Я – дипломированная диетологиня частной практики. После окончания обучения работа не вполне соответствовала моим ожиданиям, но со временем я освоилась. Важной вещью, которую я осознала с получением опыта, оказалось то, что в науке эмоциональный аспект жизни людей часто несправедливо отодвигается на второй план.
Уже долгое время я замечаю распространённую проблему своих клиенток. Большинство из них могут моментально оттарабанить все вещи, которые они _должны_ делать по тем или иным причинам (медицинским, личным и пр.): есть меньше сладкого, контролировать размер порций, тщательнее выбирать еду при заказе и т.д., - но сталкиваются с большими сложностями при попытке реализовать это на практике. Между нашим желанием перейти к здоровому питанию и ежедневными пищевыми привычками существует огромная пропасть. Поэтому перед обсуждением плана питания наши с клиентками встречи больше похожи на психологические сеансы, во время которых мы пытаемся понять, почему они не могут начать делать те или иные вещи.
Настоящая причина почти никогда не совпадает с предположениями людей – дело не в отсутствии силы воли, не в недостатке самоконтроля. Даже близко не в этом. На самом деле, всё довольно сложно. Для большинства из нас за выбором еды кроется огромное число психологических установок и прочих вещей, о которых мы никогда не задумываемся. Посмотрите сами: помимо потребления еды в качестве источника энергии мы используем её как средство коммуникации с другими людьми, а также воспринимаем её как символ безопасности, комфорта, хороших впечатлений и даже как средство ухаживания и соблазнения. Мы учим своих детей, что еда является одним из способов вознаграждения за труды (покупка пиццы за хорошие отметки в школе) и заботы о себе (мороженое после посещения врача). Все эти мелочи переходят вместе с нами во взрослую жизнь, где мы продолжаем использовать еду для выражения целого спектра ощущений.
Но весь этот пласт эмоций, как правило, полностью игнорируется людьми. Мы часто анализируем свои романтические отношения «в целом», но как только речь заходит об отношениях с едой, мы даже не пытаемся разобраться в слоях ощущений. Вместо этого, мы записываем всё, что отклоняется от курса здорового питания, в категорию «плохого поведения» и начинаем винить себя за неспособность наладить свою жизнь.
Пожалуй, одна из самых сложных тем – это восприятие людьми таких понятий как «поощрение», «блажь», «соблазн». По моему мнению, «побаловать себя» - это сделать осмысленный выбор с учётом своих долгосрочных планов и сиюминутных желаний. Например: мы хотим чувствовать себя лучше через 3 месяца, через полгода… через год. Но, в то же время, мы хотим сладкий жирный пончик _прямо_сейчас. Самое большое заблуждение кроется в предположении, что наше здоровье зависит исключительно от выборов в пользу долгосрочных целей.
На самом деле, смысл в том, чтобы оценить, действительно ли сиюминутное желание стоит усилий и/или последствий. Если да – спокойно положите пончик к себе на тарелку и насладитесь каждой его крошечкой. Конечно, в зависимости от долгосрочных целей, от некоторых порывов придётся отказываться. Но поддаваться соблазнам и иногда баловать себя – часть человеческой натуры и в этом нет ничего плохого.
Проблема в том, что вместо того, чтобы временами делать себе поблажки и наслаждаться ими, спокойно возвращаясь к достижению цели после, мы начинаем накручивать себя и пытаемся оценить свои действия с этической точки зрения. Мы прибегаем к таким приёмам как «моральное право» и «лазейки», чтобы оправдать выбор в пользу сиюминутных порывов. «Моральное право» — это концепция, в рамках которой «хорошее» поведение даёт право совершать (или оправдывать) «плохие» поступки. «Я всегда такая хорошая, поэтому заслуживаю иногда побыть плохой». «Лазейки» - распространенный инструмент для поиска якобы рациональных причин своего поведения: «это не считается», «сегодня выходной», «сейчас лето», «ну в отпуске-то можно».
В контексте пищевого поведения приём «морального права» является крайне токсичным, поскольку подразумевает, что поощрение себя едой вписывается в идею «порока и добродетели». Но это не так. Решения, изменить ли своему партнёру, смухлевать ли в тесте – являются моральными дилеммами. Решение, съесть что-то или нет – не является. Вам не нужны внешние обстоятельства и оправдания, чтобы есть то, что вам нравится. Не важно, пережили ли вы худшую неделю в жизни или продержались месяц без фаст-фуда. Поддаваться соблазнам в еде – абсолютно нормально, главное делать это осознанно, взвешивая возможные последствия.
Лучше всего мою мысль проиллюстрирует одна из моих клиенток, назовём её Хоуп. В то время Хоуп была амбициозной студенткой и имела натянутые отношения с едой почти всю свою жизнь. Она хотела сбросить 13 кг, а также освободиться от постоянного чувства вины за потребление пищи. С нашего первого сеанса прошло 6 месяцев, Хоуп сбросила 11 кг, и тут произошло кое-что невероятное. Она вернулась из поездки в Европу и восторженно рассказала: «Ты не поверишь, что я сделала! Я съела КРУАССАН!». Я спросила, было ли вкусно, и она в деталях расписала, каким нежным и мягким он был. Она сказала, что смаковала каждый кусочек, а на следующий день вернулась обратно к своей пищевой программе.
Что в этом замечательного, спросите вы? Это событие стало отличным показателем её прогресса. Полгода назад Хоуп бы набросилась на круассан и съела его так быстро, что не успела бы насладиться им (как будто его и не было). Тогда она бы заказала ещё два круассана, чтобы распробовать вкус, а потом месяц бы корила себя за срыв и «отсутствие силы воли». Но, уйдя от cамобичевания за любое отклонение от курса, она смогла нормально насладиться своим порывом и отпустить себя.
Делать выборы в пользу правильного питания – здорово, но выбор менее полезной пищи не является не этичным или постыдным. Наоборот, подобное восприятие лишь отталкивает нас от выстраивания здоровых отношений с едой, а в конце пути мы корим себя за якобы недостаток силы воли. Дело не в ней, но любой человек, находясь под постоянным психологическим давлением, когда-нибудь опустит руки и не сможет справиться с апатией.
Принято считать, что постоянная критика себя помогает управлять пищевым поведением, а слишком сильная жалость к себе в контексте еды и восприятия тела приведёт к полной потере контроля. Но, как я уже говорила, такой подход порождает замкнутый круг. Человек чувствует вину, она триггерит поиск средства успокоения, происходит заедание негативных эмоций (вспомните пример с мороженым и доктором). Срыв – раскаяние – ещё больший срыв – ещё большее раскаяние и так далее. Вместо того, чтобы просто съесть кусок пиццы и забыть о ней до конца дня, человек, страдающий от чувства вины, подумает, что раз уж терять нечего, можно добить пиццу целиком.
Что я могу посоветовать? Когда вы поймёте, что сорвались и отошли от курса (а это обязательно произойдёт), попробуйте вместо того, чтобы наказывать себя, спокойно проанализировать ситуацию. Чем лучше вы понимаете причины своих порывов, тем проще вам будет переживать их и корректировать путь к достижению цели.
Поэтому, столкнувшись с выбором в отношении еды в следующий раз, не спрашивайте себя «Правильно ли я поступаю?». Лучше прислушайтесь к себе, задайтесь вопросом «Насколько сильно я хочу эту конкретную еду?» и позвольте ответу направить вас к решению. И пожалуйста, не корите себя, каким бы ни стал ваш выбор.
Перевела: Ксенья Коляда
https://vk.com/positivebody
Потребление "нездоровой" пищи - не негативная черта характера
- Цила
- Сообщения: 5058
- Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
- Откуда: Россия
- Род занятий: Некромагия, магия Хаоса
Потребление "нездоровой" пищи - не негативная черта характера
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей