Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие»
Добавлено: Ср апр 11, 2018 8:24 am
Инна Семецки
Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие»
Глава 2
Создание Бриколажа
Рассматривая важность той роли, которую играют постформальное образование и культурная педагогика в процессе формирования идентичности, Кинчелоу (2005; 2008; Kincheloe и Berry, 2005) определил бриколаж как обращение к различным теоретическим и методологическим средствам, в т.ч. герменевтике, феноменологии и нарратологии, без утери строгости критического мышления. Термин «бриколаж» был введен французским антропологом Клодом Леви-Строссом (Levi-Strauss, 1966) для обозначения спонтанных поступков человека, основанных на характерных шаблонах мифологического мышления, и определен, в контексте структурализма, как поиск изначальных структур разума во всех формах человеческой деятельности. Жиль Делёз и Феликс Гваттари определяли бриколаж как «шизоаналитический» (Deleuze and Guattari, 1972), трансгрессивный способ производства. Постструктуралистская философия Делёза, послужившая толчком к расширению качественных методов образовательных исследований (St. Pierre, 1997a, 1997b) и внесшая значительный вклад в теорию образования (Semetsky, 2006,2008), будет детально рассмотрена в шестой главе в отношении герменевтики Таро.
Бриколер (bricoleur, создатель бриколажа) конструирует объект изучения, уделяя особое внимание схемам взаимоотношений, процессов и взаимосвязей между феноменами, в ряду которых выступает и он сам. Для Кинчелоу, создание бриколажа включает маргинализованные практики и разработку трансгрессивных концептуальных инструментов, а также исследование всей широты и богатства недооцененных когнитивных возможностей человека. Бриколер, погруженный в феноменологию пережитого опыта выступает первопроходцем неизведанных территорий, использующим новые стратегии и открывающим новые пути для исследований, стремясь при этом помочь людям изменить свою жизнь. И тогда как герменевтика подразумевает неоднозначность смыслов, бриколаж предполагает наличие имагинативных и фиктивных элементов в методологии исследований.
С этой точки зрения, герменевтика Таро представляет собой работу бриколера. Бриколер — истинный толкователь Таро — творчески и изобретательно задействует «подручный материал» который есть ни что иное, как изображения Таро.
Мое исследование основывалось на обширном материале, доступном в рамках аналитической, или глубинной, психологии Карла Густава Юнга. Как и полученные эмпирически данные, представленные в главе 8, он отсылает к натуралистическому исследованию, объединяющему феноменологию и герменевтику.
Схожесть в своей сути всех опытов человечества, отраженная в мировом фольклоре и мифах подвела Юнга к постулату о существовании коллективного бессознательного как объективной души, разделяемой на глубочайшем уровне всеми представителями человечества и проявляющей себя через архетипические, символические — подспудные образы. Юнг назвал этот глубинный уровень психоидом (psychoid) и принял его как тот слой, на котором, в своей целостности, встречаются тело и разум, фюзис (φύσις, греч. природа) и псюхе (ψυχή, греч. душа) объединяются в качестве двух различных аспектов единого мира, Unus Mundus.
Архетипы, определяющие наше субъективное восприятие и суждения, «расположены» на унитарном уровне объективной реальности, находящемся вне границ как человеческого разума, так и внешней физической реальности. Значительным достижением Юнга и его антидуалистичного, объединяющего подхода стало то, что сегодня мы называем «науками о человеке». Он настаивал на том, что множественность внутреннего, духовного содержания бессознательного выходит за рамки одного лишь подавляемого, помещенного туда Фрейдом.
Это глубинное, находящееся в развитии, содержание выражает себя через архетипические образы, выступающие в качестве символических трансформаторов, способных привести к проявлению бессознательного в границах сознательного восприятия. Юнг рассматривал архетип как скелет, схему, исполненную образности и мотивов, «через которые бессознательное связывается с нами» (Jung, CW8, с. 417) и разнородное содержание которого и формирует различные архетипические образы. В своих мемуарах, озаглавленных «Воспоминания, Сновидения, Размышления», обращаясь к своему взрослению и «второй половине жизни», Юнг написал, что те годы, когда он следовал за своими внутренними образами были наиболее важными в его жизни; определяющие решения были приняты именно через эти образы.
Бессознательное способно спонтанно производить такие образы, «не считаясь с желаниями и страхами сознания» (Jung, CW 11, с. 745). Типос (typos) как составная часть архетипа означает отпечаток, отметку, схему. В качестве множества таких схем, «работающих» в коллективном бессознательном, и существуют архетипы in potentia; в процессе переживания нами определенного опыта, они способны, из этого состояния, выдвигаться на первый план. Бессознательные «архетипы [как] <…> структурные элементы души <…> обладают определенной автономностью и особой энергией, позволяющей им притягивать наиболее подходящее содержание из области сознания» (Jung, CW 5, с. 232), тем самым помогая нам достичь наибольшей глубины осмысления, нежели та, что способно предоставить рациональное мышление в рамках одного лишь сознания, отделенного от того, что Юнг называл чувственным наполнением.
Актуализованные архетипы наполнены психической или духовной энергией, превосходящей фрейдистское, строго сексуальное, либидо. Для Юнга «психическая энергия — крайне привередливая сила, живущая в выполнении своих собственных требований» (Jung, CW 7, с. 76). Архетипы «живут» в динамическом поле коллективного бессознательного и формируют неортодоксальное виртуальное основание, на которое множество индивидуальных жизненных опытов проецируют свою собственную структуру. Множество комбинаций неисчислимого объема такого опыта — связок актуализованных архетипов — создают разнообразные архетипичные образы, открыто проявляющие себя на телесном уровне, в виде бессознательных поведенческих шаблонов.
Активность архетипической динамики определяет место индивидуума в процессе индивидуации, конечная цель которого, по Юнгу, есть достижение нового личностного уровня с кульминацией в Самости, архетипе целостности. Целостность как интеграция бессознательного в сознание смещает центр личности с Эго на Самость. Развертывание архетипов в динамике индивидуального жизненного опыта выраженного через созвездия изображений Таро как символических «остановок» в процессе индивидуации, будет продемонстрировано в восьмой главе. Также будет показано изменение мироощущения и его связь с индивидуальной способностью учиться на собственном опыте.
Индивидуация как аналитический, целебный, терапевтический процесс была определена Юнгом в контексте самообразования, в течение которого и сознательный, и бессознательный аспекты жизненного опыта воссоединяются. Юнг со всей определенностью заявлял, что образование не должно быть ограничено школой и не должно останавливаться с окончанием детства. Представляя свою глубинную психологию как метод самообразования, Юнг (Jung, 1954) настаивал на том, что самосознание остается неистощимым базисом самообразования во взрослой жизни, а также выделил непрямой метод достижения глубинного самосознания через символическую медитацию в течение аналитического процесса: «Существует <…> множество предельно духовных процессов, остающихся бессознательными и лишь непрямо взаимодействующих с сознанием <…> существует <…> нечто имперсональное, производное от самой природы, позволяющее нам узнать правду о самих себе <…> О бессознательном ничего нельзя узнать напрямик, но косвенно мы способны воспринимать проявления, затрагивающие сознание» (Jung, 1954, с. 49). Донести множественные, часто болезненные, последствия бессознательных процессов до нашего сознания — общая цель глубинной психологии и герменевтики Таро. Тогда как человеческое развитие изначально стремится к Самости, этот архетип актуализуется полностью только тогда, когда бессознательное полностью интегрируется в сознание. В образах старших арканов Таро нам встретится целый ряд архетипов трансформации, которые будут рассмотрены в главе 4.
Человеческое развитие движется с подачи символических образов, трансляторов бессознательного, превосходящих по выразительным качествам вербальные инструменты сознания: «не отдельный человек выражает себя, но архетип, говорящий через него» (Jung, 1963, с. 352). Юнг считал, что настоящая коммуникация становится возможной тогда, когда сознательное Эго признает существование своего бессознательного партнера. Через символический диалог с этим виртуальным партнером, представленным архетипом Самости, присутствующим пока лишь косвенно, in potentia — но впоследствии претерпевающим актуализацию в путешествии по структуре образов Таро — и достигается тот критический уровень самосознания, который знаменует начало самообразования и дает толчок процессу индивидуации.
Когда я взялась за свой проект в начале 1990х, юнгианская глубинная психология как метод анализа бессознательного пребывала даже не на задворках клинической и консультационной практики, среди множества прочих теоретических направлений — она была практически незнакома современному образовательному дискурсу. И лишь недавно ряд исследований первопроходцев в этой области (например, Neville, 2005; Main, 2008; Mayes, 2003, 2004, 2005, 2007; и в т.ч. последняя моя книга) были сосредоточены на неоспоримой важности аналитической психологии Юнга в области образования, в дополнение к ее терапевтической ценности, выходящей за границы между этими областями знания, сонаправленными на человеческое развитие и индивидуацию, тем самым размывая четкое разделение между педагогическими и клиническими аспектами. Роберт Романишин характеризует юнгианскую психологию как вид этической педагогики и демонстрирует юнгианский класс, смоделированный в рамках парадигмы «раненого исследователя» (Romanyshyn, 2007). Пресекая декартовские грезы о разуме, Романишин сплетает воедино феноменологию, герменевтику и юнгианскую психологию для анализа бессознательных динамических взаимоотношений между учителем и учеником как магистральный этический путь познания и существования. Романишин обращает внимание на то, что педагогу безусловно требуется принять на себя этическое обязательство нести ответственность за собственные бессознательные установки, формирующие сложные «символы», сокрытые в проводящем поле классной комнаты в качестве глубокой бессознательной связи, вырастающей в подлинные педагогические отношения.
Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие»
Глава 2
Создание Бриколажа
Рассматривая важность той роли, которую играют постформальное образование и культурная педагогика в процессе формирования идентичности, Кинчелоу (2005; 2008; Kincheloe и Berry, 2005) определил бриколаж как обращение к различным теоретическим и методологическим средствам, в т.ч. герменевтике, феноменологии и нарратологии, без утери строгости критического мышления. Термин «бриколаж» был введен французским антропологом Клодом Леви-Строссом (Levi-Strauss, 1966) для обозначения спонтанных поступков человека, основанных на характерных шаблонах мифологического мышления, и определен, в контексте структурализма, как поиск изначальных структур разума во всех формах человеческой деятельности. Жиль Делёз и Феликс Гваттари определяли бриколаж как «шизоаналитический» (Deleuze and Guattari, 1972), трансгрессивный способ производства. Постструктуралистская философия Делёза, послужившая толчком к расширению качественных методов образовательных исследований (St. Pierre, 1997a, 1997b) и внесшая значительный вклад в теорию образования (Semetsky, 2006,2008), будет детально рассмотрена в шестой главе в отношении герменевтики Таро.
Бриколер (bricoleur, создатель бриколажа) конструирует объект изучения, уделяя особое внимание схемам взаимоотношений, процессов и взаимосвязей между феноменами, в ряду которых выступает и он сам. Для Кинчелоу, создание бриколажа включает маргинализованные практики и разработку трансгрессивных концептуальных инструментов, а также исследование всей широты и богатства недооцененных когнитивных возможностей человека. Бриколер, погруженный в феноменологию пережитого опыта выступает первопроходцем неизведанных территорий, использующим новые стратегии и открывающим новые пути для исследований, стремясь при этом помочь людям изменить свою жизнь. И тогда как герменевтика подразумевает неоднозначность смыслов, бриколаж предполагает наличие имагинативных и фиктивных элементов в методологии исследований.
С этой точки зрения, герменевтика Таро представляет собой работу бриколера. Бриколер — истинный толкователь Таро — творчески и изобретательно задействует «подручный материал» который есть ни что иное, как изображения Таро.
Мое исследование основывалось на обширном материале, доступном в рамках аналитической, или глубинной, психологии Карла Густава Юнга. Как и полученные эмпирически данные, представленные в главе 8, он отсылает к натуралистическому исследованию, объединяющему феноменологию и герменевтику.
Схожесть в своей сути всех опытов человечества, отраженная в мировом фольклоре и мифах подвела Юнга к постулату о существовании коллективного бессознательного как объективной души, разделяемой на глубочайшем уровне всеми представителями человечества и проявляющей себя через архетипические, символические — подспудные образы. Юнг назвал этот глубинный уровень психоидом (psychoid) и принял его как тот слой, на котором, в своей целостности, встречаются тело и разум, фюзис (φύσις, греч. природа) и псюхе (ψυχή, греч. душа) объединяются в качестве двух различных аспектов единого мира, Unus Mundus.
Архетипы, определяющие наше субъективное восприятие и суждения, «расположены» на унитарном уровне объективной реальности, находящемся вне границ как человеческого разума, так и внешней физической реальности. Значительным достижением Юнга и его антидуалистичного, объединяющего подхода стало то, что сегодня мы называем «науками о человеке». Он настаивал на том, что множественность внутреннего, духовного содержания бессознательного выходит за рамки одного лишь подавляемого, помещенного туда Фрейдом.
Это глубинное, находящееся в развитии, содержание выражает себя через архетипические образы, выступающие в качестве символических трансформаторов, способных привести к проявлению бессознательного в границах сознательного восприятия. Юнг рассматривал архетип как скелет, схему, исполненную образности и мотивов, «через которые бессознательное связывается с нами» (Jung, CW8, с. 417) и разнородное содержание которого и формирует различные архетипические образы. В своих мемуарах, озаглавленных «Воспоминания, Сновидения, Размышления», обращаясь к своему взрослению и «второй половине жизни», Юнг написал, что те годы, когда он следовал за своими внутренними образами были наиболее важными в его жизни; определяющие решения были приняты именно через эти образы.
Бессознательное способно спонтанно производить такие образы, «не считаясь с желаниями и страхами сознания» (Jung, CW 11, с. 745). Типос (typos) как составная часть архетипа означает отпечаток, отметку, схему. В качестве множества таких схем, «работающих» в коллективном бессознательном, и существуют архетипы in potentia; в процессе переживания нами определенного опыта, они способны, из этого состояния, выдвигаться на первый план. Бессознательные «архетипы [как] <…> структурные элементы души <…> обладают определенной автономностью и особой энергией, позволяющей им притягивать наиболее подходящее содержание из области сознания» (Jung, CW 5, с. 232), тем самым помогая нам достичь наибольшей глубины осмысления, нежели та, что способно предоставить рациональное мышление в рамках одного лишь сознания, отделенного от того, что Юнг называл чувственным наполнением.
Актуализованные архетипы наполнены психической или духовной энергией, превосходящей фрейдистское, строго сексуальное, либидо. Для Юнга «психическая энергия — крайне привередливая сила, живущая в выполнении своих собственных требований» (Jung, CW 7, с. 76). Архетипы «живут» в динамическом поле коллективного бессознательного и формируют неортодоксальное виртуальное основание, на которое множество индивидуальных жизненных опытов проецируют свою собственную структуру. Множество комбинаций неисчислимого объема такого опыта — связок актуализованных архетипов — создают разнообразные архетипичные образы, открыто проявляющие себя на телесном уровне, в виде бессознательных поведенческих шаблонов.
Активность архетипической динамики определяет место индивидуума в процессе индивидуации, конечная цель которого, по Юнгу, есть достижение нового личностного уровня с кульминацией в Самости, архетипе целостности. Целостность как интеграция бессознательного в сознание смещает центр личности с Эго на Самость. Развертывание архетипов в динамике индивидуального жизненного опыта выраженного через созвездия изображений Таро как символических «остановок» в процессе индивидуации, будет продемонстрировано в восьмой главе. Также будет показано изменение мироощущения и его связь с индивидуальной способностью учиться на собственном опыте.
Индивидуация как аналитический, целебный, терапевтический процесс была определена Юнгом в контексте самообразования, в течение которого и сознательный, и бессознательный аспекты жизненного опыта воссоединяются. Юнг со всей определенностью заявлял, что образование не должно быть ограничено школой и не должно останавливаться с окончанием детства. Представляя свою глубинную психологию как метод самообразования, Юнг (Jung, 1954) настаивал на том, что самосознание остается неистощимым базисом самообразования во взрослой жизни, а также выделил непрямой метод достижения глубинного самосознания через символическую медитацию в течение аналитического процесса: «Существует <…> множество предельно духовных процессов, остающихся бессознательными и лишь непрямо взаимодействующих с сознанием <…> существует <…> нечто имперсональное, производное от самой природы, позволяющее нам узнать правду о самих себе <…> О бессознательном ничего нельзя узнать напрямик, но косвенно мы способны воспринимать проявления, затрагивающие сознание» (Jung, 1954, с. 49). Донести множественные, часто болезненные, последствия бессознательных процессов до нашего сознания — общая цель глубинной психологии и герменевтики Таро. Тогда как человеческое развитие изначально стремится к Самости, этот архетип актуализуется полностью только тогда, когда бессознательное полностью интегрируется в сознание. В образах старших арканов Таро нам встретится целый ряд архетипов трансформации, которые будут рассмотрены в главе 4.
Человеческое развитие движется с подачи символических образов, трансляторов бессознательного, превосходящих по выразительным качествам вербальные инструменты сознания: «не отдельный человек выражает себя, но архетип, говорящий через него» (Jung, 1963, с. 352). Юнг считал, что настоящая коммуникация становится возможной тогда, когда сознательное Эго признает существование своего бессознательного партнера. Через символический диалог с этим виртуальным партнером, представленным архетипом Самости, присутствующим пока лишь косвенно, in potentia — но впоследствии претерпевающим актуализацию в путешествии по структуре образов Таро — и достигается тот критический уровень самосознания, который знаменует начало самообразования и дает толчок процессу индивидуации.
Когда я взялась за свой проект в начале 1990х, юнгианская глубинная психология как метод анализа бессознательного пребывала даже не на задворках клинической и консультационной практики, среди множества прочих теоретических направлений — она была практически незнакома современному образовательному дискурсу. И лишь недавно ряд исследований первопроходцев в этой области (например, Neville, 2005; Main, 2008; Mayes, 2003, 2004, 2005, 2007; и в т.ч. последняя моя книга) были сосредоточены на неоспоримой важности аналитической психологии Юнга в области образования, в дополнение к ее терапевтической ценности, выходящей за границы между этими областями знания, сонаправленными на человеческое развитие и индивидуацию, тем самым размывая четкое разделение между педагогическими и клиническими аспектами. Роберт Романишин характеризует юнгианскую психологию как вид этической педагогики и демонстрирует юнгианский класс, смоделированный в рамках парадигмы «раненого исследователя» (Romanyshyn, 2007). Пресекая декартовские грезы о разуме, Романишин сплетает воедино феноменологию, герменевтику и юнгианскую психологию для анализа бессознательных динамических взаимоотношений между учителем и учеником как магистральный этический путь познания и существования. Романишин обращает внимание на то, что педагогу безусловно требуется принять на себя этическое обязательство нести ответственность за собственные бессознательные установки, формирующие сложные «символы», сокрытые в проводящем поле классной комнаты в качестве глубокой бессознательной связи, вырастающей в подлинные педагогические отношения.