О долготерпении и женском долге
Добавлено: Чт май 03, 2018 8:47 am
От женщины всегда много ждут, и ждут по умолчанию. Особенно если речь идет о сохранении семьи. Выходит так, что работа над отношениями и обеспечение в них благоприятного климата — целиком и полностью задача женщины, ведь именно она отвечает за поддержание огня в метафорическом семейном очаге.
“Благородным поступком” называют ситуацию, когда женщина тратит последние эмоциональные и физические ресурсы, пытаясь сохранить брак, который трещит по швам. Лодка любви разбилась о скалы быта (на самом деле — чушь и брехня), Боливар не вынес двоих (а в роли Боливара, само собой, женщина), случился поворот не туда. Она сбилась с ног, ей тяжело, у нее может быть ребенок (или даже несколько), а муж весьма апатично относится к ее попыткам. Ее метания, скорее, раздражают его, чем вызывают сочувствие и желание помочь. Окружающие ее понимают, ей сочувствуют, ей даже восхищаются — какая ответственность и непреклонное намерение сохранить отношения ради ребенка! — и лишь немногие поднимают вопрос о том, что, возможно, будет лучше перестать тянуть лямку неподъемного груза семейных отношений.
Эта роль женщины настолько прочно устоялась в обществе, что задуматься о равной ответственности обоих участников за отношения, редко кому приходит в голову. В интернете, на страницах многочисленных “пособий” по сохранению и строительству семьи нам говорят о том, какой должна быть женщина — понимающей, прощающей, ответственной и готовой на все ради мужа и условно-семейных отношений, особенно если у пары есть дети. Почему условно-семейных? Потому что от насильственных попыток сохранить то, чего нет, лучше на самом деле не становится. Напряжение никуда не уйдет, героический и такой ожидаемый отказ женщины от учета своих потребностей и желаний приведет к тому, что рано или поздно (а все может тянуться многие годы, десятки лет жизни “не ради себя”) будет достигнута точка кипения, кризис, кульминация, и, возможно, уже выросший в постоянном угнетении ребенок (а дети это чувствуют, чувствуют, как мама с папой друг к другу относятся, даже если умело скрывать) услышит горькие и такие правдивые слова: РАДИ ТЕБЯ Я С ТВОИМ ОТЦОМ ЖИЛА.
А если, не приведи богиня, женщина все-таки решает все бросить и развестись, на нее тут же, словно из рога изобилия, сыплются упреки. Коллеги на работе неодобрительно качают головой, вспоминая народные мудрости: мол, лучше быть в несчастливом браке, чем счастливой одной; вздыхают, дескать, сколько баб живет по принципу «плохонький да мой», а ты, что, особенная? Он бил тебя, пил горькую? Нет? А что же ты тогда ушла? Да кому ты теперь нужна будешь, эх!
Принцип «нужности» такой же порочный, как и идея того, что за сохранение семьи отвечает исключительно женщина. И то, и другое по факту являются инструментами контроля и подавления самооценки.
А если из семьи уходит муж, то виновата, само собой, тоже женщина. Не заботилась, была неласкова, требовательная сверх меры, пилила, запустила себя — да что угодно. От хороших не уходят. И пошли шепотки: вот, до чего мужика довела, ребенок безотцовщиной вырастет, а ведь могло бы все иначе сложиться. И к грузу неоправданной ответственности добавляется груз общественного порицания. Одна — значит, стерва. Не сумела, не удержала, о себе думала.
А если задуматься, то…
Да кому это нужно, богиня? Кому на самом деле нужно тащить на себе лишнюю ношу, разложившуюся груду отношений и заржавевший остов любви, если соловьи уже не поют, а руку помощи протянуть некому? Кому это нужно, это вечное НАДО и ДОЛЖНА, и РАДИ СЕМЬИ? Да что такое эта семья, из-за которой женщина иссыхает, в кровь бьется грудью о лёд застывшей ответственности, взаимоуважения и сотрудничества, пока мужчина — словно мертвое тело, оживает только тогда, когда он отдаляется от семейного дома на определенное количество шагов?
Можно быть счастливой без мужчины. Можно быть успешной без мужчины. Можно воспитывать детей без мужчины.
Можно ЖИТЬ без мужчины. И не чувствовать себя виноватой. Потому что не за что.
Остается главная проблема: как прийти к этому, если общество утверждает обратное?
Подготовила Екатерина Хорькова специально для Бодипозитив Bodypositive 2.0