Культ огня в религии Заратуштры

Аватара пользователя
Элизабетт
Сообщения: 901
Зарегистрирован: Пт май 05, 2017 3:09 pm
Интересы в магии: Ритуальная магия, мантика

Культ огня в религии Заратуштры

Непрочитанное сообщение Элизабетт » Пт фев 09, 2018 5:32 pm

В зороастризме огню отводится исключительная роль - он считается высшим творением Ахурамазды. В Ривайатах Заратуштра вопрошает Ахурамазду:
- Что имеет большую ценность телесный мир или Атар, Огонь Ахурамазды?
- Огонь, ответил Ахура. - Атар, священная огненная стихия. Он ценнее телесного мира, ибо, если бы не было Огня, не мог бы существовать и мир. Я сотворил огонь из собственного разума, а его сияние - из Бесконечного Света Анграоша.

Огонь разлит по всему космосу и пребывает во всех его живых творениях, кроме храфстры - порождений злокозненного Ахримана. В авестийской традиции огонь почитали под именем Атар, которое в среднеперсидской форме трансформировалось в Адур. Все народы индоиранского региона с древнейших времен поклонялись огню. По представлениям индоиранцев, огонь воплощал Истину-Ашу и был ее зримым проявлением в реальном мире. Возлияние алтарному огню составляло важнейшую часть ежедневного религиозного ритуала. Считалось, что жертвенное возлияние огню увеличивает силу истины и правды в мире, ибо истина - дух огня. Зороастрийцы, продолжая традицию древних ариев, наделяли огонь качествами подателя благ, удачи и счастья.

Алтарь огня. Реконструкция.

Ведический Агни, занимающий одно из ведущих мест в индуистском пантеоне, полностью соответствует иранскому Атару. Функции Агни очень близки функциям иранского божества «огненной молитвы» Нарья-Санха - постоянного спутника Атара. Так же, как и Агни, имеющий эпитет Нара Шанса («Хвала мужей огню»), авестийский Нарья-Санха символизирует молитвенную силу, возносящую на небеса запах жертвенных благовоний, возлитой хаомы и просьбы людей к богам. Согласно ранним верованиям, молитва, обращенная к жертвенному алтарному пламени, обладает большей магической силой, ибо ее возносит к небесам сам Нарья-Санха — посредник между людьми и Изедами. Таким образом, через посредство огня устанавливается духовная взаимосвязь между миром людей и миром Истины. Нарья-Санх как одна из ипостасей Атара прославляется в «Ясне» 17.1, где он выступает в качестве божества, связующего алтарные огни малых локальных храмов с главным зороастрийским огнем Адур-Варахран.
Зороастрийские алтари огня в Накшти-Рустами
Зороастрийские алтари огня в Накшти-Рустами

Персы, будучи одним из народов индоевропейской группы, возвели культ огня на недосягаемую высоту истинного священнодействия. Если в других индоевропейских традициях почитание этой стихии ограничивалось поклонением огню как семейному пенату либо охранителю государства, то в религии Заратуштры огонь предстал в образе видимого тела Творца вселенной Господа Ахура-мазды. Атар тесно связан с космическим законом Аша, установленным Творцом, он в качестве животворной нематериальной субстанции пропитывает собой весь космос, наполняя жизненной энергией создания Хормазда.

Образ Атара пехлевийские источники представляют в пяти ипостасях, позволяющих понять, насколько емким и объемным было представление зороастрийцев об огненной стихии. Первая и невидимая ипостась огня - «огонь, который в телах животных и людей». Его называют Вохуфрйана, он наполняет тело жизненной энергией, согревает его и обеспечивает течение физиологических процессов. Видимое проявление внутреннего огня — блеск в глазах.
Когда Атар-Вохуфрйана покидает человека вместе с последним его дыханием, тело коченеет и становится добычей демонов. Вторая ипостась огня - Узваришта - «огонь, который в растениях», символизирующий жизненную силу, содержащуюся в зерне, заставляющую его расти, превращаться в растение, цвести и плодоносить. Эта ипостась огня связана с передачей генетического материала. Третья ипостась Атара — космическая, воплощающая собой энергию звезд и Солнца. Берсизава - «Огонь, пылающий перед Господом на небесах». Четвертая ипостась огня - небесная, это огонь молнии, поражающий бесов, главное оружие всех богов-громовников индоевропейских пантеонов. Зороастрийцы называли огонь молнии именем Вазишта. Спеништа - «земное» пламя храмовых алтарей и домашних очагов — пятая ипостась Атара. Считается, что когда Атар Спеништа снизошел на землю, от него были зажжены все священные сакральные огни зороастрийской религии. Это видимый, близкий и даже отчасти прирученный огонь, согревающий, настраивающий на религиозный лад и освещающий жизненный путь человека.



домашние алтари огня

Огонь для зороастрийцев является лишь символом величия Господа, также как для христиан символом смерти и воскресения Христа является крест. Зороастрийцы поклоняются не самому огню, а той высшей светоносной космической субстанции, которая воплощается в плазменном состоянии вещества в виде чистой энергии. Посему называть зороастрийцев огнепоклонниками равносильно тому, что назвать христиан крестопоклонникми.

Первые зороастрийцы видели в природных стихиях воплощение божественных энергий, а потому не нуждались в храмах, устраивая богослужения под открытым небом. Геродот, описывая религию персов, утверждал: «Что касается обычаев персов, мне известно, что они таковы. В их обычаи не входит изготовление и воздвижение статуй, храмов и алтарей, а тех, кто так поступает, они считают глупцами, я думаю потому, что они никогда не считали богов подобными людям, как это делают эллины; но они называют весь небесный свод Зевсом и ему совершают жертвоприношения на высочайших вершинах гор. Они приносят жертвы также Солнцу, Луне, земле, огню, воде и ветрам».
Центром зороастрийских ритуалов во все времена был огонь. Под небесным куполом нерукотворного храма огонь, взятый из домашнего очага, превращался в центр религиозной жизни общины. Когда от кочевого образа жизни ираноязычные арии перешли к оседлому земледелию, возникли первые стационарные алтари огня, которые некоторое время все еще оставались храмами под открытым небом. Примеры тому сохранились в Экбатанах - столице Мидии и Пасаргадах - столице Парса (раннеахеменидская эпоха IX-VIII веков до нашей эры).

Храмовое поклонение явилось поздним введением в религию Заратуштры. Зороастризму было уже около двух тысяч лет, когда был воздвигнут первый храмовый комплекс для поклонения негасимому пламени священного огня маздаяснийцев. Первые зороастрийские храмы были возведены в царствование Артаксеркса II (404-359 годы до н.э.) из династии Ахеменидов, возможно, в подражание вавилонским обычаям. Культ статуй, который также пытался учредить Артаксеркс II, был отвергнут жречеством как слишком радикальное изменение религиозных традиций зороастризма. Вместо рукотворных статуй в центре зороастрийского святилища был воздвигнут алтарь вечно горящего огня, постоянно поддерживаемый приставленными к нему жрецами.

Алтарь огня в зороастрийском храме

Традиция строгого убранства храмов огня сохранилась до настоящего времени. Молитвенная комната устроена исключительно просто, в ней нет ни статуй, ни каких-либо выразительных архитектурных элементов. На стенах и потолках отсутствуют фигурные и орнаментальные композиции. Внимание верующих сосредоточено только на жаровне с огнем, и ничто не может отвлечь от созерцания огня, живого образа бога. «Чистое пламя символизирует того, кто сам является вечным светом», - говорят последователи религии Зороастра. В освещении зороастрийских храмов, даже находящихся в скальных гротах и пещерах, не допускается никаких источников искусственного света, которые могли бы затмить славу божественного света священного пламени и света солнца, лучи которого проникают в святилище через оконные проемы и отверстия в потолке.

Святилище расположено в углублении храма, в нем находится непосредственно святыня - чаша с вечно горящим огнем. Из этого священного сосуда во время проведения литургии берутся угли и на жаровне выносятся в общий молитвенный зал. Рядовые верующие, приближаясь к священным вратам, за которыми горит вечный огонь, совершают глубокий поклон и оставляют в качестве пожертвования дрова для огня. Молитву каждый творит индивидуально, вознося свои чаянья непосредственно к богу. Жрецы же от имени верующих мирян совершают обряд Ясны, взывая к самому Творцу мироздания Ахурамазде и его ангелам Изедам — высшим небесным сущностям, («достойным поклонения» в переводе с персидского). Уходя из храма, верующие уносят с собой щепотку золы, чтобы положить ее в собственный домашний очаг, и тем самым продлить благодатное действие храмового огня.

Три главных храмовых огня в зороастрийской традиции имели сакральное значение и вместе с тем символизировали три сословия иранского общества - воинов, жрецов и общинников - скотоводов и земледельцев. Огонь, по преданию зажженный самим Кави Виштаспой, Атар-Виштасп (позднее, Адур-Гушнасп) находился в Мидии, в иранском Азербайджане в районе Шиза и был посвящен царю и воинскому сословию. Огонь Хварны - божественной благодати Атар-Фарнбаг был посвящен жреческому сословию и находился в персидском городе Истахр. Огонь Митры Атар-Бурзин-Михр - третий сакральный огонь зороастрийской религии был местом паломничества простого люда и находился в Хорасане (Парфия). По мусульманской легенде, этот огонь погас в ночь рождения пророка Мухаммеда. Погасший огонь на алтаре Весты возвестил скорое падение Рима. Погасший огонь на алтаре Атар-Бурзин-Михр стал предвестником разрушения империи Сасанидов и вытеснения зороастризма исламом.

Незыблемость вечно горящего пламени символизировала величие и могущество Ирана. Устойчивость власти шахиншаха ставилась в прямую зависимость от устойчивости горения и чистоты храмового огня. Персидские цари были лично заинтересованы в поддержании религии и потому всячески заботились о процветании храмов огня. Некоторые шахиншахи на наскальных рельефах изображены совершающими служение алтарному пламени.
Ардашир Папакан - первый царь из династии Сасанидов в 227 году н.э. основал родовой коронационный храм огня в местности Накш-и Раджаб. Последующие Сасаниды также основывали храмы огня для церемоний коронации и совершения ежегодных паломничеств. Традиция изображения алтаря огня на реверсе персидских монет получила распространение еще в эпоху Ахеменидов (еще со времен Дария I) и продолжалась более тысячи лет.


Алтарь огня на сасанидской монете

Посещение храма огня для зороастрийцев было делом сугубо добровольным, но все же очень желательным. В «Избранных заветах древних мудрецов», принадлежащих к пехлевийским текстам, праведным зороастрийцам рекомендовано: «Трижды в день ходи в Храм Огня и воздавай должное Огню; ибо тот, у кого вошло в привычку ходить в Храм Огня и приносить ему почитание, будет благословлен большей долей как земного богатства, так и святости». Приношения храмовому огню, горящему в большой чаше, иногда достигающей высоты 2 м, совершаются пять раз в течение суток и всякий раз сопровождаются пением религиозных гимнов и церемонией препоясывания священным поясом кушти - символом зороастрийской веры. В качестве приношений огню используются сухие дрова и благовония. Пехлевийские тексты всячески подчеркивали важность питания огня сухой древесиной. В тексте «Арда Вираз намаг», описывающем путешествие праведного Вираза в иной мир, повествуется о его встрече с богом огня Атаром. Атар порицает Вираза за то, что тот клал в огонь мокрое дерево. Вираз говорит богу огня: «В том мире я всегда подкладывал тебе семилетнюю древесину», на что Атар отвечает: «знай, что однолетняя древесина много суше, чем семилетняя. Когда ты выдерживаешь дерево больше года, оно собирает влагу и становится мокрым, и ты передай эти мои слова людям». Влажная древесина дымит при горении, а дым зороастрийцами считался порождением духа зла. Когда Ахриман обрушился на материальный мир, он нанес ужасный вред небу, воде, земле и огню. Напав на огонь, он осквернил его дымом. Чтоб избежать присутствия дыма при религиозных обрядах, то есть избежать, таким образом, нападения Ахримана, неизменно предписывается употребление сухой топливной древесины. Кроме того, малое пространство храмов огня, наполняющееся дымом от горения мокрого дерева, становилось непригодным для проведения продолжительных литургий.

В отличие от представителей других индоевропейских религиозных традиций, зороастрийцы в качестве приношений огню использовали только сухие дрова, благовония и масло. Заратуштра - основоположник первой этической религии, восстал против кровавых жертвоприношений и осквернения огня жертвенной кровью. Своим последователям он настойчиво запрещает убивать быков, а в знаменитой «Гате Быка» (Ясна 29) Заратуштра объявляет, что Ахурамазда назначил его защитником быка. Жрецы всех других индоевропейских религиозных традиций, кроме иранской, еще много веков продолжали сжигать в священном пламени ритуальных костров мясо посвященных богам быков и овец. Заратуштра же возвел огненную стихию в ранг очищающей космической силы, обладающей высшей святостью. Посему осквернять огонь жертвенным, а уж тем более, трупным мясом (как это делали индусы, греки, балты и кельты) для зороастрийцев немыслимо. Они абсолютно убеждены, что кремация - порождение духа зла Ангроманью и его попытка осквернить священную стихию огня.

В религии Заратуштры огню отведена роль объективного космического судьи, наказывающего грешников и воздающего по заслугам праведникам. В Гатах (Ясна 34, строфа 4) Заратуштра говорит: «Огню твоему, о Ахура, могущественный судия, мы желаем быть для верующего человека ощутимо приятным, о Мазда, а для враждебного человека видимо болезненным, согласно мановению твоей руки». В Бундахишне, своде космологических представлений зороастрийцев, говорится, что река расплавленного металла сжигает злого человека со зловонием, но что хороший человек проходит сквозь нее, как через теплое молоко. «Бог Огня и Бог Айрияман расплавят металлы в холмах и горах, и они потекут по земле подобно рекам. И они побудят всех людей пройти через этот расплавленный металл, и это сделает их чистыми. И тому, кто спасен, это покажется прогулке через теплое молоко, но тот, кто осужден, ощутит его именно как расплавленный металл». И далее: «И змей Гочихар будет сожжен в расплавленном металле; и расплавленный металл потечет дальше в ад. И весь смрад и порча, которые были в аду, будут сожжены этим расплавленным металлом, и ад будет очищен. И дыра в аду, через которую напал Дух Разрушения, будет запечатана этим расплавленным металлом, и земля, которая была в аду, будет вынесена наверх, на широкий простор материального мира».
К судебной функции огня как высшего восстановителя справедливости относятся и, так называемые, огненные ордалии. В истории зороастризма известно несколько случаев, когда первосвященники для доказательства собственной правоты подвергали себя ордалии: им на грудь выливали расплавленную медь, температура плавления которой достигает 800°С, но они, тем не менее, оставались в целости и сохранности. К таким знаменитым подвижникам зороастризма относятся Адурбад и Мехр-Нарсе. Адурбад, сын Мараспента, жил в период царствования Шапура II (309-379), во время религиозных споров, появления христианства на территории персидской империи и возникновения многочисленных сект. Чтобы опровергнуть взгляды сектантов и доказать истинность зороастрийской веры, Адурбад добровольно принял на себя ордалию расплавленной меди, из которой вышел совершенно невредимым. Персидские Ривайаты так описывают героическое деяние первосвященника: «Адурбад произнес: «Лейте расплавленный металл мне на грудь. Если он прожгет меня, вы говорите правду; если же он не прожгет меня, вы должны омыть свои головы от вероотступничества и оставить все сомнения насчет доброй маздаяснийской религии».
Память об этом чудесном событии поддерживалась как доказательство правоты взглядов зороастрийской ортодоксии. Царь Шапур II объявил, что взгляды Адурбада являются единственно правоверными. «После того, как Адурбад стойкостью доказал неизменность своих взглядов, царь заявил перед всеми представителями других сект, доктрин и школ мудрости: «Теперь, когда мы видели религию здесь, на земле, мы не потерпим ложных религий и в этом мы будем исключительно ревностны».

Эсхатологическая иранская идея очищения мира от зла в огненной реке расплавленного металла получила дальнейшее развитие в учении о мировых периодах, существенно повлиявшем на Гераклита, Пифагора и других греческих философов. Ван-дер-Варден в «Рождении астрономии» писал: «Мы должны предположить, что иранская идея испытания огнем перешла в Вавилон ранее конца шестого века до н.э. и была там соединена с древними вавилонскими идеями о потопе и мировых периодах. Из Вавилона учение о периодически повторяющихся огненных катастрофах перешло в Грецию».
Очищающая сила огня является наиважнейшим качеством этой священной стихии. Именно поэтому зороастрийцы так беспокоились о чистоте огня, ибо как огонь сможет очистить человечество от грехов перед Фрашегирдом, если он сам будет осквернен? В Ривайятах всячески поддерживается значимость чистоты огня. Ахурамазда поведал Заратуштре о том, как при создании мира Огонь умолял творца не создавать его в материальном мире в форме Атара Спеништа: ведь если будет создан огонь, люди станут неподобающим образом с ним обращаться и в его пламени будут сжигать мусор, тем самым оскверняя чистейшую стихию. Ахурамазда вопросил Бессмертных Святых: «Если я внемлю Огню и не создам его в материальном мире, я не смогу сотворить мир. Что же лучше - сотворить мир или обречь огонь на осквернение?».
Амеша Спента (Бессмертные Святые) решили, что телесный мир должен быть сотворен, и в нем должно быть материальное воплощение огня — пламя Спеништа. Творец Ахурамазда возвестил, что всякий, кто станет осквернять огонь, будет наказан пребыванием в аду до Фрашегирда — последнего дня, когда все пройдут через испытание огнем и лишь после того, как полностью очистятся от зла, обретут вечные нетленные тела.

Пехлевийский текст «Арда Вираз намаг», повествующий о посмертной судьбе людей и воздаянии за грехи, пророчит тяжкую участь тем, кто при жизни осквернял огонь. Вернувшись с того света, Арда Вираз писал: «И увидел я души мужчин и женщин, подвешенные в аду вниз головой, и скопище скорпионов, змей и прочей ползучей нечисти пировало в их телах, изъедая их насквозь. И я спросил: «Сколь тяжек грех и исцелима скверна, которая, их души поразив, в обитель паразитов превратила?» Сраоша благочестивый и бог Атар ответили: «Это души людей, которые в мире не заботились об огне и воде. Они вносили грязь в огонь и воду, оскверняли его нечистотами и мертвечиной, а также умышленно гасили пламя огня».

Традиция поклонения огню глубоко вошла в сознание народа. Несмотря на века господства Ислама в Иране и прилегающих странах, в Средней Азии еще долго сохранялись пережитки огнепоклонничества. Н.А. Ханыков писал: «Несмотря на строгость соблюдения обрядов ислама в Бухаре есть обычай, сильно порицаемый духовенством, праздновать всякую весну так называемую «суннитскую среду», напоминающую наш канун Купалы. После заката солнца разводят костры и прыгают через пламя. Больных лечат огнем, обводя их три раза вокруг костра и заставляя прыгать через него; кроме того, зажигают факелы и заставляют больного смотреть на пламя, причем больного легко ударяют по спине, приговаривая: «ступай болезнь в пустыни, ступай в озера». К этому нужно добавить, что зажиточные люди после рождения ребенка зажигают в течение сорока ночей под колыбелью новорожденного свечу - с тем, чтобы отогнать от него злых духов».

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей