ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ
Добавлено: Пт авг 24, 2018 12:21 pm
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ
С тех пор как человеческая цивилизация вошла в стадию интенсивного развития промышленности, наше восприятие и образ жизни подвергаются множеству гнетущих воздействий, незнакомых предшественникам. А в результате назрела необходимость сформулировать важнейшие правила жизни в соответствии с сегодняшней действительностью. Это и явилось поводом использовать удобный случай и порекомендовать десять основных «Правил лучшей жизни». Если вы глубоко проникнетесь этими советами и прочно запечатлеете их на скрижалях памяти, жизнь станет легче и обретет больший смысл.
1. Перестаньте волноваться. Расхожее мнение о том, что думающий и совестливый гражданин постоянно чем-то озабочен, целиком и полностью ошибочно. Древние египтяне хорошо понимали это, относя беспокойство к числу главных грехов. Не путайте вдумчивость с озабоченностью. Думающий человек вырабатывает решения, а беспокойный просто тонет в своих сомнениях. Если вы начнете мыслить здраво и ясно, меньше причин останется для беспокойства. Человек беспокойный не только многократно переживает одно и то же несчастье, но и разрушает свое здоровье и раздражает окружающих людей. Этот мир полон множества вещей, требующих внимания, но по большому счету ничего не стоит бояться, кроме страха.
2. Прекратите попытки подчинить и считать своей собственностью друзей и родственников. Каждому из нас приятно думать, что он сам строит свою жизнь. В тот момент, когда мы признаем право других людей стремиться к жизни, свободе и счастью сообразно с их собственными мечтами, надеждами и устремлениями, мы начинаем беречь свои внутренние ресурсы. Крайне изнурительное занятие — давать советы, которыми пренебрегают или которые отвергают. Не меньшее разочарование приносят и попытки подчинить себе других людей, которые тотчас же возмущаются и противостоят нашим диктаторским замашкам. Нас обижает, когда окружающие смотрят на вещи иначе, чем мы. Если же мы прибережем свои советы для себя и для тех, кто обратился к нам за этим и потому будет признателен, лучше будет всем, кого это касается.
3. Умеряйте честолюбие. Когда мы стремимся к отдаленным целям, мы склонны недооценивать простые и естественные блага. Каждый индивидуум обладает определенными способностями. Если он сумеет оценить свои возможности и использовать их, то сможет обрести уверенность в себе. Если же человек постоянно стремится к тому, чего нельзя достичь разумным способом, он никогда не испытает счастья или удовлетворения. Видя разрушительные последствия неукротимого честолюбия, мудрый человек выбирает сдержанность. Чтобы быть счастливым, совсем необязательно быть знаменитым, а для удовлетворения социального инстинкта нет нужды становиться важной персоной в обществе. Амбициозные люди обычно слишком дорого платят за то, чего добиваются, и становятся еще более несчастными, достигнув цели.
4. Не копите больше, чем вам нужно. На кладбище даже самый богатый человек — такой же, как все. Принято считать, что мы ушли от примитивных представлений, поскольку больше не кладем в могилу умершего нажитое имущество, которым его дух мог бы пользоваться в загробном мире. Но в жизни немало серьезных граждан ведут себя так, будто в саванах есть карманы. Мудрость в том, чтобы придерживаться средней линии: хотя бы часть нашей энергии пусть остается для наслаждения жизнью, нет смысла целиком отдаваться накопительству. Множество людей, сколотивших миллион, так и не успели его потратить. Может быть, в богатой жизни больше пользы, чем в банковском счете, обернувшемся надгробным памятником.
5. Учитесь расслабляться. Сильное напряжение — крайне неприятная штука. Чем напряженней мы становимся, тем глупее наши поступки, а глупость, по мнению древних буддистов, — главный порок. Сегодня многие из так называемых знающих и энергичных людей постоянно находятся на грани нервного срыва. И это обусловлено не столько перегруженностью работой, сколько необоснованными стремлениями. Некоторые уверяют, что вынуждены перенапрягать внутренние ресурсы, чтобы не потерять работу или содержать семьи, требующие больших расходов. Хотите верьте, хотите нет, но вы окажетесь лучшим работником и лучшим кормильцем, если не выйдете из строя по причине психического истощения в какой-нибудь критический момент, когда потребуются все ваши силы. Если коллеги и близкие этого не понимают, возможно, им необходим практический совет.
6. Развивайте чувство юмора. Мы как никогда прежде должны наполнять радостью окружающих и поднимать общее настроение везде, где находимся, в каждом уголке. Чем серьезнее мы относимся к себе и своим обязанностям, тем скучнее становимся. Спасение одно — осознать, что жизнь хоть и серьезная штука, однако не исключено, что мы воспринимаем ее слишком всерьез. Помните также, что настоящий юмор не бывает ни горьким, ни циничным, ни опасным. Это способность смеяться вместе с миром, а не над миром. А если уж нам захочется посмеяться над кем-то, так пусть это будем мы сами. В жизни юмор подобен приправе. Он оживляет работу, придает вкус игре и привлекательность самосовершенствованию. Он показывает другим, что мы уверены в себе. Подобный веселому журчанию детских голосов, искренний и счастливый смех растворяет напряжение и возвращает доброе расположение духа. И, кроме того, смех примиряет и создает атмосферу доверия.
7. Найдите обоснование своего существования. Если вы не верите в нечто большее вас самих, все ваши устремления сосредоточены на накоплении или карьерном росте по службе или в обществе, это лишь существование, но не жизнь. Просто поймите, что законы Природы, в силу которых вы здесь оказались, видимо, в первую очередь связаны с развитием. Ваш успех — в изменении себя; имеет смысл становиться мудрее, способнее, быть более уверенным и спокойным. Иными словами, вы живете, чтобы учиться, и тем самым учитесь жить. Расширяйте свой кругозор, проявляйте интерес ко всему утонченному, прекрасному и содержательному. Огромное внутреннее благо приносит любовь к музыке, искусству, настоящей литературе, философии в широком смысле и просто вера. Укрепляйте внутреннюю сторону своей натуры, и внешняя сторона изменится к лучшему.
8. Никогда не причиняйте умышленный вред никакому другому человеку. Никогда ни словом, ни делом не воздавайте злом за добро или злом за зло. Удалите из своей личности отрицающие и разрушительные мысли и эмоции, или они в конечном итоге станут одной из причин вашего страдания. Оглядываясь вокруг, мы видим трагические результаты, к которым пришли индивидуумы и нации, таящие недобрые чувства или питающие инстинкт мщения. Невинная, не приносящая никому вреда жизнь оберегает следующих ей от многих жестоких ударов, что достаются в наследство плоти. Наша критическая позиция и долгая память на зло, причиненное другими людьми, только снижает нашу нынешнюю работоспособность и угрожает здоровью и жизнедеятельности. Даже эгоистичный человек сознает, что не может позволить себе вечно испытывать недовольство, а неэгоистичный просто не позволит недобрым чувствам накапливаться, потому что он знает больше и верит сильнее.
9. Воздерживайтесь от гнева. Когда нами управляет дурной нрав, мы уже не способны контролировать себя. В минуту гнева мы можем создать ситуацию, на разрешение которой потребуются годы. Так зачем же тратить время на исправление собственных ошибок? Если мы чего-то не одобряем, давайте изложим свои соображения просто и спокойно. Будем помнить, что ни в коем случае нельзя делать замечание другому человеку, если мы в свое время совершили такую же серьезную ошибку, как и он. Раздражительность создает серьезные помехи и на работе, и дома. Бесполезно говорить, что мы не можем сдержать гнев, — это равноценно признанию, что мы утратили способность владеть собой. Возмущаясь бессердечием и общей раздражительностью нынешнего поколения, давайте прежде убедимся, что сами не являемся одним из поводов к раздражению.
10. И последнее и к тому же самое важное: никогда не обвиняйте других в своих ошибках. Едва ли существует такая необходимость. По-видимому, удивительная способность поступать не так, как надо, и делать неразумный выбор есть у каждого из нас.
В действительности мы попадаем в беду, не сумев конструктивно использовать данные от рождения силы и способности. Окружающие только тогда могут больно задеть нас, когда наш внутренний мир слишком слаб, чтобы оказать поддержку перед лицом испытаний. Вместо того чтобы негодовать по поводу неудач и стараться оправдать собственную ограниченность, мы должны прямо смотреть на факты. Либо мы сильнее стоящей перед нами проблемы и можем разумно ее разрешить, либо проблема сильнее нас, и единственный выход заключается в том, чтобы стать сильнее. Не следует винить других в нашем несчастье. Каждый человек должен стремиться к душевному покою, ведь, как удачно сказано в «Сказках тысячи и одной ночи», счастье нужно заслужить.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Коротко обсудим первое из наших десяти «Правил лучшей жизни». Итак, наша тема — перестать волноваться. Совершенно очевидно, что, если просто велеть кому-нибудь отвыкнуть от долго укоренявшейся привычки, вряд ли это даст долговременный результат. В реальности беспокойный человек должен расширить свое понимание жизни, чтобы под угнетающим воздействием неблагоприятных обстоятельств занять позитивную и конструктивную позицию. Беспокойство — признак того, что нам необходимо как можно тщательнее разобраться в самих себе. Есть множество проблем, требующих вдумчивого рассмотрения, но нет ни одной, которую можно было бы решить, пребывая в волнении.
Некоторые люди считают беспокойство правильной установкой в критической ситуации. Кажется, будто оно свидетельствует о том, что мы глубоко тронуты и готовы взвалить на себя бремя жизни со всеми его в высшей степени огорчительными сопутствующими обстоятельствами. Не беспокоиться, когда всех вокруг обуревает тревога, а фактически не превзойти остальных в своем беспокойстве, означало бы, что мы — легкомысленные люди, безразличные к несчастьям ближних. Приведем наглядный пример того, что следование общепринятому обычаю является деструктивным и бесполезным.
Беспокойный человек, став искусником по части треволнений, способен переживать одну и ту же неприятную ситуацию по многу раз. В результате ожидания наихудшего и бесконечного повторения этого ожидания умом овладевает сознание значительности проблемы, которая на самом-то деле не стоит выеденного яйца. Утомление от подобного настроения влияет на здоровье и даже на наши общественные и деловые отношения. Озабоченного человека могут уважать за это чрезвычайное рвение, но его не будут любить в собственном доме, и он не будет пользоваться успехом у друзей или на работе. Беспокойство заразительно, наш пример напоминает ближним об их собственных неприятностях, и в результате быстро образуется атмосфера уныния.
Самый лучший выход для потенциально беспокойного человека заключается в лобовой атаке причины. Необходимо сохранить все внутренние ресурсы, и потому прежде всего недопустимы никакие ненужные задержки. Чем дольше мы топчемся у порога неприятной ситуации, тем мучительней она становится. Само состояние беспокойства является тяжелым испытанием для умственно-психических ресурсов. У ума, который уже переполнен страхами, сомнениями и нерешительностью, остается слишком мало возможностей для позитивного мышления. И если мы не исчерпаем оптимизм и не подорвем мужество, то, столкнувшись однажды с критической ситуацией, мы хотя бы будем к ней готовы.
Если беспокоиться по поводу обстоятельств неразумно вообще, то беспокоиться из-за самих себя в частности еще глупее. Очень легко в этом случае сползти в ипохондрию — болезненную тревогу за себя, свое здоровье и адаптацию в обществе. Беспокойство неизбежно усиливает страх, а страх, в свою очередь, тормозит рассудок и мешает предпринимать быстрые практические действия. Замечено, что часто больше обеспокоены те, у кого проблем меньше. Попав в серьезную ситуацию, мы, как правило, инстинктивно оказываемся на высоте положения. Мы смотрим в лицо трагедии гораздо смелее, чем на мелкие неудобства. Как-то раз одного древнегреческого философа, пребывавшего в печальном настроении, спросили, о чем он думает. «Я обеспокоен», — последовал ответ. Знакомый не унимался: «И что же вас заботит?» Старый ученый рассудительно ответил: «Мне не дает покоя мысль, что волнение не приносит никакой пользы». Это и есть, по сути, тот порочный круг, в который в конечном счете попадают все беспокойные люди.
Лучшим средством от беспокойства является глубокая и твердая вера в благосклонность провидения, мудрость, позволяющую простым и естественным образом решать проблемы, и мужество сохранять в тяжелых обстоятельствах верность принципам. Как когда-то было сказано, вершина человеческой мудрости — знать, что делать дальше, а верх мужества — найти силы это сделать. Если мы неспособны добиться такой внутренней целостности, то должны понять, что будущее счастье и душевное спокойствие достижимо только путем переделки своих привычек и установок. Если мы хотим быть счастливыми, необходимо потратить некоторое время, посвященное сейчас не столь важным занятиям, на создание в себе внутренних ресурсов, которые смогут сделать нашу жизнь полнее и лучше. Будем считать, что в данном вопросе этого обращения к мудрым достаточно. Мыслите ясно и живите правильно.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ
Переходя к пункту 2 наших «Правил лучшей жизни», мы, возможно, помешаем основной деятельности ряда людей. Правило гласит: оставьте попытки подчинять и считать своей собственностью друзей и родственников. Сразу же обнаруживаются два важных момента. Борьба за то, чтобы доминировать и владеть, не только добавляет неприятностей другим, но и становится непосредственной причиной несчастья индивидуума, действующего по такой программе. Большинство эгоистичных по натуре людей не слишком занимают трудности, которые они могут создать, однако на собственные неудобства они реагируют незамедлительно. Поэтому мы приступим к рассмотрению вопроса именно с этой точки зрения.
Любой человек, который может оказаться под чьей-то властью или стать чьей-то собственностью, вряд ли заслуживает такой участи. Люди начинают отстаивать свои права и готовы их защищать. Практически мгновенно возникает конфликт, который может длиться долгие годы и даже всю жизнь, не принося никому реального преимущества. Те, кто склонны властвовать и проявлять собственнические замашки, обнаруживают, что столкнулись с организованной оппозицией. Это означает, что они лишились расположения и естественного уважения со стороны выбранных ими жертв. Даже победа не принесет им желаемого. Может случиться, что жертва, вплетенная в некую схему, не может немедленно взбунтоваться или сбежать, но инстинктивное стремление освободиться от тирании будет непрерывно расти и укрепляться и в конце концов приведет к кризису.
Представитель властного типа не любит слыть диктатором или тираном. Он предпочитает, чтобы его принимали, на худой конец, за благожелательного диктатора. Все, чего он хочет, — помочь другим, заставив делать то, что на его взгляд является для них наилучшим. Понятно, что его справедливо обижает и возмущает их сопротивление. Результат этого конфликта — постоянные душевные муки и масса разочарований, которые испытывают люди с сильной склонностью к доминированию. В конечном итоге этот инстинкт, если его не обуздать, приведет к одинокой жизни без любви.
Владение имеет смысл только тогда, когда индивидуум обладает собой. В тот момент, когда мы пытаемся кем-либо завладеть, мы беремся за дело, которое наверняка потерпит крах. Помните, что люди вовсе не желают быть нашей собственностью точно так же, как и мы не хотим быть в чьей-то власти. Самых больших собственников возмущает собственническая позиция других людей, а с ростом негодования увеличивается и кровяное давление. Владение даже само по себе вовсе не безусловное благо. Приобретя что-то в свое время, мы должны впоследствии управлять своей собственностью. Лишая других людей права жить собственной жизнью, мы берем на себя ответственность за них. Если они примут наш совет или признают нашу власть, нам, безусловно, придется быть исключительно мудрыми, осторожными, проницательными и практичными. Лишь немногие собственники имеют какое-либо из этих качеств, развитое до заметной степени. Они и свои-то жизни проживают не слишком хорошо, но желают тем не менее, чтобы остальные признавали их авторитет, который так и не был успешно продемонстрирован. В этом заключается еще одна причина сопротивления, и это создает серьезную нагрузку на пищеварительную систему.
Желая кому-то помочь, мы должны находить удовольствие, помогая людям делать то, что они хотят. Если их планы противоречат нашим убеждениям, они вправе отказаться от помощи. Нельзя проявлять власть даже над маленькими детьми и считать их своей собственностью. Ими следует руководить там, где необходимо, и направлять в полную меру родительских способностей. Если подчинять их своей воле, они станут нерешительней и будут меньше полагаться на свои собственные силы. Если они окажутся жертвами чрезмерного собственнического инстинкта, то либо будут деморализованы, либо станут непокорными. В этом мире мы владеем полнее всего тем, что полнее всего понимаем. В основе наших взаимоотношений должна лежать добрая воля. Друзьям должно нравиться бывать у нас, потому что мы дружески расположены к ним. Родственники должны нам симпатизировать благодаря качествам, которые их естественно привлекают и удерживают интерес и внимание. Мы не можем заставить уважать себя и принудить восхищаться собою, мы должны заслужить это своим поведением.
Если мы будем выдержанны, то явим собой конструктивный пример достижения. Окружающие будут обращаться к нам, потому что им необходимо то, что у нас есть, и хочется узнать, как мы приобрели качества, ведущие к лучшей жизни. Если мы по натуре дружелюбны, добры и хоть чуточку бескорыстны, мы редко одиноки. И мы встретим внимание и уважение, которых никогда не достигнем, будучи властными и собственнически настроенными людьми.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ
Мы советуем думающим людям умерить честолюбие. Это настолько противоречит общепринятой практике, что требует объяснений. Всем нам внушают, что мы должны преуспевать и что личная обязанность каждого состоит в увеличении своего благосостояния любым возможным способом, даже ценой здоровья и счастья. Однако сам факт того, что большинство сходится во мнении относительно той или иной линии поведения, отнюдь не доказывает, что эта линия верна. Стоит лишь приглядеться к жизни преуспевающих людей и послушать их собственные рассказы о плате за достигнутое, чтобы понять: их успех вполне можно считать выдающейся неудачей.
Умеренная доля честолюбия, безусловно, необходима, ведь без стимула к совершенствованию и движению вперед не было бы никакого прогресса, — ни личного, ни коллективного. Трудность заключается в том, что успех требует массу времени и внимания. Достижению этой цели приходится посвящать большую часть наших внутренних ресурсов и времени. Постепенно мы целиком приносим себя в жертву реализации программы, лишающей нас свободного времени, истощающей умственно-психические и физические ресурсы и мешающей нам наслаждаться всем, что есть в жизни поистине утонченного и прекрасного. Один мой знакомый — руководящий работник, занимающийся страхованием, так хорошо служил своей компании, что после 25 лет добросовестной службы ему преподнесли подарок в виде трехмесячного отдыха в Европе. После возвращения кто-то из приятелей спросил, как ему понравилась одна из крупнейших галерей Франции. И тот, не задумываясь, ответил: «Это большой страховой риск: ни одного гидранта в радиусе полумили, никакой спринклерной противопожарной системы нет и в помине, а само здание — это настоящая ловушка во время пожара».
С тех пор как человеческая цивилизация вошла в стадию интенсивного развития промышленности, наше восприятие и образ жизни подвергаются множеству гнетущих воздействий, незнакомых предшественникам. А в результате назрела необходимость сформулировать важнейшие правила жизни в соответствии с сегодняшней действительностью. Это и явилось поводом использовать удобный случай и порекомендовать десять основных «Правил лучшей жизни». Если вы глубоко проникнетесь этими советами и прочно запечатлеете их на скрижалях памяти, жизнь станет легче и обретет больший смысл.
1. Перестаньте волноваться. Расхожее мнение о том, что думающий и совестливый гражданин постоянно чем-то озабочен, целиком и полностью ошибочно. Древние египтяне хорошо понимали это, относя беспокойство к числу главных грехов. Не путайте вдумчивость с озабоченностью. Думающий человек вырабатывает решения, а беспокойный просто тонет в своих сомнениях. Если вы начнете мыслить здраво и ясно, меньше причин останется для беспокойства. Человек беспокойный не только многократно переживает одно и то же несчастье, но и разрушает свое здоровье и раздражает окружающих людей. Этот мир полон множества вещей, требующих внимания, но по большому счету ничего не стоит бояться, кроме страха.
2. Прекратите попытки подчинить и считать своей собственностью друзей и родственников. Каждому из нас приятно думать, что он сам строит свою жизнь. В тот момент, когда мы признаем право других людей стремиться к жизни, свободе и счастью сообразно с их собственными мечтами, надеждами и устремлениями, мы начинаем беречь свои внутренние ресурсы. Крайне изнурительное занятие — давать советы, которыми пренебрегают или которые отвергают. Не меньшее разочарование приносят и попытки подчинить себе других людей, которые тотчас же возмущаются и противостоят нашим диктаторским замашкам. Нас обижает, когда окружающие смотрят на вещи иначе, чем мы. Если же мы прибережем свои советы для себя и для тех, кто обратился к нам за этим и потому будет признателен, лучше будет всем, кого это касается.
3. Умеряйте честолюбие. Когда мы стремимся к отдаленным целям, мы склонны недооценивать простые и естественные блага. Каждый индивидуум обладает определенными способностями. Если он сумеет оценить свои возможности и использовать их, то сможет обрести уверенность в себе. Если же человек постоянно стремится к тому, чего нельзя достичь разумным способом, он никогда не испытает счастья или удовлетворения. Видя разрушительные последствия неукротимого честолюбия, мудрый человек выбирает сдержанность. Чтобы быть счастливым, совсем необязательно быть знаменитым, а для удовлетворения социального инстинкта нет нужды становиться важной персоной в обществе. Амбициозные люди обычно слишком дорого платят за то, чего добиваются, и становятся еще более несчастными, достигнув цели.
4. Не копите больше, чем вам нужно. На кладбище даже самый богатый человек — такой же, как все. Принято считать, что мы ушли от примитивных представлений, поскольку больше не кладем в могилу умершего нажитое имущество, которым его дух мог бы пользоваться в загробном мире. Но в жизни немало серьезных граждан ведут себя так, будто в саванах есть карманы. Мудрость в том, чтобы придерживаться средней линии: хотя бы часть нашей энергии пусть остается для наслаждения жизнью, нет смысла целиком отдаваться накопительству. Множество людей, сколотивших миллион, так и не успели его потратить. Может быть, в богатой жизни больше пользы, чем в банковском счете, обернувшемся надгробным памятником.
5. Учитесь расслабляться. Сильное напряжение — крайне неприятная штука. Чем напряженней мы становимся, тем глупее наши поступки, а глупость, по мнению древних буддистов, — главный порок. Сегодня многие из так называемых знающих и энергичных людей постоянно находятся на грани нервного срыва. И это обусловлено не столько перегруженностью работой, сколько необоснованными стремлениями. Некоторые уверяют, что вынуждены перенапрягать внутренние ресурсы, чтобы не потерять работу или содержать семьи, требующие больших расходов. Хотите верьте, хотите нет, но вы окажетесь лучшим работником и лучшим кормильцем, если не выйдете из строя по причине психического истощения в какой-нибудь критический момент, когда потребуются все ваши силы. Если коллеги и близкие этого не понимают, возможно, им необходим практический совет.
6. Развивайте чувство юмора. Мы как никогда прежде должны наполнять радостью окружающих и поднимать общее настроение везде, где находимся, в каждом уголке. Чем серьезнее мы относимся к себе и своим обязанностям, тем скучнее становимся. Спасение одно — осознать, что жизнь хоть и серьезная штука, однако не исключено, что мы воспринимаем ее слишком всерьез. Помните также, что настоящий юмор не бывает ни горьким, ни циничным, ни опасным. Это способность смеяться вместе с миром, а не над миром. А если уж нам захочется посмеяться над кем-то, так пусть это будем мы сами. В жизни юмор подобен приправе. Он оживляет работу, придает вкус игре и привлекательность самосовершенствованию. Он показывает другим, что мы уверены в себе. Подобный веселому журчанию детских голосов, искренний и счастливый смех растворяет напряжение и возвращает доброе расположение духа. И, кроме того, смех примиряет и создает атмосферу доверия.
7. Найдите обоснование своего существования. Если вы не верите в нечто большее вас самих, все ваши устремления сосредоточены на накоплении или карьерном росте по службе или в обществе, это лишь существование, но не жизнь. Просто поймите, что законы Природы, в силу которых вы здесь оказались, видимо, в первую очередь связаны с развитием. Ваш успех — в изменении себя; имеет смысл становиться мудрее, способнее, быть более уверенным и спокойным. Иными словами, вы живете, чтобы учиться, и тем самым учитесь жить. Расширяйте свой кругозор, проявляйте интерес ко всему утонченному, прекрасному и содержательному. Огромное внутреннее благо приносит любовь к музыке, искусству, настоящей литературе, философии в широком смысле и просто вера. Укрепляйте внутреннюю сторону своей натуры, и внешняя сторона изменится к лучшему.
8. Никогда не причиняйте умышленный вред никакому другому человеку. Никогда ни словом, ни делом не воздавайте злом за добро или злом за зло. Удалите из своей личности отрицающие и разрушительные мысли и эмоции, или они в конечном итоге станут одной из причин вашего страдания. Оглядываясь вокруг, мы видим трагические результаты, к которым пришли индивидуумы и нации, таящие недобрые чувства или питающие инстинкт мщения. Невинная, не приносящая никому вреда жизнь оберегает следующих ей от многих жестоких ударов, что достаются в наследство плоти. Наша критическая позиция и долгая память на зло, причиненное другими людьми, только снижает нашу нынешнюю работоспособность и угрожает здоровью и жизнедеятельности. Даже эгоистичный человек сознает, что не может позволить себе вечно испытывать недовольство, а неэгоистичный просто не позволит недобрым чувствам накапливаться, потому что он знает больше и верит сильнее.
9. Воздерживайтесь от гнева. Когда нами управляет дурной нрав, мы уже не способны контролировать себя. В минуту гнева мы можем создать ситуацию, на разрешение которой потребуются годы. Так зачем же тратить время на исправление собственных ошибок? Если мы чего-то не одобряем, давайте изложим свои соображения просто и спокойно. Будем помнить, что ни в коем случае нельзя делать замечание другому человеку, если мы в свое время совершили такую же серьезную ошибку, как и он. Раздражительность создает серьезные помехи и на работе, и дома. Бесполезно говорить, что мы не можем сдержать гнев, — это равноценно признанию, что мы утратили способность владеть собой. Возмущаясь бессердечием и общей раздражительностью нынешнего поколения, давайте прежде убедимся, что сами не являемся одним из поводов к раздражению.
10. И последнее и к тому же самое важное: никогда не обвиняйте других в своих ошибках. Едва ли существует такая необходимость. По-видимому, удивительная способность поступать не так, как надо, и делать неразумный выбор есть у каждого из нас.
В действительности мы попадаем в беду, не сумев конструктивно использовать данные от рождения силы и способности. Окружающие только тогда могут больно задеть нас, когда наш внутренний мир слишком слаб, чтобы оказать поддержку перед лицом испытаний. Вместо того чтобы негодовать по поводу неудач и стараться оправдать собственную ограниченность, мы должны прямо смотреть на факты. Либо мы сильнее стоящей перед нами проблемы и можем разумно ее разрешить, либо проблема сильнее нас, и единственный выход заключается в том, чтобы стать сильнее. Не следует винить других в нашем несчастье. Каждый человек должен стремиться к душевному покою, ведь, как удачно сказано в «Сказках тысячи и одной ночи», счастье нужно заслужить.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Коротко обсудим первое из наших десяти «Правил лучшей жизни». Итак, наша тема — перестать волноваться. Совершенно очевидно, что, если просто велеть кому-нибудь отвыкнуть от долго укоренявшейся привычки, вряд ли это даст долговременный результат. В реальности беспокойный человек должен расширить свое понимание жизни, чтобы под угнетающим воздействием неблагоприятных обстоятельств занять позитивную и конструктивную позицию. Беспокойство — признак того, что нам необходимо как можно тщательнее разобраться в самих себе. Есть множество проблем, требующих вдумчивого рассмотрения, но нет ни одной, которую можно было бы решить, пребывая в волнении.
Некоторые люди считают беспокойство правильной установкой в критической ситуации. Кажется, будто оно свидетельствует о том, что мы глубоко тронуты и готовы взвалить на себя бремя жизни со всеми его в высшей степени огорчительными сопутствующими обстоятельствами. Не беспокоиться, когда всех вокруг обуревает тревога, а фактически не превзойти остальных в своем беспокойстве, означало бы, что мы — легкомысленные люди, безразличные к несчастьям ближних. Приведем наглядный пример того, что следование общепринятому обычаю является деструктивным и бесполезным.
Беспокойный человек, став искусником по части треволнений, способен переживать одну и ту же неприятную ситуацию по многу раз. В результате ожидания наихудшего и бесконечного повторения этого ожидания умом овладевает сознание значительности проблемы, которая на самом-то деле не стоит выеденного яйца. Утомление от подобного настроения влияет на здоровье и даже на наши общественные и деловые отношения. Озабоченного человека могут уважать за это чрезвычайное рвение, но его не будут любить в собственном доме, и он не будет пользоваться успехом у друзей или на работе. Беспокойство заразительно, наш пример напоминает ближним об их собственных неприятностях, и в результате быстро образуется атмосфера уныния.
Самый лучший выход для потенциально беспокойного человека заключается в лобовой атаке причины. Необходимо сохранить все внутренние ресурсы, и потому прежде всего недопустимы никакие ненужные задержки. Чем дольше мы топчемся у порога неприятной ситуации, тем мучительней она становится. Само состояние беспокойства является тяжелым испытанием для умственно-психических ресурсов. У ума, который уже переполнен страхами, сомнениями и нерешительностью, остается слишком мало возможностей для позитивного мышления. И если мы не исчерпаем оптимизм и не подорвем мужество, то, столкнувшись однажды с критической ситуацией, мы хотя бы будем к ней готовы.
Если беспокоиться по поводу обстоятельств неразумно вообще, то беспокоиться из-за самих себя в частности еще глупее. Очень легко в этом случае сползти в ипохондрию — болезненную тревогу за себя, свое здоровье и адаптацию в обществе. Беспокойство неизбежно усиливает страх, а страх, в свою очередь, тормозит рассудок и мешает предпринимать быстрые практические действия. Замечено, что часто больше обеспокоены те, у кого проблем меньше. Попав в серьезную ситуацию, мы, как правило, инстинктивно оказываемся на высоте положения. Мы смотрим в лицо трагедии гораздо смелее, чем на мелкие неудобства. Как-то раз одного древнегреческого философа, пребывавшего в печальном настроении, спросили, о чем он думает. «Я обеспокоен», — последовал ответ. Знакомый не унимался: «И что же вас заботит?» Старый ученый рассудительно ответил: «Мне не дает покоя мысль, что волнение не приносит никакой пользы». Это и есть, по сути, тот порочный круг, в который в конечном счете попадают все беспокойные люди.
Лучшим средством от беспокойства является глубокая и твердая вера в благосклонность провидения, мудрость, позволяющую простым и естественным образом решать проблемы, и мужество сохранять в тяжелых обстоятельствах верность принципам. Как когда-то было сказано, вершина человеческой мудрости — знать, что делать дальше, а верх мужества — найти силы это сделать. Если мы неспособны добиться такой внутренней целостности, то должны понять, что будущее счастье и душевное спокойствие достижимо только путем переделки своих привычек и установок. Если мы хотим быть счастливыми, необходимо потратить некоторое время, посвященное сейчас не столь важным занятиям, на создание в себе внутренних ресурсов, которые смогут сделать нашу жизнь полнее и лучше. Будем считать, что в данном вопросе этого обращения к мудрым достаточно. Мыслите ясно и живите правильно.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ
Переходя к пункту 2 наших «Правил лучшей жизни», мы, возможно, помешаем основной деятельности ряда людей. Правило гласит: оставьте попытки подчинять и считать своей собственностью друзей и родственников. Сразу же обнаруживаются два важных момента. Борьба за то, чтобы доминировать и владеть, не только добавляет неприятностей другим, но и становится непосредственной причиной несчастья индивидуума, действующего по такой программе. Большинство эгоистичных по натуре людей не слишком занимают трудности, которые они могут создать, однако на собственные неудобства они реагируют незамедлительно. Поэтому мы приступим к рассмотрению вопроса именно с этой точки зрения.
Любой человек, который может оказаться под чьей-то властью или стать чьей-то собственностью, вряд ли заслуживает такой участи. Люди начинают отстаивать свои права и готовы их защищать. Практически мгновенно возникает конфликт, который может длиться долгие годы и даже всю жизнь, не принося никому реального преимущества. Те, кто склонны властвовать и проявлять собственнические замашки, обнаруживают, что столкнулись с организованной оппозицией. Это означает, что они лишились расположения и естественного уважения со стороны выбранных ими жертв. Даже победа не принесет им желаемого. Может случиться, что жертва, вплетенная в некую схему, не может немедленно взбунтоваться или сбежать, но инстинктивное стремление освободиться от тирании будет непрерывно расти и укрепляться и в конце концов приведет к кризису.
Представитель властного типа не любит слыть диктатором или тираном. Он предпочитает, чтобы его принимали, на худой конец, за благожелательного диктатора. Все, чего он хочет, — помочь другим, заставив делать то, что на его взгляд является для них наилучшим. Понятно, что его справедливо обижает и возмущает их сопротивление. Результат этого конфликта — постоянные душевные муки и масса разочарований, которые испытывают люди с сильной склонностью к доминированию. В конечном итоге этот инстинкт, если его не обуздать, приведет к одинокой жизни без любви.
Владение имеет смысл только тогда, когда индивидуум обладает собой. В тот момент, когда мы пытаемся кем-либо завладеть, мы беремся за дело, которое наверняка потерпит крах. Помните, что люди вовсе не желают быть нашей собственностью точно так же, как и мы не хотим быть в чьей-то власти. Самых больших собственников возмущает собственническая позиция других людей, а с ростом негодования увеличивается и кровяное давление. Владение даже само по себе вовсе не безусловное благо. Приобретя что-то в свое время, мы должны впоследствии управлять своей собственностью. Лишая других людей права жить собственной жизнью, мы берем на себя ответственность за них. Если они примут наш совет или признают нашу власть, нам, безусловно, придется быть исключительно мудрыми, осторожными, проницательными и практичными. Лишь немногие собственники имеют какое-либо из этих качеств, развитое до заметной степени. Они и свои-то жизни проживают не слишком хорошо, но желают тем не менее, чтобы остальные признавали их авторитет, который так и не был успешно продемонстрирован. В этом заключается еще одна причина сопротивления, и это создает серьезную нагрузку на пищеварительную систему.
Желая кому-то помочь, мы должны находить удовольствие, помогая людям делать то, что они хотят. Если их планы противоречат нашим убеждениям, они вправе отказаться от помощи. Нельзя проявлять власть даже над маленькими детьми и считать их своей собственностью. Ими следует руководить там, где необходимо, и направлять в полную меру родительских способностей. Если подчинять их своей воле, они станут нерешительней и будут меньше полагаться на свои собственные силы. Если они окажутся жертвами чрезмерного собственнического инстинкта, то либо будут деморализованы, либо станут непокорными. В этом мире мы владеем полнее всего тем, что полнее всего понимаем. В основе наших взаимоотношений должна лежать добрая воля. Друзьям должно нравиться бывать у нас, потому что мы дружески расположены к ним. Родственники должны нам симпатизировать благодаря качествам, которые их естественно привлекают и удерживают интерес и внимание. Мы не можем заставить уважать себя и принудить восхищаться собою, мы должны заслужить это своим поведением.
Если мы будем выдержанны, то явим собой конструктивный пример достижения. Окружающие будут обращаться к нам, потому что им необходимо то, что у нас есть, и хочется узнать, как мы приобрели качества, ведущие к лучшей жизни. Если мы по натуре дружелюбны, добры и хоть чуточку бескорыстны, мы редко одиноки. И мы встретим внимание и уважение, которых никогда не достигнем, будучи властными и собственнически настроенными людьми.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ
Мы советуем думающим людям умерить честолюбие. Это настолько противоречит общепринятой практике, что требует объяснений. Всем нам внушают, что мы должны преуспевать и что личная обязанность каждого состоит в увеличении своего благосостояния любым возможным способом, даже ценой здоровья и счастья. Однако сам факт того, что большинство сходится во мнении относительно той или иной линии поведения, отнюдь не доказывает, что эта линия верна. Стоит лишь приглядеться к жизни преуспевающих людей и послушать их собственные рассказы о плате за достигнутое, чтобы понять: их успех вполне можно считать выдающейся неудачей.
Умеренная доля честолюбия, безусловно, необходима, ведь без стимула к совершенствованию и движению вперед не было бы никакого прогресса, — ни личного, ни коллективного. Трудность заключается в том, что успех требует массу времени и внимания. Достижению этой цели приходится посвящать большую часть наших внутренних ресурсов и времени. Постепенно мы целиком приносим себя в жертву реализации программы, лишающей нас свободного времени, истощающей умственно-психические и физические ресурсы и мешающей нам наслаждаться всем, что есть в жизни поистине утонченного и прекрасного. Один мой знакомый — руководящий работник, занимающийся страхованием, так хорошо служил своей компании, что после 25 лет добросовестной службы ему преподнесли подарок в виде трехмесячного отдыха в Европе. После возвращения кто-то из приятелей спросил, как ему понравилась одна из крупнейших галерей Франции. И тот, не задумываясь, ответил: «Это большой страховой риск: ни одного гидранта в радиусе полумили, никакой спринклерной противопожарной системы нет и в помине, а само здание — это настоящая ловушка во время пожара».