Эдусемиотика образов: эссе по исскуству-науке Таро
Добавлено: Ср апр 11, 2018 8:17 am
Инна Семецки
Эдусемиотика образов: эссе по исскуству-науке Таро
Пролог
Обучение трём “И”
Слово “эдусемиотика” было введено Марселем Данеси (2010) для обозначения нового междисциплинарного поля исследований, которое возникло в результате последнего десятилетия моих исследований на стыке образовательной философии и семиотики - науки о знаках. Эдусемиотика преодолела длительно существующий барьер между гуманитарными и естественными науками. В соответствии с работами американского философа-прагматика, исследователя современной семиотики, Чарльза Сандлерса Пирса, все сущее изобилует знаками и пронизано ими, и их воздействие на природу, культуру и человеческое Psyhe (душу) составляет динамический процесс семиозиса. Термин семиозис введён Пирсом для обозначения процесса эволюции знаков, он происходит от греч. semeiosis, производное глагола semeio - обозначать.
Вкратце, семиотика - это учение о знаках и их значениях, и ее принято считать чрезвычайно необходимой в междисциплинарных исследованиях. В древние времена семиотика была особым ответвлением медицины, в котором знаками были симптомы заболеваний. Позже семиотика стала ветвью философии, а знаки, вербальные и невербальные, стали описывать природу вещей. Схоластическая традиция, например, утверждала, что знак - это нечто, что нельзя воспринять непосредственно органами чувств, но лишь в его связи с чем-то еще в нашем опыте. Знак не только отображается в уме, но и ассоциируется с другими знаками, и это соотношение выражено в средневековой формуле aliquid stat pro aliquo - “нечто стоит на месте чего-то другого”.
Слово “символ” произошло от греч. symbolon, так называли жетон из двух частей, который использовали для подтверждения соответствия, сличая одну половинку с другой. Для лиц, у которых хранились половинки, он имел некое заранее оговоренное условное значение. Символ - это обычно конкретный знак или изображение, который замещает что-то другое, более абстрактное - объект или идею, в качестве условного обозначения чего-либо по договоренности, а так же аналогии или метафоры. Однако, знаки могут символизировать больше чем одно значение, то есть, быть многозначными. Символические коннотации (подтексты) могут указывать на более глубокий уровень значения, иногда со сложными эмоциональными ассоциациями, или имеют скрытый смысл, лишь указывая на то, что стоит за ними.
Семиотика превосходит лингвистику, так как последняя ограничивается вербальными знаками слов и предложений, в то время как семиотика охватывает как естественные, так и искусственные знаки, такие как культурно-специфические артефакты.
Люди используют знаки, и семиотика также может служить мета-языком, функция которого - описывать человеческие действия. Семиотика конструирует модели, или знаковые системы, а также рассматривает их как предмет исследования. К семиотическим системам относится, например, такой заменитель языка, как азбука Морзе.
По контрасту с непосредственными чувственными данными, которые поступают из окружающего мира, человеческий ум обрабатывает информацию опосредованно, подключая интерпретацию, когда в процессе опыта он пересекает то, что философ Альфред Норт Уайтхед назвал семиотическим порогом. Все мышление протекает с использованием знаков, и протекающий процесс семиозиса теоретически бесконечен, таким образом, человеческое развитие потенциально безгранично.
Семиозис - это процесс коммуникации, взаимодействия, отношений и объяснений. Коммуникация, суть которой в потоке информации и взаимной трансформации знаков, перехода их в другие знаки, это важная часть семиотики. Семиотически, общение - это обмен информацией, который считается естественным организующим принципом. Однако, знаки были созданы не только для общения, как в семиологии. Функция знака в семиотике как того, что обозначает, имеет смысл, не менее важна: например, так действие знака проявляет себя в симптоме заболевания, в сновидении или в бессознательном в процессе психоанализа.
Образы также относят к категории знаков, и, с точки зрения семиотики, ментальные образы - это отражения, представления реального мира. Внутренний или мысленный образ является инструментом семиотики, называемым интерпретатором, который переводит то, что было пережито на опыте, в концепции, осознания, и придает этому смысл. Интерпретатор знаков связывает причину и следствие с помощью знаковой связи, которую выводит в процессе осмысления. Акт интерпретации придает знаку смысл: без живого опыта он был бы безжизнен и нем. Знаки служат инструментом познания, процесса обучения и развития человека. Поэтому в данном срезе семиотика включает в себя философию процесса обучения.
Приемы семиотики, такие, как интерпретация, развитие и эволюция, диалогические структуры и процессы, метафоры и метонимы вступили в образовательный дискурс, проявляются в образовательном исследовании, и на выходе превращаются в преобладающую модель общественных наук. То, что начиналось как доктрина знаков, которую разрабатывал Джон Локе в своем эссе о человеческом понимании, через века обрело продолжение в работах великого семиолога современности Джона Дили. То, что было позже названо эдусемиотикой, началось с моей презентации в 1999 на ежегодном съезде Семиотического сообщества США (ССС), где, будучи аспирантом, я прочитала научный доклад с заголовком: “Приключения постмодернистского Шута-Дурака, или семиотика обучения”, и, после доработки и углубления материалов, это составило значительную часть открытого эссе в той книге, которую вы собираетесь прочитать.
На следующем съезде ССС в 2000 этот доклад получил Первую мемориальную награду имени Роберты Кевельсон за вклад в исследовательскую программу сообщества.
За период с 2004 по 2007 последовало несколько специальных публикаций, посвященных ведущим вопросам философии в контексте образовательной философии и семиотики, такие, как “Пирс и Образование” и “Делез и Образование” (Образовательная Философия и Теория), а также “Семиотика и Образование” (Исследования по Философии и Образованию). Моя книга “Делез, Образование и Становление” (Семецки, 2006а) сравнивала направление философской мысли французского философа-постструктуралиста Жиля Делеза с философией Чарльза Сандлерса Пирса и Джона Девью в контексте их аналогичного подхода к логическому и образовательному опыту (Семецки, 2003а, 2003б, 2004а, 2004б, 2010а). Эта стало теоретической базой для дальнейших аргументов, развернутых в главах данной книги.
Существенный вклад внес недавний совместный исследовательский проект с международным участием: на стыке образования, философии и семиотики родилась работа “Семиотический опыт в образовании” (Семецки, 2010д), для которой Марсель Данези написал предисловие под заголовком “Эдусемиотика”. Сборник работ “Юнг и теория образования” (Семецки, 2012а) и специальный выпуск журнала “Образовательная философия и теория” посвящёны юнгианским течениям в образовании (Семецки, 2012б) с участием эдусемиотики с точки зрения значимости образов и символов для образовательного опыта.
Настоящая книга развивает эдусемиотику дальше - и, особенно, эдусемиотику образов, завершая трилогию, содержащую “Семиотический опыт в образовании” и другой важный предшественник - мою последнюю монографию “Ре-символизация самости: Человеческое развитие и герменевтика Таро” (Семецки, 2011а), которая суммирует эмпирическое и теоретическое исследования, проведенные в области образования, консультирования и человеческого развития с 1992.
Она закладывает основу, необходимую для дальнейшей детализации философского измерения, направленного в данной книге на контекст образования, и построения романа о теории и практике, сплетение которых сосредоточено на обучении через знаки, зашифрованные в семиотической системе образов и символов Таро.
Опираясь на труды современного когнитивного ученого Рая Джакендоффа (2001), который придерживается экологической точки зрения, даже словесные высказывания должны быть поняты скорее семиотически, нежели строго лингвистически, в контексте установления отношений между сознательной ментальной репрезентацией (экспрессией) и бессознательной (скрытым посылом). Осознание бессознательного - преимущественная задача эдусемиотики Таро.
Вкратце, знаковая система Таро состоит из 78 изображений, называемых Арканами: 22 Старших Аркана и 56 младших. Аркан - это творческий, но, зачастую, утраченный или скрытый элемент нашего опыта, который необходимо распознать, открыть в повседневной жизни для развития плодотворного и творческого подхода к многочисленным задачам жизни, которые возникают в процессе разнообразных ситуаций, переживаются на опыте в процессе событий и непростых взаимоотношений с другими, когда мы сталкиваемся с необходимостью принимать решения и делать выбор, или многочисленными моральными дилеммами.
Эдусемиотика образов: эссе по исскуству-науке Таро
Пролог
Обучение трём “И”
Слово “эдусемиотика” было введено Марселем Данеси (2010) для обозначения нового междисциплинарного поля исследований, которое возникло в результате последнего десятилетия моих исследований на стыке образовательной философии и семиотики - науки о знаках. Эдусемиотика преодолела длительно существующий барьер между гуманитарными и естественными науками. В соответствии с работами американского философа-прагматика, исследователя современной семиотики, Чарльза Сандлерса Пирса, все сущее изобилует знаками и пронизано ими, и их воздействие на природу, культуру и человеческое Psyhe (душу) составляет динамический процесс семиозиса. Термин семиозис введён Пирсом для обозначения процесса эволюции знаков, он происходит от греч. semeiosis, производное глагола semeio - обозначать.
Вкратце, семиотика - это учение о знаках и их значениях, и ее принято считать чрезвычайно необходимой в междисциплинарных исследованиях. В древние времена семиотика была особым ответвлением медицины, в котором знаками были симптомы заболеваний. Позже семиотика стала ветвью философии, а знаки, вербальные и невербальные, стали описывать природу вещей. Схоластическая традиция, например, утверждала, что знак - это нечто, что нельзя воспринять непосредственно органами чувств, но лишь в его связи с чем-то еще в нашем опыте. Знак не только отображается в уме, но и ассоциируется с другими знаками, и это соотношение выражено в средневековой формуле aliquid stat pro aliquo - “нечто стоит на месте чего-то другого”.
Слово “символ” произошло от греч. symbolon, так называли жетон из двух частей, который использовали для подтверждения соответствия, сличая одну половинку с другой. Для лиц, у которых хранились половинки, он имел некое заранее оговоренное условное значение. Символ - это обычно конкретный знак или изображение, который замещает что-то другое, более абстрактное - объект или идею, в качестве условного обозначения чего-либо по договоренности, а так же аналогии или метафоры. Однако, знаки могут символизировать больше чем одно значение, то есть, быть многозначными. Символические коннотации (подтексты) могут указывать на более глубокий уровень значения, иногда со сложными эмоциональными ассоциациями, или имеют скрытый смысл, лишь указывая на то, что стоит за ними.
Семиотика превосходит лингвистику, так как последняя ограничивается вербальными знаками слов и предложений, в то время как семиотика охватывает как естественные, так и искусственные знаки, такие как культурно-специфические артефакты.
Люди используют знаки, и семиотика также может служить мета-языком, функция которого - описывать человеческие действия. Семиотика конструирует модели, или знаковые системы, а также рассматривает их как предмет исследования. К семиотическим системам относится, например, такой заменитель языка, как азбука Морзе.
По контрасту с непосредственными чувственными данными, которые поступают из окружающего мира, человеческий ум обрабатывает информацию опосредованно, подключая интерпретацию, когда в процессе опыта он пересекает то, что философ Альфред Норт Уайтхед назвал семиотическим порогом. Все мышление протекает с использованием знаков, и протекающий процесс семиозиса теоретически бесконечен, таким образом, человеческое развитие потенциально безгранично.
Семиозис - это процесс коммуникации, взаимодействия, отношений и объяснений. Коммуникация, суть которой в потоке информации и взаимной трансформации знаков, перехода их в другие знаки, это важная часть семиотики. Семиотически, общение - это обмен информацией, который считается естественным организующим принципом. Однако, знаки были созданы не только для общения, как в семиологии. Функция знака в семиотике как того, что обозначает, имеет смысл, не менее важна: например, так действие знака проявляет себя в симптоме заболевания, в сновидении или в бессознательном в процессе психоанализа.
Образы также относят к категории знаков, и, с точки зрения семиотики, ментальные образы - это отражения, представления реального мира. Внутренний или мысленный образ является инструментом семиотики, называемым интерпретатором, который переводит то, что было пережито на опыте, в концепции, осознания, и придает этому смысл. Интерпретатор знаков связывает причину и следствие с помощью знаковой связи, которую выводит в процессе осмысления. Акт интерпретации придает знаку смысл: без живого опыта он был бы безжизнен и нем. Знаки служат инструментом познания, процесса обучения и развития человека. Поэтому в данном срезе семиотика включает в себя философию процесса обучения.
Приемы семиотики, такие, как интерпретация, развитие и эволюция, диалогические структуры и процессы, метафоры и метонимы вступили в образовательный дискурс, проявляются в образовательном исследовании, и на выходе превращаются в преобладающую модель общественных наук. То, что начиналось как доктрина знаков, которую разрабатывал Джон Локе в своем эссе о человеческом понимании, через века обрело продолжение в работах великого семиолога современности Джона Дили. То, что было позже названо эдусемиотикой, началось с моей презентации в 1999 на ежегодном съезде Семиотического сообщества США (ССС), где, будучи аспирантом, я прочитала научный доклад с заголовком: “Приключения постмодернистского Шута-Дурака, или семиотика обучения”, и, после доработки и углубления материалов, это составило значительную часть открытого эссе в той книге, которую вы собираетесь прочитать.
На следующем съезде ССС в 2000 этот доклад получил Первую мемориальную награду имени Роберты Кевельсон за вклад в исследовательскую программу сообщества.
За период с 2004 по 2007 последовало несколько специальных публикаций, посвященных ведущим вопросам философии в контексте образовательной философии и семиотики, такие, как “Пирс и Образование” и “Делез и Образование” (Образовательная Философия и Теория), а также “Семиотика и Образование” (Исследования по Философии и Образованию). Моя книга “Делез, Образование и Становление” (Семецки, 2006а) сравнивала направление философской мысли французского философа-постструктуралиста Жиля Делеза с философией Чарльза Сандлерса Пирса и Джона Девью в контексте их аналогичного подхода к логическому и образовательному опыту (Семецки, 2003а, 2003б, 2004а, 2004б, 2010а). Эта стало теоретической базой для дальнейших аргументов, развернутых в главах данной книги.
Существенный вклад внес недавний совместный исследовательский проект с международным участием: на стыке образования, философии и семиотики родилась работа “Семиотический опыт в образовании” (Семецки, 2010д), для которой Марсель Данези написал предисловие под заголовком “Эдусемиотика”. Сборник работ “Юнг и теория образования” (Семецки, 2012а) и специальный выпуск журнала “Образовательная философия и теория” посвящёны юнгианским течениям в образовании (Семецки, 2012б) с участием эдусемиотики с точки зрения значимости образов и символов для образовательного опыта.
Настоящая книга развивает эдусемиотику дальше - и, особенно, эдусемиотику образов, завершая трилогию, содержащую “Семиотический опыт в образовании” и другой важный предшественник - мою последнюю монографию “Ре-символизация самости: Человеческое развитие и герменевтика Таро” (Семецки, 2011а), которая суммирует эмпирическое и теоретическое исследования, проведенные в области образования, консультирования и человеческого развития с 1992.
Она закладывает основу, необходимую для дальнейшей детализации философского измерения, направленного в данной книге на контекст образования, и построения романа о теории и практике, сплетение которых сосредоточено на обучении через знаки, зашифрованные в семиотической системе образов и символов Таро.
Опираясь на труды современного когнитивного ученого Рая Джакендоффа (2001), который придерживается экологической точки зрения, даже словесные высказывания должны быть поняты скорее семиотически, нежели строго лингвистически, в контексте установления отношений между сознательной ментальной репрезентацией (экспрессией) и бессознательной (скрытым посылом). Осознание бессознательного - преимущественная задача эдусемиотики Таро.
Вкратце, знаковая система Таро состоит из 78 изображений, называемых Арканами: 22 Старших Аркана и 56 младших. Аркан - это творческий, но, зачастую, утраченный или скрытый элемент нашего опыта, который необходимо распознать, открыть в повседневной жизни для развития плодотворного и творческого подхода к многочисленным задачам жизни, которые возникают в процессе разнообразных ситуаций, переживаются на опыте в процессе событий и непростых взаимоотношений с другими, когда мы сталкиваемся с необходимостью принимать решения и делать выбор, или многочисленными моральными дилеммами.