


Во время нашествия норманнов в 8-9 вв. огам вытесняется сначала рунами, а к 12 в. латинским унициалом (см. Ирландское письмо). Однако знание огама сохранялось до 19 в. Огам стал синонимом тайнописи. Указание по чтению текстов на нем дается в древнейшем трактате по древнеирландской грамматике «Auracept na n-Éces» (Наставление для мудрых), составленной в 1917 М. Кальдероном. Ныне огам применяется только для гадания; он тесно связан с эзотерической нумерологией.
Auraicept na n-Éces (ок. 7 в.) – один из трех основных источников огамической рукописной традиции, два других – это In Lebor Ogaim и De dúilib feda na forfed. В «Балимотовой книге» (Leabhar Bhaile an Mhóta, 14 в.) копия In Lebor Ogaim непосредственно предшествует «Auraicept», но вместо Бриатарогама Кон Куллайн, представленного в других копиях, там находятся множество других «тайных» форм огама. Включен также и младший футарк, под названием «огам лохланнах» (огам скандинавов). Известна и разновидность Runagam, что буквально означает «секретный огам». Несмотря на знакомство ирландцев с огамической и рунической письменностью литература появляется у них только с утверждением христианства и введением латиницы. Древнейшая рукопись «Book of Armagh», 9 в. Хотя древние саги рассказывают о существовании обширных огамических библиотек.
Подобно доводам о первенстве гэльского языка, «Наставление» утверждает, что Фений Фарсайд придумал четыре алфавита: иврит, греческий, латинский, и, наконец, огам, и что огам наиболее совершенен, потому что был придуман последним. Текст является происхождением предания, что буквы огама называются в честь деревьев, но он даёт также ту и альтернативную возможность, что буквы названы в честь 25 учеников Фения.

Огма
Наибольшее число огамических надписей найдено на юге Ирландии, в графстве Керри. В древности здесь располагалось королевство Мунстер, которое связывалось мистической традицией (сага Airne Fingein – «Видение Фингена») с потусторонним миром Маг Фаль, или Инис Фаль (Долина, или Остров света), Тир Map (Великая Земля), а также с музыкой и поэзией. «Волшебный народ Мунстера» – прямой потомок первых переселенцев с материка – обитал в чреве жилых холмов-сидов. Слово saga скандинавского происхождения, сами ирландцы называли свои повествования scel (повесть, история).

Ирландия – самая западная цивилизация Европы. Ее правители называли себя «зелеными королями Запада». Запад и зеленый цвет отождествлялся с потусторонним миром. Сравните латинское название этого острова – Invernia и латинское наименование ада – Infernus (Низ). Огамические надписи встречаются в основном на надгробных камнях и состоят лишь из имени умерших. Можно предположить, что огам был преимущественно связан с культом мертвых. Грамматолог Ч. Лоукотка упоминает, что «огамом» древние ирландцы называли не только свое письмо, но и могильный камень , на котором оно высекалось. Этот камень клали на голову покойнику, чтобы он не тревожил живых (сравните славянский обычай вколачивать осиновый кол в могилу «злого мертвеца»). Возможно, название ogam как-то соотнесено с праиндоевропейским *akmio – камень. Тогда станет понятной темная фраза в саге «Altram Tige Da Medar» (Воспитание в Доме Двух Чаш): «И скажи ему, чтобы не возвращался он в дом, который покинет, покуда не станут снова одним огам и аху , земля и небо, солнце и луна». Не понятное переводчикам слово «аху», судя из контекста, должно означать что-то противоположно-родственное огаму. В грамматологии таким характеристикам отвечают «знаки письма» и «писчий материал». Последним для огама чаще всего выступал могильный камень.

В отличие от скандинавской мистической традиции, в ирландских источниках упоминания о праалфавите туманны и скудны. Однако связь изобретения огама с ритуальной жертвой на дереве-камне можно успешно реконструировать на индоевропейском материале. В эпосе «Tain bó Cualnge» (Похищение быка из Куальнге) герой Кухулин срубил молодое деревце дуба и, стоя в магической позе (на одной ноге и закрыв один глаз), связал его в кольцо, начертав там письмена на огаме. Затем он водрузил «дубовое кольцо с огамом на острый верх камня в Ард Куилен». Островерхий камень – это менгир (мегалитическая постройка древних кельтов), подобие мировой оси и мирового древа скандинавов. Интересно, что сам Кухулин у менгиров заражается таинственной болезнью, а затем сам оказывается привязанным к этому камню собственными кишками.

Кольцо из дуба с огамическими линиями символизирует солнце. Всего в огамическом алфавите 20 букв, которые в совокупности дают 60 черт
[4·(52+5)½=60]. Последнее число связано с понятием «круга времени», 60-летним циклом китайского летоисчисления и шестидесятиричным счетом вавилонских жрецов (60·6=360 – примерное число дней в году). Изобретателя огама Огму, сына Этайн, брата Брисса и Дилблаза из рода Мак-Элатан, называли также Grianainech (Солнечноликим). С Огмой же связано кровавое жертвоприношение – повешение на дереве во славу общекельтскому богу Езусу (сравните со скандинавским Одином). Солнечные лучи ирландцы считали источниками мудрости. В саге «Видение Фингена» сказано: «Опустились на губы Финтана солнечные лучи, и три углубления появились у него на затылке, отчего семь даров красноречия и семь цепочек примет его язык». Огму под именем Огмиоса почитали и в Галлии. Античный писатель Лукиан отождествляет его с Геркулесом, описывая его изображение, на котором уши ведомых им людей прикованы цепочками к языку бога. Известно также, что изо рта Гермеса (бога тайных знаний) появлялась золотая цепь, символизировавшая его красноречие. Огма не только могучий воитель, но и мудрец-письмотворец. Современные исследователи в его облике находят сходство с индийским Варуной, богом-связывателем. Ирландцы изображали Огму старцем, одетым в звериную шкуру, оперевшегося на палицу. Огма – один из Племени Богини Дану – пал во второй, эсхатологической, битве с фоморами при Мойтуре. Будучи при дворе короля Бреса, он таскал вязанки дров к его замку.

Ирландская мифология обнаруживает аналогии со скандинавским эпосом: одноглазость, как плата за мудрость; поэзия, музыка и письмо – краеугольные камни колдовства; уподобление знаков праалфавита струнам арф, нитям судьбы, ветвям Мирового Древа, пряже (руну); почитание камней и деревьев; связь отрезанной головы с потусторонним миром.
Также как ирландское письмо, его орнамент, язык и мифология причудливы и на первый взгляд кажутся неевропейскими явлениями. Является ли эта странность следствием влияния древнего доиндоевропейского (пиктского?) субстрата, либо следствием длительной культурной изоляции острова от материковой Европы – сказать трудно. Подобно мэнской кошке, у которой атрофировался хвост, Ирландия также утратила некоторые характерные признаки индоевропейцев. Ни одна культура, пожалуй, кроме ирландской, не знает таких мутаций мифологем, алфавитов и звуков в словах.
Рукописи 15 в. «Книга Балимот» в разделе «Ogaim n-Gadhel» сказано, что 'огам' означает 'мудрость' (ghuaim, guaim). Грамматолог Д. Дирингер указывает на похожесть греческого слова αγμα. Кельтолог Дж. Рис интерпретирует понятие 'огам' как 'искусное употребление слова'. В современном гэльском языке слово oghum относится к сфере оккультного и мистического. В Англии огамом называлась тайнопись замены букв в словах их названиями (графонимами). В книге Ч. Диккенса «Эдвин Друд» упоминается различие «женского» (округлого) и «мужского» (линейного) огамов.
Наличие в Ирландии своеобразного и во многом уникального алфавита выделяет ее на фоне средневековой Европы. Родину огама многие исследователи склонны искать на Востоке либо в Испании [благо что латинские названия этих двух стран – Hibernia (Invernia) и Iberia – похожи]. Впрочем в поздних памятниках островной литературы Ирландию называли еще Галаика по имени прародителья ирландцев Гола, или Гэла (сравните самоназвание Греции - Геллада), который по некоторым преданиям происходил от нереиды Галатеи и циклопа Полифема (персонажи древнегреческого мифа).

Кельтологи Р. Макалистер и И. Уильяме доказывали, что огам – это секретный код друидов (жреческой касты ирландцев), называемый иначе duíl laithne (тайный язык жестов), или berla fene (жреческий язык). Дело в том, что огам антропоморфен: 20 его букв можно понимать как 20 пальцев на руках и ногах человека. Друиды для тайного общения меж собой прикладывали 5 пальцев в том или ином сочетании к носу или ноге.
Очевидна связь огама с сакральной традицией бросания жребия crann-chur (буквально «бросать дерево») и знаками, которые вырезались на деревянных палочках.
Возможно, что огам является разновидностью рунического шифра isaruniR, основанном на руне 'isa' |. По крайней мере, Д. Дирингер указывает, что «в целом огамические письмена и руны представляют в некотором отношении родственные системы». Огам он считал вторичной системой по отношению к рунам. Между тем, бросается в глаза: огам примитивнее рун.
СТРУКТУРА ОГАМА. Огам представляет собой комбинацию параллельных черточек в группах от одной до пяти. Группы черт были разной длины и занимали четыре разные позиции перпендикулярно вездесущей вспомогательной линии – druim «хребет» (или spác «пространство»). Направление строк в огаме неустоявшееся (чаще сверху вниз или слева направо; в надписях на камнях – снизу вверх). Иногда сквозную линию «друим» (похожую, кстати, на матрику индийских силлабариев) заменяла грань камня. Тогда некоторые буквы или их части писались на одной стороне, а иные – на смежной. Чтобы прочесть слово, записанное таким образом, нужно смотреть сразу на две смежные стороны камня. В этом есть глубокая философия огама. «Друим» делит весь мир на верх и низ, Добро и Зло. Поэтому одни буквы огама считались благими, другие зловредными, третьи же, подобно одноногим и одноглазым фоморам, пребывали сразу в двух мирах. З-образный знак в поздние времена служил маркером начала предложения (eite), а симметричная графема обозначала конец высказывания (eite thuathail).

Тесная связь огама с числом выдает в нем изначально мнемоническую кодовую систему. Поначалу, видимо, огам отображал строение человека, Ирландии с ее пятью королевствами, ориентированными по сторонам света, 4 времени года и лишь потом эта система поделила звуки языка и наложила их на уже структурированные знаки.
Натурфилософия огама близка грамматологическим концепциям чисел майя (См.) и китайским триграммам (См.) как примитивным доалфавитным системам письма.

Амаргин (Amairgen) – первый друид, провел первый в стране совет, избравший верховного короля Ирландии Эремона; автор мистической поэмы «Книга захватов».