
В духовном пласте культуры религией является, прежде всего, то, что характеризует жизнь народа или национальной группы. В каждой культуре имеются свои традиционная вера и верования, которые, как некая внутренняя программа, определяют каждодневную жизнь того или иного народа, обычаи и действа в праздники. Шаманизмом мы называем первобытную систему верований у народов Сибири и Центральной Азии, центральной фигурой в которой является шаман. Шаман является символическим посредником между миром людей и воображаемым миром душ или духов. Согласно некоторым определениям, важнейшее качество евразийского шамана – это способность сознательно вызывать экстаз, в результате чего меняется состояние его сознания. Иными словами, шаман владеет техникой
экстаза. (Eliade 1987: 202) Во время символического путешествия, полного видений, душа шамана является посредником между разными мирами.
Также есть мнение, что важнейшей характерной чертой шамана является его способность путешествовать в трансцендентальные миры и общаться в состоянии экстаза. Обычно к
этому добавляется, что путешествие души всегда происходит с какой-то конкретной целью, желанием помочь кому-то из членов общины. (Hultkrantz 1984: 34) Шаман пытается разрешить критические ситуации, беря на себя связанные с этим страдания, как это показано на илл. 17, где шаман протаскивает сквозь свое тело стрелу – иллюстрация к сибирским путевым запискам
конца XVIII в.1 (Georgi 1776, илл. 62).
Таким образом, в определении шаманизма мнения ученых расходятся. Однако их взгляды совпадают в том, что родиной шаманизма можно считать огромные территории на севере и в средней части Евразии от Лапландии до Корейского полуострова. Однако это не означает, что характерные черты ша-
манизма не представлены в других регионах мира, например, в Северной, Центральной и Южной Америке или в Южной Азии.
Международное название шаман – тунгусо-маньчжурского происхождения и пришло в этнологический лексикон через русский язык. Основа ша изначально тунгусского слова шаман (xaman) происходит от глагола со значением ‘знать’ (автор имел возможность слышать подлинное маньчжурское и тунгусское произношение, согласно которому, в начале слова стоит с, произносимая очень мягко, затем следует долгая открытая а).
Таким образом, шаманом является тот, кто знает, знающий. Согласно некоторым этимологиям, это слово пришло в тунгусо-маньчжурские языки вместе с китайскими буддистами из санскрита (samana на языке пали, на санскрите Śramaṇa в значении ‘буддийский монах, аскет’; китайским промежуточным термином был sha-men). У народов Сибири и Средней Азии сохранились также местные названия шамана: у алтайских тюрков кам,
Происхождение шаманизма
Некоторые исследователи, ссылаясь на таинственные сцены на ранних наскальных рисунках, считают, что шаманизм сформировался несколько десятков тысяч лет назад (см. Leroi-Gourhan
1964). Действительно, рисунок с охотником, одетым в шкуру,похож на шамана в маске животного.
Определение возраста наскальных рисунков приводит нас к довольно сомнительным результатам. Поэтому можно, скорее, лишь теоретически заключить, что в поздний каменный век
в малочисленных группах, живших за счет охоты, в результате разделения труда и распределения общественных ролей (также и знакомства с галлюциногенными растениями) появилась
роль духовного вождя (Wierciński 1989). Первобытную культуру охотников характеризовал анимизм. Природа, все живое и неживое считалось одушевленным. Убитым животным следовало
вернуть их души, поэтому иногда совершались ритуалы, дабы умилостивить силы Природы https://grimoire.club . В современном осмыслении: охотники каменного века пытались таким образом восстановить
экологическое равновесие.
Впечатления от «путешествия души», полученные под влиянием видений, стали основой веры в существование двух разныхдуш: одна в течение всей жизни связана с телом и покидает его
только после смерти человека, другая же способна отделяться, и ее уход можно познать во сне (точнее в обмороке) или в экстазе.(6 )
к палеолиту (Siikala 1987: 208). Другие ссылаются на археологические находки, намного более поздние наскальные рисунки и считают временем возникновения шаманизма бронзовый век
Сибири (Vajda 1959; Okladnikov 1981). Имеются существенные различия в укладе жизни и шаманизме таежных охотников-рыболовов и степных номадов, а еще больше – кочующих оленеводов. Кроме того, в течение столетий добавилось влияние письменно зафиксированных традиций мировых религий, что
особенно хорошо прослеживается в шаманизме кочевых обществ Южной Сибири. Прежде всего, принимается во внимание воздействие буддизма, ламаизма, ислама.
Михай Хоппал
ШАМАНЫ – КУЛЬТУРЫ – ЗНАКИ