Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие
Добавлено: Ср апр 11, 2018 8:28 am
Инна Семецки
Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие
Глава 4
Человеческие переживания в символах Таро
Перед нами двадцать два изображения, двадцать два больших аркана Таро. Слово «аркан» происходит от латинского arca — ларец; глагол arcere, в свою очередь, означает «закрывать» или «запирать». Метафорически, аркан есть плотно запертый сундук, в котором сокрыта тайна: таков подразумеваемый смысл этого слова. Если обратиться к греческой этимологии, то «аркан» восходит к ἀρχή (архэ, греч. начало, источник). Юнг определял коллективное бессознательное как изначальные, первичные образы, встроенные в нашу психическую конституцию; эти архаические образы вполне могли вдохновлять художников, создавших изображения Таро. Следующие друг за другом в пространстве колоды Таро, эти изображеня очень похожи на иллюстрации к сказке с классическим сюжетом путешествия героя (или дурака) в поисках спрятанного сокровища.
Его путешествие, как правило, полно испытаний, однако, герой учится на собственном опыте и впоследствии оказывается способен преодолеть препятствия и победить своих противников, или, что более важно, свои комплексы и страхи, персонификации которых он встречает на своем символическом пути; все это наделяет его мудростью и закаляет его. Согласно Юнгу, символы выражают себя через «образы, своим содержанием <…> выходящие за грань сознания. Их содержание реально <…> они есть те вещи, с которыми не только возможно, но и абсолютно необходимо прийти в согласие» (Jung, CW 5, с.114).
Салли Николз (Nichols, 1980) в своей книге «Юнг и Таро» дает следующий комментарий по поводу корреляции сонетов Петрарки и больших арканов Таро, часто называемых trumps (англ. козыри). Козыри (trumps) есть ни что иное, как Триумфы (triumphs), и в сонетах Петрарки ряд аллегорических персонажей борется друг с другом — каждый одерживает триумф над предшествующим ему, более слабым — и с каждой победой основные персонажи становятся эмоционально сильнее, сознательнее, и обретают способности к преодолению проблем жизненного цикла. Мистические аллегории обычно основываются на представлении о добродетелях, побеждающих пороки и через это достигающих «триумфа» истины, символизируемой Святым Граалем. То же самое происходит в процессе архетипического путешествия по арканам Таро, когда индивидуальное Эго получает возможность стать истинной Самостью, целостной личностью. Изолированная человеческая душа — эта крохотная искорка изначального Адама, который, согласно представлениям иудейской каббалы, вмещал все души человечества — имеет возможность воссоединиться с такими же искрами в душе мира, Anima Mundi, и таким образом стать целой, исцелиться.
Как указывает Николз (Nichols, 1980), английское целый (whole) этимологически синонимично святому (holy), изначальное же значение глагола исцелить видно в его структуре — сделать целым. Юнг считал, что происхождение всего спектра современных неврозов связано с утерянной способностью к восприятию святости, разрывом духовных традиций. Многие хасидские сказки рассказывают архетипические истории, в которых человеку приходится отправиться в путешествие и совершить необходимые, пусть с виду и незначительные, деяния, которые впоследствии помогут ему освободить священные искры, находящиеся в заточении. Лоренс ван дер Пост, биограф Юнга, называвший его величайшим из великих, указывал на то, что считать концепцию коллективного бессознательного главным вкладом и главным интересом Юнга было бы ошибочно. Куда большей загадкой для Юнга оставался мир человеческого сознания и его глубинные взаимосвязи с вселенским бессознательным, связь индивидуальной души и души мировой.
Эта связь выражает себя через тонкий язык бессознательного, крайне экспрессивный и чуждый тем способам, через которые мы привыкли сознательно усваивать информацию.
Он восходит к тому, что Фрейд называл архаическими методами сообщения, предшествовавшими логическому мышлению, включающему «взрослые» сознательные мысли, выражаемые средствами языка.

Юнг опровергал упрощенное понимание сознания в качестве строго интеллектуального и рационального способа мышления. Определение сознания как способности к логическому суждению и рациональному мышлению — крайне узкий подход, восходящий к декартовскому «мыслю, следовательно, существую». И вот, нам тошно от все этой бессмыслицы (van der Post по Nichols, 1980); мы сбиты с толку ментальной дезориентацией и отчуждением в тесных рамках эго-сознания, низведенного до одного только картезианского cogito. Однако тут помогает осознание множества наших бессознательных проблем; другими словами, «помогает понимание того, что мы делаем и <…> наше понимание себя расширяет горизонты вариантов и возможностей» (Viorst, 1992, с. 4).
В процессе архетипического путешествия сквозь массивы изображений Таро, жизненные ситуации и чувства, связанные с ними экстернализируются и дают возможность буквально взглянуть на них, как будто бы со стороны, в то время, как сами карты лежат на столе, образуя ту или иную иллюстративную схему. Путешествие сквозь образы Таро есть, в сущности, динамический поиск идентичности и поиск смысла и ценности наших жизней через созидательные столкновения с бессознательным в процессе индивидуации. Даже если символы, составляющие путешествие, кажутся (как то показано в главе 3), «неясного происхождения и содержания, [они отсылают к] серии изображений карт Таро, [что] берут свое начало в архетипах трансформации» (Jung, CW сс.91, 81, цит. по Gad, 1994, с. I79).
Итак, двадцать два изображения больших арканов (рис. 4.1), архетипических образов трансформации. Прежде всего, я хотела бы отметить, что представленные ниже описания носят общий характер. В главе 8 будет разобрано, каким образом одни и те же изображения, включенные в различный контекст и относящиеся к разным людям, приобретают иные коннотации, совмещая общее и частное. Следует также обозначить, что даже при учете того, что арканы расположены, на первый взгляд, в линейной последовательности, это вовсе не значит, что человеческое развитие проходит точно по порядку их следования, от одного к другому. Специфика раскладов для каждого из пятнадцати участников исследования (см. главу 8) демонстрирует архетипические констелляции из больших и малых арканов во всем разнообразии их непредсказуемых сочетаний.
Жизнь и сказка — не одно и то же; частные обстоятельства и свобода воли также играют здесь важную роль. Архетипы создают почву для спонтанных действий, но жизненный опыт, накапливаясь, также образует устойчивые структуры, впоследствии оседающие в коллективном бессознательном и вносящие все более глубокие изменения в структуру архетипического бриколажа.
Это только повышает важность пристального рассмотрения взаимодействия разнородных факторов, каждый из которых впоследствии привнесет новые измерения в индивидуальные психические процессы. Каждый образ может быть интерпретирован на разных уровнях: чувств, эмоций, мыслей, действий, духовных устремлений т.д. В восьмой главе будет показано, насколько сильным может оказаться равно влияние и воздействие, оказываемые архетипами на психику участников и насколько разрушительны могут быть последствия, часто сопровождающие их.
Томберг (Anonymous, 2002) отмечает, что Большие арканы в качестве аутентичных символов должны быть представлены сознанию, чтобы «привести к возможности новых открытий, принятия новых идей» (с. 4). Практически все изображения имеют на себе живое существо, человеческую фигуру. Она, помимо изображенного тела, имеет также и собственный разум, душу и дух. И тогда как тело проходит через различные жизненные циклы и выполняет те или иные задачи, душа также претерпевает трансформацию — сама жизнь требует постоянного обновления, расширения и интенсификации нашего сознания.
Персонаж переходит с изображения на изображения, от одной стадии жизни к другой, от одной задаче к следующей. Это путешествие имеет не только обучающий, но и терапевтический аспект, т.к. с каждым новым переживанием душа исцеляется в процессе индивидуации и самореализации.
Путник, т.е., субъект толкования, несет с собой прошлое, что «со всеми его чарующими желаниями, страхами и страстями живет в настоящем» (Viorst, I992, с. 4) и творит будущее. Первое изображение в последовательности, пронумерованное нулем — Дурак; с него и начинается архетипическое путешествие. Человеческая душа едва появилась на свет, невинная и открытая соблазнам. Перед этим архетипичным Путником открывается множество возможностей, а самого себя он видит на вершине мира. Дурак увлекается в мир новых переживаний и истово верит, что этот мир только его и ждет. Временами он, пожалуй, может быть слишком наивен — архетип вечного дитя, puer aeternus, нераскрытого потенциала и новых возможностей в «бездне свободы», которую от него отделяет всего шаг. В Таро Уэйта Дурак стоит на вершине горы, перед самым краем пропасти. Один неверный шаг, и он может рухнуть вниз. Это один из вероятных выборов, открывающихся перед нашим Путником с головой в облаках.
Его самореактивное сознание еще не сформировалось и, согласно Юнгу, его эго неуверенно стоит на ногах. Однако, сам Юнг спрашивал, «как можно <…> обрести мудрость, не имея глупости?» (Jung, CW I I, с.953).
Что, если Дурак рискнет и сделает еще шаг? Он бросится в пропасть новых, неведомых переживаний. И даже если среди этих переживаний для него таится немало жизненных уроков, он готов рискнуть. Это трансформирует его в Мага, первый аркан, символ практической мудрости и успешного завершения начинаний, владеющего множеством инструментов и умеющего ими воспользоваться. Тогда как правая рука Мага сжимает палочку, направленную вверх, к небесам, левая указывает на землю, символизируя воплощение герметического принципа «что наверху, то и внизу». Номер 1, присвоенный этому аркану — простое число, неделимая целостность, соотносимая с алеф, буквой иврита, означающей дыхание жизни.
В движении через последующие опыты, от первого до двадцать первого арканов, сами основы идентичности Дурака будут испытаны и проявлены в лице прочих больших арканов в колоде. По Юнгу, каждый архетип воплощает темный и светлый аспекты как противоположности в биполярной паре. Качества, ассоциируемые с Магом — глубина познаний, понимания и видения. «Темная» же сторона Мага представлена Трикстером, капризным, несдержанным и предрасположенным к манипуляциям. Психология Трикстера отражает не знание, но смекалку, не понимание, но хитрость, не видение, но вуйаеризм.
В то время, как действия Мага подчинены этике и продиктованы мудростью, его противоположность, Трикстер, может насильно вовлекать людей в свои игры и избирать их целью проказ. Четыре предмета на столе Мага представляют четыре масти Таро: жезлы, пентакли, мечи и кубки. Они символизируют четыре юнгианских функции: чувство, мышление, ощущение и интуицию, используемые мудрым Магом в совокупности. Они также обозначают четыре элемента, используемых Магом в своей алхимической лаборатории: огонь, землю, воду и воздух. Все эти элементы собраны вместе, чтобы служить обогащению физического мира пятым элементом, квинтэссенцией всех прочих или, согласно гностической традиции, чтобы освободить человеческий дух от уз материального мира. Маг — символ ангела-хранителя, или святого, заботящегося о жизни каждого человека.
Следующее изображение именуется Верховной жрицей. Второй аркан символизирует женскую интуицию и духовную жизнь. Верховная жрица изображает «возвращение Богини» (Whitmont, I984) как женского принципа, дополняющего мужской по своей природе инструментальный рационализм, превалирующий в современном мире. Ее цель — раскрыть свиток, чтобы показать Дураку тайные символы, гностическое знание.
Верховная жрица также олицетворяет Софию (в греческой философии) или Шекину (в иудейской), представляющую Мудрость «записанную» в свиток на ее колене.
Юнг ассоциировал эту Мудрость с иудейской Хохма, одной из сфирот каббалистического Древа Жизни. Древо является символом божественного, нисходящего в наш человеческий, материальный мир. И именно Верховная жрица может впоследствии раскрыть свиток, чтобы тем открыть Дураку секреты гностического знания, утерянного в научном (читай: предельно маскулинном) рационализме и через это объединить божественное и человеческое.
София — в равной степени значимое понятие как для эллинистических философии и религии, платонизма и гностицизма, так и для православной церкви и христианского мистицизма. В Ветхом Завете София-мудрость персонифицирована в Книге притчей Соломоновых (8:22 31). Принцип Мудрости также соотносился средневековыми алхимиками со Святым Духом. Бог в союзе с возлюбленной Шекиной, или Логос в союзе с Софией порождают искомое coincidentia oppositorum[1], выраженное в важнейшем из юнгианских архетипов, Самости.
Ресимволизация Самости: герменевтика Таро и человеческое развитие
Глава 4
Человеческие переживания в символах Таро
Перед нами двадцать два изображения, двадцать два больших аркана Таро. Слово «аркан» происходит от латинского arca — ларец; глагол arcere, в свою очередь, означает «закрывать» или «запирать». Метафорически, аркан есть плотно запертый сундук, в котором сокрыта тайна: таков подразумеваемый смысл этого слова. Если обратиться к греческой этимологии, то «аркан» восходит к ἀρχή (архэ, греч. начало, источник). Юнг определял коллективное бессознательное как изначальные, первичные образы, встроенные в нашу психическую конституцию; эти архаические образы вполне могли вдохновлять художников, создавших изображения Таро. Следующие друг за другом в пространстве колоды Таро, эти изображеня очень похожи на иллюстрации к сказке с классическим сюжетом путешествия героя (или дурака) в поисках спрятанного сокровища.
Его путешествие, как правило, полно испытаний, однако, герой учится на собственном опыте и впоследствии оказывается способен преодолеть препятствия и победить своих противников, или, что более важно, свои комплексы и страхи, персонификации которых он встречает на своем символическом пути; все это наделяет его мудростью и закаляет его. Согласно Юнгу, символы выражают себя через «образы, своим содержанием <…> выходящие за грань сознания. Их содержание реально <…> они есть те вещи, с которыми не только возможно, но и абсолютно необходимо прийти в согласие» (Jung, CW 5, с.114).
Салли Николз (Nichols, 1980) в своей книге «Юнг и Таро» дает следующий комментарий по поводу корреляции сонетов Петрарки и больших арканов Таро, часто называемых trumps (англ. козыри). Козыри (trumps) есть ни что иное, как Триумфы (triumphs), и в сонетах Петрарки ряд аллегорических персонажей борется друг с другом — каждый одерживает триумф над предшествующим ему, более слабым — и с каждой победой основные персонажи становятся эмоционально сильнее, сознательнее, и обретают способности к преодолению проблем жизненного цикла. Мистические аллегории обычно основываются на представлении о добродетелях, побеждающих пороки и через это достигающих «триумфа» истины, символизируемой Святым Граалем. То же самое происходит в процессе архетипического путешествия по арканам Таро, когда индивидуальное Эго получает возможность стать истинной Самостью, целостной личностью. Изолированная человеческая душа — эта крохотная искорка изначального Адама, который, согласно представлениям иудейской каббалы, вмещал все души человечества — имеет возможность воссоединиться с такими же искрами в душе мира, Anima Mundi, и таким образом стать целой, исцелиться.
Как указывает Николз (Nichols, 1980), английское целый (whole) этимологически синонимично святому (holy), изначальное же значение глагола исцелить видно в его структуре — сделать целым. Юнг считал, что происхождение всего спектра современных неврозов связано с утерянной способностью к восприятию святости, разрывом духовных традиций. Многие хасидские сказки рассказывают архетипические истории, в которых человеку приходится отправиться в путешествие и совершить необходимые, пусть с виду и незначительные, деяния, которые впоследствии помогут ему освободить священные искры, находящиеся в заточении. Лоренс ван дер Пост, биограф Юнга, называвший его величайшим из великих, указывал на то, что считать концепцию коллективного бессознательного главным вкладом и главным интересом Юнга было бы ошибочно. Куда большей загадкой для Юнга оставался мир человеческого сознания и его глубинные взаимосвязи с вселенским бессознательным, связь индивидуальной души и души мировой.
Эта связь выражает себя через тонкий язык бессознательного, крайне экспрессивный и чуждый тем способам, через которые мы привыкли сознательно усваивать информацию.
Он восходит к тому, что Фрейд называл архаическими методами сообщения, предшествовавшими логическому мышлению, включающему «взрослые» сознательные мысли, выражаемые средствами языка.

Юнг опровергал упрощенное понимание сознания в качестве строго интеллектуального и рационального способа мышления. Определение сознания как способности к логическому суждению и рациональному мышлению — крайне узкий подход, восходящий к декартовскому «мыслю, следовательно, существую». И вот, нам тошно от все этой бессмыслицы (van der Post по Nichols, 1980); мы сбиты с толку ментальной дезориентацией и отчуждением в тесных рамках эго-сознания, низведенного до одного только картезианского cogito. Однако тут помогает осознание множества наших бессознательных проблем; другими словами, «помогает понимание того, что мы делаем и <…> наше понимание себя расширяет горизонты вариантов и возможностей» (Viorst, 1992, с. 4).
В процессе архетипического путешествия сквозь массивы изображений Таро, жизненные ситуации и чувства, связанные с ними экстернализируются и дают возможность буквально взглянуть на них, как будто бы со стороны, в то время, как сами карты лежат на столе, образуя ту или иную иллюстративную схему. Путешествие сквозь образы Таро есть, в сущности, динамический поиск идентичности и поиск смысла и ценности наших жизней через созидательные столкновения с бессознательным в процессе индивидуации. Даже если символы, составляющие путешествие, кажутся (как то показано в главе 3), «неясного происхождения и содержания, [они отсылают к] серии изображений карт Таро, [что] берут свое начало в архетипах трансформации» (Jung, CW сс.91, 81, цит. по Gad, 1994, с. I79).
Итак, двадцать два изображения больших арканов (рис. 4.1), архетипических образов трансформации. Прежде всего, я хотела бы отметить, что представленные ниже описания носят общий характер. В главе 8 будет разобрано, каким образом одни и те же изображения, включенные в различный контекст и относящиеся к разным людям, приобретают иные коннотации, совмещая общее и частное. Следует также обозначить, что даже при учете того, что арканы расположены, на первый взгляд, в линейной последовательности, это вовсе не значит, что человеческое развитие проходит точно по порядку их следования, от одного к другому. Специфика раскладов для каждого из пятнадцати участников исследования (см. главу 8) демонстрирует архетипические констелляции из больших и малых арканов во всем разнообразии их непредсказуемых сочетаний.
Жизнь и сказка — не одно и то же; частные обстоятельства и свобода воли также играют здесь важную роль. Архетипы создают почву для спонтанных действий, но жизненный опыт, накапливаясь, также образует устойчивые структуры, впоследствии оседающие в коллективном бессознательном и вносящие все более глубокие изменения в структуру архетипического бриколажа.
Это только повышает важность пристального рассмотрения взаимодействия разнородных факторов, каждый из которых впоследствии привнесет новые измерения в индивидуальные психические процессы. Каждый образ может быть интерпретирован на разных уровнях: чувств, эмоций, мыслей, действий, духовных устремлений т.д. В восьмой главе будет показано, насколько сильным может оказаться равно влияние и воздействие, оказываемые архетипами на психику участников и насколько разрушительны могут быть последствия, часто сопровождающие их.
Томберг (Anonymous, 2002) отмечает, что Большие арканы в качестве аутентичных символов должны быть представлены сознанию, чтобы «привести к возможности новых открытий, принятия новых идей» (с. 4). Практически все изображения имеют на себе живое существо, человеческую фигуру. Она, помимо изображенного тела, имеет также и собственный разум, душу и дух. И тогда как тело проходит через различные жизненные циклы и выполняет те или иные задачи, душа также претерпевает трансформацию — сама жизнь требует постоянного обновления, расширения и интенсификации нашего сознания.
Персонаж переходит с изображения на изображения, от одной стадии жизни к другой, от одной задаче к следующей. Это путешествие имеет не только обучающий, но и терапевтический аспект, т.к. с каждым новым переживанием душа исцеляется в процессе индивидуации и самореализации.
Путник, т.е., субъект толкования, несет с собой прошлое, что «со всеми его чарующими желаниями, страхами и страстями живет в настоящем» (Viorst, I992, с. 4) и творит будущее. Первое изображение в последовательности, пронумерованное нулем — Дурак; с него и начинается архетипическое путешествие. Человеческая душа едва появилась на свет, невинная и открытая соблазнам. Перед этим архетипичным Путником открывается множество возможностей, а самого себя он видит на вершине мира. Дурак увлекается в мир новых переживаний и истово верит, что этот мир только его и ждет. Временами он, пожалуй, может быть слишком наивен — архетип вечного дитя, puer aeternus, нераскрытого потенциала и новых возможностей в «бездне свободы», которую от него отделяет всего шаг. В Таро Уэйта Дурак стоит на вершине горы, перед самым краем пропасти. Один неверный шаг, и он может рухнуть вниз. Это один из вероятных выборов, открывающихся перед нашим Путником с головой в облаках.
Его самореактивное сознание еще не сформировалось и, согласно Юнгу, его эго неуверенно стоит на ногах. Однако, сам Юнг спрашивал, «как можно <…> обрести мудрость, не имея глупости?» (Jung, CW I I, с.953).
Что, если Дурак рискнет и сделает еще шаг? Он бросится в пропасть новых, неведомых переживаний. И даже если среди этих переживаний для него таится немало жизненных уроков, он готов рискнуть. Это трансформирует его в Мага, первый аркан, символ практической мудрости и успешного завершения начинаний, владеющего множеством инструментов и умеющего ими воспользоваться. Тогда как правая рука Мага сжимает палочку, направленную вверх, к небесам, левая указывает на землю, символизируя воплощение герметического принципа «что наверху, то и внизу». Номер 1, присвоенный этому аркану — простое число, неделимая целостность, соотносимая с алеф, буквой иврита, означающей дыхание жизни.
В движении через последующие опыты, от первого до двадцать первого арканов, сами основы идентичности Дурака будут испытаны и проявлены в лице прочих больших арканов в колоде. По Юнгу, каждый архетип воплощает темный и светлый аспекты как противоположности в биполярной паре. Качества, ассоциируемые с Магом — глубина познаний, понимания и видения. «Темная» же сторона Мага представлена Трикстером, капризным, несдержанным и предрасположенным к манипуляциям. Психология Трикстера отражает не знание, но смекалку, не понимание, но хитрость, не видение, но вуйаеризм.
В то время, как действия Мага подчинены этике и продиктованы мудростью, его противоположность, Трикстер, может насильно вовлекать людей в свои игры и избирать их целью проказ. Четыре предмета на столе Мага представляют четыре масти Таро: жезлы, пентакли, мечи и кубки. Они символизируют четыре юнгианских функции: чувство, мышление, ощущение и интуицию, используемые мудрым Магом в совокупности. Они также обозначают четыре элемента, используемых Магом в своей алхимической лаборатории: огонь, землю, воду и воздух. Все эти элементы собраны вместе, чтобы служить обогащению физического мира пятым элементом, квинтэссенцией всех прочих или, согласно гностической традиции, чтобы освободить человеческий дух от уз материального мира. Маг — символ ангела-хранителя, или святого, заботящегося о жизни каждого человека.
Следующее изображение именуется Верховной жрицей. Второй аркан символизирует женскую интуицию и духовную жизнь. Верховная жрица изображает «возвращение Богини» (Whitmont, I984) как женского принципа, дополняющего мужской по своей природе инструментальный рационализм, превалирующий в современном мире. Ее цель — раскрыть свиток, чтобы показать Дураку тайные символы, гностическое знание.
Верховная жрица также олицетворяет Софию (в греческой философии) или Шекину (в иудейской), представляющую Мудрость «записанную» в свиток на ее колене.
Юнг ассоциировал эту Мудрость с иудейской Хохма, одной из сфирот каббалистического Древа Жизни. Древо является символом божественного, нисходящего в наш человеческий, материальный мир. И именно Верховная жрица может впоследствии раскрыть свиток, чтобы тем открыть Дураку секреты гностического знания, утерянного в научном (читай: предельно маскулинном) рационализме и через это объединить божественное и человеческое.
София — в равной степени значимое понятие как для эллинистических философии и религии, платонизма и гностицизма, так и для православной церкви и христианского мистицизма. В Ветхом Завете София-мудрость персонифицирована в Книге притчей Соломоновых (8:22 31). Принцип Мудрости также соотносился средневековыми алхимиками со Святым Духом. Бог в союзе с возлюбленной Шекиной, или Логос в союзе с Софией порождают искомое coincidentia oppositorum[1], выраженное в важнейшем из юнгианских архетипов, Самости.