Лекции по рунической магии для начинающих

Аватара пользователя
Алексей Минский
Сообщения: 13123
Зарегистрирован: Сб янв 27, 2018 3:58 am
Откуда: Калиниград
Интересы в магии: графическая магия, ЧМ, Вика
Род занятий: практик, диагност
Контактная информация:

Лекции по рунической магии для начинающих

Непрочитанное сообщение Алексей Минский » Ср мар 25, 2020 12:43 pm

Лекции по рунической магии для начинающих

Дошедшие до нас первые рунические надписи на территории скандинавии относились к 3 веку нашей эры. Концом скандинавской культуры ознаменовался 13 век, когда в Исландии записывались саги о древних временах и Эдда, но языческая религия сменилась на христианскую, а руническая письменность, на латиницу. Изменился и образ жизни людей. Только переписывание саг и стихов осталось историческим хобби в Исландии.

Скандинавами называют германские народы, в свое время ушедшие на север, на Скандинавский полуостров. Результаты археологических раскопок показали, что у германцев не было городов, селились они хуторами и занмиались земледелием и скотоводством. Скандинавы делили мир на одаль- свою землю, Мидгард- землю людей, Асгард - мир богов, и Утгард- мир всего чужого, что есть снаружи.

Женщины германцев пользовались репутацией вещих существ и к их пророчествам, когда считали нужным, прислушивались. Германцы серьезно относились и к религии, и к магии, которые смешивались и переплетались между собой. Жертвоприношение богу было безусловно магическим обрядом. А гадания совершались при стечении народа и с религиозным пиететом. У континентальных германцев уже были руны – род магической письменности, использующейся как минимум для гадания. Эту графическую магическую систему германские племена распространили потом по миру. Были готские руны (а готы в 4 веке жили в Северном Причерноморье), был т.н. Нортумбрийский футорк, появившийся в Британии, куда ушли англы и саксы, и наиболее нам известные скандинавские руны – Старший и Младший футарк.

Яркие события германской истории оставили свой след в мифологии как континентальных германцев, так и скандинавов. Речь идет о «Песни о Нибелунгах» и «Саге о Вёльсунгах» (вкупе с сопутствующими Песнями эддических размеров). В них, в том числе рассказывается о конунге Атли – гуннском вожде Аттиле – враждовавшем с германскими племенами и разрушившем их государства. Аттила умер после своего брачного пиршества. И в «Песни о Нибелунгах», как и в «Саге о Вёльсунгах» вражда племен и народов объясняется враждой королей и королев, а также семейными распрями.

Скандинавская мифология- это, прежде всего мифология викингов, воинов, военных вождей, конунгов. На протяжении веков она создавалась именно ими и носила, в основном, характер воинственный. Военные походы были одним из основных источников пополнения богатства и процветания страны. Климатические условия не позволяли скандинавам в полной мере заниматься земледелием и скотоводством. Поэтому боги у них делились, в основном, на две большие группы: покровители войны, сражений и покровители плодородия.
Говоря о скандинавской мифологии, нельзя не сказать несколько слов о
викингах. Викинги - морские разбойники, совершавшие в 9-10 вв. военные походы протяженностью до 8000 км. На востоке они достигали границ Персии, на западе - Нового Света.

Слово « викинг» восходит к древненорвежскому слову « викингр ».
Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее
убедительная из которых возводит его к слову « вик » - фиорд, бухта. Слово « викинг» (букв. Человек из фиорда) применялось для обозначения
разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. Французы называли их норманнами (т. е. людьми с севера), англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары и арабы именовали викингов варягами или русью.
Куда бы ни отправлялись викинги, они безжалостно грабили и захватывали чужие земли, уводили людей в рабство. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями (Англия, Шотландия, Ирландия, Нормандия во Франции, Исландия, Гренландия, побережье Северной Америки, Балтику, Русь).

Несмотря на военные походы, Скандинавия для каких-то внешних влияний оставалась страной относительно замкнутой, сохраняя и развивая древнейшие верования и обычаи. Переход к христианству произошел поздно. Языческие верования не истреблялись огнем и мечом, а постепенно становились сагами, легендами.

В 1643 г. исландский любитель старины епископ Брюньольв Свейссон обнаружил рукописный сборник древних песен, составленный, судя по всему, в 13 в. Она хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене под названием « Королевский кодекс». В историю же она вошла как « Старшая Эдда».

К этому времени уже было известно сочинение исландского политического деятеля, ученого, поэта Снорри Стурлусона (1178-1241), которое являлось своего рода учебником поэтического искусства скальдов и в котором была отражена скандинавская языческая мифология. Называлось оно также «Эдда».
Поскольку у Стурлусона многие сюжеты совпадали с соответствующими местами «Старшей Эдды», Брюньольв предположил, что найденная им рукопись является подлинной, первоначальной «Эддой», послужившей источником для цитат и пересказов у Стурлусона. Таким образом, за анонимным Королевским кодексом» закрепилось название «Старшая Эдда», а за сборником Снорри – «Младшая Эдда».

Значение слова «Эдда» не установлено: иногда его интерпретируют как « книга из Одды» (по названию местности, где провел детство Стурлусон); иногда как «поэзия», иногда даже как «прабабка».
Песни Эдды расположены в определенном порядке: сначала песни о богах, а затем о героях.
Хотя принято говорить о стройной системе скандинавской мифологии, эта системность скорее вторична, выявленная исследователями с использованием множества дополнительных источников и отсутствующая в самой «Эдде». К повествовательному жанру, излагающему цепь событий, относятся лишь «Песня о Трюме» и «Песня о Хюмире», в которых воспеваются приключения бога Тора в стране великанов.

«Речи Высокого», т. е. Одина, верховного бога, состоят из советов житейской мудрости, которые близки к народным пословицам.
«Речи Вафтруднира»- это диалог между Одином и великаном Вафтрудниром, состязающихся в мудрости и хитрости. «Речи Гримнира»- монолог Одина, которого в обличие нищего пожалел юноша Агнар.

«Прорицание Вельвы»- миф о происхождении мира и поэтическая картина его грядущей гибели, изложенная пророчицей Вельвой.
«Песня о Харбарде» близка по характеру к комедии; в ней Один, принявший облик перевозчика, высмеивает стоящего на берегу реки Тора. «Перебранка Локи»- наиболее часто публикуемый фрагмент «Эдды», в котором рассказывается, как хитроумный бог Локи пришел незваным гостем на пир к Одину и начал высмеивать их пороки.

Происхождение и устройство мира.

Представления об устройстве мира у древних скандинавов были весьма
непросты. По их поверьям, вселенная делилась на девять миров. Центром всех миров был ясень Иггдрасиль, и не было равного ему по красоте и мощи. Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Миддгард, где живут люди, а крона - выше небес, и если нужно кому путешествовать между мирами, нет лучшей дороги. Один корень древа у богов на небе, другой у великанов, третий - в подземном мире. Под тем корнем, что в стране великанов, бьет ключ, и всякий, кто попьет из него, обретает знание и мудрость, ведь род исполинов - древнейший. В подземном источнике, ядовитом, живет змей Нидхёг, который грызет ствол древа, мечтая погубить богов и людей. Священный источник находится и во дворце богов - Асгарде. Такова, говорят, его сила,
что все, попавшее в его воду, становится белым, а все белое и светлое
считалось прекрасным.

Хоть это дерево ясень, на нем цветут всевозможные цветы, зреют плоды, а в ветвях его живут звери и птицы, которые сходят на землю, чтобы родиться. Существовало представление о четырех карликах, поддерживающих четыре угла неба по четырем углам вселенной.

Как уже упоминалось выше, Иггдрасиль соединял небо, землю и подземный мир. На верхушке дерева находится дворец богов Асгард, воздвигнутый одним из великанов. Там же, на верху, находится Вальгалла – чертог мертвых воинов. В нем 540 просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие на поле боя. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день режут и жарят и который каждое утро снова оживает, и пьют крепкое, как старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня. Здесь же,
в промежутках между пирами, воины бьются, чтобы не потерять форму. Это своего рода боевые учения перед завершающей битвой богов и великанов. На пирах им прислуживают Валькирии – девы войны. По поверьям, Валькирия – это окрыленная прекрасная дева, вооруженная мечом, которая забирает в Вальгаллу душу погибшего в бою воина.

Нифльхейм – подземный мир мёртвых, правила в нем великанша Хёль, свергнутая туда Одином вместе со своим братом, волком Ферниром. В эту страну отправлялись души тех, кто умер от старости или болезни. Праведные люди попадали в отдельные чертоги, созданные из красного золота. На мёртвых берегах стоит огромный и ужасный дворец, он весь свит из змей, как плетень; змеиные головы смотрят внутрь и брызжут ядом, и оттого там текут ядовитые реки, которые переходят вброд клятвопреступники, убийцы, воры. Наиболее провинившихся ожидает наихудшая кара: они попадают в кипящий котел, где их тела гложет змей Нидхёгг.

В этом царстве жили также девы – норны, определявшие при рождении судьбу человека. Звали их Урд, Верданди и Скульд. Они главные, но существует еще большое множество других, добрых и злых. И они дают людям неравные судьбы: у одни жизнь длинная, у других – короткая, у одних богатая, у других – бедная. Скандинавы считали, что все дело в том, что за Норны стояли у колыбели. Они могли сурово наказать за оскорбление и непочтение. Норны также черпают воду из священного источника и поливают ясень, чтобы он не засох и не зачах, чтобы гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли все девять миров…

На вершине дерева сидит орел, у корней Нидхёгг, на среднем уровне паслись четыре оленя, поедающие листья с дерева и роняющие со своих рогов росу в подземное царство. Белка, снующая по дереву, - своеобразный посредник между мирами.

До начала времени существовало две области: Нифльхейм (Тёмная страна) и Муспельхем (Огненная страна). Между ними находилась мировая бездна Гиннунгагап. Нифльхейм была страна вечного льда и жутких морозов. И вот однажды в центре страны начал бить родник Гергельмир (Кипящий котел). Из него брало начало множество рек. Однажды воды реки Элиагар так удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла и стала льдом. Лёд окреп, вследствие чего яд вышел наружу росой и превратился в иней. Этот иней падал
в Мировую бездну и со временем заполнил её всю.

Север мировой бездны был весь заполнен массами льда и инея, немного южнее царили дожди и ветры, а на самом юге была благодать, так как туда залетали искры огненной страны Мспельхейм. Иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ великана, который звался Имир. Помимо него из инея появилась корова Аудумла, из вымени которой текли четыре молочные реки, молоком из которых и питался новорожденный Имир. Из камней, покрытых инеем,который слизывала корова, возник отец всех богов – Бури. Бури породил Бора,а тот – трех сыновей: Одина, Ве и Вили. Братьям – богам не нравился мир, в котором они жили, и после долгой борьбы они убили Имира, тело его стало землей в виде плоского круга, расположенного посреди моря, созданного из крови великана. Из черепа был сделан небесный свод, из костей – горы, из волос – деревья, из зубов – камни, из мозга – облака. Однажды на берегу моря боги нашли два дерева: ясень и ольху, - и сделали из них сделали
мужчину (Аск) и женщину (Эмбла). На этом этапе боги свергают в Нифльхейм своих противников: Хёль, Фернира, змея Ёрмунганда и строят себе дворец Асгард, а себя начинают называть Асами.Всё это мы узнаем из «Прорицания Вёльвы».
Автор - Манира

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя