Страница 1 из 1

Боги и богини в Северной Традиции, выбор покровителя

Добавлено: Пт июл 06, 2018 12:03 pm
Вилана
Текст приведен для бесплатного ознакомительного просмотра. Не для коммерческих целей.
Точность воспроизведения магической информации гарантирована.



Первое что нужно отметить,то что Боги в северной традиции живые существа,с огромной силой,с могуществом,но такие же живые как и люди,у них могут быть свои беды,свои проблемы и они смертны.Они могут быть добрыми,могут быть злыми,у них может быть свое настроение и чувства.Пантеон северных народов очень разнообразен,помимо Богов и Богинь,есть эльфы,есть горные духи,есть великаны и чудовища./grimoire.club Важно помнить,что отношения с Богами это очень важный аспект практики,без него будет очень сложно работать.Назовем здесь основных Богов и Богинь:

Бог Ясного Неба (законодательная функция) – это Тюр. По древнегермански его имя звучало “Тиу”, что соответствует греческому Зевс, индийскому Дьяус, балтскому Диевас, славянскому Дий, хеттскому Тиват, этрусскому Тин, галльскому Тевтат. Однако Тюр (подобно своему ирландскому двойнику Нуаду) не трактуется в литературных источниках как небесный бог.

Он сохранил (да и то не полностью) роль покровителя племенного коллектива. Поскольку у древних германцев полноправным членом племени был мужчина-воин, Тюр приобрел дополнительную функцию бога войны. Он являлся также покровителем воинского права, связанного с судебными тяжбами на тинге (собрании членов племени).

Богом Грома, осуществляющим силовую функцию, в скандинавской мифологии, безусловно, является Тор. Ему соответствует древнегерманский Донар. В обеих “Эддах” Тор ведет себя как могучий богатырь, борец с великанами и чудовищами, противник Мирового Змея. Обращает на себя его дружественное отношение к людям, что не совсем типично для Громовержца.

Богом Земных Сил у скандинавских народов был Фрейр, олицетворявший растительность, урожай, богатство, мир. Его изображения несли черты фаллического культа. В древности Фрейр был очень значительным божеством, однако, в “Эдде” он не играет самостоятельной роли. Многие характеристики Бога Земных Сил вобрал в себя Один, что подтверждается на примере сравнения с кельтской традицией. Известнейший эпитет Одина – “Всеотец” соответствует прозвищу Дагда – “Отец всех”. Цернунн окружен зверями. Один также, согласно “Эдде” связан с животными: конем, оленями, воронами. 

Эзусу посвящались жертвы, повешенные на дереве. Один также принимал подобные жертвы, но он пошел дальше и сам себя принес в жертву “себе же”, провисев девять дней и ночей на Мировом Ясене. У Фрейра остались лишь рудиментарные черты: упоминание о том, как он убил оленьим рогом великана Бели (ср. историю с Мерлином), а также статуэтка Фрейра из Реллинге (Rellinge) – безрогая, но со скрещенными ногами (в позе Цернунна).

Верховное положение в скандинавском пантеоне занял Культурный Герой – Один (германский Вотан, англосаксонский Воден). Его сложный образ трактовался различно. Самая простая трактовка – “верховный бог”, посложнее – “бог войны”, еще глубже – “По-видимому, Водан в генезисе – хтонический демон, покровитель воинских союзов и воинских инициаций и бог-колдун (шаман).”
Очень важно для нас свидетельство древних римлян, отождествляющих Вотана с Гермесом/Меркурием. Что же послужило причиной подобной идентификации? Гермес в греческой мифологии был вестником богов, покровитель странников, проводник душ умерших. В своем последнем качестве, он, по словам Тахо-Годи “”...выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, “психопомпа” или помощника на пути в царство мертвых ,Гермес одинаково вхож в оба мира – жизни и смерти; он посредник между тем и другим, также как и посредник между богами и людьми.

Гермес обладает и функцией покровителя стад, умножающего приплод. Данный образ вошел и в мифологию этрусков, где существовали сразу близких персонажа – Херме и Турмс. Что же касается римского Меркурия, то считается, что он первоначально являлся богом торговли и обогатил свою символику после слияния своего культа с культом Гермеса.

Одной из важнейших функций Одина было собирание душ умерших (но исключительно героев, павших в битве) в своем призрачном дворце Вальгалла. Он покровительствовал храбрым воинам еще при их жизни. Но и хитростью и коварством скандинавский бог обладает в не меньшей степени, чем Гермес. Один явился причиной гибели многих героев, которым помогал прежде (Сигмунда, Хельги, Гейрреда).

"Датский король Харальд получил от бога план военных действий и обещание многочисленных побед. Однако во время решающей битвы, Один занял место его колесничего и погубил Харальда.

В ответ на вопрос, почему он отобрал обещанную удачу, Один ответил, что “серый волк наблюдает за чертогами богов."

Слова эти отчасти объясняют вероломство скандинавского бога. Предвидя грядущую битву с чудовищными силами хаоса, он стремился любыми средствами собрать в Вальгалле как можно больше славных героев. Из мифов мы знаем об Одине и как о медиаторе. Он добыл в мире теней (еще одна версия происхождения не получившая мифологического подтверждения,но существующая) тайные руны и забрал у великанов мед поэзии. Он спускается в подземный мир и пробуждает от смертного сна вельву – пророчицу, дабы она поведала о судьбах мира.Важным является и образ Одина-странника, который даже по описанию (плащ, посох, широкополая шляпа) подобен Гермесу. 

Сопоставление Одина с греческим богом несет в себе большой смысл. Ведь к Гермесу/Меркурию римляне приравнивали и кельтского Луга. Значит, уместно сравнение Луга и скандинавского хозяина Вальгаллы. Ж. Дюмезиль обратил внимание на сходство ирландской пары: Нуаду – Луг и скандинавской – Тюр – Один. В первом случае король Племен Богини Дану Нуаду в бою лишился руки и вынужден был уступить престол Лугу (ибо священная особа монарха не должна иметь физических недостатков). Во втором – Тюр потерял в пасти Мирового Волка правую руку “И потому Тюр однорукий, и не зовут его миротворцем” (Младшая Эдда). Совпадение обе традиции имеют и в военных атрибутах рассматриваемых персонажей. Оружием Нуаду и Тюра был меч, оружием Луга и Одина – копье.

Один, будучи обладателем языческих рун и покровителем поэтов близок также и Огме. А это показывает, что можно с большой долей уверенности сопоставить Одина с древним Смертриусом. Их сходством объясняется наличие у скандинавского бога военной функции, отсутствующей у Гермеса. Фактически, можно говорить о двух разновидностях Культурного Героя: посреднике между мирами и легендарного героя. Вероятно, в генезисе оба они есть следствие расщепления единого образа первопредка. Качества предка и воина Гермес не удержал (у греков имелся Геракл, герой и основатель многих династий и народов, в доклассическую и римскую эпохи почитавшийся как бог). 

Фрейя, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя (др.-исл. Freyja — дама — дочь Ванов; др.-исл. Hörn, Mardöll, Sýr, Valfreyja) — в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны, жительница Асгарда.

Фрейя («госпожа»), в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви, красоты. Не исключено, что Тацит подразумевает именно ее, когда упоминает о почитании германцами Исиды, но твердых данных о существовании культа богини Фрейи у западных германцев нет. Фрейя в скандинавских источниках отнесена к ванам (в отличие от очень близкой ей по характеристике Фригг) и считается дочерью Ньёрда и сестрой Фрейра. Фрейя, богиня любви и плодородия, самая прекрасная и милостивая из богинь.

В общине асов Фрейя является женой Ода (возможно, ипостась Одина — мужа Фригг); когда он отправляется в дальние странствия, Фрейя оплакивает его золотыми слезами и путешествует по неведомым странам в поисках Ода. Она — мать дочерей Хнос («драгоценный камень») и Герсими («сокровище»). Фрейя, скандинавская богиня любви и плодородия.

Атрибуты Фрейи — соколиное ожерелье (так же, как у Фригг) и особенно Брисингамен. Фрейя приезжает на похороны Бальдра в упряжке кошек («Младшая Эдда»). Как и другие ваны, она — знаток магии сейдр. Вместе с тем Фрейя ежедневно делит и выбирает с Одином убитых воинов, т. е. осуществляет функции валькирии, что противоречит характеристике Фрейи как богини из ванов и что, возможно, свидетельствует о смешении Фрейи и Фригг. Фрейя — объект постоянного вожделения ётунов (великанов) — Трюма, Хрунгнира, строителя Асгарда.

Фрейя происходит из рода ванов. Она дочь вана Ньёрда. Ньёрд — приёмный сын Одина; ваны оставили Ньёрда в Асгарде заложником после того, как ваны и асы заключили между собой мир.

В Асгарде Фрейя первая после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое можно летать в образе сокола, и золотое ожерелье Брисингамен, которое она получила, проведя ночь с четырьмя гномами. Когда Фрейя плачет, из ее глаз капают золотые слезы. Кроме того, Фрейя предводительница валькирий. Ездит Фрейя в колеснице, запряжённой двумя рысями; в качестве домашнего животного у неё — Хильдисвини, «боевой кабан», который на самом деле является замаскированным её любовником Оттаром. Живёт Фрейя в прекраснейшем дворце Фолькванге (Folkvang — «Поле людей», «Народное поле»), главный зал которого называется Сессрумнир (Sessrumnir).

Помимо любви, Фрейя «отвечает» за плодородие, урожай и жатву. Жатвы бывают разными, и у Фрейи иногда бывают приступы, из-за которых ей позволительно собирать кровавую жатву. Таким образом, Фрейя может принести победу в битве. Она также забирает себе половину павших воинов (вторую половину забирает себе Один). Это не означает, что она забирает себе худших воинов, чем Один; они делят павших воинов между собой.

Фрейя вышла замуж за человека по имени Од, который, по одним сведениям, был простым смертным, а по другим — воплощением бога Одина. Од очень давно пропал без вести, и, поскольку он был смертным, а значит, наверняка уже умер, Фрейя по всем законам считается вдовой. Именно после пропажи Ода Фрейя начала плакать слезами, превращающимися в золото.

Фрейя научила асов искусству волшебства и колдовства, которое было распространено меж ванов.
____________________________

Фрейр («господин»), в скандинавской мифологии бог из числа ванов, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир. Адам Бременский сообщает, что в языческом комплексе в Упсале (Швеция) был храм, посвященный Фрейру с его изображением, свидетельствующим о фаллическом культе (типичном для богов плодородия).

В древнескандинавских литературных источниках Фрейр — сын Ньёрда и брат Фрейи, с которой находился в кровосмесительной связи. Попав (после войны асов и ванов) заложником к асам (в «Младшей Эдде» он уже причислен к асам), Фрейр становится мужем богини Герд, согласия которой на брак добивается угрожающими заклинаниями слуга Фрейра — Скирнир («сияющий») с мечом Фрейра в руке. Не исключено, что Герд — вариант богини земли и речь идет о культовом браке в рамках календарного цикла. Лишение Фрейра меча может быть связано с его ритуальным «миролюбием».

В «Младшей Эдде» упоминается, что, лишившись меча, он убивает великана Бели оленьим рогом. В битве перед концом мира (см. Рагнарёк) Фрейр, согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), погибает в поединке с великаном Суртом. Жертвенными животными в культе Фрейра были конь и вепрь (ср. мясо постоянно оживающего вепря, которым питаются эйнхерии). Фрейр — владелец чудесного вепря Гуллинбурсти («золотая щетинка») или Слидругтанни, на котором он скачет на похороны Бальдра; согласно «Младшей Эдде», Гуллинбурсти изготовлен цвергами (карликами) вместе с другими сокровищами богов. Другой атрибут Фрейра (также изготовленный цвергами) — чудесный корабль Скидбладнир («сложенный из тонких досочек») всегда имеет попутный ветер, вмещает любое количество воинов и может быть свернут, как платок.

Некоторые скандинавские ученые (А. Ольрик и др.) сопоставляют с культом Фрейра в скандинавской культуре бронзового века символическое ритуальное жертвоприношение крошечных челнов богу Веральден-ольмай в верованиях саамских племен. Эта черта указывает на близость Фрейра к Ньёрду — покровителю мореплавания. Под именем Ингви-Фрейра (возможно, эпоним упоминаемых Тацитом ингевонов) Фрейр фигурирует в «Саге об Инглингах» в качестве шведского короля — предка королевского рода Инглингов. В этой генеалогической саге, возможно, имеются следы архаической сакрализации конунгов, обеспечивающих процветание магическими средствами. Там сообщается, что в царствование Фрейра (Ингви-Фрейра) был богатый урожай; Фрейр был тайно похоронен в холме, откуда затем три года подряд выходили золото, серебро и железо; в царствование Фрейра якобы началось длительное состояние мира («мир Фроди»).

По-видимому, Фрейр и Фроди тождественны. Саксон Грамматик рассказывает в «Деяниях датчан» о короле Фрото, которого после смерти три года возили в повозке, чтобы был урожай и люди не умирали. В «Младшей Эдде» есть рассказ о том, как кончился «мир Фроди». Датский конунг Фроди имел мельницу Гротти, которая молола все, что пожелает ее владелец. Фроди приобрел в Швеции у конунга Фьёльнира двух сильных рабынь (Фенья и Менья), и они мололи ему золото, мир и счастье. Но так как он не давал им отдыха, то рабыни намололи войско против Фроди. Явился морской конунг по имени Мюсинг и убил Фроди. Для Мюсинга рабыни мололи соль на корабле, пока корабль не затонул, а море не стало соленым. Чудесная мельница Гротти имеет оригинальную параллель в образе Сампо финской мифологии и эпоса.

Тюр, Тиу (зап.-герм. Tiu, вероятно, от древнегерм. Tiwas; отсюда tívar, одно из обозначений понятия «боги» в др.-исл. языке), в германо-скандинавской мифологии бог-хранитель воинских правил, покровитель воен, собраний и поединков; у саксов и англов обозначался как Сакснот (Saxnot).

В генезисе Тюр — индоевропейский бог, этимологически соответствующий греческому Дьясу-Зевсу. Это свидетельствует о том, что Тюр был первоначально богом неба. Тацит описывает Тюра под именем Марса, что указывает на его военные функции. Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» говорит, что Тюр мудрый и самый смелый, его призывают в бою и поединках; один из кеннингов (поэтических иносказаний) Тюра — «бог битвы».

Фенрир, волк, рожденный от Локи, был столь свиреп, что боги приковали его к подземной скале. Удержать его могла только волшебная цепь. Здесь храбрый бог Тюр надевает на Фенрира путы, пожертвовав рукой, которую он положил в его пасть в знак доверия. (Штамп, VIII в.) В мифе об обуздании богами чудовища — волка Фенрира («Младшая Эдда») Тюр в подтверждение того, что надетая богами на Фенрира цепь не принесет ему вреда, кладет в пасть волку свою правую руку, которую Фенрир сразу же откусывает (отсюда эпитет Тюра — «однорукий»).

В мифе о походе Тора к великану Хюмиру за котлом для пива Тюр сопровождает Тора и назван сыном Хюмира (в других источниках он, как все основные асы, считается сыном Одина). В последней битве перед концом мира (см. Рагнарёк) Тюр сражается с демоническим псом Гармом, и они убивают друг друга. Возможно, что в этом мифе Гарм вытеснил Фенрира, так как с последним в этой битве сражался Один. В скандинавской мифологии Один, несомненно, очень потеснил Тюра и как небесного, и как военного бога, но если Один — бог военной магии, то Тюр сохранил функции, связанные с военным правовым обычаем. В кеннингах Одина часто фигурирует (в порядке сравнения) имя Тюра. Тиу-Тюра иногда отождествляют с германским божеством Ирмином. Близким аналогом Тюра является кельтский бог Нуаду, также вооруженный мечом и однорукий.


Мифические существа Скандинавии


Альвис - ("всезнайка"), в скандинавской мифологии мудрый цверг (карлик), сватающийся к Труд, дочери Тора; Тор делая вид, что испытывает его мудрость, заставляет Альвиса дожидатся гибельного для цвергов рассвета, превращающего их в камень. ("Старшая Эдда", "Речи Альвиса").

Альвы - низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию.
Им был посвящен особый культ. В "Старшей Эдде" Альвы противопоставляются высшим богам - асам , иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой - с ванами. В "Младшей Эдде" говорится о делении Альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). В героической "Песни о Вёлунде" ("Старшая Эдда") чудесный кузнец Вёлунд называется князем Альвов.

Андвари ("осторожность"), карлик, обладатель рокового золота. Локи ловит Андвари, плавающего в виде щуки в воде, и отнимает его золотой клад для уплаты выкупа Хрейдмару за убитого сына.

Аск и Эмбла ("ясень" и "ива"), первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и "лишённых судьбы", нашли на берегу моря боги (в "Старшей Эдде" - в песне "Прорицание вёльвы" - это три аса - Один, Лодур, Хёнир, а в "Младшей Эдде" - "сыны Бора", т. е. Один, Вили и Be). Боги их оживили .

Ангрбода (др.-исл. сулящая горе) (иногда - Ангброда) - великанша, породившая от Локи в лесу Ярнвид трех хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и владычицу царства мертвых - Хель.

Аудумла - корова, которая произошла из инея, наполнявшего мировую бездну, и выкормила своим молоком великана Имира. Сама она питалась тем, что лизала солёные камни, сокрытые инеем. Из этих камней, облизанных Аудумлой, возник предок богов Бури.

Бор ("рождённый"), сын Бури, отец бога Одина и его братьев - Вили и Be, рождённых им с Бестлой, дочерью великана Бёльторна. В "Старшей Эдде" упоминаются "сыны Бора" как устроители земли (они убили великана Имира и из его тела создали мир).

Бури, предок богов, отец Бора и дед Одина. Бури возник из солёных камней, которые лизала корова Аудумла

Вёльва - прорицательница, колдунья, пророчица, по просьбе Одина предсказавшая Рагнарёк и множество других событий. "Прорицание вёльвы" - самая знаменитая из песен "Старшей Эдды". Она содержит картину истории мира от сотворения и "золотого века" до его трагического конца - так называемого "дня судьбы богов" - и второго рождения.

Гарм -дословно: "жадный". Чудовищный пес, который согласно прорицанию вёльвы должен "сожрать солнце".

Йорд - мать Тора и богиня покровительница земли.

В современной литературе принято выделять две основные участвующие в Последней битве силы. Первая сила — это боги (асы) и люди — сила Асгарда (небесного града богов) и Мидгарда (земного мира людей).

Люди, населяющие Мидгард, были сотворены асами в начале мира и выступают в битве как их союзники. Считается, что эта сила воспринималась древними исландцами как выражение сакрального, благого начала, а также выражение мира культуры.

Противостоят Небу и Срединному миру силы Периферии и Подземного мира: живущие на краю земли великаны и хтонические чудовища. Великаны — древнейшие жители мира, они мудры, холодны и жестоки. Они — олицетворенная стихия холода и тьмы. Хтонические чудовища — Мировой змей Ёрмунганд и Мировой волк Фенрир. Мировой змей плавает в океане, обнимающем срединный мир. Охватывающий землю океан как символ стихии хаоса известен во многих мифологиях мира.

Наряду с хтоническими чудовищами противниками асов в Последней битве выступают и сыны Муспелля — «огненные демоны», как их называют; разрушители мироздания. Все противники асов выступают, согласно современным представлениям, как выражение злого, неупорядоченного, враждебного культуре начала. Последняя битва — Рагнарёк — рассматривается, таким образом, с позиции противопоставления Центра и Периферии мира.

Однако анализ древнеисландских текстов позволяет утверждать, что сами древние исландцы по-иному относились к мифологическим образам мировых сил, участвующих в Последней битве. Современная дуалистическая трактовка не оставляет места для силы, представленной Суртом и сынами Муспелля.

Характеристика, которую дают сынам Муспелля мифы, разительно отличается от характеристики прочих противостоящих богам сил. Описывая войска, готовящиеся к битве с богами, Младшая Эдда отмечает: «Но сыны Муспелля стоят особым войском, и на диво светло то войско».

Ни один противник асов из числа хтонических чудовищ не был объектом культа, не существовало и культа аса Локи, который выступает в Последней битве на стороне чудовищ. Однако до нас дошли свидетельства о культе Сурта, что показывает принципиальное отличие Сурта от всех прочих сил, сражающихся против богов в Последней битве.

С именем Сурта связана самая большая пещера в Исландии — Surtshellir («Пещера Сурта») — так она зовется издревле. В исландской «Книге заселения страны» рассказывается, что Торвальд Волчья Пасть однажды осенью отправился в эту пещеру, чтобы исполнить там хвалебную песню, которую он сочинил в честь Сурта. Никто более из противников богов никогда не удостаивался хвалебной песни.

Есть еще одно важное отличие сынов Муспелля от всех прочих противников богов. По «Прорицанию вёльвы» мы видим, что все чудовищные порождения тьмы движутся на Последнюю Битву с востока. Восток и Север — «отрицательные» направления в северной мифологии, в отличие от Юга и Запада — «положительных», сакральных направлений.

В «Прорицании вёльвы» сказано, что Сурт едет к полю Последней битвы с юга. Про сынов Муспелля в песне «Перебранка Локи» говорится,/grimoire.club что они поскачут в бой через лес Мюрквид. Этот лес находится на юге и противопоставлен в скандинавской мифологии «Железному лесу» Ярнвиду — расположенной на востоке обители колдунов, где был рожден Фенрир-волк. Таким образом сыны Муспелля прибудут на бой с, «позитивной», священной стороны света.

Великая сила сынов Муспелля неоднократно подчеркивается в текстах. В «Видении Гюльви» конунг Гюльви под именем Ганглери спрашивает Высокого (Одина) о радуге, которая есть мост Биврёст, ведущий с земли на небо. Высокий говорит: 

«Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают». 

Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврёст, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля». 

Именно Сурт и сыны Муспелля оказываются победителями в Последней битве. Боги и чудовища взаимно уничтожают друг друга. «Тогда Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир».

В мифологических песнях Старшей Эдды неоднократно упоминаются те чудовища, с которыми людям и асам предстоит сразиться в Последней битве: Фенрир, Ёрмунганд, великаны. С ними связано множество историй о похождениях и приключениях богов. /grimoire.club У них есть четкое место в структуре мира — на его окраине,в Утгарде.

Однако никогда в мифах, повествующих о жизни и деяниях асов, мы не встречаем упоминаний о Сурте или сынах Муспелля. В конце времен они являются в мир как посланцы иной, высшей реальности, что проявляет себя в полную силу только при возникновении и гибели мира.

Конфликт между Центром и Периферией с появлением сынов Муспелля переходит в новую плоскость: это уже не мировая, а надмировая битва.

Для понимания сущности силы, представленной Суртом и сынами Муспелля, необходимо обратиться к моменту возникновения мира. Сразу следует оговориться, что исландские мифы не знают термина «мир» в значении «вселенная». Древнеисландский мир — это та реальность, в которой живут люди сейчас. Она конечна во времени и пространстве. В текстах неоднократно говорится о множественности миров.

Мир, в котором живут люди, возникает от взаимодействия двух изначальных миров — Муспелльсхейма и Нифльхейма. Нифльхейм — царство холода и тьмы. Муспелльсхейм — царство света и огня. 

«Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руках у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир».

Наш мир возникает от взаимодействия между этими двумя силами. Так говорится об этом в «Видении Гюльви»: 

«Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма. И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир». 

Из тела Имира и был сотворен мир. Первопредок богов Бури также появился в Мировой Бездне, заполненной смешением двух первоначал. Небесные светила были созданы богами из искр, вырвавшихся из Муспелльсхейма.

Таким образом, в скандинавской мифологии выделяется две изначальные мировые силы, воплощающие качественно противоположные начала. Это сила тьмы и холода и сила огня и света. От взаимодействия между ними возникает наш мир. В конце времен огонь сожжет мир, но после гибели он возродится.

Грядущий мир мыслится более совершенным, чем мир нынешний. В новом мире «поднимается из моря земля, зелёная и прекрасная». Возродится человеческий род — из одной оставшейся в живых пары. Возвращаются сыновья Одина и Тора, «ибо не погубили их море и пламя Сурта». Люди, участвовавшие в битве на стороне богов, получат вечную счастливую жизнь.

Согласно общепринятым представлениям, Последняя битва в мифологии древних исландцев — это битва между силами Центра мира — асами и эйнхериями, представляющими сакральное, культурное, светлое начало в мире и хтоническими существами, к числу которых относятся великаны, чудовища и огненные демоны — сыны Муспелля, предводитель которых Сурт сожжет в пламени весь мир. Эта сила олицетворяет, согласно существующим представлениям, враждебное культуре начало хаоса.

Однако анализ древних текстов позволяет сделать вывод, что изложенная концепция не вполне соответствует пониманию Последней битвы самими древними исландцами.

Хтонические чудовища Последней битвы действительно предстают в текстах как темное и враждебное человеку начало. Однако, несмотря на то, что сыны Муспелля в битве противостоят асам, их восприятие древними исландцами в корне отличалось от восприятия других враждебных асам сил. Сыны Муспелля и Сурт — сила огня древнеисландской космогонии и эсхатологии — воспринимались как представители светлого, сакрального надмирового начала. Гибель, которую Сурт приносит миру — это очищение мира огнем, необходимое условие рождения нового мира, который будет лучше и светлее, чем мир нынешний.
__________________________________

Можно сделать несколько выводов:

1)В вопросы качеств Бога и его выбора нужно в первую очередь учитывать свои ощущения и свое мнение,а потом уже опираться на какие либо литературные или устные источники.
2)В скандинавской мифологии - нет понятия "зла" ,есть силы хаоса и порядка, которые противопоставляются друг другу.
3) Обращаться можно к любым Богам и духам.

Поговорив о главных Богах и Богинях,упомянув о великанах и силах хаоса и порядка можно перейти к конкретной работе с Богами.

По материалам школы Vannadis

Изображение

Re: Боги и богини в Северной Традиции, выбор покровителя

Добавлено: Пт июл 06, 2018 12:10 pm
Вилана
Как выбрать своего Бога/Богиню

Сначала Вам нужно понять, с кем Вы хотите работать и в каком направлении,у каждого Бога или Богини есть сильные и слабые стороны магии.

Так например,выбирая Фрейю Вы легко можете получить успех в любовном колдовстве,а выбирая Тора Вы получите защиту и успех,но у Богов как и людей есть слабые стороны,Фрейя далеко не всегда сможет помочь Вам в борьбе с врагами,а Тор вряд ли поможет в привороте.Поэтому выбирая Бога или Богиню,обратите внимание не только на то что они могут дать,чему покровительствуют,но и на их слабые стороны.Чаще всего они, если не могут помочь сами, просят другого Бога,но нет гарантии,что так будет каждый раз,поэтому если Вам ближе любовная магия,не выбирайте в покровителя Ньерда например.

Прочтите мифологию, выпишите для себя несколько аспектов,создайте свой образ Бога или Богини,каким Вы себе его нарисуете такой он и будет для Вас.Это первое что следует сделать,очень сложно не зная каких-то основополагающих сведений о Богах представить себе образ,выбирайте наиболее важные аспекты для себя,так необязательно знать всю историю какого-то Бога,выделите основные аспекты для себя,которые Вы сможете применить в магии,на практике,когда будете обращаться к Богу или Богине.

После того как Вы выбрали своего покровителя/покровительницу,следующий шаг это знакомство с ними.Вас пока не знают,что Вы за человек,что Вы хотите.Есть несложный ритуал,который может помочь Вам в первом знакомстве.

Зажгите свечу (любую) , расслабьтесь,положите рядом с собой Ваш рунный мешочек или коробочку с рунами,своими словами обратитесь к Богу или Богине,не нужно заученных вис или заклятий,обращайтесь так как будто они рядом с Вами,заранее запаситесь даром (в разумном количестве! Вы просто знакомитесь),дар можно выбрать абсолютно любой,не жалейте дара,но и не увлекайтесь,лучше недодать,чем дать слишком много.Ваше обращение может быть абсолютно любым,оно может начинаться словами "Услышь меня...",а может "О,прекрасная ...",Вам важно показать себя,таким какой Вы есть,со всеми чертами,говорите искренне,от души,никто Вас ни за что судить не будет,но важно говорить открыто.Скажите своими словами что Вы хотите получить,озвучьте,что хотели бы получить покровительство такого-то Бога или Богини,но не настаивайте если почувствуете,что Вашим покровителем став другой Бог или Богиня,расстраиваться не нужно все Боги и Богини связаны между собой,поэтому нет смысла расстраиваться. После того как Вы закончите говорить,просто посидите несколько минут,после чего отнесите дары в любое безлюдное место и оставьте,уходить лучше молча,не оглядываясь,Вы сделали первый шаг в работе с Богами,постепенно Вы научитесь использовать висы и обращения,будете составлять их сами согласно скальдическому искусству,но пока этого более чем достаточно для первого раза.Не сомневайтесь Вас услышат и откликнутся.

Возможности работы с Богами,жречество,посвящения.


Вначале викинги поклонялись языческим богам и богиням. Самыми главными из них были Тор, Один, Фрей и богиня Фрейя, меньшее значение имели Ньорд, Улль, Бальдер и несколько других домашних богов. Богам поклонялись в храмах или в священных лесах, рощах и у родников. Викинги верили также в множество сверхъестественных существ: троллей, эльфов, великанов, водяных и волшебных обитателей лесов, холмов и рек.

Часто совершались кровавые жертвоприношения. Жертвенных животных обычно съедали жрец и его окружение на пиршествах, которые устраивали в храмах. Случались и человеческие жертвоприношения, даже ритуальные убийства королей ради обеспечения благосостояния страны. 

Древнейшие места религиозного культа находились на открытом воздухе, в священных рощах и лугах, перед скалами и холмами или на берегах болотистых озер, куда бросали приношения. Многие области в Скандинавии изобилуют такими географическими названиями, как Луг Одина, Поле Одина, Скала Тора, Поле Фрейра и тому подобными. Помимо мест, посвященных какому-то отдельному богу, были и многие другие священные места; возможно, они считались жилищами богов или добрых духов, даже если не давали определенного имени. То же самое можно сказать и о некоторых скалах, колодцах и других природных объектах, которым отдельные семьи приносили жертвы. Следы этого обычая мы находим во многих сагах, а также в жалобах христианских проповедников и законодателей. Долгое время после обращения в христианство люди все еще верили, что «добрые духи земли» живут в рощах, холмах или водопадах, и женщины продолжали собираться у пещер и курганов и ели пищу, которую предварительно посвящали духам.Статуэтка Фрейра

Есть много указаний на то, что викинги и за пределами Скандинавии почитали богов на открытом воздухе. Например, у викингов Дублина была роща из огромных дубов и других деревьев, которую назвали рощей Тора; ее сжег король Бриан Бору. В России, согласно византийскому императору Константину Багрянородному, шведы приносили в жертву птиц на острове посреди Днепра, «так как там стоит громадный дуб».

Культовые места на открытом воздухе на родине викингов, в Скандинавии, могли быть значительно более сложными. Одним из типов святилища было ve открытое пространство, отгороженное какой-либо оградой, например канатами или частоколом. Эту священную землю нельзя было осквернять кровопролитием и вносить туда оружие. Ve могло быть достаточно большим. Как считают ученые, остатки памятника такого типа, воздвигнутого датским королем Гормом Старым, который царствовал в Еллинге и умер около 940 года представляли собой искусственный холм с двойной погребальной камерой (возможно, для самого Горма и его супруги); к югу от холма находилось несколько стоячих камней. Высказывалось предположение, что первоначально камней было около 200 и они огораживали узкое пространство в форме буквы «V» длиной около 200 метров. Археолог, который вел раскопки, пришел к выводу, что это и есть ve — священная ограда для общественного культа. Однако, это только гипотеза.

Скорее всего у викингов не существовали настоящие храмы (в отличие от небольших святилищ, где могли храниться статуи и другие священные предметы). А религиозные обряды, очевидно, проводились на открытом воздухе, однако следовавший за ними общий пир, конечно, было удобнее проводить под крышей, особенно в плохую погоду. Известно, что подобные пиры устраивались на фермах местных вождей и богатых людей, и весьма вероятно, для них не строили специальных помещений, а использовали главную комнату обычного дома. Хотя в этом отношении рассказы о «храмах» эпохи викингов в сагах, очевидно, неточны, в них, тем не менее, содержатся интересные детали. В «Саге о Людях с Песчаного Берега» так описывается воздвигнутый исландским поселенцем «храм» Тора:

«Это был большой дом. В боковых стенах, ближе к углам, были проделаны двери. Внутри стояли столбы почетной скамьи; они были закреплены гвоздями; гвозди эти звались «боговыми». Внутри капища было большое святилище. В помещении была постройка вроде хора в нынешних церквах, и там посреди пола стоял жертвенник, как алтарь в церкви. Поверх него лежало незамкнутое кольцо весом в двадцать эйриров (кольцо весило 268 г). На нем следовало приносить все клятвы. Кольцо это годи (человек, который заботился о месте богослужения и обладал властью над местной округой) капища должен был надевать на руку на всех сходках. На жертвеннике также должна была стоять жертвенная чаша с прутом наподобие кропила. Им следовало разбрызгивать из чаши ту кровь, что звалась «долей», — то была кровь умерщвленных животных, принесенных в жертву богам. Вокруг жертвенника в задней части капища стояли боги».

Снорри также дает описание «храма» в Трондхейме в Норвегии в X веке, в котором встречаются многие из этих деталей. Во время праздника туда собирались все местные крестьяне; они приносили с собой достаточно еды и питья, чтобы хватило на весь праздник, а также скот и лошадей для жертвоприношения. Кровь собирали в чаши и разбрызгивали по всему зданию, как внутри, так и снаружи, и на всех людей. Мясо варили в котлах, стоявших на огне в середине храма, и люди собирались вокруг них и пировали. Вождь, проводивший жертвоприношение, освящал мясо и напитки, пирующие передавали друг другу роги над огнем для торжественного питья. Первый тост был за Одина, победу и успех короля, второй — за Ньерда и Фрейра, за добрую жатву и мир, затем следовал «тост вождя», потом тост за умерших родичей.

Идолы богов были украшены золотом и серебром, одеты в браслеты, а в одном случае говорится, что на изображении богини было льняное покрывало. Идолы можно было выносить из храма: Снорри рассказывает о том, как пустую внутри статую Тора с молотом в руке вывезли на поле тинга на платформе. Этот идол ежедневно получал приношения из хлеба и мяса, и, когда христианский король Олав Святой разбил статую, из нее побежали змеи, лягушки и крысы, которые растолстели, питаясь приношениями.

Возможно, существовала длительная традиция культов богов и богинь, связанных со священными процессиями; не исключено, что небольшая, но покрытая сложнейшим орнаментом повозка из относящегося к IX веку погребения в Усеберге была предназначена именно для такого ритуала.

Из различных источников можно извлечь еще несколько деталей, относящихся к религиозным церемониям. Представляется, что культ Фрейра в Упсале подразумевал какие-то драматические представления с хлопками, «недостойным мужа звоном колокольчиков» и «женственными движениями». В шведском храме Тора находились огромные, тяжелые бронзовые молоты, чьи удары имитировали удары грома. Естественно, обряды сопровождались песнопениями и обращениями к богам; возможно, они напоминали некоторые отрывки из исландской поэзии конца X века, где Тор восхваляется за то, что истреблял гигантов и великанш: 

«Ты сломал члены Лейкн, ты сокрушил Тирвальди, ты поразил Старкада, ты попирал погибшего Гьялпа», а также: «Твой молот раздробил череп Кейлы, ты смолол в кусочки Кьялланди, ты убил Лут и Лейди, ты пустил кровь Бусейре, ты не давал покоя Хенгьянкьяпте; еще раньше погибла Хюррокин, и еще раньше вся жизнь покинула темного Сивора».

В описании Адама Бременского содержится рассказ о большом празднике, который праздновался каждые 9 лет, длился он 9 дней, и на него со всей Швеции собирались люди с дарами. В жертву на этом празднике приносили 9 человек и по 9 самцов от многих видов животных, в том числе собак и коней; кровь приносили в жертву богам, а тела вешали на ветви деревьев в близлежащей роще, каждое дерево в которой из-за крови жертв считалось священным. Адам говорит, что один христианин, который рассказывал ему об этом, видел, как там одновременно висели 72 трупа.Заметим,что рассказы о жертвоприношении людей появились в основном после 13в.,с приходом христианства,до этого времени упоминаний о жертвоприношениях нет.

Но даже учитывая что кровавые обряды могут быть правдой это,не должно заставить забыть о других, менее драматичных церемониях, которые, безусловно, были частью повседневной жизни сельских общин. Очевидно, например, что пахота, сев и жатва должны были сопровождаться надлежащими обрядами для обеспечения плодородия. Во время весенней пахоты жена крестьянина приносила в поле немного эля и большой пирог или хлеб, оставшийся от рождественской выпечки. Пахарь и животные в упряжке съедали по кусочку пирога, а остаток растирали в крошки и смешивали с посевным зерном. Эль также разделяли на три порции: одну выпивал крестьянин, другую выливали на лошадей, а третью — на плуг. Первые три борозды надо было провести так, чтобы комья земли были повернуты к солнцу; шеи и лбы лошадей натирали землей. Когда работа заканчивалась, все инструменты украшали венками из цветов. Подобные обычаи, конечно, должны были существовать и в эпоху викингов, хотя, в отличие от крупных общественных праздников и жертвоприношений, никаких рассказов о них не сохранилось.

Еще к вопросу веры :

Если Вы будете просто использовать руны для решения проблем,оставляя тем,кто Вам помогает дары,и веря,помня,что такие силы есть,то никакого нарушения не будет,никто ведь не заставляет отказываться от своей религии и принимать язычество для использования рун.Руническая традиция тем и хороша,что не заставляет отказываться от чего-либо, образно говоря-верите в своего Бога-верьте,поверите в Северных Богов-они будут рады,не поверите- руны от этого работать не перестанут.

Можно конечно долго разводить теологические споры и дисскусии,но факт остается фактом-руны работают независимо от религии.Маг может при желании или необходимости использовать любые способы,но при этом он не отказывается от своего Бога,никто не мешает использовать молитвы или заговоры,печати, призывать духов, и т.д.Многие христиане используют руны и прекрасно работают с ними,хотя в библии,как и в коране( если не ошибаюсь-"нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его"),тоже сказано- Бог Един.Все зависит не от религии,не от кого-либо,а от Вас,если для Вас это подходит,то можно спокойно использовать руны,никто не назовет грехом если во время болезни Вы выпьете таблетку,также и здесь если на своем пути Вы используете средство,которое поможет Вам,не отказываясь в то же время от помощи своего Бога,какой тут грех. 
_______________________________
Что касается посвящений:


Как таковых посвящений не было,потому что посвящение получают от Богов,а не от соприкосновения с чем-либо,не от какого-либо ритуала,не от использования рун или амулетов и тайных слов,сила и "покровительство" приходят от Богов,есть конечно определенные ритуалы и знаки для помощи в прохождении посвящения,но они только инструмент для того чтобы на Вас "обратили внимание",просто так посвящение не дадут .Если человек практикует северную традицию и верит ,то она ведет,направляет и обучает его,независимо от знаков.Человек чувствовавший в себе способности и желавший получить силу,взывал у "особых" камней (не могильных). 
В центре поселения располагался "охранный" камень,на возвышенностях "особые".Он мог взывать сам или в присутствии учителя,с произнесением заклинаний или без - это не влияло на то получит он покровительство или нет.Существовал также вариант прохождения посвящения в "круге камней" со специальными церемониями.

Располагались они обычно в отдалении от мест проживания людей,и по дороге к месту посвящения,тот кто желал обрести силу,должен был выполнить ряд условий.Вариантов посвящений много по большому счету оно могло проходить и у домашней статуэтки Бога.Как мы говорили есть домашняя статуэтка Бога или Богини,а есть святилище. Посвящение можно было получить и там,и там (см.практику)

Про камни подробнее : 

Охранным камнем назывался камень,который относился к ритуальным камням,на нем чаще всего приносились дары с просьбой для защиты и выбиты на нем были соответствующие цели руны,такие камни как правило были именными,то есть посвященными определенным Богам - Тору,Одину или Фрейру,камни обычно были украшены руническими узорами и орнаментом,часто на таких камнях можно было увидеть выбитое изображение Бога,чаще всего встречались камни посвященные Богам мужского пола,женских камней практически не было.Дары возле таких камней приносились только в праздники,камень по сути заменял идола,известны случаи которые описывают различные события,происходившие с данными камнями,например в них могла ударить молния - что означало предупреждение, они могли расколоться - что означало высшую степень опасности,они могли быть разрушены и тогда по легендам поселение оставалось без защиты,если на камне выступала кровь - то это означало обычно мор и тогда жрецы проводили определенные обряды возле камней,стремясь задобрить Богов и усилить силу охранного камня,перед природными катаклизмами камни - дрожали.Главная задача такого камня - охрана людей и земли от сил Хаоса,от природных явлений,от врагов.

Особые камни в отличии от охранных могли быть посвящены абсолютно любому Богу или Богине,но могли и быть не посвященными какому-то конкретному Богу или Богине,а силам,сохранились сведения о подобных камнях духов,прототипами которых стали позднее диво - камни,камни победы,камни чар,камни вызовов и другие (подобные небольшие камни использовались наравне с магическими палочками и посохами,например - "Камень победы - это камень, который приносит владельцу победу. Приведу и я маленькую цитату из саги "о Тидреке из Берна" : "В то время конунги владели камнем, у которого была сила даровать победу каждому, кто имел его при себе; и чаще все им пользовались витязи или те, кто попал в беду, или же те, кто причислял себя к героям". ).Особые камни могли быть совершенно разными,так существовало несколько видов таких камней:

-для лечения
-для посвящения
-для нужд жречества
-для пророчеств

Особые камни,как правило,располагались значительно выше,на возвышенности или в скалах.На них также выбивали соответствующие рунические рисунки и воззвания, резали на камнях изображения Богов и Богинь (на этих камнях вырезали любой рисунок Бога или Богини,пол не имел значение)существовала и отдельная "ветвь" эльфийских камней или камней духов.К сожалею,об этих камнях практически ничего не известно.Что касается особых камней,они могли располагаться не только на возвышении,часто их устанавливали в мало проходимой местности,чтобы преодолев символическое препятствие получить в дар.Но преодоление пути далеко не всегда являлось показателем,что человеку дадут силу.Камни использовали для таких целей цельные,их не обрабатывали специально,подбирали их особым способом,по легенде такие камни сохраняли тепло в любую погоду.В основном постоянно с такими камнями работали жрецы,к ним могли приходить и обычные люди,но с определенной целью. Считалось,что если в человеке есть заложенная сила,то сила камня откликнется и пробудит ее.Подобные камни считались также живыми и наделялись своей силой, кроме того,что они были "проводниками" Богов.Более подробно о них можно прочитать в статьях Э.Петурсона и в немного было в книгах Л.Кораблева (Рунология).

Сыны Муспелля


В современной литературе принято выделять две основные участвующие в Последней битве силы. Первая сила — это боги (асы) и люди — сила Асгарда (небесного града богов) и Мидгарда (земного мира людей). Люди, населяющие Мидгард, были сотворены асами в начале мира и выступают в битве как их союзники. Считается, что эта сила воспринималась древними исландцами как выражение сакрального, благого начала, а также выражение мира культуры.

Противостоят Небу и Срединному миру силы Периферии и Подземного мира: живущие на краю земли великаны и хтонические чудовища. Великаны — древнейшие жители мира, они мудры, холодны и жестоки. Они — олицетворенная стихия холода и тьмы. Хтонические чудовища — Мировой змей Ёрмунганд и Мировой волк Фенрир. Мировой змей плавает в океане, обнимающем срединный мир. Охватывающий землю океан как символ стихии хаоса известен во многих мифологиях мира.

Наряду с хтоническими чудовищами противниками асов в Последней битве выступают и сыны Муспелля — «огненные демоны», как их называют в литературе ; разрушители мироздания. Все противники асов выступают, согласно современным представлениям, как выражение злого, неупорядоченного, враждебного культуре начала. Последняя битва — Рагнарёк — рассматривается, таким образом, с позиции противопоставления Центра и Периферии мира.

Однако анализ древнеисландских текстов позволяет утверждать, что сами древние исландцы по-иному относились к мифологическим образам мировых сил, участвующих в Последней битве. Современная дуалистическая трактовка не оставляет места для силы, представленной Суртом и сынами Муспелля.

Характеристика, которую дают сынам Муспелля мифы, разительно отличается от характеристики прочих противостоящих богам сил. Описывая войска, готовящиеся к битве с богами, Младшая Эдда отмечает: «Но сыны Муспелля стоят особым войском, и на диво светло то войско» .

Ни один противник асов из числа хтонических чудовищ не был объектом культа, не существовало и культа аса Локи, который выступает в Последней битве на стороне чудовищ. Однако до нас дошли свидетельства о культе Сурта, что показывает принципиальное отличие Сурта от всех прочих сил, сражающихся против богов в Последней битве. С именем Сурта связана самая большая пещера в Исландии — Surtshellir («Пещера Сурта») — так она зовется издревле. В исландской «Книге заселения страны» рассказывается, что Торвальд Волчья Пасть однажды осенью отправился в эту пещеру, чтобы исполнить там хвалебную песню, которую он сочинил в честь Сурта . Никто более из противников богов никогда не удостаивался хвалебной песни.

Есть еще одно важное отличие сынов Муспелля от всех прочих противников богов. По «Прорицанию вёльвы» мы видим, что все чудовищные порождения тьмы движутся на Последнюю Битву с востока. Восток и Север — «отрицательные» направления в северной мифологии, в отличие от Юга и Запада — «положительных», сакральных направлений.

В «Прорицании вёльвы» сказано, что Сурт едет к полю Последней битвы с юга. Про сынов Муспелля в песне «Перебранка Локи» говорится, что они поскачут в бой через лес Мюрквид. Этот лес находится на юге и противопоставлен в скандинавской мифологии «Железному лесу» Ярнвиду — расположенной на востоке обители колдунов, где был рожден Фенрир-волк. Таким образом сыны Муспелля прибудут на бой с, «позитивной», священной стороны света.

Великая сила сынов Муспелля неоднократно подчеркивается в текстах. В «Видении Гюльви» конунг Гюльви под именем Ганглери спрашивает Высокого (Одина) о радуге, которая есть мост Биврёст, ведущий с земли на небо. Высокий говорит: «Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают». Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврёст, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля» . Именно Сурт и сыны Муспелля оказываются победителями в Последней битве. Боги и чудовища взаимно уничтожают друг друга. «Тогда Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир» .

Пониманию того, что сыны Муспелля мыслились древними исландцами как важнейшая сила, участвующая в Последней Битве, способствует тот факт, что в немецких раннесредневековых христианских поэмах «Муспилли» и «Хелианд» термин «Муспелль» употребляется в смысле Конца мира и Страшного суда.

В мифологических песнях Старшей Эдды неоднократно упоминаются те чудовища, с которыми людям и асам предстоит сразиться в Последней битве: Фенрир, Ёрмунганд, великаны. С ними связано множество историй о похождениях и приключениях богов. У них есть четкое место в структуре мира — на его окраине, в Утгарде.

Однако никогда в мифах, повествующих о жизни и деяниях асов, мы не встречаем упоминаний о Сурте или сынах Муспелля. В конце времен они являются в мир как посланцы иной, высшей реальности, что проявляет себя в полную силу только при возникновении и гибели мира.

Конфликт между Центром и Периферией с появлением сынов Муспелля переходит в новую плоскость: это уже не мировая, а надмировая битва.

Для понимания сущности силы, представленной Суртом и сынами Муспелля, необходимо обратиться к моменту возникновения мира. Сразу следует оговориться, что исландские мифы не знают термина «мир» в значении «вселенная». Древнеисландский мир — это та реальность, в которой живут люди сейчас. Она конечна во времени и пространстве. В текстах неоднократно говорится о множественности миров.

Мир, в котором живут люди, возникает от взаимодействия двух изначальных миров — Муспелльсхейма и Нифльхейма. Нифльхейм — царство холода и тьмы. Муспелльсхейм — царство света и огня. «Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руках у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир» .

Наш мир возникает от взаимодействия между этими двумя силами. Так говорится об этом в «Видении Гюльви»: «Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма. <…> И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда же повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир» . Из тела Имира и был сотворен мир. Первопредок богов Бури также появился в Мировой Бездне, заполненной смешением двух первоначал. Небесные светила были созданы богами из искр, вырвавшихся из Муспелльсхейма.

Таким образом, в скандинавской мифологии выделяется две изначальные мировые силы, воплощающие качественно противоположные начала. Это сила тьмы и холода и сила огня и света. От взаимодействия между ними возникает наш мир. В конце времен огонь сожжет мир, но после гибели он возродится.

Грядущий мир мыслится более совершенным, чем мир нынешний. В новом мире «поднимается из моря земля, зелёная и прекрасная» . Возродится человеческий род — из одной оставшейся в живых пары. Возвращаются сыновья Одина и Тора, «ибо не погубили их море и пламя Сурта» . Люди, участвовавшие в битве на стороне богов, получат вечную счастливую жизнь.

Согласно общепринятым в современной литературе представлениям, Последняя битва в мифологии древних исландцев — это битва между силами Центра мира — асами и эйнхериями, представляющими сакральное, культурное, светлое начало в мире и хтоническими существами Периферии, к числу которых относятся великаны, чудовища и огненные демоны — сыны Муспелля, предводитель которых Сурт сожжет в пламени весь мир. Эта сила олицетворяет, согласно существующим представлениям, враждебное культуре начало хаоса.

Однако анализ древних текстов позволяет сделать вывод, что изложенная концепция не вполне соответствует пониманию Последней битвы самими древними исландцами.

Хтонические чудовища Последней битвы действительно предстают в текстах как темное и враждебное человеку начало. Однако, несмотря на то, что сыны Муспелля в битве противостоят асам, их восприятие древними исландцами в корне отличалось от восприятия других враждебных асам сил. Сыны Муспелля и Сурт — сила огня древнеисландской космогонии и эсхатологии — воспринимались как представители светлого, сакрального надмирового начала. Гибель, которую Сурт приносит миру — это очищение мира огнем, необходимое условие рождения нового мира, который будет лучше и светлее, чем мир нынешний.

По материалам школы Vannadis

Re: Боги и богини в Северной Традиции, выбор покровителя

Добавлено: Пт июл 06, 2018 12:14 pm
Вилана
Выбор покровителя/покровительницы и работа с Богами.

Вы прочитали теорию,выбрали себе покровителя,теперь можно поговорить о том как работать с ним.Вам понадобится :
-знак или символ Бога/Богини
-понадобится чистая вода
-огонь
-горстка земли

Когда все собрано и готово,Вам нужно зажечь свечу,положить в центр стола символ и произнести:

"styrk krafta, skilti á skilti, trú með trú" 

"Стурк крафта,скилти а скилти,тру мез тру".

"сила от силы,знак от знака,вера от веры"

После этого Вам нужно своими словами обратиться к Богу или Богине,желательно прочесть вису или хвалебную песнь,Вы можете выбрать любую подходящую, необязательно писать самому.После этого талисман проводится над огнем, опускается в воду,и обтирается землей,вешается на шею на простом шнурке или на цепочке.Талисман не должен быть руническим! Он должен отражать животное или символ Бога,но не руны.Знак не дают в руки другим людям.
_________________________

Создание статуэтки домашнего Бога или Богини

Можно купить готовую,можно сделать самому,главное чтобы эта статуэтка воспринималась Вами как отражение Бога или Богини,как они сами.Если Вы вырезаете статуэтку допустим из дерева сами,то выделите основные символы Бога или Богини на статуэтке,раскрасьте и украсьте ее или оставьте просто,здесь выбор за Вами.Главное чтобы она отражала суть и символизм Богини или Бога.Если Вы решаете ее делать,то она должна занять соответствующее место в Вашем доме,а не пылить в углу.Когда все доделано,смажьте статуэтку отваром клевера и прочтите:

"Hringja og borga
Force af jurtum, eldur og trú
Helga þetta styttu til þín (называете Бога или Богиню)
Sem betur fer fyrir góða í lífinu"

"Хрингхья ог борга
Форсе аф хьуртум элдур ог тру
Хельга тетта стутту тил тин (называете Бога или Богиню)
Сем бетур фер фурир гоза и лифину"

"Взываю и обращаю,
Силой трав,огней и веры
Посвящаю эту статуэтку тебе (называете Бога или Богиню)
На счастье,на добро,на жизнь"

После этого оботрите статуэтку и поставьте на почетное место,не обязательно на виду,главное чтобы Вы считали это место почетным.Возле статуэтки можно оставлять дары,ее можно брать в руки и просить у Богов все от посвящения до удачи в делах.Категорически запрещается давать свою статуэтку в руки кому -либо не из членов семьи.Родственники,мужья,жены,дети могут брать ее в руки,чужим,друзьям,знакомым и всем остальным статуэтку в руки не дают.

Расклад на выявление покровителей:
1. Основные покровители -
2. Возможные покровители -
3. Покровители, кот выбрала -
4. Покровители среди духов -
5. Покровители среди Богов -
6. Покровители среди предков -


Феху - Ньерд
Уруз - Фрейр ,Магни,Хедр
Турисаз - Тор
Ансуз - Один,Браги,Бальдр
Райдо - Хеймдалль,
Кано - Локи
Гебо - Лофн,Сьефн
Вуньо - Фрейр, Фрейя,Сьефн,Лофн
Хагалаз - Хель ,Вали
Наутиз - Эйр
Иса - Скади, Улль
Йера - Гефью, Фрейр, Ньорд
Эйваз - Фригг,Один,
Перто - норны
Альгиз - Хлин,Тор,Син
Соуло - Сунна, Вар
Тейваз - Форсети,Тор
Беркана - Эрд
Эваз - Сага, Фригг, Снотра
Манназ - Мани, Один
Лагуз - Фригг
Ингуз - Иддун,Гна,Фрейер
Одал - Фригг,Один
Дагаз - Эйр

По материалам школы Vannadis