Верба в славянской мифологии

Аватара пользователя
Alberti
Сообщения: 500
Зарегистрирован: Пн сен 11, 2017 2:55 pm
Интересы в магии: Собиратель магических историй

Верба в славянской мифологии

Непрочитанное сообщение Alberti » Пн апр 16, 2018 2:23 am

В народе верба считалась священной и наделялась магическими свойствами не только в силу своего христианского значения. Представления об этом уходят корнями в дохристианские, языческие времена и связаны с жизненной силой, заключенной в этом растении, свидетельством которой считались распустившиеся раньше других почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и при помощи некоторых обрядовых действий, через прикосновение, должно было передать здоровье, силу и красоту человеку или животному.

В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами, иногда это делали только после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной литургии. Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В Сибири для нее делали украшенный тряпочками и лентами "теремок" из соломы, который вешали перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали освященное яйцо.

Как только освященную вербу приносили домой (иногда прямо у церкви), ею "для здоровья" ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей. При этом приговаривали: "Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез", "Верба красна, бей до слез, будь здоров!", а стегая ребятишек: "Как вербочка растет, так и ты расти". В некоторых местах с той же целью ударяли скот или давали ему съесть веточку или ее почки (в Саранском у. это должно было предохранить скот от падежа).
В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай (московск.) или в хлебцы (ярославск.), для того чтобы овечки "водились". В некоторых местах вербные почки сменило специально испеченное из теста в форме почек и освященное вместе с вербой в Лазареву субботу печенье — "барашки" (костромск.). Такие же "барашки", "бабашки" или "акатушки" по числу скотины и птицы пекли в Можайском у. Московской губ. Чаще они имели круглую форму, а кое-где состояли из кольца и шарика. Тесто для них делалось из ржаной муки с добавлением толченого конопляного семени или отрубей. В последнем случае простые ржаные "бабашки" пекли для себя, а с отрубями скармливали скотине. В Рязанской губ. также существовал обычай в этот день печь из теста небольшие шарики — "орешки", которыми кормили овец, чтобы они принесли по паре ягнят близнецов каждая. Такое печенье называлось "кытька", а вербное воскресенье слыло "ягнячим праздником".
В Енисейской губ. освященную вербу скармливали коровам и овцам в "чистый" четверг, при этом говорили: "Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните".

Повсеместно было принято ударять каждую скотинку, провожая ее со двора и гоня в поле в день первого выгона скота, на Егория Вешнего. При первом выгоне лошадей в ночное, производившемся обычно на Николу Вешнего, лошадей стегали только вербой. После этого выбрасывать вербу считалось грехом, ее обычно сжигали в печи, "пускали на воду" или втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и имела приплод. В Никольском у. Вологодской губ. вербу после выгона скармливали коровам, считая это верным средством защиты их от волков и медведей.

Вербе приписывали способность повышать урожайность и плодородие земли,для этого после выгона скота ее крошили в семена,предназначенные для посева,сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полю. Чтобы сберечь посевы, веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее "оживет", а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. Иногда это действие объясняли тем, что скот летом не будет убегать с пастбища домой. В Поречском у. Смоленской губ. хозяйка бросала в хлеву в навоз прут, которым выгоняла скотину, при этом она прыгала, как можно выше, чтобы уродился лен. С той же магической силой, по мнению крестьян, воздействовала верба и на человека. Считалось, что съеденные женщиной почки освященной вербы могут излечить ее от бесплодия. В некоторых местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, — град, а брошенная в огонь, прекращает пожар. Повсеместно хозяйки прятали освященную вербу за иконы в убеждении, что она защитит от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость