Магические свойства росы

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 2503
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: некромагия

Магические свойства росы

Непрочитанное сообщение Цила » Вт май 15, 2018 6:44 pm

«Живая вода»: Роса

«Божья роса Божью землю кропит»
Магические свойства росы

Вода в определенные дни (Рождество, Новый год. Сретенье, в Великий четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий: делать это следовало до восхода солнца, желательно раньше всех («непочатая вода»), при этом запрещалось отливатьэту воду из ведра или зачерпывать вторично; следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом.12 Почиталась священной и роса, о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далемвыражения: «Росою, да через серебро умыться - бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы итрава не растет» и т. д.13 В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать имсилу, красивый вид и т. п.)».14

В славянских заговорах в начальной части текста, известной как«чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею),15 да и вообще росачасто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению («прибавленная» св. Егорием или «выпущенная» его матерью; собранная Богородицей; она «падает» на яблоню врайском саду; на нее переходят болезни; по ней ходит Богородица и едет Егорий; ею Христос поливает змей; ее «сбивают» три калеки;«слизывает» солнце и т. д.).16
Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась,очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок.17 Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинногогероя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Ивановичон на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пелаона песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Ивановичумывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».18
2.2. «Юрьевская» роса

Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется», «раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий росу спускает») вместе с первой зеленью. По мнению Т.А.Агапкиной, «магическое соприкосновение с этой первой росой становится основной целью ритуальных "хождений в жито"».19«Юрьевская» роса в народных представлениях почиталась целебной: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов»; «Катаются по росе»;«Будь здоров, как Юрьева роса!»20

В славянской традиции ритуальные обходы полей в Юрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство; сбор росы был направлен также на «отбирание / увеличение урожая, надоев».21 Славянские «ведьмы», известные под разными именами, в Юрьев деньсобирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных славян, в Карпатах и у восточных славян. У последних сбор росы в ночьнакануне Юрьева дня производился «цедилкой (тканью для процеживания молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове иликропили ею скот».22
Наряду со сбором росы, по всей территории Украины и Белоруссии на Юрьев день встречается катание (кувыркание) по земле (повсходам озими), причем значительная часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе связывалась с росой, а иногда отмечаетсяименно «катание по росе».23 В Белоруссии рано утром в Юрьев деньбыло принято ходить росу «таптаць» или «трусыты».24 Следует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбиранияурожая» заключается в том, что «ведьма отправляется в поле вскорепосле того, как на посевы легла роса, катается по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либопереносит ее в свой амбар.25 В то же время у русских «катание по росе» в Юрьев день зафиксировано только в Смоленской губернии:«На Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю».26 По мнению В.К. Соколовой, «здесь возможно белорусское влияние».27

В отдельных славянских землях мотив отбирания молока припомощи специально собранной росы встречается в верованиях. приуроченных не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу (Страстной Пятнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочениеверевки по росе от чужого хлева к своему». Собранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вымя», а также варили на ней «зелье из собранных трав».28

Примечания:
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Цила
Сообщения: 2503
Зарегистрирован: Ср янв 24, 2018 11:49 pm
Откуда: Россия
Род занятий: некромагия

«Катание по росе» как языческое таинство

Непрочитанное сообщение Цила » Вт май 15, 2018 6:45 pm




«Живая земля»: Катание


«Не космос погодой правит —
Народ поохладел к земле.
Вот она, Матушка, и остывает»
.1

Отношение к Земле как к живому существу и ее обожествление имеют глубокие корни.2
Древнерусскому культу Земли, нашедшему отражение в средневековых письменных источниках, посвящены классические работы С.Смирнова 3 и В.Л.Комаровича.4
В круг явлений, связанных с поклонением Земле, входит, в частности, обычай «исповеди земле», известный новгородским еретикам-стригольникам в XIV веке и сохранявшийся у старообрядцев в XIX веке.5
Исследователями собран также обширный материал об обряде «катание/кувыркание по земле» в славянской народной традиции.6
Безусловно, этот обряд связан не только с аграрной магией,7 но и с более древним культом Земли.
8 Данные о «катании/кувыркании по земле» в славянской традиции включают различные его виды: святочное — по полу в помещении, масленичное — с гор, весенне-летнее и по окончании жатвы — по полю (в том числе катание священнослужителей во время так называемого «хождения в жито» на Пасхальной неделе, в Вознесение или в Юрьев день) и т. д., среди нихи «катание по росе» утром в Юрьев день или на Купалу.9

Безусловно, трудно четко разграничить катание «по земле», «пополю», «по траве», «по житу» и «по росе» — не всегда в источниках прямо говорится, покрыта ли земля (поле, трава, жито) росой.Повсеместно распространенная приуроченность совершения обряда ко времени перед восходом солнца, однако, сама по себе неизбежно превращает в наших широтах катание / кувыркание по земле (полю, траве, житу) именно в катание / купание в росе (особенно в ночьперед праздником Купалы, 24 июня ст. ст. — 7 июля нов. ст., но также и в Юрьев день).10


Примечания:
"Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же... Страх." Конрад Керз ©

Аватара пользователя
Gladia Vespera
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Сб фев 25, 2017 9:41 pm
Интересы в магии: Магия Стихий, современный шаманизм

Re: Магические свойства росы

Непрочитанное сообщение Gladia Vespera » Вт июн 12, 2018 2:58 pm

🌿 В весеннее время, начиная с первого росного дня и до самой Литы-Купалы, роса считается священной влагой, обладающей большой магической силой. Роса вообще в народных представлениях жидкость мистическая - она не текла в реке или ручье, не пробилась из под земли или сквозь камни, она не падала дождем с небес - она появляется чудесным образом прямо на цветах, травах и листья, недолго лежит на них, и исчезает. Это перекликается, например, с легендами о некоторых источниках живой воды, которые "открываются" лишь на краткое время, а потом снова уходят в землю, скрываются. Хранительницами таких источников живой воды нередко считались Зори, и в заговорах на росу Зори, солнцевы сестрицы, упоминаются весьма часто: Зоря, целительница и очистительница, могла дать росе особую силу.





Сейчас, весной, и особенно в предкупальское время, роса вбирает в себя не только чистую силу Зорь, а еще и дыхание плодородной земли, и зелёную силу трав, и потому считается особенно волшебной и чистой.

Росой в это время года умывались - говорили, что это придаст человеку, который так делает, молодости и красоты. В росе купались - бегали без одежды через высокие росистые травы или катались по росистой траве или ржи - это обещало телесную крепость и здоровье. По росе ходили босиком, черпая её руками и омывая лицо и тело с определенными заговорами - так снимали сглаз и порчу. Росу собирали для целительских практик: зелье, в которое добавлено несколько капель купальской утренней росы считалось более сильным. Хоть Зорь и две, утренняя и вечерняя, но утренняя роса как правила считалась и более сильной, и более полезной, а вот вечернюю зато собирали для всякого не очень доброго колдовства.



Ответить

Вернуться в «Теория и статьи»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость