемозина: Это - фасеточные глаза насекомых. Мы смотрим на одно, а видим чуть по-разному. Мой главный глаз внутри живота. Глаза головы связаны с поверхностью вещей. Глаз внутри – с тайной. Глаз головы имеет способность устремляться (Афина!) и быть стрелой. Глаз внутри – он не устремляется, он принимает. В него кидают впечатления. «Насыщенность» впечатлениями… Впечатаны отпечатки. Вещей, людей, событий… - это и есть память.
Мнемозина «заведует» обучением, ведь обучение – это память и внимание. И интересен двойной смысл слова «узнать». Узнать можно уже известное («узнать знакомого), а можно узнать – новое. Когда весь мир нов, обучение происходит эффективно. В детстве, когда третий глаз, аджна-чакра, еще активен, обучение идет в состоянии недвойственности. Играя, ребенок - и в фантастическом пространстве игры и в пространстве реальности. В детстве мы хорошо знаем состояние «и – и», а не «или- или».
Если сознание взрослого можно сравнить с ущельем (извилина в мозгу, натренированная, известная), по которому пробирается мысль, то сознание ребенка – цветущая равнина, где интересно все – кусты, цветы, пригорки, ручьи и бабочки. Память ребенка еще открыта – поэтому и совершает он открытия каждый момент своей жизни.
Чем дольше детство (у разных видов животных оно длится неодинаково, но у человека – дольше всех), тем большее количество стратегий жизни вырабатывается. Младенцы и маленькие дети — это институт исследования и развития человечества. Детство - период естественной защищенности, детям не надо бороться за жизнь и за лучшего сексуального партнера, они беззащитны, без брони, без шлема (это уже отсылка к архетипу Афины), без каменного саркофага, без кокона знаний о стратегиях.
Внимание и сознание взрослого человека напоминает прожектор. Наше сознание концентрируется на одной вещи (представляющейся важной в настоящий момент) и выделяет ее особенно ярко, оставляя остальное в темноте. Это – те «глаза Мнемозины», которые устремляются, как копье. Сознание маленьких детей - маяк, притягивающий информацию: тот «глаз Мнемозины», который принимает в себя. Дети плохо концентрируются на одной вещи. Но - воспринимают множество информации из различных источников одновременно.
Ресурсное взаимодействие с Мнемозиной дает гибкость сознания. Память у таких людей, как правило, очень хорошая и помнят они – в основном хорошее. Женщина, ресурсно связанная с Мнемозиной, ярко помнит детство и при необходимости туда возвращается, обновляясь и освежаясь. Поэтому и сохраняет она на долгие годы свою молодость – как внутреннюю, так и внешнюю, ведь наша внешность очень зависит от энергетической наполненности. Часто внешность таких людей – «эльфийская»: худощавое телосложение, большие яркие глаза, моложавость, отсутствие «пышных форм».
Жизненный сценарий таких женщин позитивен – это или сценарий победителя или (чаще) сценарий с открытым концом – с возможностью менять сценарную систему, как ребенок меняет правила игры. У дамы, «заручившейся» поддержкой Мнемозины хорошая «перспективная память» - память на намеренье. Если есть жизненная цель (а у таких людей она, как правило, есть), перспективная память не дает забыть о ней, как магнит, притягивает нужных людей, события, впечатления.
Обладая даром изменять свою жизнь, женщина с ресурсом Мнемозины делает это комфортно для окружающих, не «кидая» их. Всегда, когда это возможно, она предпочтет вариант соединения, а не разделения. Не вычеркивать, а добавлять – вот принцип, которым она руководствуется. Поэтому, если вы встречаете даму, сохраняющую хорошие отношения с бывшим мужем, с его нынешней женой, с их детьми, с детьми от первых браков своего второго мужа и так далее – можно с уверенностью сказать, что у этой женщины с Мнемозиной «все хорошо».
Развитая интуиция, развитое эстетическое чувство, чувство будущего и умение брать энергию из ресурсного варианта будущего – в настоящее: вот дары Мнемозины. Женщина с ресурсом Мнемозины – женщина интересная и мудрая. Рядом с ней никогда не скучно, опыт и живость восприятия притягивают к ней людей. Как правило, она занимается какой-либо интеллектуальной или творческой деятельностью, сохраняя работоспособность, живость ума и позитивный подход к жизни до глубокой старости.
Нересурсное взаимодействие с Мнемозиной закрывает для женщины контакт с Женской Мудростью, превращает ее в механистический автомат. Богиня памяти Мнемозина тесно связана с Мокошью, богиней судьбы. Память, это судьба наоборот, автобиография. Если взаимодействие с архетипом Мнемозины жесткое, нересурсное, мы становимся заложниками своей биографии. Рабами своей сценарной системы. И себя, и окружающих мы расцениваем с позиции «нарративного подхода к жизни». Что это такое?
Нарратив – это рассказ, сюжет. И, как показали психологические эксперименты, сюжет жизни может быть ценнее самой жизни: как говорится «Для красного словца не пожалеть ни мать ни отца»… Нобелевский лауреат Д. Канеман в своей книге «Thinking, Fast and Slow» рассуждает о сюжете оперы Травиата. В конце этой оперы разлученные влюбленные соединяются – на 10 минут, после чего несчастная Травиата умирает от чахотки. Казалось бы, чему тут завидовать? Однако, думаю, не одно женское сердечко сладко замирает, когда после 10 минут восхитительной музыки Травиата умирает на руках любимого…
«Я внезапно понял, что меня совсем не интересовала продолжительность жизни Виолетты. Если бы мне сказали, что она умерла в 27 лет, а не в 28, известие о том, что она потеряла год счастливой жизни, совсем бы меня не тронуло, но вероятность потерять последние 10 минут жизни значила куда больше. Более того, эмоции, которые я испытал бы от воссоединения влюбленных, не изменились, если бы я узнал, что они провели вместе неделю, а не 10 минут. Тем не менее, если бы герой опоздал, «Травиата» оказалась бы совершенно другой историей»
«Пренебрежение к срокам нормально для рассказа, и его настроение часто определяется его финалом. Это то, как работает память: она создает истории и сохраняет их для будущего. Мы воспринимаем жизнь как сюжет не только в опере»
Если вместо поддержки Мнемозины женщина попадает в плен этого архетипа, вся ее жизнь становится рассказом. Рассказом о себе самой. Ради эффектного сюжета теряется проживание времени, детальность, насыщенность жизни – теряется впустую энергия.
Если контакт с архетипом искажен, человек забывает, что он – Актер, забывает, что он – Наблюдатель. Происходит отождествление с Ролью – социальной, психологической…
Привязка к роли (начальницы, страдалицы, жены, любовницы, тетушки или ветреницы – все равно) ведет и к привязке к вещам. Реквизит, который для Актрисы всего лишь средство, для женщины, живущей только в Роли – цель. Накопленный багаж мешает легкости передвижения, заземляет. Женщины, живущие в ситуации «нарративного подхода к жизни» часто «делятся с подругами» своими любовными историями, подменяя любовь и жизнь рассказами о них. Такая дама всегда стремится к финалу, «зачету», то есть, по сути – к смерти. Ведь смерть – единственный финал жизни.
Нересурсное взаимодействие с Богиней Памяти приводит к повышенному уровню вины и тревожности. Вина – потерянность человека в прошлом. Тревога – это потерянность в будущем. Люди, не наладившие контакт с Мнемозиной все время бояться опоздать – и действительно – все делают не вовремя. Если вы чувствуете, что в ваших отношениях с Мнемозиной что-то не так - откажитесь от часов. Спрячьте все часы и проведите день без них. Проснулись – вставайте, голодны – ешьте, устали – отдыхайте, хотите что-то сделать – делайте. Вы с удивление обнаружите, потеряв «линейность» что ваш день стал длиннее и насыщеннее…
Если канал к архетипу Мнемозины нуждается в коррекции, человек рано становится «взрослым», памятником самому себе, застывшей в определенной позе статуей. Женщины такого типа часто выглядят очень озабоченными. Причем эта забота направлена на сохранение чего-бы то ни было, а не на достижение новых целей. В супружеских отношениях такие дамы ревнивы, и ревнуют мужа не только к женщинам, но и к его друзьям и его делу. В отношениях они стремятся к стопроцентно гарантированному будущему. Но, если будущее уже произошло, жить становится очень неинтересно.
Нересурсность отношений с архетипом может также принимать и форму одержимости Мнемозиной. Тогда человек начинает считать себя «мультиличностью», легко меняет любимых, друзей, страны и работу, но по сути – это ненадежный мотылек, живущий одним днем. Такой «мерцающий» человек в глубине души ощущает себя пустым, полноты проживания момента, который дает Мнемозина, в этом случае – нет.
ИЗИДА. СОБИРАНИЕ
Изи;да почиталась в древнем Египте как супруга Осириса и мать Гора и – метафорически – всех фараонов Египта. Считалась, что она присутствует при рождении каждого правителя, облегчая родовые муки августейшей роженице. Изида - дочь бога Геба и богини Нут, правнучка Ра. Таким образом, Осирису она была не только женой, но и сестрой. Исида также являлась сестрой Сета и Нефтиды.
Известна Изида тем, что собрала по частям расчлененного злым братом Сетом Озириса, перед этим долго странствуя по Египту в образе простолюдинки в поисках частей тела Озириса. Изиде удалось собрать все части Озириса, кроме детородного члена, который был проглочен рыбой. Тогда она слепила фаллос из глины, прикрепила в соответствующем месте и, оборотясь птицей-коршуном, взлетела над телом мертвого мужа, закрыла его крылами и зачала от него сына Гора. В память об этом Изиду часто изображают крылатой. Она - покровительница мертвых, оберегающая сенью своих крыл западный угол саркофага.
Изида родила Гора в тростниковом убежище в болотах. Статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Свои тайные силы богиня передала Гору (его также называют Гарпократом ). С помощью хитрости Изида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол Осириса и стать владыкой Египта. Сет был изгнан в пустыню, Осирис же удалился из мира живых, став владыкой и судьей в подземном царстве.
Вторая значимая легенда об Изиде – история об обретении ею тайной мудрости, заключенной в истинном имени бога богов Ра. Бог Ра, кормчий солнечной ладьи, уронил на землю свою слюну. Из этой слюны, смешав ее с землею, Изида вылепила змею, ужалившую бога-патриарха. Ра стал страдать от укуса, избавится же от боли он не мог, так как змея и яд ее были сделаны из его же собственной плоти.
Изида обещала Ра помощь, но в обмен на тайные знания. Ра сперва хотел обмануть богиню, сообщая ей вымышленные имена, но Изида, проницательная, обман раскусила. Наконец страдающий бог сдался и раскрыл жене Осириса полную и изначальную мудрость, которую дает знание его тайного имени. История в духе Афины – интриги, интриги…
Изида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывали в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. Таким образом, она - покровительницей магии, материнства, мудрости, стремления к знаниям. Мудрость Изиды - женская мудрость. Это умение собрать воедино разрозненные части целого, кропотливое собирание знания по крупицам. А когда все мыслимые факты собраны – приходит черед интуиции, которой надо решиться воспользоваться! Метафорически этот «урок Изиды» зашифрован в легенде о воскрешении ею Осириса.
Изиде приписывалось изобретение медицины. Вместе с Осирисом она обучила людей искусствам и ремеслам. Также, по воззрениям древних египтян, богиня Изида изобрела парус (как и Афина!), странствуя в поисках мужа по свету. Как считают историки, имя богини произошло от древнеегипетского слова «трон» или «престол». Часто она изображалась в виде женщины, увенчанной короной в виде трона. Иногда головной убор Изиды представляет собой солнечный круг между двух коровьих рогов, что сближает ее с богиней Хатхор, небесной коровой. Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Изиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Тет напоминает по своим очертаниям анк, у которого боковые лучи опущены и прижаты к нижнему.
Священным животным Изиды как считалась «великая белая корова». Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности. Звезда Исиды - Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также созвездие, которое мы называем Большой медведицей, а древние египтяне считали самкой гиппопотама, окруженной крокодилами. Сторона света, соотнесенная с Изидой — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула.
Изиду почитали на всей территории Древнего Египта. Главный храм Изиды был расположен на острове Филе, в устье Нила. С приходом христианства храм Изиды был переименован в храм Богородицы, и изображения Изиды с младенцем Гором на руках соответствующим образом подправлены. На протяжении полутора тысяч лет прихожане и не знали, что молятся они не перед статуей девы Марии, а перед Изидой, принявшей новый облик. А когда на Ниле было построено Асуанское водохранилище и остров Филе стал затопляться, храм по частям перенесли на соседний остров.
Культ Изиды и ее мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Святилища Изиды были широко распространены городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (современный Париж). Отдельные авторы усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды. Также встречалось мнение об иконографическом влиянии образа Исиды с младенцем Гором на изображение Богородицы, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида прятала юного Гора в тростниках, опасаясь Сета.
Архетип Изиды очень популярен в эзотерике. Но это не совсем та Изида, которой поклонялись древние египтяне. Ряд мифов об Изиде возник в Эпоху Возрождения и подчерпнут из так называемого «герметического корпуса» - системы рукописей, приписываемых Гермесу Трисмегисту – Триждывеличайшему (Герметический корпус создан в эллинистической Александрии, но первоначально датировался как древнейший, добиблейский), и из древнегреческих источников (Плутарх – «трактат «Об Озирисе и Изиде», Апулей – «Золотой Осел»)
Тогда и возник образ некоего мистического, идеализированного Египта, имевшего мало общего с реальной исторической страной. Это был «Египет духа» (ср. у Н. Гумилева – «В Индию духа купить билет»). Об этом можно почитать в книге «Эгипет» (обратите внимание на Э вместо Е), которую написал американский писатель Джон Краули.
Большой вклад в популяризацию образа Эзотерической Изиды внесла Е. П.Блаватская. В ее фундаментальной книге по герметической философии «Разоблачённая Изида». Считается, что писать Елене Петровне помогали «невидимые соавторы», астральные сущности.
Изида как символ тайных знаний, жрица Таро, окутанная покрывалом тайны, мать Гора-Гарпократа, почитавшегося в древней Греции как бога молчания (вследствие ошибки, истолкования пальца во рту, в Древнем Египте - символа детства, как жеста молчания) – эта трактовка Изиды дополнила и обогатила древний архетип.
Центральный миф эзотериков относительно Изиды, совершенно не египетский, связан с «покрывалом Изиды». Он рассказывает о статуе божества, покрытой некой пеленой, неким покровом, и, якобы, за покровом этим кроется Истина. И цель ученика-оккультиста - узнать эту Истину… Легенда гласит, что своевольного ученика, дерзнувшего залезть ночью в храм и поднять покров, наутро находили там бездыханным.
Миф про тайную истину под покрывалом чрезвычайно насыщен архетипическими и философскими смыслами и при изучении архетипов аджны нам предстоит работать с ним очень кропотливо. По-древнегречески Истина звучит как «алетейя» — несокрытая (Лета сокрывает покровом забвения, Лета – антипод Мнемозины). Голая Истина, голая правда, открытость, откровенность – эти словесные метафоры подчеркивают отсутствие на истине покрова. Разоблачение - срывание покрова лжи, обнажение истины. Истина - нечто чиИСтое, беспримесное: начистоту.
И – вместе с тем – тайна нужна людям, так же как и истина. Тайна пирамид, тайна Третьей Планеты, Тайна Имени, секрет того-то, секрет сего-то, топ-секрет, тайные общества, тайные заговоры… Таинство веры.. военные и коммерческие тайны… Похоже, архетип Изиды с ее мифическим покровом и умением собирать части информации по кускам и создавать самой недостающую (но ключевую!) часть – как раз на перекрестке « Тайна – Истина».
Есть ли что-нибудь под покрывалом Изиды? Возможно, сам вопрос поставлен некорректно. Возможно, нет никакого «под» и весь контур мифической статуи Изиды и выполнен как раз этой как бы скрывающей ее тканью. Поэтому попытка снять покров разрушительна. Этот покров и есть сама Изида. Покрывало Изиды можно увидеть как ткань звездного неба, космоса. Ткань звезд, которая видится как некий покров, как некое Небо. У Канта мы находим интуицию, наиболее полно воплощающую идею Изиды. Это интуиция «вещи-в-себе».
По Канту, все, что мы в состоянии постичь, определяется врожденно свойственной нам, людям, «сеткой восприятия», в частности — пространством и временем. Вне пространства и времени мы ничего не можем ни познать не воспринять. Но при этом мы не можем не понимать, что эта сетка — наша. Это мы воспринимаем вещи в пространстве и времени. А каковы они сами по себе, мы не знаем, и знать не можем. Но при этом они там есть и они там «какие-то». Эти вещи-в-себе —и есть то, что являет собой Изида.
Аджна чакра расположена между бровями. Ей соответствует шишковидная железа (Третий Глаз), выделяющая в наш организм гормон серотонин, который регулирует ритмы сна и бодрствования и многое другое. Известно, что у детей шишковидная железа гораздо больше, чем у взрослых. С наступлением же пубертатного периода и активацией половых гормонов она начинает усыхать, уменьшаться – серотонина в мозгу становится меньше. Интересно также, что химическим аналогом серотонина является ЛСД.
Цвет чакры – синий, сине-фиолетовый. Число аджны - 2. Ее стихия – Свет. Название чакры переводится с санскрита как «управление, приказ, руководство», или «центр управления». Это – осознанная творящая воля, воля жить как Божество, на уровне расширенного сознания.
Открытая межбровная чакра позволяет выйти за рамки обыденного восприятия, получать новые знания непосредственно из ноосферы (высшая интуиция), расширить систему жизненных ценностей и убеждений, легко менять образ жизни, обрести единство с миром. Здесь развивается сознание «наблюдателя», когда вы и вовлечены, и - осознаете свою вовлеченность одновременно. Уравновешенное состояние чакры дает знание своего пути, и проживание «недвойственности». Уровень аджны – уровень систем.
Неуравновешенное состояние аджны выражается в гордыне, искаженном и «затвердевшем» представлении о мире, зависимости от стимуляторов – наркотиков, алкоголя, секса, а также посещения всевозможных «просветляющих» семинаров. Люди, заблокировавшие свою межбровную чакру, причиняют вред себе и другим, живут в прошлом и в мечтах, не умеют прощать, тяготеют к сектантскому образу жизни.
Блокировка чакры происходит, если человек живет иллюзиями – в пространстве и во времени. Ждет чудес, замахивается на «высокое» Не нужно брать на себя больше, чем вы «можете унести». Родить ребенка невозможно за месяц, даже если собрать 9 беременных женщин. Примите свою целостность такой, как она есть. Примите реально то, что есть у вас. Не то, что имеет сосед. Не пытайтесь стать выше ближнего. Мечты сбываются, если они реальны. Чудеса надо тщательно подготавливать. Чтобы пройти путь, надо знать две вещи – где вы и куда вы хотите прийти.
Блокирующее Аджна-чакру качество - беспокойство. Оно создает напряженность во всех клетках тела и мозга. Привычка беспокоиться проистекает из эгоистичного и ошибочного представления, что мы должны думать и заботиться обо всем сами. Если аджна открыта, вы с радостью узнаете, что фактически тем, кто должен «делать всё», является Бог. Вместо того чтобы беспокоиться, вы должны переадресовать проблемы наверх, пусть Бог заботится об этом. Не уделяя беспокойного и негативного внимания проблеме, вы способствуете ее решению... и гораздо более эффективно, чем это можно было сделать с помощью эгоистичных мыслей. Для глубинной женской сути доверится Богу (миру, мужчине) естественно, потому мудрость и персонифицируется женскими божествами.
Аджна (мудрость) очень тесно связана с вишудхой (творчеством).Женщина вдыхает (воздух и вместе с ним – энергию) в вишудху – мы восхищаемся Божьим миром! Выдох же - из аджны – мудрость. Мы принимаем себя как часть мира и эту мудрость выдыхаем в пространство. Такой тип дыхание и энергообмена дает женщине активное спокойствие. Деятельная неподвижность, расслабленная концентрация – на уровне ума эти понятия парадоксальны. На уровне мудрости - они становятся естественным способом взаимодействия с жизнью.
МЫ-НЕЙРОНЫ БОГА.
«Идея отделённости вызвана нашим забытьём. Это так, словно каждый лист дерева начал считать себя отдельным, отдельным от остальных листьев... но глубоко внутри их питают одни и те же корни. Это одно дерево; листьев может быть много. Это одно существование; проявлений может быть много.»
Ошо
На уровне вишудхи речь шла об общении и воображении – о творчестве, создании образов. Границы между людьми и связи между ними – вот «тема» чакры вишудхи. На уровне аджны – скачок, количество переходит в качество! Границы становятся соединительными линиями, швами, скрепляющими бытие. Все мы связаны со всеми, мы – части системы…
Люди отличаются от других приматов способностью образовывать большие коллективы. У обезьян есть четкая корреляция между размером мозга и максимальным размером социальной группы. На основе этой корреляции можно рассчитать, что человеческий мозг в состоянии обеспечить эффективное функционирование группы из 150 индивидов, не более. Однако это не так! История и современность знают гораздо более многочисленные человеческие общности, вплоть до общности вех людей на земле – ноосферы. О ней-то и пойдет речь.
Обезьяне нужно знать каждого сородича лично, помнить историю своих взаимоотношений и знать репутацию каждого члена коллектива. Человек же может вступать в «социальные отношения» с лицами, в данный момент отсутствующими или – лично не знакомыми. То есть – воображаемыми. Связь с ними не прямая, а через «поле», следовательно, этому полю надо открыться, стать его частью.
Ноосфера – это коллективный разум земли, разум, в котором каждый из нас играет роль части, роль нейрона. Здесь, на уровне аджны, мы снова сталкиваемся с понятием синергии, нелинейном возрастании уровня энергии при усложнении системы.
Хочется немного «поиграть в математику»: Если говорить о человеческом общении, можно сказать, что связь межу элементами ноосферы (людьми)– такой же элемент системы, как и сами элементы. Качество общения с разными людьми – совершенно разное, каждый знает об этом на собственном опыте.
То есть: в группе (системе) из 2х человек – три элемента – люди и связь между ними. Соответственно, в группе из 3х человек – 6 элементов (3 чел и 3 связи). И так далее. Количество элементов (включая связи) можно высчитать по формуле:
у=(х в квадрате +х):2.
Как видите, уровень сложности возрастает нелинейно. И - дойдя до системы, включающей в себя всех людей планеты, приводит к возникновению Планетарного Сознания, то есть Бога. По сути, мы – нейроны сверхразума, нейроны Бога. Обыденным сознанием это величие охватить сложно…
Да, мало того, что личность каждого человека – сложная система, все вместе – наши личности часть большой системы, которая сложнее на несколько порядков. Это и вызывает неосознанное беспокойство, а при осознании - «экзистенциальный ужас». В этом масштабе человек так мал , ничтожен … Нет опоры, нет Эго - кто защитит? Боязнь потерять Бога в обычном понимании, Бога-родителя, запрещающего и поощряющего, указывающего пути… «Если Бога нет, то все дозволено!» - с ужасом восклицает герой Достоевского.
…Ужас. Экзистенциальный страх. Страх растворится (процесс, обратный творению)… Потеряться в космических просторах…. Поэтому и загораживаемся мы ментальными конструкциями, закрываемся. Но это, в масштабах человечества, – путь в тупик.
Закрытая система гораздо более уязвима, чем открытая. Сложная – менее уязвима, чем простая. Если система сложная и открытая, она может следовать за изменениями внешней среды при помощи положительной обратной связи. Поэтому путь Мудрости – усложнение, но продвигаться к которому надо по-женски бережно и с любовью. Так же как плод зреет в женском чреве – постепенно, постоянно приводя в соответствие внешнее и внутреннее – так и чакра аджна раскрывается и очищается в процессе ее исследования. В нашей системе – с помощью архетипов Софии, Изиды, Мнемозины и Афины.
В процессе нашей архетипической работы мы открываем в себе новые пространства. "Открывать" – значит: отпирать (двери и т. д.) и, также, – познавать новое: "научное открытие». Мы налаживаем утраченные связи между частями души. Укрепляя систему, мы расширяемся, растем, становимся все более открытыми, все более чувствительными и все менее тревожными и уязвимыми. Женская мудрость заключается в обретении чувства целого. Женщины по природе своей этой мудростью обладают. Как сказал С. Я Маршак, «возможно, это потому, что они рожают целых людей, а не их части».
СЦЕНАРНАЯ СИСТЕМА
Уровень аджны – это уровень систем. В работе с женскими архетипами аджны нам поможет знакомство с ключевым понятием из трансактного анализа (Э. Берн и его последователи) – сценарной системой. Что это такое?
С точки зрения трансактного анализа предполагается, что уже в очень раннем возрасте каждый ребенок «пишет» сценарий своей жизни. В этом сценарии есть начало и – финал. А между ними, как мост, способ взаимодействия человека с вселенной. Поэтому и наступаем мы на одни и те же грабли, потому что «решили» так, когда-то, в раннем детстве. В самом раннем детстве у нас возникают убеждения – о себе, о мире и о других. Убеждения – как убежище, убеждения, под защиту которых мы убегаем, чтобы не потерять свою самоидентификацию.
Например: ребенок замечает, что болея, он получает гораздо больше внимания родителей. А внимание родителей для маленького ребенка – это Жизнь, гарантия выживания. Чтобы не потерять этой гарантии ребенок принимает решение: «я буду больным и беспомощным»». Вот и готовы убеждения: «я - лузер» «другие – сильнее меня» «мир – опасен».
Убеждения – одна из трех частей системы. Убеждения связаны с миром символического, с личным мифом человека. Вторая часть системы – проявления в реальности. У каждого и каждой из нас есть особенности. Например – цвет волос. Особенности диктуют нам комфортное поведение. Для человека, живущего в сценарии неудачника, комфортным поведением будет избегание стрессовых ситуаций. Это поведение формирует образ жизни: «посеешь привычку, пожнешь судьбу».
Третья часть сценарной системы – мир воображения. В «воображаемом» мы вспоминаем и прогнозируем. Это царство Мнемозины, богини памяти и воображения. Возвращаясь к нашему, разумеется очень грубому, примеру: человеку, избравшему сценарий неудачника, вспоминаются обиды и промахи, подкрепляющие его убеждения и образ жизни. Думая о будущем, такой человек представляет себе возможные неудачи и окончательно «решает» ничего не предпринимать, быть пассивной жертвой обстоятельств.
Каждая часть системы связана с другой – на то она и система. Убеждения влияют на воспоминания, но и наоборот – и так далее. Как и всякая система, сценарная система человека стремится к гомеостазу (стабильности во времени) – сохраняет и защищает себя. Изменить что-либо достаточно трудно: надо работать со всеми элементами системы одновременно, бережно, с любовью. Сценарная система каждого человека не является замкнутой – человек живет в материальном мире, а душа его – является частью Мировой Души, коллективного бессознательного, ноосферы. Поэтому и Реальный мир и Коллективное Бессознательное влияют на каждого и каждую из нас.
Наше ближайшее окружение стремиться удержать нас в нашем нынешнем положении: системы «семья», «рабочий коллектив», «компания друзей» и т. д. тоже стремятся к стабильности. У кого-то роль неудачника, жертвы. Значит рядом есть и тиран, преследователь – муж, жена, начальник, мама, подруга. Им тоже придется поменяться. Меняя образ жизни, мы меняем окружение, и, в некоторой степени, меняем также и коллективное бессознательное, хотя оно весьма устойчиво к внешним воздействиям.
В своей книге «Новaя нaукa жизни: гипотезa формообрaзующей причинности"» (1981) биолог-теоретик Руперт Шелдрейк предложил теорию, объясняющую, кaк обучaются живые существa. Его теория позволяет тaкже объяснить, кaким обрaзом может обрести существовaние новый aрхетип - вслед зa чем произойдут изменения человеческой природы – и изменения во внешнем мире!
Привнести в морфическое поле (о нем подробно - в статье «что такое коллективное бессознательное» http://www.proza.ru/2013/07/09/1465) что-то новое непросто. Образно механизм этого процесса можно представить, рассматривая кривые Гаусса, так называемые «кривые Нормального распределения». Обратите, кстати говоря, внимание на слово «нормальное» - понятие нормы тесно связано с очень значимым в современном обществе архетипом Афины. Афина – «богиня без матери». Отрицание матери «прописано» в нашей культуре – есть отчество, есть фамилия (отца или мужа). А где память (один из архетипов аджны – архетип Мнемозины, богини памяти…) о матери? Ее нет – культурные нормы на сегодняшний день таковы.
Итак, кривая Гаусса. Она выглядит так: на оси Х представлена степень выраженности какого-либо признака, свойства. А на оси У – частота встречаемости именно этой степени выраженности – скажем, роста человека. Кривая имеет симметричный вид. Вершина кривой – и есть норма. Нормальный вес, нормальный рост, нормальный объем мозга, нормальный размер груди и так далее. Гауссиана широко используется в математической статистике, а пунктуальные и тяготеющие к «норме и порядку» немцы даже изображали ее на марках – до вступления в евросоюз.
Норма поведения, культурная норма… Согласно Шелдрейку, если то или иное поведение встречается (ось У) достaточно чaсто, оно зaпечaтлевaется в неком «морфическом» (или формообрaзующем) поле. Это поле облaдaет накопительной пaмятью, хрaнящей все, что происходило с дaнным видом в прошлом.Но понятие нормы со временем может меняться – если изменяются условия среды, вслед за ними изменяется степень выраженности признака. Например – после того как китайцы стали употреблять в пищу молоко, их средний рост вырос – и норма «средний рост» стала для них другой. Кривая сдвинулась….
Процесс этот, однако, происходит не плавно, а скачком. Скачкообразность его связана с инерцией – инерцией представления о мире в сценарной системе человека (или – в данном примере – целого народа). Любая система, и сценарная система человека, народа, человечества обладает двумя качествами – гомеостазисом и гомеорезисом. То есть – она стремиться сохранить целостность (гомеостазис), но, чтобы выжить, должна реагировать на изменения во внешнем мире (гомеорезис). Поэтому новые нормы принимаются бессознательным, личным и коллективным – не постепенно, а скачками.
Это похоже на процесс кристаллизации – кристалл нового смысла, нового архетипа, новой мыслеформы бросается в уже перенасыщенный раствор группового бессознательного.
По такой схеме проходят у нас семинары - выслушав групповой запрос, который образно можно представить как перенасыщенный раствор, ведущий вбрасывает в него «кристалл» соответствующего смысла.
МНЕМОЗИНА, ПАМЯТЬ.
Мнемозина. Древнегреческая богиня памяти, мать 9ти муз, рожденных ею от громовержца-Зевса, дочь Урана и Геи. Зевс соблазнил ее в образе пастуха и девять ночей восходил к ней на ложе. Слияние Энергии (Зевс) и Памяти (Мнемозина) дает начало Творчеству и Знаниям. Мнемозина обладает Всеведением: согласно Гесиоду она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевает вдохновение, он пьёт из источника Мнемозины; это значит, что он прикасается к познанию «начал». При оракуле Трофония был источник Леты, из которого пили воду намеревавшиеся вопросить бога (чтобы забыть старые обусловленности), и источник Мнемозины, из которого пили получившие ответ, чтобы удержать его в памяти.
…Если нет уникальности человека, его привязки к прожитой судьбе, то все дозволено. Нет памяти – ничего не значимо. Мнемозина ведала не только прошлое, а также и будущее, то есть, тем самым была богиней времени, но не линейного, не физического (как Кронос). Время Мнемозины – ризома, пресловутый сад расходящихся тропок. Воспоминания петляют, возвращаются назад по накатанным дорожкам, запутывают в кокон - все уже было! И это было… И это пройдет… Воображение слабеет, желания гасятся об переплетение нитей. Довольно, хватит – человек успокаивается, он доволен. В этом есть мудрость – в спокойствии, в принятии, но только ли в этом она?
Это похоже на кокон, защищающий и отделяющий от мира. Для нового шага в неведомое этот кокон надо разорвать изнутри и - улететь! Вот несколько бесед с Мнемозиной, архетип был сфокусирован на одну из участниц семинара.
Мнемозина: У меня девять взрослых дочек, и у них вечно какие-то запутки. Все время влюбляются в творческих личностей – поэтов, музыкантов, танцоров…. Я – дворничиха, а муж у меня слесарь. Но он не муж мне, впрочем. Он так. Был - и нету. Вот девок девять родила…
Вопрос: А он же был бог и ты богиня? И по мифу он был с тобой в образе пастуха. Почему?
Мнемозина: Ничего не помню. Он был слесарь, а я – дворничиха. А девки растут – надо обуть. Одеть, накормить. Других мужчин у меня и не было – не до того было. Детей надо было поднимать.
Д: Так ты забыла все? Ты, богиня памяти?
М: Надо забыть, чтобы поверить в уникальность земной жизни. Чтобы увидеть мелочи, детали и быть в них, надо забыть целое. Надо заплестись в переплетения жизни. Это заколдованный лес, который не пускает то, что сейчас не нужно. Придет срок и расступится. Что-то сработает. То, что пробудит память о моей божественной природе.
….Недвойственность восприятия – свойство аджны. Мнемозина – богиня и Мнемозина – простая, земная, мать непутевых дочерей – одно. Малое и великое – одно. Часть и целое – одно. Снова предоставим слово Мнемозине:
Мнемозина: В линейном времени нельзя быть только здесь и сейчас. Вокруг «Здесь и Сейчас», всегда есть жестко фиксированная зона Прошлого и Будущего. Мы можем, перепросматривая, менять Прошлое, но не то, что было 5 минут назад. Мы можем иметь достаточно вариативное Будущее на год вперед, но маловероятно, что через 5 минут мы окажемся в аэропорту. Вокруг, да, есть зона нелинейности и неопределенности, но не абсолютная. Но я могу открыть путь и к большей неопределенности… Сейчас это возможно….
Я ощущаю саркофаг… Когда-то, (при фараоне Тутмосе третьем?), был заключен Договор. До этого души сохраняли память при переходе в Царство Мёртвых. Договор связан с забытием перехода. Он был заключен всем человечеством. Оно получило за отказ от памяти перехода новую истину – незнание. Жизнь на земле стала ярче и плотнее. Вся эта история связана с детством. Ребенок до 4х лет ощущает себя живым богом, потом себя как бога забывает. Зато начинает помнить сложившееся у него объяснение мира. И попадает в кокон Мнемозины, в саркофаг, откуда только наблюдает.
Накопительство информации о себе. Оно сейчас раздуто – раздуто эго, и аджна блокируется. «Общество спектакля», знаковый вопрос: «как ты себя позиционируешь?» Позиция, позировать – застыть в позе, как статуя. Тут есть связь с каменным саркофагом. Каменное тело статуи – саркофаг, гроб, тюрьма. Тащим на себе истории, которые засовывают нас в тюрьму… «Помним»…. А настоящая память равна забвению. Вот если кто-то любимый уехал, а ты все на фотографию смотришь, «помнишь». А потом он приезжает и он – другой. Он изменился, его уже не засунуть в эту фотографию.
Вопрос: Как память связана с вниманием? «Имать», брать что-то внутрь…
Мнемозина: Это - фасеточные глаза насекомых. Мы смотрим на одно, а видим чуть по-разному. Мой главный глаз внутри живота. Глаза головы связаны с поверхностью вещей. Глаз внутри – с тайной. Глаз головы имеет способность устремляться (Афина!) и быть стрелой. Глаз внутри – он не устремляется, он принимает. В него кидают впечатления. «Насыщенность» впечатлениями… Впечатаны отпечатки. Вещей, людей, событий… - это и есть память.
Мнемозина «заведует» обучением, ведь обучение – это память и внимание. И интересен двойной смысл слова «узнать». Узнать можно уже известное («узнать знакомого), а можно узнать – новое. Когда весь мир нов, обучение происходит эффективно. В детстве, когда третий глаз, аджна-чакра, еще активен, обучение идет в состоянии недвойственности. Играя, ребенок - и в фантастическом пространстве игры и в пространстве реальности. В детстве мы хорошо знаем состояние «и – и», а не «или- или».
Если сознание взрослого можно сравнить с ущельем (извилина в мозгу, натренированная, известная), по которому пробирается мысль, то сознание ребенка – цветущая равнина, где интересно все – кусты, цветы, пригорки, ручьи и бабочки. Память ребенка еще открыта – поэтому и совершает он открытия каждый момент своей жизни.
Чем дольше детство (у разных видов животных оно длится неодинаково, но у человека – дольше всех), тем большее количество стратегий жизни вырабатывается. Младенцы и маленькие дети — это институт исследования и развития человечества. Детство - период естественной защищенности, детям не надо бороться за жизнь и за лучшего сексуального партнера, они беззащитны, без брони, без шлема (это уже отсылка к архетипу Афины), без каменного саркофага, без кокона знаний о стратегиях.
Внимание и сознание взрослого человека напоминает прожектор. Наше сознание концентрируется на одной вещи (представляющейся важной в настоящий момент) и выделяет ее особенно ярко, оставляя остальное в темноте. Это – те «глаза Мнемозины», которые устремляются, как копье. Сознание маленьких детей - маяк, притягивающий информацию: тот «глаз Мнемозины», который принимает в себя. Дети плохо концентрируются на одной вещи. Но - воспринимают множество информации из различных источников одновременно.
Ресурсное взаимодействие с Мнемозиной дает гибкость сознания. Память у таких людей, как правило, очень хорошая и помнят они – в основном хорошее. Женщина, ресурсно связанная с Мнемозиной, ярко помнит детство и при необходимости туда возвращается, обновляясь и освежаясь. Поэтому и сохраняет она на долгие годы свою молодость – как внутреннюю, так и внешнюю, ведь наша внешность очень зависит от энергетической наполненности. Часто внешность таких людей – «эльфийская»: худощавое телосложение, большие яркие глаза, моложавость, отсутствие «пышных форм».
Жизненный сценарий таких женщин позитивен – это или сценарий победителя или (чаще) сценарий с открытым концом – с возможностью менять сценарную систему, как ребенок меняет правила игры. У дамы, «заручившейся» поддержкой Мнемозины хорошая «перспективная память» - память на намеренье. Если есть жизненная цель (а у таких людей она, как правило, есть), перспективная память не дает забыть о ней, как магнит, притягивает нужных людей, события, впечатления.
Обладая даром изменять свою жизнь, женщина с ресурсом Мнемозины делает это комфортно для окружающих, не «кидая» их. Всегда, когда это возможно, она предпочтет вариант соединения, а не разделения. Не вычеркивать, а добавлять – вот принцип, которым она руководствуется. Поэтому, если вы встречаете даму, сохраняющую хорошие отношения с бывшим мужем, с его нынешней женой, с их детьми, с детьми от первых браков своего второго мужа и так далее – можно с уверенностью сказать, что у этой женщины с Мнемозиной «все хорошо».
Развитая интуиция, развитое эстетическое чувство, чувство будущего и умение брать энергию из ресурсного варианта будущего – в настоящее: вот дары Мнемозины. Женщина с ресурсом Мнемозины – женщина интересная и мудрая. Рядом с ней никогда не скучно, опыт и живость восприятия притягивают к ней людей. Как правило, она занимается какой-либо интеллектуальной или творческой деятельностью, сохраняя работоспособность, живость ума и позитивный подход к жизни до глубокой старости.
Нересурсное взаимодействие с Мнемозиной закрывает для женщины контакт с Женской Мудростью, превращает ее в механистический автомат. Богиня памяти Мнемозина тесно связана с Мокошью, богиней судьбы. Память, это судьба наоборот, автобиография. Если взаимодействие с архетипом Мнемозины жесткое, нересурсное, мы становимся заложниками своей биографии. Рабами своей сценарной системы. И себя, и окружающих мы расцениваем с позиции «нарративного подхода к жизни». Что это такое?
Нарратив – это рассказ, сюжет. И, как показали психологические эксперименты, сюжет жизни может быть ценнее самой жизни: как говорится «Для красного словца не пожалеть ни мать ни отца»… Нобелевский лауреат Д. Канеман в своей книге «Thinking, Fast and Slow» рассуждает о сюжете оперы Травиата. В конце этой оперы разлученные влюбленные соединяются – на 10 минут, после чего несчастная Травиата умирает от чахотки. Казалось бы, чему тут завидовать? Однако, думаю, не одно женское сердечко сладко замирает, когда после 10 минут восхитительной музыки Травиата умирает на руках любимого…
«Я внезапно понял, что меня совсем не интересовала продолжительность жизни Виолетты. Если бы мне сказали, что она умерла в 27 лет, а не в 28, известие о том, что она потеряла год счастливой жизни, совсем бы меня не тронуло, но вероятность потерять последние 10 минут жизни значила куда больше. Более того, эмоции, которые я испытал бы от воссоединения влюбленных, не изменились, если бы я узнал, что они провели вместе неделю, а не 10 минут. Тем не менее, если бы герой опоздал, «Травиата» оказалась бы совершенно другой историей»
«Пренебрежение к срокам нормально для рассказа, и его настроение часто определяется его финалом. Это то, как работает память: она создает истории и сохраняет их для будущего. Мы воспринимаем жизнь как сюжет не только в опере»
Если вместо поддержки Мнемозины женщина попадает в плен этого архетипа, вся ее жизнь становится рассказом. Рассказом о себе самой. Ради эффектного сюжета теряется проживание времени, детальность, насыщенность жизни – теряется впустую энергия.
Если контакт с архетипом искажен, человек забывает, что он – Актер, забывает, что он – Наблюдатель. Происходит отождествление с Ролью – социальной, психологической…
Привязка к роли (начальницы, страдалицы, жены, любовницы, тетушки или ветреницы – все равно) ведет и к привязке к вещам. Реквизит, который для Актрисы всего лишь средство, для женщины, живущей только в Роли – цель. Накопленный багаж мешает легкости передвижения, заземляет. Женщины, живущие в ситуации «нарративного подхода к жизни» часто «делятся с подругами» своими любовными историями, подменяя любовь и жизнь рассказами о них. Такая дама всегда стремится к финалу, «зачету», то есть, по сути – к смерти. Ведь смерть – единственный финал жизни.
Нересурсное взаимодействие с Богиней Памяти приводит к повышенному уровню вины и тревожности. Вина – потерянность человека в прошлом. Тревога – это потерянность в будущем. Люди, не наладившие контакт с Мнемозиной все время бояться опоздать – и действительно – все делают не вовремя. Если вы чувствуете, что в ваших отношениях с Мнемозиной что-то не так - откажитесь от часов. Спрячьте все часы и проведите день без них. Проснулись – вставайте, голодны – ешьте, устали – отдыхайте, хотите что-то сделать – делайте. Вы с удивление обнаружите, потеряв «линейность» что ваш день стал длиннее и насыщеннее…
Если канал к архетипу Мнемозины нуждается в коррекции, человек рано становится «взрослым», памятником самому себе, застывшей в определенной позе статуей. Женщины такого типа часто выглядят очень озабоченными. Причем эта забота направлена на сохранение чего-бы то ни было, а не на достижение новых целей. В супружеских отношениях такие дамы ревнивы, и ревнуют мужа не только к женщинам, но и к его друзьям и его делу. В отношениях они стремятся к стопроцентно гарантированному будущему. Но, если будущее уже произошло, жить становится очень неинтересно.
Нересурсность отношений с архетипом может также принимать и форму одержимости Мнемозиной. Тогда человек начинает считать себя «мультиличностью», легко меняет любимых, друзей, страны и работу, но по сути – это ненадежный мотылек, живущий одним днем. Такой «мерцающий» человек в глубине души ощущает себя пустым, полноты проживания момента, который дает Мнемозина, в этом случае – нет.
ИЗИДА. СОБИРАНИЕ
Изи;да почиталась в древнем Египте как супруга Осириса и мать Гора и – метафорически – всех фараонов Египта. Считалась, что она присутствует при рождении каждого правителя, облегчая родовые муки августейшей роженице. Изида - дочь бога Геба и богини Нут, правнучка Ра. Таким образом, Осирису она была не только женой, но и сестрой. Исида также являлась сестрой Сета и Нефтиды.
Известна Изида тем, что собрала по частям расчлененного злым братом Сетом Озириса, перед этим долго странствуя по Египту в образе простолюдинки в поисках частей тела Озириса. Изиде удалось собрать все части Озириса, кроме детородного члена, который был проглочен рыбой. Тогда она слепила фаллос из глины, прикрепила в соответствующем месте и, оборотясь птицей-коршуном, взлетела над телом мертвого мужа, закрыла его крылами и зачала от него сына Гора. В память об этом Изиду часто изображают крылатой. Она - покровительница мертвых, оберегающая сенью своих крыл западный угол саркофага.
Изида родила Гора в тростниковом убежище в болотах. Статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Свои тайные силы богиня передала Гору (его также называют Гарпократом ). С помощью хитрости Изида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол Осириса и стать владыкой Египта. Сет был изгнан в пустыню, Осирис же удалился из мира живых, став владыкой и судьей в подземном царстве.
Вторая значимая легенда об Изиде – история об обретении ею тайной мудрости, заключенной в истинном имени бога богов Ра. Бог Ра, кормчий солнечной ладьи, уронил на землю свою слюну. Из этой слюны, смешав ее с землею, Изида вылепила змею, ужалившую бога-патриарха. Ра стал страдать от укуса, избавится же от боли он не мог, так как змея и яд ее были сделаны из его же собственной плоти.
Изида обещала Ра помощь, но в обмен на тайные знания. Ра сперва хотел обмануть богиню, сообщая ей вымышленные имена, но Изида, проницательная, обман раскусила. Наконец страдающий бог сдался и раскрыл жене Осириса полную и изначальную мудрость, которую дает знание его тайного имени. История в духе Афины – интриги, интриги…
Изида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывали в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. Таким образом, она - покровительницей магии, материнства, мудрости, стремления к знаниям. Мудрость Изиды - женская мудрость. Это умение собрать воедино разрозненные части целого, кропотливое собирание знания по крупицам. А когда все мыслимые факты собраны – приходит черед интуиции, которой надо решиться воспользоваться! Метафорически этот «урок Изиды» зашифрован в легенде о воскрешении ею Осириса.
Изиде приписывалось изобретение медицины. Вместе с Осирисом она обучила людей искусствам и ремеслам. Также, по воззрениям древних египтян, богиня Изида изобрела парус (как и Афина!), странствуя в поисках мужа по свету. Как считают историки, имя богини произошло от древнеегипетского слова «трон» или «престол». Часто она изображалась в виде женщины, увенчанной короной в виде трона. Иногда головной убор Изиды представляет собой солнечный круг между двух коровьих рогов, что сближает ее с богиней Хатхор, небесной коровой. Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Изиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Тет напоминает по своим очертаниям анк, у которого боковые лучи опущены и прижаты к нижнему.
Священным животным Изиды как считалась «великая белая корова». Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности. Звезда Исиды - Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также созвездие, которое мы называем Большой медведицей, а древние египтяне считали самкой гиппопотама, окруженной крокодилами. Сторона света, соотнесенная с Изидой — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула.
Изиду почитали на всей территории Древнего Египта. Главный храм Изиды был расположен на острове Филе, в устье Нила. С приходом христианства храм Изиды был переименован в храм Богородицы, и изображения Изиды с младенцем Гором на руках соответствующим образом подправлены. На протяжении полутора тысяч лет прихожане и не знали, что молятся они не перед статуей девы Марии, а перед Изидой, принявшей новый облик. А когда на Ниле было построено Асуанское водохранилище и остров Филе стал затопляться, храм по частям перенесли на соседний остров.
Культ Изиды и ее мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Святилища Изиды были широко распространены городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (современный Париж). Отдельные авторы усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды. Также встречалось мнение об иконографическом влиянии образа Исиды с младенцем Гором на изображение Богородицы, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида прятала юного Гора в тростниках, опасаясь Сета.
Архетип Изиды очень популярен в эзотерике. Но это не совсем та Изида, которой поклонялись древние египтяне. Ряд мифов об Изиде возник в Эпоху Возрождения и подчерпнут из так называемого «герметического корпуса» - системы рукописей, приписываемых Гермесу Трисмегисту – Триждывеличайшему (Герметический корпус создан в эллинистической Александрии, но первоначально датировался как древнейший, добиблейский), и из древнегреческих источников (Плутарх – «трактат «Об Озирисе и Изиде», Апулей – «Золотой Осел»)
Тогда и возник образ некоего мистического, идеализированного Египта, имевшего мало общего с реальной исторической страной. Это был «Египет духа» (ср. у Н. Гумилева – «В Индию духа купить билет»). Об этом можно почитать в книге «Эгипет» (обратите внимание на Э вместо Е), которую написал американский писатель Джон Краули.
Большой вклад в популяризацию образа Эзотерической Изиды внесла Е. П.Блаватская. В ее фундаментальной книге по герметической философии «Разоблачённая Изида». Считается, что писать Елене Петровне помогали «невидимые соавторы», астральные сущности.
Изида как символ тайных знаний, жрица Таро, окутанная покрывалом тайны, мать Гора-Гарпократа, почитавшегося в древней Греции как бога молчания (вследствие ошибки, истолкования пальца во рту, в Древнем Египте - символа детства, как жеста молчания) – эта трактовка Изиды дополнила и обогатила древний архетип.
Центральный миф эзотериков относительно Изиды, совершенно не египетский, связан с «покрывалом Изиды». Он рассказывает о статуе божества, покрытой некой пеленой, неким покровом, и, якобы, за покровом этим кроется Истина. И цель ученика-оккультиста - узнать эту Истину… Легенда гласит, что своевольного ученика, дерзнувшего залезть ночью в храм и поднять покров, наутро находили там бездыханным.
Миф про тайную истину под покрывалом чрезвычайно насыщен архетипическими и философскими смыслами и при изучении архетипов аджны нам предстоит работать с ним очень кропотливо. По-древнегречески Истина звучит как «алетейя» — несокрытая (Лета сокрывает покровом забвения, Лета – антипод Мнемозины). Голая Истина, голая правда, открытость, откровенность – эти словесные метафоры подчеркивают отсутствие на истине покрова. Разоблачение - срывание покрова лжи, обнажение истины. Истина - нечто чиИСтое, беспримесное: начистоту.
И – вместе с тем – тайна нужна людям, так же как и истина. Тайна пирамид, тайна Третьей Планеты, Тайна Имени, секрет того-то, секрет сего-то, топ-секрет, тайные общества, тайные заговоры… Таинство веры.. военные и коммерческие тайны… Похоже, архетип Изиды с ее мифическим покровом и умением собирать части информации по кускам и создавать самой недостающую (но ключевую!) часть – как раз на перекрестке « Тайна – Истина».
Есть ли что-нибудь под покрывалом Изиды? Возможно, сам вопрос поставлен некорректно. Возможно, нет никакого «под» и весь контур мифической статуи Изиды и выполнен как раз этой как бы скрывающей ее тканью. Поэтому попытка снять покров разрушительна. Этот покров и есть сама Изида. Покрывало Изиды можно увидеть как ткань звездного неба, космоса. Ткань звезд, которая видится как некий покров, как некое Небо. У Канта мы находим интуицию, наиболее полно воплощающую идею Изиды. Это интуиция «вещи-в-себе».
По Канту, все, что мы в состоянии постичь, определяется врожденно свойственной нам, людям, «сеткой восприятия», в частности — пространством и временем. Вне пространства и времени мы ничего не можем ни познать не воспринять. Но при этом мы не можем не понимать, что эта сетка — наша. Это мы воспринимаем вещи в пространстве и времени. А каковы они сами по себе, мы не знаем, и знать не можем. Но при этом они там есть и они там «какие-то». Эти вещи-в-себе —и есть то, что являет собой Изида.