МИФЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Добавлено: Ср апр 11, 2018 8:26 am
Инна Семецки
Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие
Глава 3
МИФЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
История Таро изобилует мифами: греческий Гермес, посланник богов, был соотнесен с египетским Тотом, мистическим богом египтян, по легенде «передавшим» свое имя колоде Таро, известной, как Книга Тота. Однако же, не существует ни одного определенного и подкрепленного доказательствами источника происхождения карт. Различные источники говорят о множестве географических и исторических корней: в Европе это юг Франции, Италия, Испания; или же Дальний Восток, а то и Египт. Богатство Таро объясняется тем, что они вмещают в себя элементы, являющиеся общими для многих культур и этнических групп. Потому нельзя отследить их происхождения и отнести его к конкретному региону. Неизвестным остается и то, когда именно эти карты вошли в обиход в своей классической форме, хотя и можно заключить, что этого не могло произойти до изобретения печатного станка. Предполагаемое место происхождения определенно не может быть указано в координатах пространства-времени. Переселение народов на протяжении всей истории с легкостью могло вызвать и движение идей, которым удалось укорениться в различных точках земного шара после прекращения этого движения.
Вероятно, на всем протяжении истории человечества та или иная цивилизация не раз «изобретала» Таро, отчего и наблюдается такое разнообразие мнений о его происхождении. В этой главе будет рассмотрено несколько таких следов, оставленных в истории герметической традицией и возрожденных в период Ренессанса (Yates, 1964, Faivre, 1994; l995). Послания, заключенные в формате картинок были куда доступнее широким массам в эпохи, когда уже к самому акту письма относились с подозрением. И даже с учетом того, что отследить прямое происхождение Таро не представляется возможным, существует ряд фактов, позволяющих пролить свет на рождение первых карт — колода из семидесяти искусно нарисованных образцов, хранится в Национальной библиотеке Франции и датируется 1392 годом, согласно учетной книге Королевского Двора Франции. Коллекция библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке содержит уже тридцать пять изображений из семидесяти восьми, составляющих полную колоду, которая, как предполагается, сформировалась в середине XV века.
Как универсальная гностическая система Таро может быть старо как мир, или же ново, как мир: различные цивилизации на протяжении поколений могли использовать все средства, в том числе и наглядные, для фиксации универсального древнего знания. Вполне вероятно, что за все время своего существования Таро могло пережить не одно рождение и перерождение. Идеи, заключенные в арканах Таро, могли бродить по всему миру и в куда более давние времена, однако, свое выражение они нашли только в эпоху Ренессанса и возрождения гностицизма.
Плотин, уроженец Египта, воссоздал древнегреческую метафизику, соединив ее с элементами герметической традиции, что дало рождение системе воззрений, позже известной как неоплатонизм — синтез платоновских идей и фрагментов других философских систем, в числе которых ранние языческие верования, а также мистические учения, пришедшие из иудаизма, христианства и ислама. Платон представлялся неоплатоникам как наследник Пифагора, который, пусть и был запомнен в веках как математик, в древней Греции почитался воплощением Аполлона, наделенного его божественными силами.
Платоновская «Республика» рассказывает историю о заключенных, живущих в плену иллюзий среди теней на стенах своей пещеры и не ведающих о солнечном свете — метафоре настоящего, истинного знания. Цель всякой души — вырваться из мрака пещеры через путь, подобный путешествию героя, и найти единение с Солнцем, к которому она тянется естественным образом, своей любовью к свету, а следовательно — к знанию. Но для этого до прикованных к стенам пещеры душ нужно донести знание об истинном свете, и в этом состоит самая непростая часть платоновой истории. Как будет видно из главы 4, многие образы больших арканов соотносятся с небесными телами и находят свою кульминацию, что очевидно, в Солнце.
В «Пире» Платона страсть души к красоте и добру была описана им как высочайшее из устремлений. Для Плотина же, воспоминания души могли сохраняться в словах или образах и женский принцип, Мировая Душа или Психея (псюхе) всегда связывалась с мужским, Нусом, Мировым Разумом. Однако при этом оба они оставались лишь аспектами абсолюта, Единого.
Френсис Йетс заметила, что «величайшие прорывы Ренессанса <…> черпали силу <…>, оглядываясь назад» (Yates, 1964, с. l) на герметическую традицию и исполненный мира, гармонии и процветания Золотой Век, прошедший под покровительством богини Астреи и движимый архетипом Справедливости. Окончание же Золотого Века характеризовалось чрезмерной рационализацией и, как следствие, мифом о смерти великого бога Пана, или же победой рационального Аполлона над укорененным в природе Дионисом.
Как система мысли, способная преобразовать верования в глубинное знание, Гнозис, герметизм пережил века христианства и был возрожден силами Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Джордано Бруно в роли основополагающей традиции эпохи Возрождения, выраженный во множестве форм, включая и изобразительную, в виде символов Таро.
Фичино, уверенный в египетских корнях Гермеса, перевел Герметический корпус на латынь. Джордано Бруно продвинул египетское возрождение еще дальше: согласно его взглядам, разум движим исключительно архитепическими образами, являющимися отражением Вселенной в зеркале человеческого разума. В середине XV века иудейская Каббала «пронзила христианскую среду, чтобы соединиться в удивительном браке <…> с Герметизмом» (Faivre,1994. с. 7). Каббалистическое Древо Жизни — метафора сознания, в которой высшее Единство, что перекликается с плотиновской картиной бытия, вмещает и женский, и мужской принципы в форме разума и мудрости.
Валентин Томберг, русский философ и профессор права, автор «авторитетнейшей работы» (Faivre, 1994, с. 98), посвященной медитациям на двадцать два больших аркана Таро и освещающей процесс с точки зрения христианского мистицизма (переиздана анонимно в 2002г.), обращается к широчайшему кругу источников: от Платона до Иоанна Креста, Зохар от иудаизма и апостола Павла, Бергсона, Успенского, Дионисия, Лейбница, св. Августина и Тейяра де Шардена от христианства, причисляя их к представителям древнейшей мистической — герметической — мысли.
В послесловии к последнему изданию работы Томберга кардинал Ханс Урс фон Бальтазар назвал двадцать два изображения больших аркана Таро выражением всеобъемлющей мудрости священных таинств католической церкви, относя происхождение самих карт к периоду возрождения греческой, арабской и иудейской философий во времена Ренессанса и последующего примирения учений каббалы и герметизма с христианской мыслью.
Там, где Томберг соотнес арканы Таро с юнгианскими архетипами, фон Бальтазар также указал, как делал и сам Юнг, на объективный характер души в рамках «законов объективной вселенной» (аноним, 2002, с. 661), отсылая к библейским «силам». Фон Бальтазар также подчеркнул ту определенность, с которой символы Таро передают «глубинные основания бытия, [где] взаимоотношения всех вещей строятся по принципу аналогии» (аноним, 2002, с. 663). Он также ссылался на концепцию св.Хильдегарды Бингенской, мистика, для которой «космические силы <…> включены в великую драму творения и искупления, разворачивающуюся вокруг Христа» (с. 665). Указывая и на то, что в эпоху Возрождения Гермес Трисмегист почитался как родоначальник греческой премудрости, фон Бальтазар также обратился к трудам Мартина Бубера, чье современное переложение хасидизма находилось под глубоким влиянием устной традиции каббалы, идущей от самого Моисея.
И неслучайно принцип Я-Ты Бубера стал коренным в развитии теории Нэл Ноддингс о философии образования — этике заботы (Noddings, 1984). Признавая важность философских и теологических вопросов о бессмертии, жизни после смерти и существования до непосредственно рождения в образовательном контексте, Ноддингс ссылается на то, что «восточноевропейские иудеи [хасиды] верили, что каждая душа существует от сотворения, и воспоминания об этом исчезают перед самым рождением» (l993a, с. 84), и потому человеческая душа наделена внутренней тягой к возвращению в свой извечный «дом», подобно тому, как это происходит в мифе об Эросе и Психее, рассмотренном во второй главе.
Однако, основной нашей задачей остается создание благоприятных условий здесь и сейчас, в земной жизни, в рамках человеческого существования через любовь и сострадание. Джим Гаррисон, философ образования охарактеризовал это, как человеческое желание «обладать тем, что благоприятно для жизни, и через это прожить ее со все возрастающим ощущением смысла и ценности» (Garrison, 1997, с. l). Все последующие главы этой книги посвящены разбору средств к достижению такой жизни, несмотря на всю ее беспорядочность и хрупкость, через обогащение ее в символах Таро, служащих ресимволизации самой нашей сути, самих себя. И цель здесь не только в том, чтобы восхождение Психеи на Олимп увенчалось успехом. Джеймс Хиллман показал и возможность встречного движения на примере нисхождения «в дольний мир, к человеческим страстям. Таково кабалистическое Древо Жизни в иудейской и христианской мистической традициях» (Hillman, 1997, с. 43). Хиллман обращает внимание и на то, что основной каббалистический текст, Зохар, изображает процесс так, будто душа «сопротивляется нисхождению и в мире подвергается порче» (Hillman, 1997, с. 43). Ветви Древа Жизни в каббале отображают постепенное движение души вниз, что перекликается как с библейским мифом о сотворении, так и с идеями платонизма. Согласно Библии, Бог проводит в творении шесть дней, пока из абстрактного не будет создано конкретное, и не будет пройден путь «вниз, от трансцендентного до растворения в имманентности» (Hillman, 1997, с. 44). Из последующих глав, особенно из главы 6, станет ясно, каким образом герменевтика Таро безоговорочно преодолевает разделение на трансцендентность и имманентность, как и прочие дихотомии современного дискурса.
В «Республике» Платон также рассказывает историю об Эре, в которой его душа влекома своим «уделом», местом в структуре миропорядка, и через это способна осознать свое истинное предназначение, т.е. то, зачем конкретная человеческая душа воплотилась в мире земном. Жажда целостности и стремление к ней также может быть названо иначе — любовью. В четвертой главе в подробностях будет рассмотрен большой аркан Суд, который есть не что иное, как символическое изображение высшего призвания, через которое она возвращается к жизни. Согласно Хиллману, именно душа «выбирает, каким образом ей жить» (1997, с. 45), и каждый из этих «образов» у Платона назван παράδειγμα (парадигма), т.е. модель.
Процесс «всматривания» в таковые модели, создаваемые изображениями Таро, позволяет войти в режим восприятия, названный Ноддингс и Шоуром (Noddings and Shore,1984) интуитивным. Этимологически «интуиция» восходит к латинскому глаголу Intueri, который и означает «смотреть внимательно». В средние же века слово «интуиция» использовалось в значении «описания невыразимого мистического опыта отождествления с Богом» (Noddings and Shore, 1984, c. 11). Герменевтика Таро представляет собой процесс прочтения и интерпретации неявных схем, включенных в образы арканов и до поры сокрытых бессознательным; именно толкования, опирающиеся на интуитивный способ восприятия способны проявить их, делая явными и интегрируя в сознание.
Интересна гипотеза о происхождении Таро в своей устоявшейся форме, как о способе сокрытия и сохранения эзотерического знания, воспринимавшегося как ересь церковью Средневековья. Любые девиантные группы, как, например, катары или иудейские мистики, были преследуемы, часто вплоть до полного уничтожения. Собственно, евреи, скрывавшиеся от преследования испанской инквизиции, радушно принимались катарскими общинами. Гирхем (Guirdham, 1993) указывает на то, что в средние века уровень толерантности среди катаров был необычайно высок. По всей Европе евреи проживали в границах гетто, что сохранялось в большинстве стран вплоть до конца XII века. Во Франции же — особо в городе Лангедок — они, помимо того, что были приняты как члены общества, сохраняли свои позиции в духовной иерархии и имели определенный социальный вес. Гирхем также предполагает, что эта атмосфера толерантности способствовала распространению альтернативных систем духовных представлений, соединяющих как элементы мистицизма, так и практическую сторону различных учений.
Вероятно, факт распространения Таро в Европе, во французской еретической среде и среди слоев общества, не разделявших позиции официальных властей и предоставляющих убежище преследуемым евреям, может пролить свет на само происхождение Таро. История склонна повторяться, отсылая к временам, когда еврейский народ бежал от гнета египетских фараонов, с большой вероятностью унося с собой и древние знания в попытке спасти и сохранить их.
Лангедок же стал местом в южной части Франции, где отмечены свидетельства о картах Таро; он же являлся центром, откуда вели свою деятельность каббалисты и катары, а также, что отмечает Гэд (Gad; 1994), он служил местом сборищ цыган.
Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие
Глава 3
МИФЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
История Таро изобилует мифами: греческий Гермес, посланник богов, был соотнесен с египетским Тотом, мистическим богом египтян, по легенде «передавшим» свое имя колоде Таро, известной, как Книга Тота. Однако же, не существует ни одного определенного и подкрепленного доказательствами источника происхождения карт. Различные источники говорят о множестве географических и исторических корней: в Европе это юг Франции, Италия, Испания; или же Дальний Восток, а то и Египт. Богатство Таро объясняется тем, что они вмещают в себя элементы, являющиеся общими для многих культур и этнических групп. Потому нельзя отследить их происхождения и отнести его к конкретному региону. Неизвестным остается и то, когда именно эти карты вошли в обиход в своей классической форме, хотя и можно заключить, что этого не могло произойти до изобретения печатного станка. Предполагаемое место происхождения определенно не может быть указано в координатах пространства-времени. Переселение народов на протяжении всей истории с легкостью могло вызвать и движение идей, которым удалось укорениться в различных точках земного шара после прекращения этого движения.
Вероятно, на всем протяжении истории человечества та или иная цивилизация не раз «изобретала» Таро, отчего и наблюдается такое разнообразие мнений о его происхождении. В этой главе будет рассмотрено несколько таких следов, оставленных в истории герметической традицией и возрожденных в период Ренессанса (Yates, 1964, Faivre, 1994; l995). Послания, заключенные в формате картинок были куда доступнее широким массам в эпохи, когда уже к самому акту письма относились с подозрением. И даже с учетом того, что отследить прямое происхождение Таро не представляется возможным, существует ряд фактов, позволяющих пролить свет на рождение первых карт — колода из семидесяти искусно нарисованных образцов, хранится в Национальной библиотеке Франции и датируется 1392 годом, согласно учетной книге Королевского Двора Франции. Коллекция библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке содержит уже тридцать пять изображений из семидесяти восьми, составляющих полную колоду, которая, как предполагается, сформировалась в середине XV века.
Как универсальная гностическая система Таро может быть старо как мир, или же ново, как мир: различные цивилизации на протяжении поколений могли использовать все средства, в том числе и наглядные, для фиксации универсального древнего знания. Вполне вероятно, что за все время своего существования Таро могло пережить не одно рождение и перерождение. Идеи, заключенные в арканах Таро, могли бродить по всему миру и в куда более давние времена, однако, свое выражение они нашли только в эпоху Ренессанса и возрождения гностицизма.
Плотин, уроженец Египта, воссоздал древнегреческую метафизику, соединив ее с элементами герметической традиции, что дало рождение системе воззрений, позже известной как неоплатонизм — синтез платоновских идей и фрагментов других философских систем, в числе которых ранние языческие верования, а также мистические учения, пришедшие из иудаизма, христианства и ислама. Платон представлялся неоплатоникам как наследник Пифагора, который, пусть и был запомнен в веках как математик, в древней Греции почитался воплощением Аполлона, наделенного его божественными силами.
Платоновская «Республика» рассказывает историю о заключенных, живущих в плену иллюзий среди теней на стенах своей пещеры и не ведающих о солнечном свете — метафоре настоящего, истинного знания. Цель всякой души — вырваться из мрака пещеры через путь, подобный путешествию героя, и найти единение с Солнцем, к которому она тянется естественным образом, своей любовью к свету, а следовательно — к знанию. Но для этого до прикованных к стенам пещеры душ нужно донести знание об истинном свете, и в этом состоит самая непростая часть платоновой истории. Как будет видно из главы 4, многие образы больших арканов соотносятся с небесными телами и находят свою кульминацию, что очевидно, в Солнце.
В «Пире» Платона страсть души к красоте и добру была описана им как высочайшее из устремлений. Для Плотина же, воспоминания души могли сохраняться в словах или образах и женский принцип, Мировая Душа или Психея (псюхе) всегда связывалась с мужским, Нусом, Мировым Разумом. Однако при этом оба они оставались лишь аспектами абсолюта, Единого.
Френсис Йетс заметила, что «величайшие прорывы Ренессанса <…> черпали силу <…>, оглядываясь назад» (Yates, 1964, с. l) на герметическую традицию и исполненный мира, гармонии и процветания Золотой Век, прошедший под покровительством богини Астреи и движимый архетипом Справедливости. Окончание же Золотого Века характеризовалось чрезмерной рационализацией и, как следствие, мифом о смерти великого бога Пана, или же победой рационального Аполлона над укорененным в природе Дионисом.
Как система мысли, способная преобразовать верования в глубинное знание, Гнозис, герметизм пережил века христианства и был возрожден силами Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Джордано Бруно в роли основополагающей традиции эпохи Возрождения, выраженный во множестве форм, включая и изобразительную, в виде символов Таро.
Фичино, уверенный в египетских корнях Гермеса, перевел Герметический корпус на латынь. Джордано Бруно продвинул египетское возрождение еще дальше: согласно его взглядам, разум движим исключительно архитепическими образами, являющимися отражением Вселенной в зеркале человеческого разума. В середине XV века иудейская Каббала «пронзила христианскую среду, чтобы соединиться в удивительном браке <…> с Герметизмом» (Faivre,1994. с. 7). Каббалистическое Древо Жизни — метафора сознания, в которой высшее Единство, что перекликается с плотиновской картиной бытия, вмещает и женский, и мужской принципы в форме разума и мудрости.
Валентин Томберг, русский философ и профессор права, автор «авторитетнейшей работы» (Faivre, 1994, с. 98), посвященной медитациям на двадцать два больших аркана Таро и освещающей процесс с точки зрения христианского мистицизма (переиздана анонимно в 2002г.), обращается к широчайшему кругу источников: от Платона до Иоанна Креста, Зохар от иудаизма и апостола Павла, Бергсона, Успенского, Дионисия, Лейбница, св. Августина и Тейяра де Шардена от христианства, причисляя их к представителям древнейшей мистической — герметической — мысли.
В послесловии к последнему изданию работы Томберга кардинал Ханс Урс фон Бальтазар назвал двадцать два изображения больших аркана Таро выражением всеобъемлющей мудрости священных таинств католической церкви, относя происхождение самих карт к периоду возрождения греческой, арабской и иудейской философий во времена Ренессанса и последующего примирения учений каббалы и герметизма с христианской мыслью.
Там, где Томберг соотнес арканы Таро с юнгианскими архетипами, фон Бальтазар также указал, как делал и сам Юнг, на объективный характер души в рамках «законов объективной вселенной» (аноним, 2002, с. 661), отсылая к библейским «силам». Фон Бальтазар также подчеркнул ту определенность, с которой символы Таро передают «глубинные основания бытия, [где] взаимоотношения всех вещей строятся по принципу аналогии» (аноним, 2002, с. 663). Он также ссылался на концепцию св.Хильдегарды Бингенской, мистика, для которой «космические силы <…> включены в великую драму творения и искупления, разворачивающуюся вокруг Христа» (с. 665). Указывая и на то, что в эпоху Возрождения Гермес Трисмегист почитался как родоначальник греческой премудрости, фон Бальтазар также обратился к трудам Мартина Бубера, чье современное переложение хасидизма находилось под глубоким влиянием устной традиции каббалы, идущей от самого Моисея.
И неслучайно принцип Я-Ты Бубера стал коренным в развитии теории Нэл Ноддингс о философии образования — этике заботы (Noddings, 1984). Признавая важность философских и теологических вопросов о бессмертии, жизни после смерти и существования до непосредственно рождения в образовательном контексте, Ноддингс ссылается на то, что «восточноевропейские иудеи [хасиды] верили, что каждая душа существует от сотворения, и воспоминания об этом исчезают перед самым рождением» (l993a, с. 84), и потому человеческая душа наделена внутренней тягой к возвращению в свой извечный «дом», подобно тому, как это происходит в мифе об Эросе и Психее, рассмотренном во второй главе.
Однако, основной нашей задачей остается создание благоприятных условий здесь и сейчас, в земной жизни, в рамках человеческого существования через любовь и сострадание. Джим Гаррисон, философ образования охарактеризовал это, как человеческое желание «обладать тем, что благоприятно для жизни, и через это прожить ее со все возрастающим ощущением смысла и ценности» (Garrison, 1997, с. l). Все последующие главы этой книги посвящены разбору средств к достижению такой жизни, несмотря на всю ее беспорядочность и хрупкость, через обогащение ее в символах Таро, служащих ресимволизации самой нашей сути, самих себя. И цель здесь не только в том, чтобы восхождение Психеи на Олимп увенчалось успехом. Джеймс Хиллман показал и возможность встречного движения на примере нисхождения «в дольний мир, к человеческим страстям. Таково кабалистическое Древо Жизни в иудейской и христианской мистической традициях» (Hillman, 1997, с. 43). Хиллман обращает внимание и на то, что основной каббалистический текст, Зохар, изображает процесс так, будто душа «сопротивляется нисхождению и в мире подвергается порче» (Hillman, 1997, с. 43). Ветви Древа Жизни в каббале отображают постепенное движение души вниз, что перекликается как с библейским мифом о сотворении, так и с идеями платонизма. Согласно Библии, Бог проводит в творении шесть дней, пока из абстрактного не будет создано конкретное, и не будет пройден путь «вниз, от трансцендентного до растворения в имманентности» (Hillman, 1997, с. 44). Из последующих глав, особенно из главы 6, станет ясно, каким образом герменевтика Таро безоговорочно преодолевает разделение на трансцендентность и имманентность, как и прочие дихотомии современного дискурса.
В «Республике» Платон также рассказывает историю об Эре, в которой его душа влекома своим «уделом», местом в структуре миропорядка, и через это способна осознать свое истинное предназначение, т.е. то, зачем конкретная человеческая душа воплотилась в мире земном. Жажда целостности и стремление к ней также может быть названо иначе — любовью. В четвертой главе в подробностях будет рассмотрен большой аркан Суд, который есть не что иное, как символическое изображение высшего призвания, через которое она возвращается к жизни. Согласно Хиллману, именно душа «выбирает, каким образом ей жить» (1997, с. 45), и каждый из этих «образов» у Платона назван παράδειγμα (парадигма), т.е. модель.
Процесс «всматривания» в таковые модели, создаваемые изображениями Таро, позволяет войти в режим восприятия, названный Ноддингс и Шоуром (Noddings and Shore,1984) интуитивным. Этимологически «интуиция» восходит к латинскому глаголу Intueri, который и означает «смотреть внимательно». В средние же века слово «интуиция» использовалось в значении «описания невыразимого мистического опыта отождествления с Богом» (Noddings and Shore, 1984, c. 11). Герменевтика Таро представляет собой процесс прочтения и интерпретации неявных схем, включенных в образы арканов и до поры сокрытых бессознательным; именно толкования, опирающиеся на интуитивный способ восприятия способны проявить их, делая явными и интегрируя в сознание.
Интересна гипотеза о происхождении Таро в своей устоявшейся форме, как о способе сокрытия и сохранения эзотерического знания, воспринимавшегося как ересь церковью Средневековья. Любые девиантные группы, как, например, катары или иудейские мистики, были преследуемы, часто вплоть до полного уничтожения. Собственно, евреи, скрывавшиеся от преследования испанской инквизиции, радушно принимались катарскими общинами. Гирхем (Guirdham, 1993) указывает на то, что в средние века уровень толерантности среди катаров был необычайно высок. По всей Европе евреи проживали в границах гетто, что сохранялось в большинстве стран вплоть до конца XII века. Во Франции же — особо в городе Лангедок — они, помимо того, что были приняты как члены общества, сохраняли свои позиции в духовной иерархии и имели определенный социальный вес. Гирхем также предполагает, что эта атмосфера толерантности способствовала распространению альтернативных систем духовных представлений, соединяющих как элементы мистицизма, так и практическую сторону различных учений.
Вероятно, факт распространения Таро в Европе, во французской еретической среде и среди слоев общества, не разделявших позиции официальных властей и предоставляющих убежище преследуемым евреям, может пролить свет на само происхождение Таро. История склонна повторяться, отсылая к временам, когда еврейский народ бежал от гнета египетских фараонов, с большой вероятностью унося с собой и древние знания в попытке спасти и сохранить их.
Лангедок же стал местом в южной части Франции, где отмечены свидетельства о картах Таро; он же являлся центром, откуда вели свою деятельность каббалисты и катары, а также, что отмечает Гэд (Gad; 1994), он служил местом сборищ цыган.