Компендиум антропоморфных персонификаций Смерти
Добавлено: Сб мар 03, 2018 11:51 pm
Лейла Уэнделл.
"Компендиум антропоморфных персонификаций Смерти в явлениях истории до наших дней"
Избранные межкультурные и исторические персонификации смерти
Лучшим способом написать книгу по этой теме является обработка запросов, которые мы получаем через Информационный бюллетень Azrael Project; то есть получить больше информации об историях, связанных с персонификацией Смерти. Цель книги – дать своеобразное общее, всемирное, мультикультурное соответствие этим явлениям.
Эта обширная глава включает в себя некоторые наиболее известные наряду с менее известными «воплощениями Смерти». Я использую этот термин также свободно, поскольку, как и во многих культурах, Ангел Смерти может быть вполне искусным оборотнем. Мы пытались отследить как можно больше информации и как можно больше примеров персонификации Смерти. Я уверена, что их гораздо больше. Если я включу их все, то у нас будет книга энциклопедических масштабов! Для такого сборника, если, конечно, кто-то ищет информацию о сущности Смерти, нужно в буквальном смысле исследовать тысячи книг и кипы научных работ. В этом же проекте, чтобы начать путешествие, вам нужно найти не более одной книги.
Одно из ранних известных изображений персонифицированной Смерти было найдено в Чатал-Хююк, поселении неолита в Анатолии, датированном седьмым тысячелетием до н.э. Смерть здесь представлена гигантскими чёрными птицами, похожими на стервятников, кружащихся над безголовыми человеческими трупами. На многих изображениях каменного века Смерть выглядит как крылатое существо, высокое и тщедушной комплекции. В этих ранних версиях у Смерти не было имени, а просто образ, который для людей того времени был представлен одной из основных сил или «божеств». Это нечто большее, чем жизнь, что никогда не смогло бы успокоиться, независимо от того, сколько «жертвоприношений» было принесено Ей в дар. Имена, названия и даже персонификация пришли гораздо позже, когда мир в глазах человека стал «более обширным» и более разнообразным. Когда человечество буквально отделилось от животного царства и задумалось о смысле жизни, всегда признавая неизбежность Смерти.
Мы начнем с Азраэля, названия еврейского происхождения. Хотя это и не самое раннее известное имя, тем не менее, самое узнаваемое, данное Ангелу Смерти в иудео-христианско-исламском мире. Оно буквально означает «кому Бог помогает», Азраэль по-прежнему остаётся легатом высшего сознания, которое для мультикультурной цели этой книги мы будем называть «божественным духом».
В учениях ислама написано, что «когда Михаилу, Гавриилу и Исрафелю не удалось предоставить семь горстей земли для сотворения Адама, в этой миссии преуспел 4-й ангел Азраэль, и, благодаря этому подвигу, он был назначен отделять тело от души» («Энциклопедия мифа и этики» Хастингса). Считается, что Азраэль хранит свиток, содержащий имя каждого человека, рождённого в мире. Время смерти неизвестно Азраилю. Когда приближается день смерти, Аллах позволяет листу, с начертанным именем человека, слететь с дерева, которое растёт рядом с его троном. Азраэль читает имя и в течение сорока дней должен отделить душу от тела. Его часто описывают в Коране как «божественное существо, наделённое огромной силой, настолько удивительной, что чтобы его удержать, нужно 70 000 цепей по тысяче звеньев каждая. По божественному указанию Азраэль расправляет крылья и открывает глаза, и, увидев это зрелище, ангелы падают без чувств». Далее сказано, что Азраэль получил «все силы небес, позволяющие ему овладеть смертью». В Коране также рассказывается о том, как человек ведёт беседу со Смертью: «Когда люди плачут и слишком сильно стенают над смертью человека, Ангел Смерти будет стоять у двери и говорить: "По какой причине вы жалуетесь? Я всего лишь посланник Бога и совершил Его приказ, и если вы бунтуете против Него, я часто буду возвращаться, чтобы забирать по одному из ваших домов"».
Хотя этот отрывок кажется чрезмерно зловещим, он показывает типичное личное взаимодействие человека, так сильно подверженного влиянию страха и господства своего Бога с персонифицированной Смертью, (особенно в обсуждаемом пантеоне). Практически вся историческая литература рассматривает Смерть как божественное творение Всевышнего с целью отделения души от тела в момент кончины. Это хорошо иллюстрируется в следующем таком же отрывке из мусульманских учений: «Когда умирает праведник, Ангел Смерти приходит с множеством божественных благостей, несущих сладкие запахи рая и заставляет душу покидать тело, как каплю, извлечённую из ведра воды. Но, когда умирает злой человек, Смерть приходит в компании демонов, которые вытаскивают душу железными крючьями».
В еврейской литературе написано, что «Азраил представляется нашему духу в форме, определяемой нашими убеждениями, действиями, бытовавшими в течение жизни. Он может даже проявлять невидимость, чтобы человек мог умереть в благоуханиях розы ... или смраде зловония». В исламских учениях сказано, что «Азраэль, Ангел смерти, замаскирован перед творениями Бога миллионами вуалей и что его истинная необъятность ещё более велика, чем сами небеса, а восток и запад находятся между его руками, как блюдо, на котором все вещи пребывают в балансе». Далее написано: «Когда душа видит Азраэля, она "влюбляется" в него и, следовательно, "соблазнённая" выходит из тела».
В еврейском фольклоре сказано, что «Ангел смерти» – это Самаэль (Самуил, что означает «божественное лекарство»), поскольку считалось, что его меч был выкован с желчью. В Талмуде, (Aboda Zara, 20), Самаэль описывается как «состоящий из глаз. В момент смерти он (Ангел Смерти) встаёт в изголовье с занесённым мечом, с которого стекает капля яда». Часто Смерть изображается несущей какой-то вид оружия или инструмент управления энергией; нож, меч, коса, столб света или жезл огня, – вот некоторые из них. Возможно, один из наиболее ярких случаев посещения Смерти в этом примере иллюстрирует рассказ об известном ученом-талмудисте Иешуа бен Леви. Когда пришло время умирать, ему явился Ангел Смерти (Самаэль, в данном случае), и Иешуа потребовал показать своё место в «раю». Когда Ангел согласился на это, Иешуа потребовал Его нож, чтобы Самаэль не убил его по дороге. Эта просьба была также удовлетворена, после чего Иешуа прыгнул с оружием в рай. Ангел Смерти, которому по талмудическому закону не разрешалось туда входить, ухватил Иешуа за край одежды; но тот поклялся, что не выйдет. Всевышний объявил, что Иешуа не должен покидать рай, раз связан клятвой. Ангел Смерти потребовал вернуть нож и, когда Иешуа отказался, раздался небесный голос: «Отдай ему нож, потому что дети людей нуждаются в нём» .
Человечество понимает символическую силу оружия. В случае Иешуа образ ножа символизирует власть над жизнью и смертью, а также средство причинения смерти.
В то время как Азраэль было самым известным именем, упомянутым в этой культуре, в некоторых арабских источниках, Смерть иногда упоминается под другим именем – Иблис, как в «Сказках арабских ночей»: «Ангел смерти и Горделивый Царь»;
«И пришёл Иблис (к Горделивому Царю), и царь склонил пред ним голову. Иблис сказал "Я Ангел Смерти, и я хочу забрать твою душу". Ответил царь: "Потерпи немного, пока я не возвращусь в свой дом и не попрощаюсь со своими людьми и детьми". "Не бывать этому", - ответил Ангел, - "Ты никогда не вернёшься и не посмотришь на них снова, потому что прошёл срок твоей жизни". Так сказав, он взял душу царя ... и ушел оттуда» .
Лонгфелло упоминает об Азраэле в стихотворении, включённом в «Рассказы придорожной гостиницы», в котором испанский еврей рассказывает об Азраэле и царе Соломоне. Царь развлекает «учёного мужа», который является раджой. Когда они прогуливаются, фигура в сумеречном воздухе пристально смотрит на человека. Раджа спрашивает Соломона: «Что это за фигура, бледная, как мертвец, смотрит на меня, как будто она пытается разглядеть в тусклом свете черты моего лица?». Царь спокойно отвечает гостю, что это Азраэль, Ангел Смерти. Затем мужчина просит Соломона, чтобы тот отправил его как можно дальше от Азраэля. С помощью своего волшебного кольца царь отправляет его в Индию. Азраэль спрашивает Соломона, кто тот человек, который так внезапно исчез. Царь сообщает Азраэлю имя, и тот благодарит за то, что отправил человека в Индию, так как она находится на его пути и Ангел Смерти будет, «искать его там» .
Примечания:
1) У Вейсмана Рабби Моше (Берешит – 1) «Когда подошло его время уйти из нашего мира, Ангел Смерти получил Божественное разрешение выполнить последнее желание этого праведника.
- Возьми меня в Ган Эден и покажи мне место, где я пребуду, - попросил р. Йошуа бен Леви. (Он мог высказать такую просьбу, ибо заранее знал о той награде, которая ожидает его в грядущем мире).
Ангел Смерти понёс его в Ган Эден, и по дороге р. Йошуа бен Леви сказал ему:
- Дай-ка мне твой нож, чтобы по дороге ты меня не убил.
Когда они прибыли к стенам Ган Эден и ангел поднял его, чтобы показать ему сад снаружи, р. Йошуа бен Леви перескочил через стену и воскликнул:
- Клянусь, что я никогда не сдвинусь с этого места!
И сказал Всемогущий:
- Надо вынести на суд поведение Йошуа бен Леви при жизни и расследовать, связывал ли он себя хоть однажды клятвой, о которой впоследствии пожалел и от которой стремился освободиться.
Обнаружено было, что р. Йошуа бен Леви никогда не просил избавить его от какой-либо клятвы. Поэтому последняя его клятва была уважена, и он получил разрешение живым оставаться в Ган Эден» (прим. перев.)
2) «Тысяча и одна ночь» (ночь 462) (прим. перев.)
3) Царь Соломон однажды перед сном
По плитам расписным перед дворцом
Гулял с приезжим из далеких стран.
У гостя был двойной высокий сан:
Раджа он и ученый - Рунжит-Син,
Могучий Индустана властелин.
И вдруг заметил гость перед собой
Виденье белое во мгле ночной.
Оно глядело на него в упор,
Как на знакомого с давнишних пор.
И он опросил одним движеньем губ:
"Что там за призрак, бледный, точно труп?
В моё лицо вперяет взор он так,
Как если бы узнал меня сквозь мрак!"
И царь в ответ ему проговорил:
"Его я знаю: это Азраил.
Он ангел смерти; чем ты устрашён?"
А гость ему: "Ко мне подступит он
И горло сдавит мертвенной рукой.
От Азраила, царь, меня укрой!
Над ветром властен ты. Меня вели
В столицу отнести моей земли!"
Царь посмотрел на чистый небосклон,
Шепнул магическое слово он,
И хризопраз на поднятом персте
Блеснул в непревзойдённой красоте.
И вот с заката вихрь летит, крутясь.
Вмиг им окутан чужеземный князь
И вознесён высоко над землёй.
Одежда, мощной взметена струей,
Над стенами, как знамя из парчи,
Сверкнула пурпуром, пропав в ночи.
И ангел, улыбаясь, так изрек:
"Коль Рунжит-Син был этот человек,
Мне лишь помог ты волшебством своим:
Я в Индустан как раз летел за ним!"
Перевод Д. Горфинкеля (прим. перев.)
Хель – «Богиня смерти» в германской и скандинавской землях. Говорят, что она обитала в «стране теней под названием Нифльхейм». Её лицо изображено наполовину нормальным, а другая половина цвета ночного неба (как и в изображении Шивы). Было сказано, что Один (германский, верховный бог) «дал ей власть над девятью мирами, чтобы она могла определить, где все должны жить после смерти». В этой части мира есть много женских персонификаций смерти. Также упоминается Фрейя, воительница таинственных Валькирий, (носящиеся по воздуху лошади-женщины смерти) как выдающаяся аллегория Смерти в норвежской мифологии. Кроме того, в этой части мира мы знаем имя Калма, богиню смерти финского происхождения, а также находим имя Нга, «Бог смерти». В древнем финском фольклоре Туонела была «Домом Смерти» и окружена «Рекой Смерти». Мёртвые переносятся по воде «Смертоносной девой» в самый тёмный момент ночи.
Во многих славянских и балтийских землях Смерть представлялась просто как женщина, одетая в белое, которая уносила души в «Велу», мир, окутанный серым туманом и холодом. Фольклор, особенно в регионе Шварцвальда, изобилует изображениями типа «Мрачный Жнец» и/или Смерть, как правило, олицетворяемая в виде иссохшего селянина с косой в руке, которая носит двойное значение – «Властелин урожая». Эта концепция по-прежнему сохраняется во многих языческих традициях, где божества сильно привязаны к временам года и природе в целом.
Другое, похожее изображение происходит от древних кельтов и галлов; Сукеллос «Жнец Душ», который описывался как «могучий охотник с косой в руке». В южной Галлии это существо также называлась Сильванусом. Большая часть изображений Мрачного Жнеца, которую мы имеем, происходит из этого мира. Опять-таки, в некоторых кельтских пантеонах Смерть имеет много аспектов. Одним из наиболее известных является женская тройственность, известная как «Морриган», «Королева теней». Состоящая фактически из трёх духов, она воплощалась в воображении как большая черная ворона или ворон, очень похожая на римскую Морс, пикирующую вниз, чтобы поймать свою добычу. Другим, менее известным кельтским олицетворением был Анку, известный в Бретани и сельской Ирландии звуком своей скрипучей телеги, путешествующий по дорогам в ночное время и собирающий свои жертвы. Ему нужно только открыть дверцу своей телеги или только подумать об этом, как жизнь исчезнет. Подобный миф известен и в современном греческом фольклоре, хотя эти народы были культурно разделены друг от друга.
В некоторых источниках раннего валлийского фольклора имя Гвин Аб Нудд упоминается как «Бог охоты, который собирает потерянные души и препровождает их в землю мёртвых на белом коне».
Кецалькоатль был богом запада и магии в древней Центральной Америке. Он изображался в виде пернатого змея с двумя лицами, одно лицо соответствовало жизни, другое – смерти. Он был и создателем, и разрушителем. Повелитель Жизни и Смерти, воплощение энергии Смерти, чей персонифицированный аспект был назван Миквицли, буквально означающий «смерть». Если мы пойдём дальше на север, в Мексику, мы найдём имя Мицлантекуцли, ацтекского «Бога Смерти», чья функция состояла в том, чтобы благополучно переправлять души умерших в следующий мир. Имя Кукулькан также кратко упоминается как «манифестация Смерти», но это, по-видимому, больше связано с функцией Кетцалькоатля.
В современном мексиканском фольклоре персонифицированная смерть называется Санта-Муэрте, «Святая смерть» и изображается в виде скелета в белом одеянии. В одной руке Он держит сбалансированные весы, а в другой – либо землю, либо более традиционную косу. Во время мексиканского праздника «День мёртвых», отмечаемого 2 ноября можно найти изображения Смерти во всей мексиканской культуре, от местных магазинов, церквей, до сложных домашних алтарей, конфет и детских игрушек.
Барон Самеди – это Смерть из пантеона гаитянской традиции вудун, описывается он довольно ярко – как высокий чернокожий человек во фраке и цилиндре. У него длинная белая борода и безглазые отверстия в черепе. При вызове он стучит тростью и снимает шляпу. Считается, что он очень образованный оратор, но его комментарии и манеры могут быть довольно непристойными. Предложение рома обязательно добавит ему вежливости. Здесь мы также обнаруживаем, что у Смерти есть другие аспекты; Барон Семитри, являющийся буквально «Правителем кладбища» и его коллега Барон Ла Кросс, известный как «Дух Теней Перекрёстка». Эти великие лоа (или великие духи) часто сопровождаются петра-лоа (средними духами), которые называются Геде Лоа, или «Духи кладбища».
Гаитянская женская ипостась лоа Смерти – бледная, тонкая и призрачная мадам Бриджит, которая выполняет ту же функцию, что и барон Самеди, но с ещё несколькими, подобными Кали, атрибутами «вихреподобных изменений и равновесия». Если мы отследим традиции вудун до самого его африканского источника, мы найдем имя Ойя, означающее «та, кто плачет». Богиня бурь, ураганов, радикальных изменений и смерти, она изображается как вихрь, который буквально срывает завесу между этим миром и следующим. Нося травяные юбки или юбки из разноцветных лохмотьев, она является жестоким и стойким хранителем кладбища, особенно душ женщин. Она также проникла в религию Сантерия, где выполняет ту же роль, что и Барон Семитри; как та, что следит за мёртвыми и направляет их путь.
Африканская культура особенно изобилует архетипическими изображениями Смерти. Эгунгун Западной Африки представляет собой группу «духов смерти», которых изображают в виде задрапированных в ткани сущностей. Как известно, они танцуют на различных фестивалях и племенных праздниках.
Гаунаб – ещё одна из многих африканских персонификаций Смерти. Его, главным образом, называют «Начальник мёртвых», его функции и образы очень похожи на аналогию, найденную в Конго, которая не упоминается под каким-либо конкретным именем, а просто как «один из сыновей великого бога Нга» (Это не единственная культура, в которой смерть упоминается как «сын». В Полинезии, например, Хин-Нуи-Те-По или «Великая дама ночи» упоминается как «Мать Смерти»).
В африканской культуре существует множество устных легенд, рассказывающих о взаимодействии человека со смертью. Например, в легенде народа Баганды, где Кинту, первому человеку, после многих испытаний и проверок было разрешено жениться на одной из дочерей небес. Бог посылает пару жить на земле и даёт им дары, в том числе курицу. Он велел им спешить, чтобы они не встретили Смерть (брата невесты), и не возвращаться, даже если они что-то забыли. Женщина забывает корм для курицы и возвращается за ним, несмотря на предупреждение, а недовольный Бог поручает Смерти сопровождать их. Кинту обращается к Богу, который смягчается и посылает другого своего «сына» (называемого Диггером), чтобы вернуть Смерть обратно на небеса. Во время преследования Смерти Диггером была наслана тишина, а Смерть спряталась в земле, но крики детей нарушили заклинание тишины, и Смерти разрешено было оставаться на земле и уничтожать все живые существа.
Есть ещё одна, очень странная африканская история, рассказанная людьми, живущими на берегу озера Киву. В ней говорится о том, как Бог пытается спасти людей от смерти, но впадает в отчаяние. Согласно этому мифу, Бог сделал человека бессмертным и пристально следил за Смертью, которая всегда пыталась вызывать ссоры между людьми и провоцировать их на битвы, в которых Она знала, что победит. Однажды Бог ушёл, а Смерть убила старуху. Она была похоронена. Но через несколько дней её могила начала вздыматься, как будто она возвращалась к жизни. Её невестка вылила кипящую воду на могилу и побила её пестиком, сказав: «Умри! Мёртвые должны оставаться мёртвыми!». Затем могила успокоилась, и старуха действительно стала мертва. Бог вернулся и, увидев, что старушка исчезла, спросил, что случилось. Когда ему объяснили, он ответил, что будет охотиться за Смертью. Смерть сбежала... и встретила другую старуху, которой сказала: «Спрячь меня, и я награжу тебя». Та позволила ей спрятаться под юбку, и Смерть вошла в её тело. Бог поймал их и решил, что, поскольку старуха была такой старой, то было бы лучше убить её и вырвать Смерть из её тела и тоже уничтожить. Но Смерть проскользнула сквозь пальцы Бога, и на этот раз убедила молодую девушку, чтобы та спрятала Её в своём животе. Бог отчаялся: если люди продолжали мешать его усилиям по их спасению, он решил отказаться от этой плохой затеи. Поэтому он разрешил Смерти поступать как Ей угодно.
Одна из самых странных историй родилась в племени Еве в странах Западной Африки. Паук Йийи (демиург местного пантеона) ел мясо, которое ему дала Смерть во время голода. У Смерти было много мяса, потому что она сделала большую поляну в лесу и установила там ловушки. В обмен на постоянное снабжение, Йийи отдал Смерти свою дочь в жёны. Смерть сказал своей новой жене, чтобы та не ходила через поляну, когда идёт за водой. Но в один дождливый день она не послушалась и угодила в ловушку. И муж разрубил её на части! Когда Йийи обнаружил, что произошло, побежал в ужасе в деревню в погоне за Смертью. Смерть никогда не был в деревне раньше, и, поджидая Йийи, забавлялся, стреляя в женщин, когда они спускались к реке, чтобы набрать воды. Затем он понял, что здесь и так достаточно забавы и ему не нужно больше устанавливать ловушки для животных.
У индейцев Чиппева есть уникальная легенда о Смерти. В ней говорится, что некогда жил великий маг, который пришёл к народу Чиппева, желая сделать их бессмертными. Он посоветовал им оказать «дружеское гостеприимство первому незнакомцу, который придёт к ним». К несчастью, для них, индейцы отвернулись от человека, несущего корзину гниющей плоти, приняв его за Смерть, но оказали нежное внимание самой Смерти под видом приятного юноши.
Сказки, подобные этим, столь же многочисленны, как племена смертных, живущие на земле. Другой пример, от аборигенов Нового Южного Уэльса, свидетельствует, что вначале Всевышний запретил людям ходить близ определённого полого дерева, в котором пчелы сделали себе гнездо. Мужчины повиновались, но женщины захотели мёда. Наконец, одна из женщин ударила по дереву топором и оттуда вылетела Смерть в форме летучей мыши, которая теперь может забрать любое живое существо, прикоснувшись к нему своими крыльями.
Существует множество других «имён» Смерти и обнаруженных аналогичных историй. Хотя, как упоминалось ранее, включать их все в объём данной книги, равнозначно задаче энциклопедических масштабов. Почти каждая культура на земле, вне всякого сомнения, имела свою версию антропоморфной смерти. Несколько других, которые как мы считаем, заслуживают упоминания, включают в себя один из мифов Меланезии, где Смерть называется Марава, «Даритель Смерти» и, как говорят, работает рука об руку вместе с Куат «Подателем Жизни».
В иранской мифологии смерть была тесно связана со временем, поэтому Зерван, Бог Времени, считался и богом Смерти. Другое имя, которое мы находим в персидском пантеоне – Мурдад. И, если мы взглянем на зороастризм, то найдём и андрогинного коллегу Мурдада – Майрья.
В древней Месопотамии вавилоняне называли Бога Смерти Угга; но он не фигурирует в их мифологии под этим именем. Более известно имя Мот, что, опять-таки, означает смерть. Здесь, как было замечено ранее, он приурочен к урожаю и олицетворялся довольно страшно, подобно тому, как это упоминалось в знаменитом «Эпосе о Гильгамеше», в котором написано, что Энкиду, несчастный друг Гильгамеша, спит и видит сон о приходе смерти, как захвачен ужасным существом; «Он преобразил меня, так что мои руки стали покрыты перьями, как у птицы. Он смотрит на меня и ведёт в дом тьмы, в жилище Иркалии; К дому, в который кто войдет, никогда не выйдет обратно».
Другое имя из шумерско-вавилонской мифологии – Эрешкигаль (Эрешигаль), шумерская богиня Смерти и подземного мира. Она была известна как тёмная сестра Инанны, плодородной повелительницы неба и земли, правитель «земли, откуда нет возврата».
У Хайда, канадских индейцев острова Королевы Шарлотты божество смерти имеет двойственную природу и называется Та'ксет и Тиа. Один из них – бог насильственной смерти, а его аналог отвечает за мирный переход.
У фалаша [7] Ангел Смерти – Суриэль, что означает «трубач». Считается, что Моисей получил все свои знания от Суриэля. Этот «ангел» также упоминается в «Каноническом молитвеннике мандейцев» как «Суриэль Освобождающий».
В христианском богословии Смерть не удостоена имени, а упоминается как некое «разумное существо» (Иов XXV11-22 и в Откровениях VI-8), поскольку «сидит на бледном коне и назывался Смертью». Это отражено и в более ранних гностических текстах, в частности «Книга Еноха»; «И посмотрел я и увидел бледную лошадь, и того, кто сидел на ней, имел имя "Смерть"». В раннехристианских текстах архангел Михаил когда-то считался оригинальным воплощением Ангела Смерти.
Примечания:
7. Фалаша - Эфиопские евреи, (на языке геэз — «пришельцы», «выходцы»)
Перевод - Коло Нави
"Компендиум антропоморфных персонификаций Смерти в явлениях истории до наших дней"
Избранные межкультурные и исторические персонификации смерти
Лучшим способом написать книгу по этой теме является обработка запросов, которые мы получаем через Информационный бюллетень Azrael Project; то есть получить больше информации об историях, связанных с персонификацией Смерти. Цель книги – дать своеобразное общее, всемирное, мультикультурное соответствие этим явлениям.
Эта обширная глава включает в себя некоторые наиболее известные наряду с менее известными «воплощениями Смерти». Я использую этот термин также свободно, поскольку, как и во многих культурах, Ангел Смерти может быть вполне искусным оборотнем. Мы пытались отследить как можно больше информации и как можно больше примеров персонификации Смерти. Я уверена, что их гораздо больше. Если я включу их все, то у нас будет книга энциклопедических масштабов! Для такого сборника, если, конечно, кто-то ищет информацию о сущности Смерти, нужно в буквальном смысле исследовать тысячи книг и кипы научных работ. В этом же проекте, чтобы начать путешествие, вам нужно найти не более одной книги.
Одно из ранних известных изображений персонифицированной Смерти было найдено в Чатал-Хююк, поселении неолита в Анатолии, датированном седьмым тысячелетием до н.э. Смерть здесь представлена гигантскими чёрными птицами, похожими на стервятников, кружащихся над безголовыми человеческими трупами. На многих изображениях каменного века Смерть выглядит как крылатое существо, высокое и тщедушной комплекции. В этих ранних версиях у Смерти не было имени, а просто образ, который для людей того времени был представлен одной из основных сил или «божеств». Это нечто большее, чем жизнь, что никогда не смогло бы успокоиться, независимо от того, сколько «жертвоприношений» было принесено Ей в дар. Имена, названия и даже персонификация пришли гораздо позже, когда мир в глазах человека стал «более обширным» и более разнообразным. Когда человечество буквально отделилось от животного царства и задумалось о смысле жизни, всегда признавая неизбежность Смерти.
Мы начнем с Азраэля, названия еврейского происхождения. Хотя это и не самое раннее известное имя, тем не менее, самое узнаваемое, данное Ангелу Смерти в иудео-христианско-исламском мире. Оно буквально означает «кому Бог помогает», Азраэль по-прежнему остаётся легатом высшего сознания, которое для мультикультурной цели этой книги мы будем называть «божественным духом».
В учениях ислама написано, что «когда Михаилу, Гавриилу и Исрафелю не удалось предоставить семь горстей земли для сотворения Адама, в этой миссии преуспел 4-й ангел Азраэль, и, благодаря этому подвигу, он был назначен отделять тело от души» («Энциклопедия мифа и этики» Хастингса). Считается, что Азраэль хранит свиток, содержащий имя каждого человека, рождённого в мире. Время смерти неизвестно Азраилю. Когда приближается день смерти, Аллах позволяет листу, с начертанным именем человека, слететь с дерева, которое растёт рядом с его троном. Азраэль читает имя и в течение сорока дней должен отделить душу от тела. Его часто описывают в Коране как «божественное существо, наделённое огромной силой, настолько удивительной, что чтобы его удержать, нужно 70 000 цепей по тысяче звеньев каждая. По божественному указанию Азраэль расправляет крылья и открывает глаза, и, увидев это зрелище, ангелы падают без чувств». Далее сказано, что Азраэль получил «все силы небес, позволяющие ему овладеть смертью». В Коране также рассказывается о том, как человек ведёт беседу со Смертью: «Когда люди плачут и слишком сильно стенают над смертью человека, Ангел Смерти будет стоять у двери и говорить: "По какой причине вы жалуетесь? Я всего лишь посланник Бога и совершил Его приказ, и если вы бунтуете против Него, я часто буду возвращаться, чтобы забирать по одному из ваших домов"».
Хотя этот отрывок кажется чрезмерно зловещим, он показывает типичное личное взаимодействие человека, так сильно подверженного влиянию страха и господства своего Бога с персонифицированной Смертью, (особенно в обсуждаемом пантеоне). Практически вся историческая литература рассматривает Смерть как божественное творение Всевышнего с целью отделения души от тела в момент кончины. Это хорошо иллюстрируется в следующем таком же отрывке из мусульманских учений: «Когда умирает праведник, Ангел Смерти приходит с множеством божественных благостей, несущих сладкие запахи рая и заставляет душу покидать тело, как каплю, извлечённую из ведра воды. Но, когда умирает злой человек, Смерть приходит в компании демонов, которые вытаскивают душу железными крючьями».
В еврейской литературе написано, что «Азраил представляется нашему духу в форме, определяемой нашими убеждениями, действиями, бытовавшими в течение жизни. Он может даже проявлять невидимость, чтобы человек мог умереть в благоуханиях розы ... или смраде зловония». В исламских учениях сказано, что «Азраэль, Ангел смерти, замаскирован перед творениями Бога миллионами вуалей и что его истинная необъятность ещё более велика, чем сами небеса, а восток и запад находятся между его руками, как блюдо, на котором все вещи пребывают в балансе». Далее написано: «Когда душа видит Азраэля, она "влюбляется" в него и, следовательно, "соблазнённая" выходит из тела».
В еврейском фольклоре сказано, что «Ангел смерти» – это Самаэль (Самуил, что означает «божественное лекарство»), поскольку считалось, что его меч был выкован с желчью. В Талмуде, (Aboda Zara, 20), Самаэль описывается как «состоящий из глаз. В момент смерти он (Ангел Смерти) встаёт в изголовье с занесённым мечом, с которого стекает капля яда». Часто Смерть изображается несущей какой-то вид оружия или инструмент управления энергией; нож, меч, коса, столб света или жезл огня, – вот некоторые из них. Возможно, один из наиболее ярких случаев посещения Смерти в этом примере иллюстрирует рассказ об известном ученом-талмудисте Иешуа бен Леви. Когда пришло время умирать, ему явился Ангел Смерти (Самаэль, в данном случае), и Иешуа потребовал показать своё место в «раю». Когда Ангел согласился на это, Иешуа потребовал Его нож, чтобы Самаэль не убил его по дороге. Эта просьба была также удовлетворена, после чего Иешуа прыгнул с оружием в рай. Ангел Смерти, которому по талмудическому закону не разрешалось туда входить, ухватил Иешуа за край одежды; но тот поклялся, что не выйдет. Всевышний объявил, что Иешуа не должен покидать рай, раз связан клятвой. Ангел Смерти потребовал вернуть нож и, когда Иешуа отказался, раздался небесный голос: «Отдай ему нож, потому что дети людей нуждаются в нём» .
Человечество понимает символическую силу оружия. В случае Иешуа образ ножа символизирует власть над жизнью и смертью, а также средство причинения смерти.
В то время как Азраэль было самым известным именем, упомянутым в этой культуре, в некоторых арабских источниках, Смерть иногда упоминается под другим именем – Иблис, как в «Сказках арабских ночей»: «Ангел смерти и Горделивый Царь»;
«И пришёл Иблис (к Горделивому Царю), и царь склонил пред ним голову. Иблис сказал "Я Ангел Смерти, и я хочу забрать твою душу". Ответил царь: "Потерпи немного, пока я не возвращусь в свой дом и не попрощаюсь со своими людьми и детьми". "Не бывать этому", - ответил Ангел, - "Ты никогда не вернёшься и не посмотришь на них снова, потому что прошёл срок твоей жизни". Так сказав, он взял душу царя ... и ушел оттуда» .
Лонгфелло упоминает об Азраэле в стихотворении, включённом в «Рассказы придорожной гостиницы», в котором испанский еврей рассказывает об Азраэле и царе Соломоне. Царь развлекает «учёного мужа», который является раджой. Когда они прогуливаются, фигура в сумеречном воздухе пристально смотрит на человека. Раджа спрашивает Соломона: «Что это за фигура, бледная, как мертвец, смотрит на меня, как будто она пытается разглядеть в тусклом свете черты моего лица?». Царь спокойно отвечает гостю, что это Азраэль, Ангел Смерти. Затем мужчина просит Соломона, чтобы тот отправил его как можно дальше от Азраэля. С помощью своего волшебного кольца царь отправляет его в Индию. Азраэль спрашивает Соломона, кто тот человек, который так внезапно исчез. Царь сообщает Азраэлю имя, и тот благодарит за то, что отправил человека в Индию, так как она находится на его пути и Ангел Смерти будет, «искать его там» .
Примечания:
1) У Вейсмана Рабби Моше (Берешит – 1) «Когда подошло его время уйти из нашего мира, Ангел Смерти получил Божественное разрешение выполнить последнее желание этого праведника.
- Возьми меня в Ган Эден и покажи мне место, где я пребуду, - попросил р. Йошуа бен Леви. (Он мог высказать такую просьбу, ибо заранее знал о той награде, которая ожидает его в грядущем мире).
Ангел Смерти понёс его в Ган Эден, и по дороге р. Йошуа бен Леви сказал ему:
- Дай-ка мне твой нож, чтобы по дороге ты меня не убил.
Когда они прибыли к стенам Ган Эден и ангел поднял его, чтобы показать ему сад снаружи, р. Йошуа бен Леви перескочил через стену и воскликнул:
- Клянусь, что я никогда не сдвинусь с этого места!
И сказал Всемогущий:
- Надо вынести на суд поведение Йошуа бен Леви при жизни и расследовать, связывал ли он себя хоть однажды клятвой, о которой впоследствии пожалел и от которой стремился освободиться.
Обнаружено было, что р. Йошуа бен Леви никогда не просил избавить его от какой-либо клятвы. Поэтому последняя его клятва была уважена, и он получил разрешение живым оставаться в Ган Эден» (прим. перев.)
2) «Тысяча и одна ночь» (ночь 462) (прим. перев.)
3) Царь Соломон однажды перед сном
По плитам расписным перед дворцом
Гулял с приезжим из далеких стран.
У гостя был двойной высокий сан:
Раджа он и ученый - Рунжит-Син,
Могучий Индустана властелин.
И вдруг заметил гость перед собой
Виденье белое во мгле ночной.
Оно глядело на него в упор,
Как на знакомого с давнишних пор.
И он опросил одним движеньем губ:
"Что там за призрак, бледный, точно труп?
В моё лицо вперяет взор он так,
Как если бы узнал меня сквозь мрак!"
И царь в ответ ему проговорил:
"Его я знаю: это Азраил.
Он ангел смерти; чем ты устрашён?"
А гость ему: "Ко мне подступит он
И горло сдавит мертвенной рукой.
От Азраила, царь, меня укрой!
Над ветром властен ты. Меня вели
В столицу отнести моей земли!"
Царь посмотрел на чистый небосклон,
Шепнул магическое слово он,
И хризопраз на поднятом персте
Блеснул в непревзойдённой красоте.
И вот с заката вихрь летит, крутясь.
Вмиг им окутан чужеземный князь
И вознесён высоко над землёй.
Одежда, мощной взметена струей,
Над стенами, как знамя из парчи,
Сверкнула пурпуром, пропав в ночи.
И ангел, улыбаясь, так изрек:
"Коль Рунжит-Син был этот человек,
Мне лишь помог ты волшебством своим:
Я в Индустан как раз летел за ним!"
Перевод Д. Горфинкеля (прим. перев.)
Хель – «Богиня смерти» в германской и скандинавской землях. Говорят, что она обитала в «стране теней под названием Нифльхейм». Её лицо изображено наполовину нормальным, а другая половина цвета ночного неба (как и в изображении Шивы). Было сказано, что Один (германский, верховный бог) «дал ей власть над девятью мирами, чтобы она могла определить, где все должны жить после смерти». В этой части мира есть много женских персонификаций смерти. Также упоминается Фрейя, воительница таинственных Валькирий, (носящиеся по воздуху лошади-женщины смерти) как выдающаяся аллегория Смерти в норвежской мифологии. Кроме того, в этой части мира мы знаем имя Калма, богиню смерти финского происхождения, а также находим имя Нга, «Бог смерти». В древнем финском фольклоре Туонела была «Домом Смерти» и окружена «Рекой Смерти». Мёртвые переносятся по воде «Смертоносной девой» в самый тёмный момент ночи.
Во многих славянских и балтийских землях Смерть представлялась просто как женщина, одетая в белое, которая уносила души в «Велу», мир, окутанный серым туманом и холодом. Фольклор, особенно в регионе Шварцвальда, изобилует изображениями типа «Мрачный Жнец» и/или Смерть, как правило, олицетворяемая в виде иссохшего селянина с косой в руке, которая носит двойное значение – «Властелин урожая». Эта концепция по-прежнему сохраняется во многих языческих традициях, где божества сильно привязаны к временам года и природе в целом.
Другое, похожее изображение происходит от древних кельтов и галлов; Сукеллос «Жнец Душ», который описывался как «могучий охотник с косой в руке». В южной Галлии это существо также называлась Сильванусом. Большая часть изображений Мрачного Жнеца, которую мы имеем, происходит из этого мира. Опять-таки, в некоторых кельтских пантеонах Смерть имеет много аспектов. Одним из наиболее известных является женская тройственность, известная как «Морриган», «Королева теней». Состоящая фактически из трёх духов, она воплощалась в воображении как большая черная ворона или ворон, очень похожая на римскую Морс, пикирующую вниз, чтобы поймать свою добычу. Другим, менее известным кельтским олицетворением был Анку, известный в Бретани и сельской Ирландии звуком своей скрипучей телеги, путешествующий по дорогам в ночное время и собирающий свои жертвы. Ему нужно только открыть дверцу своей телеги или только подумать об этом, как жизнь исчезнет. Подобный миф известен и в современном греческом фольклоре, хотя эти народы были культурно разделены друг от друга.
В некоторых источниках раннего валлийского фольклора имя Гвин Аб Нудд упоминается как «Бог охоты, который собирает потерянные души и препровождает их в землю мёртвых на белом коне».
Кецалькоатль был богом запада и магии в древней Центральной Америке. Он изображался в виде пернатого змея с двумя лицами, одно лицо соответствовало жизни, другое – смерти. Он был и создателем, и разрушителем. Повелитель Жизни и Смерти, воплощение энергии Смерти, чей персонифицированный аспект был назван Миквицли, буквально означающий «смерть». Если мы пойдём дальше на север, в Мексику, мы найдём имя Мицлантекуцли, ацтекского «Бога Смерти», чья функция состояла в том, чтобы благополучно переправлять души умерших в следующий мир. Имя Кукулькан также кратко упоминается как «манифестация Смерти», но это, по-видимому, больше связано с функцией Кетцалькоатля.
В современном мексиканском фольклоре персонифицированная смерть называется Санта-Муэрте, «Святая смерть» и изображается в виде скелета в белом одеянии. В одной руке Он держит сбалансированные весы, а в другой – либо землю, либо более традиционную косу. Во время мексиканского праздника «День мёртвых», отмечаемого 2 ноября можно найти изображения Смерти во всей мексиканской культуре, от местных магазинов, церквей, до сложных домашних алтарей, конфет и детских игрушек.
Барон Самеди – это Смерть из пантеона гаитянской традиции вудун, описывается он довольно ярко – как высокий чернокожий человек во фраке и цилиндре. У него длинная белая борода и безглазые отверстия в черепе. При вызове он стучит тростью и снимает шляпу. Считается, что он очень образованный оратор, но его комментарии и манеры могут быть довольно непристойными. Предложение рома обязательно добавит ему вежливости. Здесь мы также обнаруживаем, что у Смерти есть другие аспекты; Барон Семитри, являющийся буквально «Правителем кладбища» и его коллега Барон Ла Кросс, известный как «Дух Теней Перекрёстка». Эти великие лоа (или великие духи) часто сопровождаются петра-лоа (средними духами), которые называются Геде Лоа, или «Духи кладбища».
Гаитянская женская ипостась лоа Смерти – бледная, тонкая и призрачная мадам Бриджит, которая выполняет ту же функцию, что и барон Самеди, но с ещё несколькими, подобными Кали, атрибутами «вихреподобных изменений и равновесия». Если мы отследим традиции вудун до самого его африканского источника, мы найдем имя Ойя, означающее «та, кто плачет». Богиня бурь, ураганов, радикальных изменений и смерти, она изображается как вихрь, который буквально срывает завесу между этим миром и следующим. Нося травяные юбки или юбки из разноцветных лохмотьев, она является жестоким и стойким хранителем кладбища, особенно душ женщин. Она также проникла в религию Сантерия, где выполняет ту же роль, что и Барон Семитри; как та, что следит за мёртвыми и направляет их путь.
Африканская культура особенно изобилует архетипическими изображениями Смерти. Эгунгун Западной Африки представляет собой группу «духов смерти», которых изображают в виде задрапированных в ткани сущностей. Как известно, они танцуют на различных фестивалях и племенных праздниках.
Гаунаб – ещё одна из многих африканских персонификаций Смерти. Его, главным образом, называют «Начальник мёртвых», его функции и образы очень похожи на аналогию, найденную в Конго, которая не упоминается под каким-либо конкретным именем, а просто как «один из сыновей великого бога Нга» (Это не единственная культура, в которой смерть упоминается как «сын». В Полинезии, например, Хин-Нуи-Те-По или «Великая дама ночи» упоминается как «Мать Смерти»).
В африканской культуре существует множество устных легенд, рассказывающих о взаимодействии человека со смертью. Например, в легенде народа Баганды, где Кинту, первому человеку, после многих испытаний и проверок было разрешено жениться на одной из дочерей небес. Бог посылает пару жить на земле и даёт им дары, в том числе курицу. Он велел им спешить, чтобы они не встретили Смерть (брата невесты), и не возвращаться, даже если они что-то забыли. Женщина забывает корм для курицы и возвращается за ним, несмотря на предупреждение, а недовольный Бог поручает Смерти сопровождать их. Кинту обращается к Богу, который смягчается и посылает другого своего «сына» (называемого Диггером), чтобы вернуть Смерть обратно на небеса. Во время преследования Смерти Диггером была наслана тишина, а Смерть спряталась в земле, но крики детей нарушили заклинание тишины, и Смерти разрешено было оставаться на земле и уничтожать все живые существа.
Есть ещё одна, очень странная африканская история, рассказанная людьми, живущими на берегу озера Киву. В ней говорится о том, как Бог пытается спасти людей от смерти, но впадает в отчаяние. Согласно этому мифу, Бог сделал человека бессмертным и пристально следил за Смертью, которая всегда пыталась вызывать ссоры между людьми и провоцировать их на битвы, в которых Она знала, что победит. Однажды Бог ушёл, а Смерть убила старуху. Она была похоронена. Но через несколько дней её могила начала вздыматься, как будто она возвращалась к жизни. Её невестка вылила кипящую воду на могилу и побила её пестиком, сказав: «Умри! Мёртвые должны оставаться мёртвыми!». Затем могила успокоилась, и старуха действительно стала мертва. Бог вернулся и, увидев, что старушка исчезла, спросил, что случилось. Когда ему объяснили, он ответил, что будет охотиться за Смертью. Смерть сбежала... и встретила другую старуху, которой сказала: «Спрячь меня, и я награжу тебя». Та позволила ей спрятаться под юбку, и Смерть вошла в её тело. Бог поймал их и решил, что, поскольку старуха была такой старой, то было бы лучше убить её и вырвать Смерть из её тела и тоже уничтожить. Но Смерть проскользнула сквозь пальцы Бога, и на этот раз убедила молодую девушку, чтобы та спрятала Её в своём животе. Бог отчаялся: если люди продолжали мешать его усилиям по их спасению, он решил отказаться от этой плохой затеи. Поэтому он разрешил Смерти поступать как Ей угодно.
Одна из самых странных историй родилась в племени Еве в странах Западной Африки. Паук Йийи (демиург местного пантеона) ел мясо, которое ему дала Смерть во время голода. У Смерти было много мяса, потому что она сделала большую поляну в лесу и установила там ловушки. В обмен на постоянное снабжение, Йийи отдал Смерти свою дочь в жёны. Смерть сказал своей новой жене, чтобы та не ходила через поляну, когда идёт за водой. Но в один дождливый день она не послушалась и угодила в ловушку. И муж разрубил её на части! Когда Йийи обнаружил, что произошло, побежал в ужасе в деревню в погоне за Смертью. Смерть никогда не был в деревне раньше, и, поджидая Йийи, забавлялся, стреляя в женщин, когда они спускались к реке, чтобы набрать воды. Затем он понял, что здесь и так достаточно забавы и ему не нужно больше устанавливать ловушки для животных.
У индейцев Чиппева есть уникальная легенда о Смерти. В ней говорится, что некогда жил великий маг, который пришёл к народу Чиппева, желая сделать их бессмертными. Он посоветовал им оказать «дружеское гостеприимство первому незнакомцу, который придёт к ним». К несчастью, для них, индейцы отвернулись от человека, несущего корзину гниющей плоти, приняв его за Смерть, но оказали нежное внимание самой Смерти под видом приятного юноши.
Сказки, подобные этим, столь же многочисленны, как племена смертных, живущие на земле. Другой пример, от аборигенов Нового Южного Уэльса, свидетельствует, что вначале Всевышний запретил людям ходить близ определённого полого дерева, в котором пчелы сделали себе гнездо. Мужчины повиновались, но женщины захотели мёда. Наконец, одна из женщин ударила по дереву топором и оттуда вылетела Смерть в форме летучей мыши, которая теперь может забрать любое живое существо, прикоснувшись к нему своими крыльями.
Существует множество других «имён» Смерти и обнаруженных аналогичных историй. Хотя, как упоминалось ранее, включать их все в объём данной книги, равнозначно задаче энциклопедических масштабов. Почти каждая культура на земле, вне всякого сомнения, имела свою версию антропоморфной смерти. Несколько других, которые как мы считаем, заслуживают упоминания, включают в себя один из мифов Меланезии, где Смерть называется Марава, «Даритель Смерти» и, как говорят, работает рука об руку вместе с Куат «Подателем Жизни».
В иранской мифологии смерть была тесно связана со временем, поэтому Зерван, Бог Времени, считался и богом Смерти. Другое имя, которое мы находим в персидском пантеоне – Мурдад. И, если мы взглянем на зороастризм, то найдём и андрогинного коллегу Мурдада – Майрья.
В древней Месопотамии вавилоняне называли Бога Смерти Угга; но он не фигурирует в их мифологии под этим именем. Более известно имя Мот, что, опять-таки, означает смерть. Здесь, как было замечено ранее, он приурочен к урожаю и олицетворялся довольно страшно, подобно тому, как это упоминалось в знаменитом «Эпосе о Гильгамеше», в котором написано, что Энкиду, несчастный друг Гильгамеша, спит и видит сон о приходе смерти, как захвачен ужасным существом; «Он преобразил меня, так что мои руки стали покрыты перьями, как у птицы. Он смотрит на меня и ведёт в дом тьмы, в жилище Иркалии; К дому, в который кто войдет, никогда не выйдет обратно».
Другое имя из шумерско-вавилонской мифологии – Эрешкигаль (Эрешигаль), шумерская богиня Смерти и подземного мира. Она была известна как тёмная сестра Инанны, плодородной повелительницы неба и земли, правитель «земли, откуда нет возврата».
У Хайда, канадских индейцев острова Королевы Шарлотты божество смерти имеет двойственную природу и называется Та'ксет и Тиа. Один из них – бог насильственной смерти, а его аналог отвечает за мирный переход.
У фалаша [7] Ангел Смерти – Суриэль, что означает «трубач». Считается, что Моисей получил все свои знания от Суриэля. Этот «ангел» также упоминается в «Каноническом молитвеннике мандейцев» как «Суриэль Освобождающий».
В христианском богословии Смерть не удостоена имени, а упоминается как некое «разумное существо» (Иов XXV11-22 и в Откровениях VI-8), поскольку «сидит на бледном коне и назывался Смертью». Это отражено и в более ранних гностических текстах, в частности «Книга Еноха»; «И посмотрел я и увидел бледную лошадь, и того, кто сидел на ней, имел имя "Смерть"». В раннехристианских текстах архангел Михаил когда-то считался оригинальным воплощением Ангела Смерти.
Примечания:
7. Фалаша - Эфиопские евреи, (на языке геэз — «пришельцы», «выходцы»)
Перевод - Коло Нави