КАМЕНЬ-один из первоэлементов мира

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

КАМЕНЬ-один из первоэлементов мира

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Чт май 03, 2018 8:02 am

... (наряду с землей, водой, огнем, воздухом); символ мертвой природы. Твердость, прочность, долговечность, неподвижность, неподверженность изменениям определяют его использование в охранительной, продуцирующей и лечебной магии. В народной космогонии Камень трактуется как опора, основание, стержень, ось мира и уподобляется дереву мировому и горе.



В первые времена Камни были подобны живым существам: они чувствовали, размножались, росли, как трава, и были мягкими; с тех пор на Камнях остались углубления — следы ног Бога, Богородицы, святых, нечистой силы. Камни перестали расти, когда Бог проклял людей и землю за грехи. Происхождение крупных каменных глыб, валунов, скал и т.п. часто объясняется окаменением людей (иногда животных), великанов, проклятых или наказанных за грехи. В народной традиции распространено почитание культовых Камней, особенно связанных с именами святых или легендарных героев: Богородицы, св. Параскевы, Марко Кралевича и др.Камни выступает как заместитель человека: по обычаю южных славян, в случае смерти одного из близнецов или одномесячников, чтобы предотвратить смерть второго, нужно в гроб умершему положить камень и сказать: «Оставляем тебе в качестве брата этот камень: а X. (имя живого брата. — Авт.) берем себе братом».
Камень используется для обезвреживания опасности, чтобы ее источник стал мертвым и неподвижным, как Камень: чтобы волки не нападали на скотину, сербы в день св. Саввы раскаляли на огне Камень. Чтобы предохранить воду в колодце от порчи, поляки туда кидали Камень. Крепость и нерушимость Камня определяют его использование в магических приемах сохранения крепкого здоровья: украинцы, болгары, поляки и чехи, чтобы не болела голова, во время первого грома трижды ударяли себя Камнем по голове.
Принадлежностью Камня к мертвой природе (он холодный, неподвижный, бесплодный, не растет, не развивается) объясняются запреты сажать ребенка на Камень, — поляки считали, что иначе он не будет расти. В Польше существовал также запрет закапывать послед под Камень, иначе следующие роды будут тяжелыми. Камню из-за его неподвижности приписывались свойства останавливать, прекращать болезнь или опасность. В южнославянской лечебной практике останавливающими свойствами якобы обладал становит Камень[«останавливающий камень»] — большой, широкий, отдельно стоящий Камень: если у женщины умирали дети, она, стоя на таком Камне, должна была связать носочки и скроить рубашку своему ребенку, чтобы «остановить» смерть.В похоронном обряде также используются «останавливающие» свойства Камня: после выноса тела Камень (наряду с железными предметами) помещают на то место, где лежал покойник, чтобы защитить Домочадцев от смерти. Древний обычай устанавливать надгробные Камни также объяснялся стремлением «связать» душу, «привязать» ее к могиле, дать ей обиталище, чтобы она не блуждала по свету. В похоронном обряде, а также в лечебной практике Камень использовался в архаичной функции каменного орудия, заменяя собой нож, ножницы: у сербов при изготовлении покрова и одежды для покойника полотно рассекали камнем; у белорусов камнем отрезали пуповину новорожденному мальчику, чтобы он был сильным.Камень является местом пребывания демонов: русалки, водяного; на грудах Камней , собранных с полей, танцуют ведьмы. Место под Камнем связано с потусторонним миром: под ним скрывается во время грозы дьявол и демоны, происходящие из душ детей некрещеных; поляки считали, что там пребывают грешные души.Иногда Камень в силу своей твердости ассоциировался с мужским началом. У болгар известен мотив чудесного зачатия юнака от Камня, который носила с собой его мать. Белорусы считали, что если в земле под супружеской кроватью лежит Камень, женщина забеременеет мальчиком.У южных славян Камень применялся в юридических ритуалах как орудие наказания (забивание камнями), как знак поругания (его должен был носить осужденный за прелюбодеяние), как символ клятвы и проклятия.

Левкиевская Е.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость