Пантеон и культы осетин (Руслан Дзаттиаты)
Добавлено: Ср янв 24, 2018 7:31 pm
Уастырджи, воинские божества.
При исследовании языческих культовых систем, при классификации божеств и культов многие исследователи начинают описание с культа бога молнии и громовержца, считая этот персонаж наиболее почитаемым и главным в языческом пантеоне. Вероятно, эта традиция идет из греческого мира, где громовержец Зевс действительно является верховным божеством, главной фигурой на божественном Олимпе. Но переносить греческую классификацию божеств на осетинскую почву, видимо, нельзя. Тем не менее, многие бытоописатели осетинского народа, как иностранные, так и отечественные, вплоть до современных этнографов, впадают в эту ошибку, правда, оговариваясь в том или ином случае. Считая скифов генетическими предками осетин, обратим внимание на описание Геродотом скифского пантеона. «Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего – Гестию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса); после них – Аполлона и Афродиту Небесную, Геракла и Ареса. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс – Папай, Гея – Апи, Аполлон – Гойтосир, Афродита Небесная – Аргимпаса, Посейдон – Фагимасад. У скифов нет обычаев воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса. Ему они строят такие сооружения» (52, с. 201). Затем после описания обычного жертвоприношения прочим богам, Геродот продолжает говорить о устройстве святилища Ареса и устраиваемых обрядах в честь этого божества.
«В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресту: горы хвороста нагромождены одна на
другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка, три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, а потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому – то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам (подчеркнуто нами – Р. Дз.). Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются»… (52, с. 202).
Геродот, классифицируя божества по степени почитаемости, первое место отводит Гестии – покровительнице домашнего очага, а в списке последним приводит Ареса. Но, оказывается, судя по характеру святилищ и грандиозным обрядам с обильными («больше чем прочим богам») жертвоприношениями вплоть до человеческих, наиболее почитаемым божеством у скифов был Арес – бог войны и воинов. Здесь у Геродота явное противоречие. Он никак не мог отойти от греческой классификации сонма божеств, от сугубо греческого мышления и мировоззрения. Можно обратить внимание и на то, что скифы якобы почитают Геракла, но в списке, где имена греческих богов переводятся им на скифский, Геракл уже не упомянут, как, впрочем, и Арес. Возможно, что для Геродота, в его понимании и толковании функции скифских божеств, оба они - и Геракл и Арес – слиты в одну персону – божество войны, военных подвигов и военной удачи. Возможно, что скифское название божества войны и воинов не персонифицировалось, а было всеобъемлющим отвлеченным понятием вроде «уац» или «Фарн» и потому у Геродота нет его имени.
Итак, мы считаем, что верховным божеством, во всяком случае наиболее почитаемым у скифов было божество, олицетворявшее войну и воинский успех и, надо полагать, покровительствовавшее воинам, войску, походам.
Аланы, являющиеся генетическими посредниками между скифами и осетинами, среди прочих культов имели и особый культ, выражавшийся в поклонении мечу, т. е. особое божество войны. А. Марцеллин писал6 «У них не видно ни храмов, ни святилищ; они по варварскому обычаю втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу» (229, с. 37). Вряд ли у такого воинственного народа как аланы божество войны было не верховным, главным, наиболее почитаемым божеством.
Затем, вплоть до позднесредневекового времени, у нас нет письменных свидетельств о языческом пантеоне осетин, но в христианском именнике имя «Георгий» упоминается, что может быть отражением культа Уастырджи (97, с. 281 – 300). Однако есть еще один памятник, куда следует заглянуть в поисках следов поклонения культу войны и воинов. Это осетинский нартовский эпос. В сказании о смерти Батрадза говорится о том, что тело погибшего героя Батрадза сопротивляется помещению его в склеп. Бог роняет три слезинки на Юатрадза и он благополучно водворяется в склеп. «Там, где упали три слезинки, бога, появились три святилища – Таранджелос, Мыкалгабырта и Реком» (180, с. 263).
Во многих местах Осетии почитаются святилища с подобными наименованиями, но наиболее почитаемый из всех Реком. А точнее «Рекомы Уастырджи», т. е. «св. Георгий Рекома» («Реком» не название святилища, а местности подобно – «Хохы Уастырджи» («Св. Георгий» горы), «Рагъы дзуар» – («святилище перешейка»), «Комы дзуар» – («святилище ущелья») и пр. Следовательно, при упоминании «Реком» употребляется усеченная форма от полного наименования. В слове «Реком» явно проглядывает «ком» – ущелье, как в «Æрыдон» четко выделяется – «дон» – «река». Слово «Æрыдон», т. е. р. Ардон – в переводе может означать как река Æр – ов. (Сравни Эри – в груз. Яз. Народ). Возможно, что в «Рекоме», тоже имеет ущелье Ар – ов. При перестановке «ре» – в «ер». Обратим внимание на то, что наиболее почитаемое в Осетии святилище – Реком было посвящено Уастырджи. О том, что Рекомы Уастырджи было военным божеством, говорит наличие огромного количества наконечников стрел, обнаруженных при раскопках святилища (140, с. 90), а также то, что там хранился шлем Ос – Багатара (173, с. 256).
Значение военного божества для средневековых осетин подтверждает еще одно соображение о трансформации христианских культов в осетинские языческие. Как было отмечено выше, вместе с Рекомом, наиболее почитаемые святилища – Таранджелос и Мкалгабыр. Что это такое? «Таранджелос» в В.И. Абаева это «название божества и святилища. Особенно чтилось в ущелье Трусо, а также в ауле Тиб. Культ Таранджелос восходит ко времени грузинской царицы Тамары (ХII в.) (13, с. 231). «Вседобрая царица Тамара послала Цилканского епископа для обращения в христианство пребывающих в Кавказских горах осетин. Войдя в ущелье Гуда, которое граничит с Мтиулетией, он обратил их и выстроил прекрасную церковь во имя пресвятыя Богородицы… После этого епископ был отправлен… в ущелье Трусо, что выше Хеви; он обратил и тамошних жителей и выстроил такую церковь во имя св. Архангелов, равномерно и в ущелье Заха построил таковую» – (Донесение Цилканского архиепископа Иоанна Католикосу Антонию. 1 марта 1802 г. АКАК; т.1, Тифлис, 1866, с. 532) (3, с. 231 – 232).
«Таранджелос» это грузинское «мтаварангелози» – т. е. архангел. Но из цитированного отрывка из донесения архиепископа Иоанна видно, что церковь, позднее превратившееся в святилище Таранджелос, была выстроена не в честь архангела, а архангелов. Из семи архангелов христианской религии только два – Михаил и Гавриил – особенно почитались в Осетии. Эти два персонала христианской религии на осетинскую почву, видимо, попали через грузинское посредство где они именовались «Микель-Габриэль», и превратились в «Мыкалгабыртæ», где «тæ» показатель множественности. Особенно почиталось «Мыкалгабыртæ» в Алагирском ущелье. В.Ф. Миллер отмечает, что «Праздненство (в честь Рекома и Мыкалгабыртæ) продолжается от 9 мая до 23» (173, с. 276).
По христианскому вероучению архангел Михаил является 2предводителем небесного воинства», архистратигом. Налицо явно военный уклон этого персонажа. Видимо, средневековым осетинам был весьма близок по духу бог – воин, ангел с функциями военного предводителя. Не случайно все три дзуара, якобы возникшие на месте, где упали слезы бога на погибшего Батрадза, оказываются святилищами – в честь военных божеств – Уастырджи и архангелов Михаила и Гавриила.
Не случайно эти три персонажа: Георгий, Михаил и Гавриил запечатлены на фресках Нузальской церкви, а Георгий даже «не как обычно в нижнем ярусе, а в верхнем… в одном ряду с Христом и другими небесными персонажами… что справедливо объясняется особым почитанием св. Георгия… и большой популярностью в Осетии культа св. Георгия уже в ХIII в.» (136, с. 150-151).
Небезынтересно отметить, что карталинский царь Георгий для того, чтобы заручиться военной поддержкой осетин, преподнес колокола Дзвгисской церкви святого Георгия. Безусловно, что колокола преподнесли главному, наиболее почитаемому святилищу края.
Военный характер святилищ Уастырджи может быть подчеркнут еще и тем, что в святилищах имелись приношения в виде наконечников стрел (Реком, Сау дзуар, и др.), воинского снаряжения (шлем воина в Рекоме), свинцовые пули в Сба (Сыгъзæрин дзуар), холодное оружие – шашка Джатиевых в Сба и обломок военной сабли в с. Ходз (Уастырджийы кувæндон) и др.
Не вдаваясь в характеристику обрядов, совершаемых у святилищ, отметим только, что одной из популярных песен у осетин на трапезе у святилища была песня о Уастырджи, причем она имела множество вариантов как текста, так и мелодий (185).
О популярности Уастырджи говорит и то, что «имя его часто произносится в клятвах и благословениях» (173, с. 242).
Несмотря на то, что по смыслу культ Уастырджи главенствующий у средневековых осетин, те, кто описывал божества, святому Георгию отводили второстепенную роль. Так, например, Штедер писал: «От этих времен (от периода распространения христианства – Р. Дз.) сохранили только трех святых – Илью, Николая и Георгия (186, с. 30). Юлиус Клапорт отмечал: «Эти святые места посвящены или пророку Илье, их главному покровителю, или святому Георгию, святому Николаю и архангелу Михаилу» (112, с. 165).
К. Кох писал почти то же самое о главных божественных осетин6 «Это Илья, Георгий и Николай… Всех выше почитают Илью (126, с. 269). Е. Зичи хоть и говорит, что Уастырджи «самый популярный дух, о котором рассказывается во многих легендах», описание божеств начинает с Хуыцау, затем переходит к Уацилла и только потом о святом Георгии (96, с. 289).
Видимо, под влиянием указанных авторов оказывается и В.Ф. Миллер и все те, кто говорил впоследствии о религиозных верованиях осетин: Калоев Б.А., в монографии «Осетины» (2-е издание) Магометов А.Х. в историко-этнографическом исследовании «Культура и быт осетинского народа» (Орджоникидзе, 1968).
Л.А. Чибиров в своей книге «Народный земледельческий календарь осетин» (Цхинвали, 176), хорошо зная значение культов для осетин в прошлом, пишет и о Уацилле и о святом Георгие, и при этом впадает в противоречие. На с.159 у него читаем6 «Самым главным и популярным божеством во всем годичном цикле народного земледельческого календаря осетин является Уацилла. Будучи древнейшим дохристианским патроном осетин, он известен как божество плодородия, покровитель хлебных злаков и урожая, грома и молнии». А на с. 210 читаем другое: «По своей значимости и масштабам пиршества популярнейшими во всем круглогодичном цикле календарных праздников осетин являлись дни в честь Уастырджи…» И ниже на с. 211: «… Уастырджи – особо читаемый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств». И далее на с. 212–215- развернутая характеристика Уастырджи.
В конечном итоге наиболее почитаемым божеством оказывается Уастырджи. Он покровитель мужчин, воинов, путников, защитник честных людей, бич воров, плутов, клятвопреступников, убийц. «Он же главный патрон человека во время его посмертного и самого опасного путешествия в загробный мир». (В.Ф. Миллер. «Отголоски кавказских верований на могильных памятниках»). По В.И. Абаеву, у Уастырджи отмечаются и черты солнечного божества. Он заступник бедных и обиженных, но он может наслать болезни на провинившихся. Его именем и проклинали и благословляли. Он даже первый пахарь. Он многогранен и всеведущ, как и положено главнейшему божеству.
В.И. Абаев считает что «свой ореол (популярности и признательности у осетин – Р. Дз.) он унаследовал… от тех дохристианских божеств, преемником которых он стал и функции которых он воспринял» (5, с. 331).
Наличие большого количества святилищ в честь Уастырджи также характеризует его как особо почитаемое божество. Говоря о популярности Уастырджи, Б.А. Калоев отмечает: «Очень редким было село, которое не имело бы своего «Уастырджи кувандон»… Еще до сих пор нередко можно встретить такие святилища в горах Осетии: на многих проезжих путях, в долинах гор и на самых опасных для путника перевалах… Еще более популярным Уастырджи становится во время войн, в частности, в первой мировой войне. Тогда во многих селах Осетии возникали новые святилища в честь Уастырджи как бога войны. Характерно, что осетинские воины, находясь на фронте в Карпатах, устроили также святилище в честь Уастырджи с целью обеспечения победы и спасения их от пули австрийской… Кто участвовал на поле брани совместно с осетинами, тот помнит, что последние, идя в атаку, непременно призывали на помощь своего бога войны Уастырджи». (107,с. 246).
Стойкость культа Уастырджи, хоть и в пережиточных формах, поразительна.
При исследовании языческих культовых систем, при классификации божеств и культов многие исследователи начинают описание с культа бога молнии и громовержца, считая этот персонаж наиболее почитаемым и главным в языческом пантеоне. Вероятно, эта традиция идет из греческого мира, где громовержец Зевс действительно является верховным божеством, главной фигурой на божественном Олимпе. Но переносить греческую классификацию божеств на осетинскую почву, видимо, нельзя. Тем не менее, многие бытоописатели осетинского народа, как иностранные, так и отечественные, вплоть до современных этнографов, впадают в эту ошибку, правда, оговариваясь в том или ином случае. Считая скифов генетическими предками осетин, обратим внимание на описание Геродотом скифского пантеона. «Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего – Гестию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса); после них – Аполлона и Афродиту Небесную, Геракла и Ареса. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс – Папай, Гея – Апи, Аполлон – Гойтосир, Афродита Небесная – Аргимпаса, Посейдон – Фагимасад. У скифов нет обычаев воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса. Ему они строят такие сооружения» (52, с. 201). Затем после описания обычного жертвоприношения прочим богам, Геродот продолжает говорить о устройстве святилища Ареса и устраиваемых обрядах в честь этого божества.
«В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресту: горы хвороста нагромождены одна на
другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка, три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, а потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому – то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам (подчеркнуто нами – Р. Дз.). Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются»… (52, с. 202).
Геродот, классифицируя божества по степени почитаемости, первое место отводит Гестии – покровительнице домашнего очага, а в списке последним приводит Ареса. Но, оказывается, судя по характеру святилищ и грандиозным обрядам с обильными («больше чем прочим богам») жертвоприношениями вплоть до человеческих, наиболее почитаемым божеством у скифов был Арес – бог войны и воинов. Здесь у Геродота явное противоречие. Он никак не мог отойти от греческой классификации сонма божеств, от сугубо греческого мышления и мировоззрения. Можно обратить внимание и на то, что скифы якобы почитают Геракла, но в списке, где имена греческих богов переводятся им на скифский, Геракл уже не упомянут, как, впрочем, и Арес. Возможно, что для Геродота, в его понимании и толковании функции скифских божеств, оба они - и Геракл и Арес – слиты в одну персону – божество войны, военных подвигов и военной удачи. Возможно, что скифское название божества войны и воинов не персонифицировалось, а было всеобъемлющим отвлеченным понятием вроде «уац» или «Фарн» и потому у Геродота нет его имени.
Итак, мы считаем, что верховным божеством, во всяком случае наиболее почитаемым у скифов было божество, олицетворявшее войну и воинский успех и, надо полагать, покровительствовавшее воинам, войску, походам.
Аланы, являющиеся генетическими посредниками между скифами и осетинами, среди прочих культов имели и особый культ, выражавшийся в поклонении мечу, т. е. особое божество войны. А. Марцеллин писал6 «У них не видно ни храмов, ни святилищ; они по варварскому обычаю втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу» (229, с. 37). Вряд ли у такого воинственного народа как аланы божество войны было не верховным, главным, наиболее почитаемым божеством.
Затем, вплоть до позднесредневекового времени, у нас нет письменных свидетельств о языческом пантеоне осетин, но в христианском именнике имя «Георгий» упоминается, что может быть отражением культа Уастырджи (97, с. 281 – 300). Однако есть еще один памятник, куда следует заглянуть в поисках следов поклонения культу войны и воинов. Это осетинский нартовский эпос. В сказании о смерти Батрадза говорится о том, что тело погибшего героя Батрадза сопротивляется помещению его в склеп. Бог роняет три слезинки на Юатрадза и он благополучно водворяется в склеп. «Там, где упали три слезинки, бога, появились три святилища – Таранджелос, Мыкалгабырта и Реком» (180, с. 263).
Во многих местах Осетии почитаются святилища с подобными наименованиями, но наиболее почитаемый из всех Реком. А точнее «Рекомы Уастырджи», т. е. «св. Георгий Рекома» («Реком» не название святилища, а местности подобно – «Хохы Уастырджи» («Св. Георгий» горы), «Рагъы дзуар» – («святилище перешейка»), «Комы дзуар» – («святилище ущелья») и пр. Следовательно, при упоминании «Реком» употребляется усеченная форма от полного наименования. В слове «Реком» явно проглядывает «ком» – ущелье, как в «Æрыдон» четко выделяется – «дон» – «река». Слово «Æрыдон», т. е. р. Ардон – в переводе может означать как река Æр – ов. (Сравни Эри – в груз. Яз. Народ). Возможно, что в «Рекоме», тоже имеет ущелье Ар – ов. При перестановке «ре» – в «ер». Обратим внимание на то, что наиболее почитаемое в Осетии святилище – Реком было посвящено Уастырджи. О том, что Рекомы Уастырджи было военным божеством, говорит наличие огромного количества наконечников стрел, обнаруженных при раскопках святилища (140, с. 90), а также то, что там хранился шлем Ос – Багатара (173, с. 256).
Значение военного божества для средневековых осетин подтверждает еще одно соображение о трансформации христианских культов в осетинские языческие. Как было отмечено выше, вместе с Рекомом, наиболее почитаемые святилища – Таранджелос и Мкалгабыр. Что это такое? «Таранджелос» в В.И. Абаева это «название божества и святилища. Особенно чтилось в ущелье Трусо, а также в ауле Тиб. Культ Таранджелос восходит ко времени грузинской царицы Тамары (ХII в.) (13, с. 231). «Вседобрая царица Тамара послала Цилканского епископа для обращения в христианство пребывающих в Кавказских горах осетин. Войдя в ущелье Гуда, которое граничит с Мтиулетией, он обратил их и выстроил прекрасную церковь во имя пресвятыя Богородицы… После этого епископ был отправлен… в ущелье Трусо, что выше Хеви; он обратил и тамошних жителей и выстроил такую церковь во имя св. Архангелов, равномерно и в ущелье Заха построил таковую» – (Донесение Цилканского архиепископа Иоанна Католикосу Антонию. 1 марта 1802 г. АКАК; т.1, Тифлис, 1866, с. 532) (3, с. 231 – 232).
«Таранджелос» это грузинское «мтаварангелози» – т. е. архангел. Но из цитированного отрывка из донесения архиепископа Иоанна видно, что церковь, позднее превратившееся в святилище Таранджелос, была выстроена не в честь архангела, а архангелов. Из семи архангелов христианской религии только два – Михаил и Гавриил – особенно почитались в Осетии. Эти два персонала христианской религии на осетинскую почву, видимо, попали через грузинское посредство где они именовались «Микель-Габриэль», и превратились в «Мыкалгабыртæ», где «тæ» показатель множественности. Особенно почиталось «Мыкалгабыртæ» в Алагирском ущелье. В.Ф. Миллер отмечает, что «Праздненство (в честь Рекома и Мыкалгабыртæ) продолжается от 9 мая до 23» (173, с. 276).
По христианскому вероучению архангел Михаил является 2предводителем небесного воинства», архистратигом. Налицо явно военный уклон этого персонажа. Видимо, средневековым осетинам был весьма близок по духу бог – воин, ангел с функциями военного предводителя. Не случайно все три дзуара, якобы возникшие на месте, где упали слезы бога на погибшего Батрадза, оказываются святилищами – в честь военных божеств – Уастырджи и архангелов Михаила и Гавриила.
Не случайно эти три персонажа: Георгий, Михаил и Гавриил запечатлены на фресках Нузальской церкви, а Георгий даже «не как обычно в нижнем ярусе, а в верхнем… в одном ряду с Христом и другими небесными персонажами… что справедливо объясняется особым почитанием св. Георгия… и большой популярностью в Осетии культа св. Георгия уже в ХIII в.» (136, с. 150-151).
Небезынтересно отметить, что карталинский царь Георгий для того, чтобы заручиться военной поддержкой осетин, преподнес колокола Дзвгисской церкви святого Георгия. Безусловно, что колокола преподнесли главному, наиболее почитаемому святилищу края.
Военный характер святилищ Уастырджи может быть подчеркнут еще и тем, что в святилищах имелись приношения в виде наконечников стрел (Реком, Сау дзуар, и др.), воинского снаряжения (шлем воина в Рекоме), свинцовые пули в Сба (Сыгъзæрин дзуар), холодное оружие – шашка Джатиевых в Сба и обломок военной сабли в с. Ходз (Уастырджийы кувæндон) и др.
Не вдаваясь в характеристику обрядов, совершаемых у святилищ, отметим только, что одной из популярных песен у осетин на трапезе у святилища была песня о Уастырджи, причем она имела множество вариантов как текста, так и мелодий (185).
О популярности Уастырджи говорит и то, что «имя его часто произносится в клятвах и благословениях» (173, с. 242).
Несмотря на то, что по смыслу культ Уастырджи главенствующий у средневековых осетин, те, кто описывал божества, святому Георгию отводили второстепенную роль. Так, например, Штедер писал: «От этих времен (от периода распространения христианства – Р. Дз.) сохранили только трех святых – Илью, Николая и Георгия (186, с. 30). Юлиус Клапорт отмечал: «Эти святые места посвящены или пророку Илье, их главному покровителю, или святому Георгию, святому Николаю и архангелу Михаилу» (112, с. 165).
К. Кох писал почти то же самое о главных божественных осетин6 «Это Илья, Георгий и Николай… Всех выше почитают Илью (126, с. 269). Е. Зичи хоть и говорит, что Уастырджи «самый популярный дух, о котором рассказывается во многих легендах», описание божеств начинает с Хуыцау, затем переходит к Уацилла и только потом о святом Георгии (96, с. 289).
Видимо, под влиянием указанных авторов оказывается и В.Ф. Миллер и все те, кто говорил впоследствии о религиозных верованиях осетин: Калоев Б.А., в монографии «Осетины» (2-е издание) Магометов А.Х. в историко-этнографическом исследовании «Культура и быт осетинского народа» (Орджоникидзе, 1968).
Л.А. Чибиров в своей книге «Народный земледельческий календарь осетин» (Цхинвали, 176), хорошо зная значение культов для осетин в прошлом, пишет и о Уацилле и о святом Георгие, и при этом впадает в противоречие. На с.159 у него читаем6 «Самым главным и популярным божеством во всем годичном цикле народного земледельческого календаря осетин является Уацилла. Будучи древнейшим дохристианским патроном осетин, он известен как божество плодородия, покровитель хлебных злаков и урожая, грома и молнии». А на с. 210 читаем другое: «По своей значимости и масштабам пиршества популярнейшими во всем круглогодичном цикле календарных праздников осетин являлись дни в честь Уастырджи…» И ниже на с. 211: «… Уастырджи – особо читаемый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств». И далее на с. 212–215- развернутая характеристика Уастырджи.
В конечном итоге наиболее почитаемым божеством оказывается Уастырджи. Он покровитель мужчин, воинов, путников, защитник честных людей, бич воров, плутов, клятвопреступников, убийц. «Он же главный патрон человека во время его посмертного и самого опасного путешествия в загробный мир». (В.Ф. Миллер. «Отголоски кавказских верований на могильных памятниках»). По В.И. Абаеву, у Уастырджи отмечаются и черты солнечного божества. Он заступник бедных и обиженных, но он может наслать болезни на провинившихся. Его именем и проклинали и благословляли. Он даже первый пахарь. Он многогранен и всеведущ, как и положено главнейшему божеству.
В.И. Абаев считает что «свой ореол (популярности и признательности у осетин – Р. Дз.) он унаследовал… от тех дохристианских божеств, преемником которых он стал и функции которых он воспринял» (5, с. 331).
Наличие большого количества святилищ в честь Уастырджи также характеризует его как особо почитаемое божество. Говоря о популярности Уастырджи, Б.А. Калоев отмечает: «Очень редким было село, которое не имело бы своего «Уастырджи кувандон»… Еще до сих пор нередко можно встретить такие святилища в горах Осетии: на многих проезжих путях, в долинах гор и на самых опасных для путника перевалах… Еще более популярным Уастырджи становится во время войн, в частности, в первой мировой войне. Тогда во многих селах Осетии возникали новые святилища в честь Уастырджи как бога войны. Характерно, что осетинские воины, находясь на фронте в Карпатах, устроили также святилище в честь Уастырджи с целью обеспечения победы и спасения их от пули австрийской… Кто участвовал на поле брани совместно с осетинами, тот помнит, что последние, идя в атаку, непременно призывали на помощь своего бога войны Уастырджи». (107,с. 246).
Стойкость культа Уастырджи, хоть и в пережиточных формах, поразительна.