Описание ритуалов, связанных со смертью человека
Добавлено: Вс фев 11, 2018 1:26 am
"СМЕРТЬ" (часть первая)
Попытка описания обычаев, ритуалов и обрядов, русского, а так же соседних с ним народов, связанных с уходом человека в иной, возможно лучший из миров.
"От солдатства-то откупаются,
Из неволи выручаются,
А из матушки-то сырой земли
Нет ни выходу-то, ни выезда,
Ни какого то проголосьица..."
Человеческая жизнь находится меж двух временных точек - моментов появления на свет и исчезновения. Рождение и смерть ограничивают нас от ужасающего небытия, и если "ничто" ДО ЖИЗНИ никого не тревожит, то "ничто" ПОСЛЕ ЖИЗНИ сводит с ума. Любой человек, как единственный центр своего собственного мира, не может ни принять , ни смириться с тем, что в один прекрасный момент его вселенная прекратит существование. Именно на попытке примирить человека с его исчезновением, попытке дать ему какую то надежду, основаны все мировые религии. И если одни успокаивают тем, что мы отдав концы не умираем насовсем, а реинкарнируемся в иное живое существо, то авраамические религии обещают вечность каждому, но ставят перед ним обговоренные условия, нарушая которые душа обрекается на вечные адовы муки, а наоборот же следуя им - на бесконечное вкушение райского блаженства. Но есть во всём этом какая то доля абсурда, ведь людям на самом деле не нужно никакое бессмертие- они просто не хотят умирать.
Продолжительность земного существования у каждого разная, у некоторых очень короткая, а у кого то и вовсе имеет отрицательную величину. Нежелательные дети были всегда- незаконнорожденные, "лишние рты", просто ненужные. До появления врачебных абортов дитя во чреве изводили самыми жуткими способами : «...прибегают к нему вдовы и солдатки, для этого они обращаются к старухам-ворожейкам, которые их учат, как нужно извести плод. Пьют спорынью, настой простых спичек фосфорных, поднимают тяжелые вещи. Одна девица была беременна и извела плод тем, что била себя лапотной колодкой по животу. Народ не обращает на это особого внимания». Но ненужные дети рождались всё равно и тогда дарованная им жизнь ограничивалась несколькими днями. Хоть и было принято считать , что некрещёные младенцы попадают в рай, всё равно их матери старались оказать новорожденному дитя единственную заботу- его крестили. А после крещения убивали ( переставали кормить, уносили в лес, душили подушкой). По данным авторитетного этнографа С.В. Максимова (1831-1901) в 19 веке детоубийство было вообще самым распространённым женским преступлением в России. Это никак обществом не поощрялось, но особо и не осуждалось- никому не было никакого дела до соседских детей : "Бог дал- Бог взял". На фоне 40% детской смертности эти случаи буквально терялись. Хоронили их по простому- в крупном полене выдалбливалась сердцевина куда и клали запелеванное тельце. Хоронили их на кладбище, но вероятно были связаны с такими захоронениями и какие то исчезнувшие ритуалы, о чём говорит странная находка сделанная при ремонте деревянной церкви в поморском селе Ковда, где под полом были найдены колоды с тридцатью , завёрнутыми в берестяные саваны, детскими захоронениями.
Быть может именно буквальное желание избавиться от ребёнка стало причиной появления такого странного явления русского фольклора как колыбельные с пожеланием смерти младенцу:
Бай, бай да люли, /.............................../ Баюшки, баю!
Хоть сегодня умри. /............................/ Не ложися на краю.
Сколочу тебе гробок /........................../ Заутро мороз,
Из дубовых досок. /............................./ А тебя на погост!
Завтра мороз, /....................................../ Дедушка придёт,
Снесут на погост. /................................/ Гробок принесёт,
Бабушка-старушка, /............................./ Бабушка придёт,
Отрежь полотенце, /............................./ Холстинки принесёт,
Накрыть младенца. /............................/ Матушка придёт,
Мы поплачем, повоем, /......................./ Голосочек проведёт,
В могилу зароем. /................................./ Батюшка придёт,
# /............................................................../ На погост отнесёт.
Ой, люли, люли, люли, /........................./
Ты сегодня умри, /..................................#
Завтра похороны, /................................./
На погост понесём, /............................../ Баю, бай да люли,
Пирогов напекём, /................................./ Хоть теперь умри,
Со малиной, /.........................................../ Завтра у матери блины-
Со гречневой крупой, /.........................../ То поминки твои.
Будем Шуру поминать, /........................./ Сделаем гробок
Себе брюхо набивать. /........................../ Из семидесяти досок,
#/................................................................/ Выкопаем могилку
Баю, дитятко, /........................................./ На плешивой горе,
Качаю тебя, /............................................/ На плешивой горе,
Чтоб ты спало, /......................................./ На господской стороне.
Не плакало /............................................./ В лес по ягоды пойдём,
И матушке /.............................................../ К тебе, дитятко, зайдём.
Покой дало. /............................................/ Я соломы насеку,
Бросим тебя в пруд, /.............................../ Я блинов напеку.
В Дунай реку, /........................................../ Пойду дитятку поминать,
Хватай его водяной./.............................../ Попу брюхо набивать.
Эту жутковатую народную поэзию разные исследователи толкуют тоже по разному- если А.Н. Мартынова уверена что "эти песни были гуманными чувствами, желанием избавить ребенка от мук болезни и голода. Анализ текстов показывает, что пожелание смерти выражено вполне определённо, почти всегда устойчивыми традиционными формулами, и не может быть истолковано как иносказание", то В.П. Аникин видит прямые параллели данных колыбелен с заговорами, где мать пытаясь обмануть смерть и злые силы, таким образом боролась за жизнь и здоровье своего ребёнка. Есть в этой извращённой логике своё неразумное зерно- убаюкивая любимого ребёнка матушка таким полузаговором пыталась показать злу, что жизнь этого маленького человечка никому не нужна и значит забирать его смысла нет. Зафиксирован же гипертрофированный вариант этого ритуала в Полесье ( Белоруссия ) где мать одевала серьёзно заболевшего ребёнка в саван, пудрила лицо мукой, зажигала ладан, а сама читала заупокойные молитвы, как бы давая понять смерти: " Ты опоздала, он уже умер. Тебе здесь делать уже нечего".
В христианском обществе народов населявших Россию до Революции, в отличии от нашего времени, отношение к смерти было совсем иным- её не пытались избегать в разговоре, не табуировали любое упоминание о ней- она была частью естественного жизненного цикла. К тому же в отличии от современного урбанизированного человека , тогда любому крестьянину приходилось самому рубить головы курям, забивать коров и свиней. Так что совсем не странным казалось взрослым, когда их дети играли в "покойника" или другие подобные подвижные игры. Правила там были не мудрёные- участники водят хоровод и поют песенку, а посреди хоровода на лавке лежит "покойник", который каждый раз после определённых слов шевелит рукой или ногой, садится или встаёт, а после слов :"он за нами гонится" вскакивает и пытается догнать жертву, которая в следующем кону будет лежать внутри хоровода и изображать мертвеца:
" Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Он руками шевелит!
Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Покойник сидит!
Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Он за нами бежит!"
Со взрослением, в переход возраста , когда девки начинали невеститься, а парни женихаться , появлялся присущий молодёжи цинизм и глум. Своеобразные шуточки и отсылки к теме загробного мира присутствовали даже в любовной лирике:
«Не серди меня, добрый молодец!
Ведь я девушка не безродная:
У меня, девушки, есть отец и мать,
Отец и мать, два братца милые.
Я велю братцам подстрелить тебя,
Подстрелить тебя, потребить душу.
Я из косточек терем выстрою,
Я из рёбрышек полы выстелю,
Я из рук, из ног скамью сделаю,
Из головушки яндову солью,
Из суставчиков налью стаканчиков.
Из ясных очей – чары винные.
Из твоей крови наварю пива,
Созову в гости подруженек,
Посажу их всех по лавочкам,
Сама сяду на окамеечку.
Вы, подружки мои голубушки!
Загану же я вам загадочку,
Вам хитру, мудру, неотгадливу:
Во милом живу, по милом хожу.
На милом сижу, из милого пью,
Из милого пью, кровь милого пью»
А уж шутовские ритуалы, в которых над смертью и страхом над ней насмехаются, были обычными для наших предков. Достаточно привести пример такой забавы как "умрун": «состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб, предварительно привязав накрепко веревками, чтобы в случае чего не упал или не убежал. Покойника вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади идет поп в рогожной ризе, в камилавке из синей сахарной бумаги, с кадилом в виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся горячие уголья, мох и сухой куриный помет. Рядом с попом выступает дьячок в кафтане, с косицей назади, потом плакальщица в темном сарафане и платочке и, наконец, толпа провожающих покойника родственников, между которыми обязательно имеется мужчина в женском платье, с корзиной шанег или опекишей для поминовения усопшего. Гроб с покойником ставят среди избы, и начинается кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной, что называется, "острожной" брани, которая прерывается только всхлипыванием плакальщицы да каждением "попа". По окончании отпевания девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами. Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника «хоронить», а другая часть остается в избе и устраивает «поминки», состоящие в том, что наряженный девкой оделяет девиц из своей корзины «шаньгами» – кусками мерзлого конского помета». (И. А. Морозов, И. О. Слепцова. Святка и масленица).
В разных деревнях игрище это святочное выглядело по разному- где то "покойника" носили на руках, где то возили на дровнях, а где то он мог и своим ходом переходить от избы к избе. В Череповецком уезде ребята заранее прятались в голбце и в самый разгар праздника под девичий визг появлялись оттуда с "трупом". Наряд покойника тяготел к классическому- его оборачивали в "саван" или просто накидывал полотно сверху. По словам информаторов часто накрытый тканью "умрун" был голым, но вероятно имелось в виду, что он был в исподнем, а то и лишь в одной рубахе. Но чаще хохмача одевали как настоящего мертвеца- белое бельё и портки. И конечно глум- ширинка была демонстративно растёгнутой или была сделана прореха на самом причинном месте. Обязательно весь наряд был белого цвета «во воем белом набашон» ибо у русских именно белый олицетворялся со смертным одеянием, именно поэтому белые свадебные платья так медленно проникали в крестьянскую среду и стали общепринятыми ,пожалуй, только в советское время. У куйско-пондальных вепсов существовала такая деталь наряда покойника как островерхий колпак, что имело какие то параллели с колпаками шуликунов (ряженых и "нечистых духов" распространённых в Олонецкой и Архангельской губерниях). Кульминацией обряда было "отпевание" покойника, которое проводили "поп" и "дьячок". - размахивали "кадильником" (горшком с тлеющим угольками), куда бросали всякую дрянь типа шерсти и соломы, а порой табак и перец, чтоб девки чихали. А могли кадить и подожжёным лаптем. В деревнях со старообрядческим населением оплакивание устраивали порой как на настоящих похоронах: «Покойника положат на постильно и охают: «0-ох! И те мене да посмотрю да я погляжу-у! 0-охх! И те мене за сутоцьки да под око-о-шецько-о! / Да по брусовой-то лавоцьки, / Да на родново племенницька (или иная степень родства). / Да ты куда жо средивси, Да ты куда наредивси? / В платьице да не нарядное, / Да (в) платьице умиральноё!» Зависяцця платком, да и охат тут над ним... А хозяевов не заставляли прошчацця. Людно, итъ их ходит наряжонками, дак они и зацьнут прошчацця: «Простишь ли, старой-де, меня, грешную? « – «Тебя бог Простит!» Вот и все... Вот поприцитают, попрошчаюцця и опять понесли из избы-то» (д. Тырлынинская).
Затем пели разные непотребные прибауики:
– Покойничек, да умиройничок,
Умирав во вторничок.
Стали доски тесать,
Он и выскочив плясать.
Плясав, плясав,
Да и за ними побежав.
(д. Ереминская)
– Дивное чудо,
В монастыре жить худо,
Игумны – безумны,
Строители – грабители,
Архимандриты – сердиты,
Послушники – косушники,
Монахи – долгие рубахи,
Скотницы – до картошки охотницы.
(д. Малино)
У "умершего" просили прощения и конечно приходилось целовать его в медовые уста, что опять же давало возможность посмеяться над ритуалом- где то покойник плевался в прощающихся, где то "фукал" набранной в рот мукой, колол взятой в рот иголкой , а то и просто могли положить на рот щётку и как бы ты его не целовал- всё уколешься. Девиц строптивых подталкивали силой и мазали сажей. «А нешо лапцем-то бякнут по спине-то девку-ту, которая наклоницци с покойником-то прошчацци-ту... В лапоть камешок положат. Один целовек-от стоит всё времецько. Дак ты не досадила никому, дак несильно хлопнут, а как досадила, дак и посильняе». В случаях когда парень лежал голым то девок могли стращать и смущать его видом ( «как отпоют, открывали крышку гроба, а там мертвый без штанов, лицо закрыто тряпицей. Девки кто смеется, кто плюется» ), Как вариант использовали полупрозрачное покрывало, которое лишь чуть скрывало непристойность содержимого. И вот хотите верьте, хотите не верьте, но в деревнях Новинская и Фоминская Вологодской губернии девушек с завязанными глазами подводили в мруну и «заставляли целовать, что подставят». Вот смеху то!
Несколько другим вариантом "мруна" была Белая Баба ( Смерть, Окуля), принципиальным отличием которой было наличие белой маски и достаточная подвижность: «Наряжают парня в белую женскую рубашку, в руки подают щеть, какой бабы чешут лен, кладут его на скамью, вносят в избу и ставят на пол. «Баба» лежит будто мертвая; потом вдруг соскочит, бегает по избе и тычет в лицо щетъю». Так же эта "баба" обходила дома в одиночку, одетая в белое одеяние (балахон, саван, полотно), на лице маска, а в руках сковорода, которой она могла реально огреть по спине «Одна смерть-то была, в белой рубахе, со сковородником – идёт да стукает. Зубы были у её, на голове у её тожо от лошади циво-то было привязано. Волосы роспушчены. К девкам подходила и целоватъ ее заставляли. Все убегают из избы-то» Окуля отличалась видом- для увеличения роста фигляр поднимал руки вверх, где его кулаки обвязывали верёвкой и одевали на них шапку или платок, иногда к рукам прикрепляли маску смерти, всю Окулю покрывали опять же белой тканью.
"У вепсов в с. Шимозеро по улицам ходили покойники (kol'i'ad). Ходили обычно поодиночке, «чтобы ребят (детей) попугать. Покойник клал себе на голову мотовило самопрялки, веревку или ремешок, прикрепленный к нему, привязывал к поясу, а сверху набрасывал длинное белое полотно. Покойник отучал в окна домов и заглядывал в них." (И. А. Морозов, И. О. Слепцова. "Святка и масленица").
Попытка описания обычаев, ритуалов и обрядов, русского, а так же соседних с ним народов, связанных с уходом человека в иной, возможно лучший из миров.
"От солдатства-то откупаются,
Из неволи выручаются,
А из матушки-то сырой земли
Нет ни выходу-то, ни выезда,
Ни какого то проголосьица..."
Человеческая жизнь находится меж двух временных точек - моментов появления на свет и исчезновения. Рождение и смерть ограничивают нас от ужасающего небытия, и если "ничто" ДО ЖИЗНИ никого не тревожит, то "ничто" ПОСЛЕ ЖИЗНИ сводит с ума. Любой человек, как единственный центр своего собственного мира, не может ни принять , ни смириться с тем, что в один прекрасный момент его вселенная прекратит существование. Именно на попытке примирить человека с его исчезновением, попытке дать ему какую то надежду, основаны все мировые религии. И если одни успокаивают тем, что мы отдав концы не умираем насовсем, а реинкарнируемся в иное живое существо, то авраамические религии обещают вечность каждому, но ставят перед ним обговоренные условия, нарушая которые душа обрекается на вечные адовы муки, а наоборот же следуя им - на бесконечное вкушение райского блаженства. Но есть во всём этом какая то доля абсурда, ведь людям на самом деле не нужно никакое бессмертие- они просто не хотят умирать.
Продолжительность земного существования у каждого разная, у некоторых очень короткая, а у кого то и вовсе имеет отрицательную величину. Нежелательные дети были всегда- незаконнорожденные, "лишние рты", просто ненужные. До появления врачебных абортов дитя во чреве изводили самыми жуткими способами : «...прибегают к нему вдовы и солдатки, для этого они обращаются к старухам-ворожейкам, которые их учат, как нужно извести плод. Пьют спорынью, настой простых спичек фосфорных, поднимают тяжелые вещи. Одна девица была беременна и извела плод тем, что била себя лапотной колодкой по животу. Народ не обращает на это особого внимания». Но ненужные дети рождались всё равно и тогда дарованная им жизнь ограничивалась несколькими днями. Хоть и было принято считать , что некрещёные младенцы попадают в рай, всё равно их матери старались оказать новорожденному дитя единственную заботу- его крестили. А после крещения убивали ( переставали кормить, уносили в лес, душили подушкой). По данным авторитетного этнографа С.В. Максимова (1831-1901) в 19 веке детоубийство было вообще самым распространённым женским преступлением в России. Это никак обществом не поощрялось, но особо и не осуждалось- никому не было никакого дела до соседских детей : "Бог дал- Бог взял". На фоне 40% детской смертности эти случаи буквально терялись. Хоронили их по простому- в крупном полене выдалбливалась сердцевина куда и клали запелеванное тельце. Хоронили их на кладбище, но вероятно были связаны с такими захоронениями и какие то исчезнувшие ритуалы, о чём говорит странная находка сделанная при ремонте деревянной церкви в поморском селе Ковда, где под полом были найдены колоды с тридцатью , завёрнутыми в берестяные саваны, детскими захоронениями.
Быть может именно буквальное желание избавиться от ребёнка стало причиной появления такого странного явления русского фольклора как колыбельные с пожеланием смерти младенцу:
Бай, бай да люли, /.............................../ Баюшки, баю!
Хоть сегодня умри. /............................/ Не ложися на краю.
Сколочу тебе гробок /........................../ Заутро мороз,
Из дубовых досок. /............................./ А тебя на погост!
Завтра мороз, /....................................../ Дедушка придёт,
Снесут на погост. /................................/ Гробок принесёт,
Бабушка-старушка, /............................./ Бабушка придёт,
Отрежь полотенце, /............................./ Холстинки принесёт,
Накрыть младенца. /............................/ Матушка придёт,
Мы поплачем, повоем, /......................./ Голосочек проведёт,
В могилу зароем. /................................./ Батюшка придёт,
# /............................................................../ На погост отнесёт.
Ой, люли, люли, люли, /........................./
Ты сегодня умри, /..................................#
Завтра похороны, /................................./
На погост понесём, /............................../ Баю, бай да люли,
Пирогов напекём, /................................./ Хоть теперь умри,
Со малиной, /.........................................../ Завтра у матери блины-
Со гречневой крупой, /.........................../ То поминки твои.
Будем Шуру поминать, /........................./ Сделаем гробок
Себе брюхо набивать. /........................../ Из семидесяти досок,
#/................................................................/ Выкопаем могилку
Баю, дитятко, /........................................./ На плешивой горе,
Качаю тебя, /............................................/ На плешивой горе,
Чтоб ты спало, /......................................./ На господской стороне.
Не плакало /............................................./ В лес по ягоды пойдём,
И матушке /.............................................../ К тебе, дитятко, зайдём.
Покой дало. /............................................/ Я соломы насеку,
Бросим тебя в пруд, /.............................../ Я блинов напеку.
В Дунай реку, /........................................../ Пойду дитятку поминать,
Хватай его водяной./.............................../ Попу брюхо набивать.
Эту жутковатую народную поэзию разные исследователи толкуют тоже по разному- если А.Н. Мартынова уверена что "эти песни были гуманными чувствами, желанием избавить ребенка от мук болезни и голода. Анализ текстов показывает, что пожелание смерти выражено вполне определённо, почти всегда устойчивыми традиционными формулами, и не может быть истолковано как иносказание", то В.П. Аникин видит прямые параллели данных колыбелен с заговорами, где мать пытаясь обмануть смерть и злые силы, таким образом боролась за жизнь и здоровье своего ребёнка. Есть в этой извращённой логике своё неразумное зерно- убаюкивая любимого ребёнка матушка таким полузаговором пыталась показать злу, что жизнь этого маленького человечка никому не нужна и значит забирать его смысла нет. Зафиксирован же гипертрофированный вариант этого ритуала в Полесье ( Белоруссия ) где мать одевала серьёзно заболевшего ребёнка в саван, пудрила лицо мукой, зажигала ладан, а сама читала заупокойные молитвы, как бы давая понять смерти: " Ты опоздала, он уже умер. Тебе здесь делать уже нечего".
В христианском обществе народов населявших Россию до Революции, в отличии от нашего времени, отношение к смерти было совсем иным- её не пытались избегать в разговоре, не табуировали любое упоминание о ней- она была частью естественного жизненного цикла. К тому же в отличии от современного урбанизированного человека , тогда любому крестьянину приходилось самому рубить головы курям, забивать коров и свиней. Так что совсем не странным казалось взрослым, когда их дети играли в "покойника" или другие подобные подвижные игры. Правила там были не мудрёные- участники водят хоровод и поют песенку, а посреди хоровода на лавке лежит "покойник", который каждый раз после определённых слов шевелит рукой или ногой, садится или встаёт, а после слов :"он за нами гонится" вскакивает и пытается догнать жертву, которая в следующем кону будет лежать внутри хоровода и изображать мертвеца:
" Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Он руками шевелит!
Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Покойник сидит!
Умер покойник
В среду, во вторник,
Пришли хоронить –
Он за нами бежит!"
Со взрослением, в переход возраста , когда девки начинали невеститься, а парни женихаться , появлялся присущий молодёжи цинизм и глум. Своеобразные шуточки и отсылки к теме загробного мира присутствовали даже в любовной лирике:
«Не серди меня, добрый молодец!
Ведь я девушка не безродная:
У меня, девушки, есть отец и мать,
Отец и мать, два братца милые.
Я велю братцам подстрелить тебя,
Подстрелить тебя, потребить душу.
Я из косточек терем выстрою,
Я из рёбрышек полы выстелю,
Я из рук, из ног скамью сделаю,
Из головушки яндову солью,
Из суставчиков налью стаканчиков.
Из ясных очей – чары винные.
Из твоей крови наварю пива,
Созову в гости подруженек,
Посажу их всех по лавочкам,
Сама сяду на окамеечку.
Вы, подружки мои голубушки!
Загану же я вам загадочку,
Вам хитру, мудру, неотгадливу:
Во милом живу, по милом хожу.
На милом сижу, из милого пью,
Из милого пью, кровь милого пью»
А уж шутовские ритуалы, в которых над смертью и страхом над ней насмехаются, были обычными для наших предков. Достаточно привести пример такой забавы как "умрун": «состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб, предварительно привязав накрепко веревками, чтобы в случае чего не упал или не убежал. Покойника вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади идет поп в рогожной ризе, в камилавке из синей сахарной бумаги, с кадилом в виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся горячие уголья, мох и сухой куриный помет. Рядом с попом выступает дьячок в кафтане, с косицей назади, потом плакальщица в темном сарафане и платочке и, наконец, толпа провожающих покойника родственников, между которыми обязательно имеется мужчина в женском платье, с корзиной шанег или опекишей для поминовения усопшего. Гроб с покойником ставят среди избы, и начинается кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной, что называется, "острожной" брани, которая прерывается только всхлипыванием плакальщицы да каждением "попа". По окончании отпевания девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами. Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника «хоронить», а другая часть остается в избе и устраивает «поминки», состоящие в том, что наряженный девкой оделяет девиц из своей корзины «шаньгами» – кусками мерзлого конского помета». (И. А. Морозов, И. О. Слепцова. Святка и масленица).
В разных деревнях игрище это святочное выглядело по разному- где то "покойника" носили на руках, где то возили на дровнях, а где то он мог и своим ходом переходить от избы к избе. В Череповецком уезде ребята заранее прятались в голбце и в самый разгар праздника под девичий визг появлялись оттуда с "трупом". Наряд покойника тяготел к классическому- его оборачивали в "саван" или просто накидывал полотно сверху. По словам информаторов часто накрытый тканью "умрун" был голым, но вероятно имелось в виду, что он был в исподнем, а то и лишь в одной рубахе. Но чаще хохмача одевали как настоящего мертвеца- белое бельё и портки. И конечно глум- ширинка была демонстративно растёгнутой или была сделана прореха на самом причинном месте. Обязательно весь наряд был белого цвета «во воем белом набашон» ибо у русских именно белый олицетворялся со смертным одеянием, именно поэтому белые свадебные платья так медленно проникали в крестьянскую среду и стали общепринятыми ,пожалуй, только в советское время. У куйско-пондальных вепсов существовала такая деталь наряда покойника как островерхий колпак, что имело какие то параллели с колпаками шуликунов (ряженых и "нечистых духов" распространённых в Олонецкой и Архангельской губерниях). Кульминацией обряда было "отпевание" покойника, которое проводили "поп" и "дьячок". - размахивали "кадильником" (горшком с тлеющим угольками), куда бросали всякую дрянь типа шерсти и соломы, а порой табак и перец, чтоб девки чихали. А могли кадить и подожжёным лаптем. В деревнях со старообрядческим населением оплакивание устраивали порой как на настоящих похоронах: «Покойника положат на постильно и охают: «0-ох! И те мене да посмотрю да я погляжу-у! 0-охх! И те мене за сутоцьки да под око-о-шецько-о! / Да по брусовой-то лавоцьки, / Да на родново племенницька (или иная степень родства). / Да ты куда жо средивси, Да ты куда наредивси? / В платьице да не нарядное, / Да (в) платьице умиральноё!» Зависяцця платком, да и охат тут над ним... А хозяевов не заставляли прошчацця. Людно, итъ их ходит наряжонками, дак они и зацьнут прошчацця: «Простишь ли, старой-де, меня, грешную? « – «Тебя бог Простит!» Вот и все... Вот поприцитают, попрошчаюцця и опять понесли из избы-то» (д. Тырлынинская).
Затем пели разные непотребные прибауики:
– Покойничек, да умиройничок,
Умирав во вторничок.
Стали доски тесать,
Он и выскочив плясать.
Плясав, плясав,
Да и за ними побежав.
(д. Ереминская)
– Дивное чудо,
В монастыре жить худо,
Игумны – безумны,
Строители – грабители,
Архимандриты – сердиты,
Послушники – косушники,
Монахи – долгие рубахи,
Скотницы – до картошки охотницы.
(д. Малино)
У "умершего" просили прощения и конечно приходилось целовать его в медовые уста, что опять же давало возможность посмеяться над ритуалом- где то покойник плевался в прощающихся, где то "фукал" набранной в рот мукой, колол взятой в рот иголкой , а то и просто могли положить на рот щётку и как бы ты его не целовал- всё уколешься. Девиц строптивых подталкивали силой и мазали сажей. «А нешо лапцем-то бякнут по спине-то девку-ту, которая наклоницци с покойником-то прошчацци-ту... В лапоть камешок положат. Один целовек-от стоит всё времецько. Дак ты не досадила никому, дак несильно хлопнут, а как досадила, дак и посильняе». В случаях когда парень лежал голым то девок могли стращать и смущать его видом ( «как отпоют, открывали крышку гроба, а там мертвый без штанов, лицо закрыто тряпицей. Девки кто смеется, кто плюется» ), Как вариант использовали полупрозрачное покрывало, которое лишь чуть скрывало непристойность содержимого. И вот хотите верьте, хотите не верьте, но в деревнях Новинская и Фоминская Вологодской губернии девушек с завязанными глазами подводили в мруну и «заставляли целовать, что подставят». Вот смеху то!
Несколько другим вариантом "мруна" была Белая Баба ( Смерть, Окуля), принципиальным отличием которой было наличие белой маски и достаточная подвижность: «Наряжают парня в белую женскую рубашку, в руки подают щеть, какой бабы чешут лен, кладут его на скамью, вносят в избу и ставят на пол. «Баба» лежит будто мертвая; потом вдруг соскочит, бегает по избе и тычет в лицо щетъю». Так же эта "баба" обходила дома в одиночку, одетая в белое одеяние (балахон, саван, полотно), на лице маска, а в руках сковорода, которой она могла реально огреть по спине «Одна смерть-то была, в белой рубахе, со сковородником – идёт да стукает. Зубы были у её, на голове у её тожо от лошади циво-то было привязано. Волосы роспушчены. К девкам подходила и целоватъ ее заставляли. Все убегают из избы-то» Окуля отличалась видом- для увеличения роста фигляр поднимал руки вверх, где его кулаки обвязывали верёвкой и одевали на них шапку или платок, иногда к рукам прикрепляли маску смерти, всю Окулю покрывали опять же белой тканью.
"У вепсов в с. Шимозеро по улицам ходили покойники (kol'i'ad). Ходили обычно поодиночке, «чтобы ребят (детей) попугать. Покойник клал себе на голову мотовило самопрялки, веревку или ремешок, прикрепленный к нему, привязывал к поясу, а сверху набрасывал длинное белое полотно. Покойник отучал в окна домов и заглядывал в них." (И. А. Морозов, И. О. Слепцова. "Святка и масленица").