«Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие» ГЛАВА 1
Добавлено: Ср апр 11, 2018 8:19 am
Инна Семецки
«Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие»
ГЛАВА 1
Зачем эта книга?
Эта книга начиналась с проекта, проводимого между 1992 и 1994 под эгидой Калифорнийского Центра Бихевиоральных Исследований в то время, когда я была аспирантом, участвовавшим в магистерской программе в области консультаций по вопросам брака, семьи и развития человека при колледже Пасифик Оукс в Пасадене. Тогда я еще не знала, что это исследование было подобно тем, которые более, чем десятилетием позже последователь Юнга, Роберт Романишин назовет «исследованиями, затрагивающими душу» (Romanishin, 2007). Но в 1992 эти десять лет отделяли меня не только от моей будущей докторской в области философии образования и культурных исследований — тогда я даже не определилась с темой своей диссертации, которая в итоге получила заголовок «Внедрение толкования Таро в клиническую психотерапию: натуралистическое исследование». Интересно, что вновь, согласно имагинальному методу Романишина, тема готова была выбрать меня, а никак не наоборот! Говоря имагинальный, Романишин выделяет роль «третьего» измерения между чувствами и разумом в качестве способа воплощения в мире, позволяющего разуму прикоснуться к целостности природы. В свою очередь, Генри Корбин ввел понятие Воображаемого Мира — Mundus Imaginalis или Mundus Archetipus, архетипического мира как особого способа организации реальности связанного с особым же способом восприятия, в противовес воображаемому как исключительно нереальному, утопическому. Однако, именно познавательная функция, обогащенная воображением, открывает доступ к воображаемому миру через отдельный вид знания выделяемый как знание по аналогии.
Метод аналогий, практиковавшийся мистиками всего мира веками отрицает исключительность, придаваемую наделенному сознанием субъекту, наблюдающему окружающий его мир объектов — от которого он всегда отделяется —холодным, «научным» взглядом независимого наблюдателя, чтобы получить не подлежащие сомнению знания, эпистему.
Мистики и поэты (которых Платон не наделял ученым статусом) исторически включались в общую всеобъемлющую сеть взаимоотношений, связанную с миром в целостной структуре взаимозависимых элементов и, таким образом, преодолевали границы между субъектом и объектом. Дух дуализма преследовал нас со времен Декарта, вовлекая нас в определенное Корбеном как «банальный дуализм» противостояние духа и материи. Что касается «социализации» сознания, она якобы разрешает дилемму, делая, согласно Корбену, фатальный выбор: либо миф, либо историческая реальность. Факты или вымысел! Эта книга, однако, избегает двойственной фатальности этих «или-или». Как будет показано в третьей главе, Таро раскрывает себя и в мифических, и в культурных, исторических плоскостях.
Здесь важно и социологическое измерение: Филип Векслер (Wexler, 1996, 2000, 2008), указывая на актуальность религий и духовности для социокультурной жизни, приписывал статус такого символического движения социологии образования, ставящей своей целью внести духовную компоненту в секуляризованные, свободные от иллюзий и отчужденные контексты, чтобы удовлетворить их жажду осмысления. Векслер подходит к этому из древней традиции и фокусируется конкретно на мистическом иудаизме. Он призывает к «широкомасштабной ревитализации <…> современной культуры, реартикуляции древних религиозных традиций и <…> обращению к анти-институциональным, но религиозно-ориентированным движениям повседневной жизни, часто называемых вестниками и образцами нью-эйджа» (Wexler, 2008, с.9).
Я разделяю убежденность Векслера в том, что нынешняя эпоха пост-модерна требует пересмотра традиций теории, интерпретации и понимания премодерна, особенно в ключе следования «традиции нью-эйджа [путем] открытия резервуара культурных ресурсов традиционного, религиозного осмысления <…> в мистическом, экспериментальном и духовном аспектах: тантры от Индуизма, суфизма от Ислама, мистицизма от Христианства, а от Иудаизма — каббалы и хасидизма» (Wexler, 2008, с.10).
Эта книга не только добавляет Таро как духовную, метафизическую и вместе с тем практическую, систему в список мультикультурных традиций Векслера, но также фокусируется конкретно на герменевтике Таро, искусстве, выражаясь терминами популярной культуры, толковании раскладов Таро. Этимологически греческие слова hermeneuein и hermeneia, означающие интерпретацию как понятие и процесс, связаны с богом Гермесом, посланником и посредником между богами и смертными, преодолевающем рубежи и переходящим границы благодаря тому, что он способен понимать и разговаривать на обоих «языках», божественном и человеческом, несмотря на их чуждость друг другу. В качестве практического метода, герменевтика Таро позволяет устанавливать связи с чем-то в сущности своей иным, но тем не менее доступным пониманию, познанию и, в конечном счете, уже известным. Отношения, установленные таким образом между «Собой» и «Иным» в реальной, практической жизни также значительны и подвержены эпистемологическим и онтологическим импликациям.
Со всей серьезностью следует отнестись к этическому измерению, с учетом того, что для нашего времени характерны мультикультурализм и глобализация, когда различные ценности представляются несоизмеримыми и находятся в состоянии соперничества, конфликта, столкновения!
Когда глобальный климат пропитан различными верованиями, несопоставимыми ценностями и культурными конфликтами, понимание себя и окружающих и умение разделять чужие ценности является парадигмой выживания нашего вида. Это требует расширения сознания всеми доступными способами, включая использование символического языка изображений Таро, которые, как гласит поговорка, дороже тысячи слов. Иван Тургенев отмечал, что один взгляд на изображение покажет нечто, для выражения чего потребовались бы десятки страниц. Без грандиозных метафизических притязаний относительно Таро, эта книга сосредоточится на практической стороне, затрагиваемой моими выводами, полученными эмпирически. Однако, важные теоретические основания будут изложены с первой по седьмую главы, чтобы обосновать эмпирические сведения, представленные в деталях в Главе 8. Она содержит пятнадцать толкований Таро, имевших место в моей практике и зафиксированных как основная содержательная часть моего исследования, все они публикуются с письменного согласия участников.
Итак, возвращаясь в 1992, я вспоминаю тот день, когда я достала из своего почтового ящика выпуск The California Therapist за ноябрь-декабрь. Мое внимание привлекло опубликованное письмо в редакцию, где автор выразил свою заинтересованность в опыте других специалистов, сталкивавшихся в своей практике с людьми, более заинтересованными в своих предыдущих жизнях и, как выразился автор, вопросах паранормального, нежели обсуждении родителей и проблем детства. Автор выразил мнение, что ему и другим терапевтам, работающим с «нью-эйдж» клиентами требуется более широкое освещение. Когда я прочитала это письмо, составленное квалифицированным специалистом в области психического здоровья, опубликованное в авторитетном специальном издании, первое, что я испытала было чувство причастности. Надо же! Я не одинока в своих стремлениях! В ту пору, являясь выпускником, я не упоминала в своих публикациях того, что являюсь тарологом. Однако, сам факт этого сподвиг меня стать профессионалом в этой области, вложить свое время, силы, средства и душу в углубленное исследование, результатом которого и стала книга, которую вы читаете. Много лет назад, готовая прислушаться к любому, кто мог бы указать мне путь в, как тогда казалось, порочном круге жизненных трудностей и проблем, я обратилась к толкователям Таро. Ничто не помогало, и в итоге я металась от кризиса к кризису, теряя последние нити, связывающие меня не только с окружающим миром, но и с самой собой. Бродя из кабинета в кабинет, я нигде не находила понимания, и все больше сомнений в собственной целостности плодилось в моей голове, углубляя разрыв и истончая связи, позволяющие понять себя.
Древняя максима «Познай Себя», высеченная на входе в храм Аполлона в Дельфах, как напоминает нам, будучи философом образования, Нэл Ноддингс (Noddings, 2006), остается необходимой, пусть часто отрицаемой, целью образования. Это тот поиск смысла и мерила жизненного опыта — познанной и непознанной жизни — к которым призывал Сократ.
Ноддингс непреклонна в вопросе самопознания как изначального ядра образования: «когда мы стремимся образовывать, следует воспринимать Сократа со всей серьезностью. Неосознанные жизни могут стоить того, чтобы их прожить и могут даже иметь некоторую ценность, однако образование, не поощряющее исследования жизни не достойно называться образованием» (Noddings, 2006, с.10, курсив по оригиналу). Однако, чаще образование приравнивается к обучению (для детей) и передаче профессиональных навыков (для взрослых), таким образов априори маргинализуя область человеческого развития на протяжении всей жизни и эмпирического опыта, извлекаемого из жизненных ситуаций. Для меня такое неформальное или, скорее пост-формальное (Steinberg, Kincheloe, mcKey, 1999) образование, основанное на существующей культурной практике, началось, когда я обнаружила себя сидящей напротив человека, бывшего настоящим толкователем языка Таро. Его толкование расклада предшествовало катарсису: то, что я подсознательно не желала принять, подавленное и спрятанное в глубинах подсознания, а значит не решенное, было представлено мне, а затем разобрано между мной и толкователем, таким образом становясь в процессе осмысленной реальностью.
Я покинула сеанс в полном осознании того, что мне предстоит принять эту новую информацию, поскольку новое знание было мной, моей самостью, до сего момента отрицаемой, замещаемой и вытесняемой. Сам процесс такого неформального наставления методами толкования Таро, выходящий за границы образования и терапии, облегчил процесс развития и личностного преобразования. И этот процесс, одновременно обучения и исцеления, продолжается до сих пор, и на этот путь я прохожу рука об руку с удивительным миром Таро: я стала, выражаясь терминами популярной культуры, толковательницей. Или, с точки зрения академического дискурса, «двуязычным переводчиком», способным переводить с «языка» подсознания, выраженного в ряду образов Таро (см. гл.7) на язык слов; по-моему, это один из богатейших и дающих наибольшую свободу опытов в человеческой жизни.
На английском образование — education, восходит к латинскому educare, одновременно означающему «вести» и в то же время «выносить наружу». Слово терапия восходит к греческому therapeia в смысле «посильной помощи нуждающимся». Образование и консультирование подразумевают, прямо или косвенно, исследование сущности человеческого Я и взаимоотношений с окружающими. Кэрол Визерелл отмечает, что в идеале, любая профессиональная деятельность «расширяет возможности к поиску целостности и смысла» (Witherell, 1991, с.84) пережитого опыта. Важно подчеркнуть, что обе практики «созданы для изменения и придания направления человеческой жизни» (Witherell, 1991, с.84).
«Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие»
ГЛАВА 1
Зачем эта книга?
Эта книга начиналась с проекта, проводимого между 1992 и 1994 под эгидой Калифорнийского Центра Бихевиоральных Исследований в то время, когда я была аспирантом, участвовавшим в магистерской программе в области консультаций по вопросам брака, семьи и развития человека при колледже Пасифик Оукс в Пасадене. Тогда я еще не знала, что это исследование было подобно тем, которые более, чем десятилетием позже последователь Юнга, Роберт Романишин назовет «исследованиями, затрагивающими душу» (Romanishin, 2007). Но в 1992 эти десять лет отделяли меня не только от моей будущей докторской в области философии образования и культурных исследований — тогда я даже не определилась с темой своей диссертации, которая в итоге получила заголовок «Внедрение толкования Таро в клиническую психотерапию: натуралистическое исследование». Интересно, что вновь, согласно имагинальному методу Романишина, тема готова была выбрать меня, а никак не наоборот! Говоря имагинальный, Романишин выделяет роль «третьего» измерения между чувствами и разумом в качестве способа воплощения в мире, позволяющего разуму прикоснуться к целостности природы. В свою очередь, Генри Корбин ввел понятие Воображаемого Мира — Mundus Imaginalis или Mundus Archetipus, архетипического мира как особого способа организации реальности связанного с особым же способом восприятия, в противовес воображаемому как исключительно нереальному, утопическому. Однако, именно познавательная функция, обогащенная воображением, открывает доступ к воображаемому миру через отдельный вид знания выделяемый как знание по аналогии.
Метод аналогий, практиковавшийся мистиками всего мира веками отрицает исключительность, придаваемую наделенному сознанием субъекту, наблюдающему окружающий его мир объектов — от которого он всегда отделяется —холодным, «научным» взглядом независимого наблюдателя, чтобы получить не подлежащие сомнению знания, эпистему.
Мистики и поэты (которых Платон не наделял ученым статусом) исторически включались в общую всеобъемлющую сеть взаимоотношений, связанную с миром в целостной структуре взаимозависимых элементов и, таким образом, преодолевали границы между субъектом и объектом. Дух дуализма преследовал нас со времен Декарта, вовлекая нас в определенное Корбеном как «банальный дуализм» противостояние духа и материи. Что касается «социализации» сознания, она якобы разрешает дилемму, делая, согласно Корбену, фатальный выбор: либо миф, либо историческая реальность. Факты или вымысел! Эта книга, однако, избегает двойственной фатальности этих «или-или». Как будет показано в третьей главе, Таро раскрывает себя и в мифических, и в культурных, исторических плоскостях.
Здесь важно и социологическое измерение: Филип Векслер (Wexler, 1996, 2000, 2008), указывая на актуальность религий и духовности для социокультурной жизни, приписывал статус такого символического движения социологии образования, ставящей своей целью внести духовную компоненту в секуляризованные, свободные от иллюзий и отчужденные контексты, чтобы удовлетворить их жажду осмысления. Векслер подходит к этому из древней традиции и фокусируется конкретно на мистическом иудаизме. Он призывает к «широкомасштабной ревитализации <…> современной культуры, реартикуляции древних религиозных традиций и <…> обращению к анти-институциональным, но религиозно-ориентированным движениям повседневной жизни, часто называемых вестниками и образцами нью-эйджа» (Wexler, 2008, с.9).
Я разделяю убежденность Векслера в том, что нынешняя эпоха пост-модерна требует пересмотра традиций теории, интерпретации и понимания премодерна, особенно в ключе следования «традиции нью-эйджа [путем] открытия резервуара культурных ресурсов традиционного, религиозного осмысления <…> в мистическом, экспериментальном и духовном аспектах: тантры от Индуизма, суфизма от Ислама, мистицизма от Христианства, а от Иудаизма — каббалы и хасидизма» (Wexler, 2008, с.10).
Эта книга не только добавляет Таро как духовную, метафизическую и вместе с тем практическую, систему в список мультикультурных традиций Векслера, но также фокусируется конкретно на герменевтике Таро, искусстве, выражаясь терминами популярной культуры, толковании раскладов Таро. Этимологически греческие слова hermeneuein и hermeneia, означающие интерпретацию как понятие и процесс, связаны с богом Гермесом, посланником и посредником между богами и смертными, преодолевающем рубежи и переходящим границы благодаря тому, что он способен понимать и разговаривать на обоих «языках», божественном и человеческом, несмотря на их чуждость друг другу. В качестве практического метода, герменевтика Таро позволяет устанавливать связи с чем-то в сущности своей иным, но тем не менее доступным пониманию, познанию и, в конечном счете, уже известным. Отношения, установленные таким образом между «Собой» и «Иным» в реальной, практической жизни также значительны и подвержены эпистемологическим и онтологическим импликациям.
Со всей серьезностью следует отнестись к этическому измерению, с учетом того, что для нашего времени характерны мультикультурализм и глобализация, когда различные ценности представляются несоизмеримыми и находятся в состоянии соперничества, конфликта, столкновения!
Когда глобальный климат пропитан различными верованиями, несопоставимыми ценностями и культурными конфликтами, понимание себя и окружающих и умение разделять чужие ценности является парадигмой выживания нашего вида. Это требует расширения сознания всеми доступными способами, включая использование символического языка изображений Таро, которые, как гласит поговорка, дороже тысячи слов. Иван Тургенев отмечал, что один взгляд на изображение покажет нечто, для выражения чего потребовались бы десятки страниц. Без грандиозных метафизических притязаний относительно Таро, эта книга сосредоточится на практической стороне, затрагиваемой моими выводами, полученными эмпирически. Однако, важные теоретические основания будут изложены с первой по седьмую главы, чтобы обосновать эмпирические сведения, представленные в деталях в Главе 8. Она содержит пятнадцать толкований Таро, имевших место в моей практике и зафиксированных как основная содержательная часть моего исследования, все они публикуются с письменного согласия участников.
Итак, возвращаясь в 1992, я вспоминаю тот день, когда я достала из своего почтового ящика выпуск The California Therapist за ноябрь-декабрь. Мое внимание привлекло опубликованное письмо в редакцию, где автор выразил свою заинтересованность в опыте других специалистов, сталкивавшихся в своей практике с людьми, более заинтересованными в своих предыдущих жизнях и, как выразился автор, вопросах паранормального, нежели обсуждении родителей и проблем детства. Автор выразил мнение, что ему и другим терапевтам, работающим с «нью-эйдж» клиентами требуется более широкое освещение. Когда я прочитала это письмо, составленное квалифицированным специалистом в области психического здоровья, опубликованное в авторитетном специальном издании, первое, что я испытала было чувство причастности. Надо же! Я не одинока в своих стремлениях! В ту пору, являясь выпускником, я не упоминала в своих публикациях того, что являюсь тарологом. Однако, сам факт этого сподвиг меня стать профессионалом в этой области, вложить свое время, силы, средства и душу в углубленное исследование, результатом которого и стала книга, которую вы читаете. Много лет назад, готовая прислушаться к любому, кто мог бы указать мне путь в, как тогда казалось, порочном круге жизненных трудностей и проблем, я обратилась к толкователям Таро. Ничто не помогало, и в итоге я металась от кризиса к кризису, теряя последние нити, связывающие меня не только с окружающим миром, но и с самой собой. Бродя из кабинета в кабинет, я нигде не находила понимания, и все больше сомнений в собственной целостности плодилось в моей голове, углубляя разрыв и истончая связи, позволяющие понять себя.
Древняя максима «Познай Себя», высеченная на входе в храм Аполлона в Дельфах, как напоминает нам, будучи философом образования, Нэл Ноддингс (Noddings, 2006), остается необходимой, пусть часто отрицаемой, целью образования. Это тот поиск смысла и мерила жизненного опыта — познанной и непознанной жизни — к которым призывал Сократ.
Ноддингс непреклонна в вопросе самопознания как изначального ядра образования: «когда мы стремимся образовывать, следует воспринимать Сократа со всей серьезностью. Неосознанные жизни могут стоить того, чтобы их прожить и могут даже иметь некоторую ценность, однако образование, не поощряющее исследования жизни не достойно называться образованием» (Noddings, 2006, с.10, курсив по оригиналу). Однако, чаще образование приравнивается к обучению (для детей) и передаче профессиональных навыков (для взрослых), таким образов априори маргинализуя область человеческого развития на протяжении всей жизни и эмпирического опыта, извлекаемого из жизненных ситуаций. Для меня такое неформальное или, скорее пост-формальное (Steinberg, Kincheloe, mcKey, 1999) образование, основанное на существующей культурной практике, началось, когда я обнаружила себя сидящей напротив человека, бывшего настоящим толкователем языка Таро. Его толкование расклада предшествовало катарсису: то, что я подсознательно не желала принять, подавленное и спрятанное в глубинах подсознания, а значит не решенное, было представлено мне, а затем разобрано между мной и толкователем, таким образом становясь в процессе осмысленной реальностью.
Я покинула сеанс в полном осознании того, что мне предстоит принять эту новую информацию, поскольку новое знание было мной, моей самостью, до сего момента отрицаемой, замещаемой и вытесняемой. Сам процесс такого неформального наставления методами толкования Таро, выходящий за границы образования и терапии, облегчил процесс развития и личностного преобразования. И этот процесс, одновременно обучения и исцеления, продолжается до сих пор, и на этот путь я прохожу рука об руку с удивительным миром Таро: я стала, выражаясь терминами популярной культуры, толковательницей. Или, с точки зрения академического дискурса, «двуязычным переводчиком», способным переводить с «языка» подсознания, выраженного в ряду образов Таро (см. гл.7) на язык слов; по-моему, это один из богатейших и дающих наибольшую свободу опытов в человеческой жизни.
На английском образование — education, восходит к латинскому educare, одновременно означающему «вести» и в то же время «выносить наружу». Слово терапия восходит к греческому therapeia в смысле «посильной помощи нуждающимся». Образование и консультирование подразумевают, прямо или косвенно, исследование сущности человеческого Я и взаимоотношений с окружающими. Кэрол Визерелл отмечает, что в идеале, любая профессиональная деятельность «расширяет возможности к поиску целостности и смысла» (Witherell, 1991, с.84) пережитого опыта. Важно подчеркнуть, что обе практики «созданы для изменения и придания направления человеческой жизни» (Witherell, 1991, с.84).