Да очень просто! Разузнать, сохранились ли с того периода (XV -- XVI вв.) другие козыри Таро или их описания в письменных источниках.
И тогда оказывается, что и карты сохранились, и названия их перечисляются. (Все данные для этой страницы взяты из томов I и II "Энциклопедии Таро" Стюарта Каплана -- кроме карт "Висконти-Сфорца", восстановленных А. Атанассовым и изданных итальянской фирмой Lo Scarabeo, и двух старопечатных карт, восстановленных Робертом М. Плейсом.)
Справа от козырей ПМБ вы видите карты "Метрополитэн-Будапешт" с неразрезанных печатных листов, которые сохранились лишь потому, что были использованы в качестве картонной основы обложек старинных книг. Часть листов хранится в музее Метрополитэн в Нью-Йорке, часть -- в Будапеште (отсюда и название), и по возрасту они примерно ровесники карт "Висконти-Сфорца". На многих картах можно различить латинскую нумерацию, которая часто не совпадает с "традиционной" марсельской. Например, фигура Фемиды -- не VIII, а XX! Курьез? Или совсем другая традиция?
Первый известный историкам список козырей Тарокки содержится в итальянском латинском манускрипте Sermones de Ludo Cum Aliis. Затем козыри перечисляются в трех итальянских поэмах XVI века. Все эти списки хорошо согласуются между собой и с нумерацией карт "Метрополитэн-Будапешт" (за исключением пары расхождений). Так не логичнее ли было бы предположить,что именно ТАК назывались и нумеровались козыри Таро "Висконти-Сфорца" -- а не по образцу Марсельского Таро, которое появилось в Италии гораздо позже?












http://s4.uploads.ru/zArH3.png
http://s5.uploads.ru/7LGmM.png
http://s4.uploads.ru/DSJQ4.png
http://s4.uploads.ru/O2gbF.png
http://s4.uploads.ru/RYxjz.png
http://s5.uploads.ru/U7ujc.png
http://s4.uploads.ru/qVZeB.png
http://s5.uploads.ru/FXedH.png
http://s5.uploads.ru/w6B8X.png
http://s5.uploads.ru/5Yf4v.png
http://s4.uploads.ru/kl8e2.png
http://s5.uploads.ru/9IgoG.png
Итак, мы видим, что в Италии XV -- XVI веков не было единого мнения по поводу расположения "императорских" и "папских" карт. Понятно, что вторые должны "торжествовать" (ведь итальянское название козырей trionfi означает "триумфы", "торжества") над первыми, ибо папская власть -- божественная, а императорская -- лишь мирская. Но при этом явно мужчины должны "торжествовать" над женщинами! И тут возможны два варианта:
Императрица--Папесса--Император--Папа
либо
Императрица--Император--Папесса--Папа
В любом случае в этой подсерии Императрица будет низшей картой, а Папа -- высшей. И оба варианта выглядят логичнее, чем марсельский порядок
Папесса--Императрица--Император--Папа.
Впрочем, в Марсельском Таро, по-видимому, своя логика: равномерное, через две карты, распределение "религиозных" козырей (церковные лидеры и три канонических Добродетели) Папесса--Папа--Справедливость (Правосудие)--Сила (Стойкость, Мужество)--Умеренность (Воздержанность). В староитальянских же картах Добродетели ни с кем не группируются, а распределяются по одной в каждую семерку козырей, причем высшая Добродетель -- Справедливость -- доминирует даже над космогоническими картами (Звезда, Луна, Солнце) и Ангелом!
Второй пункт расхождения между различными списками староитальянских козырей -- Любовь и Колесница. Три источника ставят Любовь выше (номер VIII), и лишь один -- ниже (VII). Я бы принял первый вариант просто "по большинству голосов".
Проанализировать философский смысл ранней нумерации козырей Таро, представленной на этой странице, предоставляю читателю. При этом стоит помнить о том, что сами ЗНАЧЕНИЯ староитальянских козырей очень отличаются от тех, которые приводятся в трудах по оккультному Таро (написанных гораздо позже французами, англосаксами и русскими). Козырь I (Bagatello и т. п.), например, никогда не воспринимался в Италии как "Маг". Это фокусник самого низкого, уличного пошиба, жулик-наперсточник, мастеровой-лоточник, в общем, фигляр и пройдоха. Вместе с юродивым Matto он представляет низшую ступень социальной (и космической) иерархии. Козырь XI никогда не воспринимался как "Отшельник". Это символ Времени, очень распространенный в Эпоху Возрождения, и в руке у него -- не фонарь, а песочные часы. Козырь XII никогда не воспринимался как "Жертва". Это Предатель, повешенный, по старой итальянской традиции, за одну ногу.
(c) A. KOCTEHKO, 2002